Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конкуренция и ее виды




Тема 7. СОВЕРШЕННАЯ И НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. МОДЕЛИ РЫНКОВ

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли, а значит и расширению масштабов хозяйственной деятельности, они выступают по отношению друг к другу как конкуренты.

Под экономической конкуренцией понимают соперничество, состязательность, соревнование между экономическими субъектами на рынке в целях получения наибольшей прибыли и других выгод. Конкуренция – один из важнейших законов рыночной экономики, содержание которого состоит в соперничестве за достижение наилучших результатов, выражающихся в прибыли.

Виды конкуренции

При производстве товаров конкуренция подразделяется на 2 вида – внутриотраслевую и межотраслевую.

Первая из них ведется между предприятиями одной отрасли за лучшие условия производства и сбыта товаров. Предпосылками такого вида конкуренции является различие индивидуальных издержек производства, а результатом – рыночная цена на однородные товары.

Межотраслевая конкуренция – это конкуренция предприятий различных отраслей за сферы более прибыльного вложения капитала. Предпосылками такого вида конкуренции являются различные нормы прибыли в разных отраслях, а результатом – образование средней прибыли.

Методы конкуренции

В зависимости от способов ведения различают два основных метода конкуренции: ценовую, когда борьба между товаропроизводителями за более высокую прибыль ведется путем уменьшения издержек, а значит и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества, а также неценовую.

Неценовая конкуренция осуществляется посредством:

1/ технической новизны и качества товаров;

2/ создания товаров-субститутов;

3/ послепродажного обслуживания потребителей.

Совершенная и несовершенная конкуренция

Существуют две формы конкуренции и соответствующих им рыночных ситуаций.

1. Самая старая форма конкуренции это свободная /совершенная/ конкуренция. Ее называют совершенной потому, что она развивается без всяких ограничений, когда рынок состоит из большого числа продавцов и покупателей, предлагающих однородную стандартную продукцию.

Ее признаками являются: 1/ множество продавцов и покупателей, ни один из которых не может существенно влиять на положение на рынке; 2/ для продажи предлагаются одинаковые товары или услуги; 3/ ни один из продавцов или покупателей не обладает монополией на информацию о положении дел на рынке; 4/ покупатели и продавцы могут свободно входить в рынок и выходить из него.

Под несовершенной конкуренцией имеется в виду рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из этих условий.

Рынок несовершенной конкуренций характеризуется тем, что: 1/ фирмы могут воздействовать на условия реализаций товара и, соответственно этому, ведут конкурентную борьбу; 2/ выход на рынок ограничен.

Эта форма конкуренции распространена в современных моделях рынка.

Типы несовершенной конкуренции

Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три типа: монополистическую конкуренцию, олигополию и чистую монополию.

Монополис- тическая конкуренция

Монополистическая конкуренция характеризуется большим числом продавцов, которые предлагают однотипные, но несколько различающиеся товары. Конкуренция является монополистической в том случае, если на долю 4-х фирм приходится не более 25% внутренних поставок данного товара и на 8 фирм не более 50%, хотя количество таких фирм может быть довольно значительным.

Поскольку в рамках этого вида конкуренции имеется в виду производство близких, но различающихся товаров, каждый из выпускающих данную разновидность товаров является монополистом. В ходе этой конкуренции каждый старается делать свой товар более привлекательным, чем у конкурента. Вход и выход в рынок, хотя и затруднен, но возможен.

Олигополия

Олигополия – образуется при рыночной ситуации, когда многочисленные покупатели сталкиваются с несколькими крупными продавцами. /Обратная ситуация носит название олигопсонии /. Она возникает в условиях, когда несколько фирм утверждают свое господство на рынке какого-либо товара за счет более низких издержек и цен, позволяющих вытеснить других конкурентов. Например, три фирмы на автомобильном рынке США.

Проникновению на рынок других фирм мешает ряд препятствий: величина капитала, необходимого для основания новой фирмы, контроль уже сложившихся фирм за ценами, рынком сбыта, техникой и технологией в данной отрасли. Олигополистическая ситуация наиболее характерна для современного рынка.

В зависимости от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную.

Предприятия чистой олигополии выпускают идентичную, стандартную продукцию: цемент, бензин, сталь и т.д.

Олигополия, в условиях которой фирмы производят разнообразную продукцию одного функционального назначения, называется дифференцированной.

Олигополия в еще большей степени, чем монополистическая конкуренция, ограничивает возможности потребителя влиять на рыночные процессы.

Вместо ценовой конкуренции на олигополистическом рынке используется лидерство в ценах, которое означает практику, когда ведущая фирма назначает цену, а другие следуют ей.

Чистая монополия

Следующим видом несовершенной конкуренции является чистая монополия. Это рыночная структура, которая позволяет влиять на цену товара или услуги, контролируя всю или большую часть производства. (Частный случай – монопсония – монополия покупателя).

Практически часто чистая монополия означает предложение товаров только одной фирмой.

На таком рынке возможности покупателя крайне малы, т.к. у него нет возможности найти нужный товар у альтернативного изготовителя.

Чистую монополию отличают следующие черты: 1/ единственный продавец; 2/ нет близких заменителей данного товара. Поэтому потребитель вынужден платить назначенную цену; 3/ конкуренты не могут выйти на рынок, где господствует монополия.

Примером чистой монополии могут быть коммунальные услуги, услуги связи, энергоснабжение и др.

Каковы барьеры для проникновения в отрасль с рынком чистой монополии? К ним относятся: 1/ эффект масштаба, который позволяет иметь низкие издержки производства; 2/ исключительные права – привилегии, даваемые фирме-монополисту государством, которое взамен оставляет за собой право регулировать действия монополии, защищая потребителей; 3/ патенты и лицензии – правительство гарантирует патентную защиту новым технологиям и товарам, что обеспечивает производителям позиции монополистов; 4/ собственность на важнейшие виды сырья.

Монополии можно классифицировать следующим образом: естественная монополия – формируется естественным путем на основе технологических потребностей развития производства при высоком уровне его концентрации /обеспечение газом, электроэнергией и др./;

искусственная монополия – возникает на основе сговора и подавления конкурента;

случайная монополия – результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением.

Монополию можно понимать как тип фирмы и как тип рыночного поведения. В обоих этих качествах монополия возникает в результате конкуренции и концентрации производства, которая служит главной причиной возникновения монополии.

Увеличение масштабов производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направлениям: горизонтальная интеграция – слияние двух или более компаний, занятых в одной сфере производства /производители сельскохозяйственной продукции под эгидой крупных фирм/; вертикальная интеграция – комбинация разнонаправленных компаний, производство в которых связано единой технологической цепью.

Таким образом, формы конкуренции определяют особенности рыночных ситуаций, которые можно проследить в приводимой таблице:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 3058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.