КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Финансовая деятельность государства (муниципальных образований) в современных условияхРегулирование и управление публичными финансовыми ресурсами является главным направлением деятельности любого государства в любой исторический период. По мнению В. А. Лебедева, без финансов государство не может обойтись. Ими обусловливается экономический и политический рост государства, социальный прогресс. Много политических перемен и потрясений в общественном быту произошло по поводу расстроенных финансов, и, может быть, политическая карта каждого государства была бы иная, если бы оно не переживало финансовых кризисов. И. И. Янжул справедливо отмечал, что финансы и их организация имеют громадное политическое значение, оказывая не только косвенное, но и прямое влияние на все государственное устройство и управление. Финансы, одни финансы дают часто внутренний смысл исторических событий, внешнее выражение которых носит даже совершенно иной характер. Деятельность государства (муниципальных образований) по планомерному формированию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач1 признается финансовой деятельностью. Финансовая деятельность государства (муниципальных образований) осуществляется в соответствии с финансовой политикой, представляющей собой «систему целей и концептуальных идей»2, направленных на развитие и совершенствование функционирования финансовой системы. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач ученые-экономисты подразделяют финансовую политику на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономическим и социальным развитием. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей позволяет в максимально сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией3. Проблемы взаимообусловленности и взаимозависимости финансового права и политических процессов в государстве были и остаются предметом исследования ученых фи-нансоведов: П.-М. Годме, О. Н. Горбуновой, Е. Ю. Грачевой, Н. В. Исакова, М. В. Карасевой, Ю. А. Крохиной, Г. В. Петровой, Н. В. Сапожникова, Н. И. Химичевой и др. Следует согласиться с Е. Ю. Грачевой в том, что финансовая политика государства определяет цели и задачи, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределения общественного богатства для обеспечения финансовыми ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребностей воспроизводства. Оценивая качество современной финансово-правовой политики российского государства, Н. В. Исаков подчеркивает, что объектом первоочередного внимания должна быть оптимизация финансового и особенно налогового и бюджетного законодательства. При этом финансово-правовая политика, как одна из форм реализации правовой политики, должна строить свою деятельность по достижению целей правового регулирования в сфере финансов на научно обоснованных принципах и воплощаться в эффективном финансовом законодательстве. На современном этапе развития российского государства финансовая политика стремится достичь экономического баланса между обеспечением государственных потребностей и повышением общего уровня благосостояния общества. Основные направления современной финансовой политики Российской Федерации нашли отражение в нормативных актах, имеющих программный характер, в частности в распоряжении Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 1163-р, утвердившем Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003—2005 гг.)2; в постановлении Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»3, Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 23.06.2008. «О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах». В соответствии с указанными правовыми документами первоочередными задачами финансовой политики российского государства являются: стимулирование структурной перестройки экономики, диверсификация ее структуры, снижение фискальной нагрузки на экономику, повышение благосостояния населения; повышение инвестиционной и инновационной активности населения; присоединение к международным торгово-экономическим организациям; создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами; реформирование бюджетного сектора (в частности, реформирование бюджетных организаций, системы финансирования, процедуры исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, межбюджетных отношений); переход к среднесрочному (многолетнему) бюджетному планированию; переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов; определение приоритетных направлений бюджетных расходов, в том числе в сфере здравоохранения, образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок, модернизацияи транспортной инфраструктуры; совершенствование системы местного самоуправления и обеспечение соответствия финансовых и материальных средств, находящихся в муниципальной собственности, полномочиям органов местного самоуправления; формирование устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу; переход на современные принципы осуществления государственных инвестиций и реализации долгосрочных программ за счет бюджетных средств; совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля, исключение параллелизма и дублирования в этой сфере. Учитывая интенсивные процессы интеграции экономики России в единое общемировое финансово-экономическое пространство (складывающееся в связи с глобализационными процессами), следует также выделять международно-правовые аспекты современной финансовой политики.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |