Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Произведенные товары, виды издержек, цена и виды доходов




И несовершенной конкуренции.

Ценообразование на рынках совершенной

Формы конкуренции и рыночных ситуаций

 

Основные черты рыночной ситуации Рынок совершенной конкуренции Рынок несовершенной конкуренции:
Чистая монополия Олигополия Монополистическая конкуренция
Количество фирм, производящих продукцию Множество независимых фирм Одна крупная фирма Несколько крупных фирм Достаточно много фирм
  Тип продукта   Стандартизированный Уникальный, нет заменителей Стандартизированный Дифференцированный
Контроль над ценой Цены определяются рынком Практически полный контроль Существует лидерство в ценах Влияние ограничено
Степень сложности вхождения в отрасль Относительно легкий Очень трудный Трудный Вход и выход возможны

 

В реальной действительности не существует только чистой (совершенной) конкуренции, или какого-либо из других ее видов.

В жизни присутствует все их разнообразие, которое следует учитывать при изучении экономической теории и принятии хозяйственных решений.

 

Максимизация прибыли при сокращении издержек производства происходит в условиях конкурентной борьбы на рынках совершенной и несовершенной конкуренции.

Этот процесс связан с ценообразованием на указанных рынках, которое, в свою очередь, зависит от числа продаж.

В условиях совершенной конкуренции увеличение продаж данной фирмой не влечет за собой увеличение цены, т.к. число продаж отдельной фирмы сравнительно невелико.

В условиях несовершенной конкуренции увеличение объема продаж ведет (за счет роста количества продаваемого товара при снижающихся ценах) к увеличению валового дохода. Но происходит это до определенного предела, которым становится предельный доход - MR.

Этот процесс иллюстрирует приводимая таблица.

Количе-ство товаров (Q) Средние издержки (АС) Валовые издержки (ТС) Предельные издержки (МС) Цена   (Р) Валовой доход (ТR) Предельный доход (МR)
             
  21,75 43,5 19,5      
  19,75 59,25 15,75      
      12,75      
  16,5 82,5 10,5      
  15,25 91,5        
  14,25 99,75 8,25      
  13,5   8,25      
             
  12,75 127,5 10,5      

 

Дело в том, что каждая единица дополнительной продукции добавляет некую величину и к валовому доходу, и к валовым издержкам (ТR и ТC). До тех пор пока валовой доход, при изменяющемся объеме производства и цен, превышает валовые издержки, фирма расширяет свое производство, поскольку растет ее прибыль. Рост производства продолжается до тех пор, пока прибыль достигает своего максимального значения.

В таблице этот момент наступает при производстве 9 единиц товара, а в последующем соотношение меняется в пользу предельных издержек.

Максимум прибыли достигается при равенстве предельных издержек и предельного дохода, поэтому дальнейшее увеличение производства, при снижающихся ценах, теряет смысл.

В условиях совершенной конкуренции рыночное равновесие ориентировано на равенство MC=MR, поскольку в ее условиях фирма тоже ориентируется на сопоставление дополнительных затрат и дополнительного дохода. Но совершенный конкурент расширяет производство без повышения цен (он не может этого делать, т.к. его доля на рынке незначительна). Иное дело в условиях рынка несовершенной конкуренции (монополии, олигополии и монополистической конкуренции).

Цель монополии – получение максимально возможной прибыли посредством контроля над ценой или объемом производства на монополизированном рынке.

Средством достижения этой цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной и является формой реализации потенциала монополии на рынке.

Монопольная прибыль в модели несовершенной конкуренции трактуется как излишек над нормальной прибылью в условиях совершенной конкуренции.

Она проявляется как нарушение совершенной конкуренции и возникновение монопольного фактора на рынке.

В условиях олигополии конкуренция носит преимущественно неценовой характер. Потребитель привлекается за счет качества товара, рекламы, послепродажного обслуживания и др.

Возможны различные типы олигополистического поведения фирм на рынке:

тайная олигополия – когда олигополисты могут полностью сговориться. В этом случае рыночная цена будет соответствовать ситуации единственного монополиста.

Олигополия доминирования – когда самая крупная фирма контролирует 60-80% отраслевого объема реализации.

В этом случае можно варьировать при избрании линии поведения. (Например, уступить часть рынка мелким конкурентам и господствовать на монополизированной части рынка).

Существует и монополистическая конкуренция - когда ситуация близка к рынку чистой (совершенной) конкуренции. Разница между ними состоит в том, что поскольку фирмы выпускают не аналогичные, а сходные товары, то каждая из них имеет свою понижающуюся кривую спроса и, ориентируясь на нее, устанавливает цену на свой товар.

Вмешательство монополий в процесс рыночного саморегулирования ведет к перераспределению общественного богатства в их пользу.

Для этого они используют: 1. Силу монополизма, позволяющего контролировать производство и ценообразование. 2. Ценовую дискриминацию.

Фирма ориентируется при этом на различную эластичность спроса и увеличивает таким образом общее число продаж, а, следовательно, и прибыль.

Естественные монополии

Как уже отмечалось, одну из разновидностей монополий представляют собой естественные монополии. Они образуются в тех случаях, когда монополизм обусловлен естественными правами (например, авторское право) или, когда более выгодно, с позиций интересов общества, производство данного товара или услуги одним, а не многими субъектами экономики. К таким случаям относится добыча нефти, газа, золота, передача электроэнергии, оказание услуг железнодорожным транспортом или службами коммунального хозяйства.

Поскольку этот вид монополии носит естественный характер, он неустраним. Однако естественные монополии поддаются государственному регулированию, которое осуществляется как с учетом интересов общества, так и структур, относящихся к естественным монополиям. Это регулирование осуществляется, в частности, путем воздействия на тарифы и цены, устанавливаемые на свои услуги и продукцию естественными монополиями. Кроме того, регулирование деятельности таких монополий со стороны государства может осуществляться посредством их реструктуризации, как это имеет место в России в отношении РАО ЕЭС и железнодорожного транспорта. Результатом этой реструктуризации должно стать возникновение конкурентной среды в некоторых сферах деятельности естественных монополий, повышение инвестиционной активности в отрасли и эффективности ее функционирования.

Монопсония

Монополия может существовать не только на стороне продавца (производителя), но и на стороне покупателя. В этом случае она носит название «монопсония», что означает «один покупатель». Монопсония – это ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов. В условиях совершенной конкуренции, когда существует множество покупателей, каждый из них не в состоянии воздействовать на продавцов, производителей в аспекте объема производства.

Ситуация в корне меняется в условиях несовершенной конкуренции, когда возникает монопсония, т.е. монополия, лежащая на стороне покупателей, за выбор которых конкурируют между собой производители (продавцы) товаров и услуг. Это ведет к понижению цены, причем законодателем цен здесь выступает покупатель, в зависимость от которого попадают продавцы. Именно он, ориентируясь на средние издержки производства товара сложившиеся в отрасли, выбирает те фирмы, чьи издержки, благодаря совершенной технике и технологии, оказываются более низкими, стимулируя их развитие. Но покупатель может приобретать и товар фирм, в которых он производится в условиях тенденции к увеличению издержек производства, если он заинтересован в их развитии, регулируя тем самым либо увеличение производства данного вида продукции в отрасли, либо изменение ее качества, либо устранение конкурентов тех фирм, которые представитель монопсонии склонен поддерживать. Во всех этих случаях речь идет обо всей совокупности товаров и услуг, а под покупателем имеется в виду отнюдь не физическое лицо, а фирмы. Совершаемые в этих случаях сделки ориентированы на сопоставление предельных издержек и предельного дохода. Только в этом случае имеются в виду предельные издержки покупателя, которые представляют собой дополнительные затраты на приобретение дополнительной единицы продукции, а также предельный доход покупателя, связанный с предельной полезностью приобретаемого товара или услуги.

Ценовая дискриминация

В рамках несовершенной конкуренции во имя максимизации прибыли происходит ценовая дискриминация, которая состоит в практике продажи одного и того же товара с одинаковыми издержками производства по различным ценам. Эта дифференциация цен и покупателей осуществляется с учетом платежеспособного спроса покупателей и степени его эластичности, причем дискриминация может проявляться как посредством повышенных, так и пониженных цен. На рынках с низкой эластичностью спроса цены повышаются, а с высокой эластичностью – понижаются.

Установив эти различия, фирма добивается повышения своего дохода, который при ценовой дискриминации оказывается более высоким, чем если бы реализация происходила на едином неразделенном рынке. Подобного рода дискриминация осуществима при условии, когда фирма является монополистом.

Последствия несовершенной конкуренции, монополии

Эти последствия состоят в следующем:

1. Ограничивая выпуск товаров и устанавливая монопольные цены, монополия ведет к нерациональному использованию (недоиспользованию) ресурсов.

2. Снижается жизненный уровень населения.

3. Наличие монополий сдерживает НТП – поскольку нет конкуренции и стимулирования роста эффективности.

Вместе с тем монополии ведут к позитивным последствиям в экономике. К ним относятся:

1. Высокое качество товаров – иначе рынок не завоюешь.

2. Содействие повышению эффективности производства (монополиям посильны исследования, разработки и их внедрение).

3. Преимущества в снижении издержек производства.

4. Устойчивость в конкуренции и тем самым сдерживание падения производства в период кризисов.

Таким образом, монополии играют двойственную роль, в связи с чем для смягчения негативных последствий их существования, которые являются доминирующими, применяются меры антимонопольного характера, препятствующие монополизации рынка.

Факторы, противодействующие монополизации рынка. Подразделяются на экономические и административные.

К экономическим (свойственным самому рынку) относятся:

1. Появление товаров – субститутов (заменителей).

2. Частая смена приоритетных для потребителя товаров (как результат НТП).

3. Интернационализация рынка.

К административным мерам (применяемым правительством) относятся:

1. Антитрестовое законодательство.

2. Принудительная демонополизация.

3. Налоговая политика, понуждающая снижать монопольные цены.

В целях сдерживания отрицательных последствий монополизма и поддержания конкуренции, общество с рыночной экономикой прибегает к ряду государственных мер, к числу которых относится антитрестовское законодательство.

Антимонопольное законодательство

Антитрестовское законодательство – это пакет законов, который является средством поддержания баланса между монополией и конкуренцией. В 1890 г. в США был принят Закон Шермана, впервые признавший незаконным создание монополий, любых сговоров по поводу ограничения производства и уровня цен.

В 1914 г. в США был принят Закон Клейтона. Это акт гражданского кодекса, не влекущий за собой уголовного наказания. Он объявлял вне закона ценовую дискриминацию, запрещал принудительное слияние, приобретение акций конкурирующих предприятий.

В 1950 г. был принят Закон Селлера - Кефовера, направленный против слияний, которые (и в вертикальном и в горизонтальном планах) противостоят монополизации, ослабляя ее.

Антимонопольное законодательство США и западноевропейских стран носит двойственный характер: с одной стороны формально защищает потребителей, а с другой, поощряет процесс концентрации, если он связан с НТП.

 

 

Общая для всех стран направленность антимонопольного законодательства состоит в том, что оно ориентировано на:

1. Охрану и поощрение конкуренции;

2. Контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке.

3. Контроль над ценами.

4. Защиту интересов потребителей.

5. Защиту малого бизнеса.

В современных условиях правительства проводят антимонопольную политику в виде контроля над ценами и контроля за слияниями (особенно горизонтальными). Законодательство запрещает сговор о ценах, демпинговый характер продаж, объединение сходных компаний.

Демонополизация в России

В России советского периода высокий уровень монополизма был порожден огосударствлением и беспредельной концентрацией производства.

В ходе глубоких преобразований последних лет в стране был принят ряд нормативных актов, основным из которых является " Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Для проведения государственной политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничения монополистической деятельности в 1991 г. создан Антимонопольный комитет РФ, преобразованный ныне в Федеральную антимонопольную службу, призванную реализовывать антимонопольную политику государства и поддерживать предпринимательство.

Согласно закону РФ фирма занимает монопольное положение, если ее доля на рынке данного товара превышает 35%. Предприятия – монополисты (а они вошли в специальный реестр) обязаны ежегодно декларировать цены, представлять отчет о физическом объеме производства, качестве товаров (или услуг) и удовлетворении в них потребительского спроса.

Основными направлениями демонополизации в РФ являются:

1. Контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов.

2. Контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению отдельных предприятий.

3. Предоставление льготных кредитов и налоговых льгот субъектам, впервые вступающим на данный рынок.

4. Финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

5. Привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.

Законодательство ориентировано на развитие и поддержку конкуренции, развитие предпринимательства, рыночных отношений и рынков.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.