Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности метода финансового права




Специфика метода финансового права в большей степени обусловлена особенностями предмета правового регулирования данной отрасли права. Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления занимает важнейший сег­мент в структуре управления общественными процессами. Пра­вовое регулирование мероприятий по собиранию, распределе­нию и использованию публичных денежных фондов базируется на оригинальном методе, используемом исключительно для данной категории правоотношений.

При помощи метода финансового права осуществляется возникновение и движение финансовых правоотношений, оп­ределяются особенности правового положения и способов за­щиты прав и интересов участников указанных отношений.

Как правило, основными инструментами, с помощью кото­рых реализуются любые направления государственной полити­ки, являются правовые механизмы и способы. Осуществление государственной финансовой политики подпадает под действие норм финансового права и, соответственно, подчинено финан­сово-правовому методу.

Учитывая тесную, неразрывную связь метода финансового права и социально-экономических процессов, происходящих в обществе, можно констатировать, что одним из сущностных признаков финансово -правового метода является его обуслов­ленность финансовой политикой государства.

Способы, которые используются для регулирования отно­шений в сфере осуществления финансовой деятельности госу­дарства, отражают общие тенденции финансовой политики го­сударства. Гибкость метода обусловлена спецификой сферы правового регулирования. Государственная финансовая дея­тельность осуществляется в различных формах и представляет собой достаточно подвижную, изменчивую сферу обществен­ных отношений, что, безусловно, оказывает влияние на метод правового регулирования.

Характерной чертой финансово -правового метода, на наш взгляд, является его тесная связь с макроэкономической полити­кой государства. На данное обстоятельство обращал внимание Е. А. Ровинский, выделивший в качестве одного из специфиче­ских признаков финансово-правового метода его экономиче­скую направленность1.

Наличие непосредственной связи метода правового регули­рования финансовых отношений с основными направлениями государственной финансовой политики, а также возможность законодателя использовать различные правовые способы для достижения эффективности финансово-правового регулирова­ния принципиально отличают указанный метод от смежных от­раслевых методов, в частности от административно -правового.

Имущественный аспект метода правового регулирования финансовых отношений проявляется в его содержании. Метод финансового права всегда направлен на поддержание стабиль­ных отношений в сфере собирания, распределения и использо­вания денежных фондов государства и местных (муниципаль­ных) образований. Такая направленность проявляется на всех стадиях правового регулирования — от момента выбора юриди­ческих фактов, являющихся основанием динамики финансовых отношений, до определения специфики правового положения субъектов финансовых правоотношений.

Выбор нормы права для регулирования последствий возник­ших юридических фактов обусловлен методом, задающим оп­ределенную правовую направленность. Совершая какой-либо юридически значимый поступок (действие) или переживая юридически значимое событие, субъект подвергается воздейст­вию правовых норм, в которых уже заложен метод правового регулирования. Метод финансового права реагирует, т. е. начи­нает работать (проявляться), при наличии тех юридических фактов, которые являются предпосылками развития отношений в рамках реализации публичной финансовой деятельности. Ре­гулируя характер связи участников финансового правоотноше­ния, правовой метод создает условия для реализации финансо­вых полномочий властвующих субъектов.

Имущественный аспект метода финансового права проявля­ется также в том, что с его помощью происходит регулирование и защита одного из стратегически важных интересов любого государства — обеспечения финансовой стабильности и плате­жеспособности. Другими словами, метод нацелен на обеспече­ние публичного имущественного интереса государства и обще­ства.

Учитывая то, что финансовое право регламентирует один из основных публично-правовых интересов — финансовую дея­тельность государства и местных (муниципальных) образова­ний, неотъемлемым признаком метода правового регулирова­ния является его преимущественная императивность. Властный характер предписаний, выдаваемых органами государственной власти (органами местного самоуправления), позволяет осуще­ствлять управление публичными финансами, обеспечивая со­циально-экономические интересы общества в целом и отдель­ных лиц в частности.

Повинуясь властным предписаниям, подчиненные субъекты финансовых правоотношений вписываются в систему государ­ственных требований о необходимости эффективного осущест­вления функций по собиранию, распределению и использова­нию публичных денежных средств. Отказ от исполнения фи­нансово-правовой обязанности, возложенной на субъекта (уплата налога, возврат кредита, перечисление страхового взно­са, целевое использование бюджетных средств и т. д.), влечет за собой негативные последствия в виде мер государственного принуждения.

Властность как сущностный признак метода финансового права нетождественна императивности административно-пра­вового метода. Метод финансового права допускает менее же­сткие властно-подчиненные связи между субъектами по срав­нению с административно -правовым методом.

Соподчиненность субъектов финансовых отношений воз­никает исключительно в рамках правовых связей, складываю­щихся в сфере собирания, распределения и использования публичных денежных средств, и носит гибкий, функциональ­ный характер. Гибкость властно-подчиненной связи проявля­ется в том, что в сложных финансовых правоотношениях (бюджетных, межбюджетных и некоторых других) одна и та же группа участников одновременно может занимать как властвующее, так и подчиненное положение. Специфика по­добных правовых связей обусловлена тем, что финансовая деятельность государства и местных (муниципальных) обра­зований осуществляется через многоуровневую финансовую систему федеративного государства, предполагающую нали­чие различных финансово-правовых отношений между орга­нами государственной власти и органами местного само­управления.

Определяя границы реализации властных полномочий субъ­ектами финансовых отношений, метод правового регулирова­ния допускает определенную самостоятельность субъектов в выборе форм и вариантов осуществления возложенных на них финансово-правовых обязанностей. При этом обеспеченная методом финансового права «свобода усмотрения» при реали­зации властных полномочий обусловлена требованиями финан­совой политики государства, направленной на реализацию принципов сбалансированного и эффективного управления публичными финансовыми ресурсами.

Кроме того, метод финансового права в отличие от иных методов правового регулирования, используемых в публично -правовых отраслях, допускает возможность наделения некото­рыми властными полномочиями юридических лиц (коммерче­ские организации), а в отдельных случаях и физических лиц. Подобные либеральные тенденции в развитии метода финансо­вого права объясняются общим направлением государственной финансовой политики. Сочетание управляющего государствен­ного вмешательства в процесс функционирования финансовой системы с элементами саморегулирования отдельных ее сег ментов позволяет осуществлять более эффективный контроль за выполнением финансово-правовых обязанностей подчинен­ными субъектами, а также значительно упрощает механизм взаимодействия подчиненных субъектов с представителями фискалитета. Передача части властно-финансовых полномочий негосударственным (немуниципальным) организациям и физи­ческим лицам допускается в рамках налоговых, валютных, де­нежно-кредитных и некоторых других отношений.

Следует согласиться с мнением О. Н. Горбуновой о том, что государство в лице его органов как организация публичной власти должно регулировать финансовую деятельность в пол­ном объеме, обеспечивая правом правовые коридоры для бес­перебойного прохождения сигналов прямой и обратной связи таким образом, чтобы вся система развивалась самонастраива­ясь и саморегулируясь. Такое положение может быть достигну­то, если финансово-правовые институты будут взаимно связа­ны и взаимно обусловлены, причем связь эта должна укреп­ляться на общих принципах1.

Структура метода финансового права представляет собой уникальное сочетание способов правового регулирования, принципиально отличающее рассматриваемый метод от иных отраслевых методов, в частности от административно-правово­го. Разнообразие правовых способов, используемых при регу­лировании финансовых отношений, обусловлено целями и за­дачами государственной финансовой политики. Для достиже­ния баланса внутригосударственных экономических интересов в арсенале властвующих субъектов имеются различные право­вые способы, имеющие преимущественно императивную на­правленность.

Отличительной чертой метода правового регулирования ад­министративных отношений является то, что он направлен на регулирование отношений, возникающих при организации ис­полнительно-распорядительных органов и в процессе их адми­нистративной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных и муниципальных органов, а также в ходе реализации административной власти судьями и общественными организа­циями.

Административно-правовой метод использует различные правовые способы, в том числе императивное предписание, за­прет, дозволение, административный договор. Однако в рамках административно-правовых отношений названные способы имеют особое сочетание, обеспечивающее организацию и функционирование государственного управления, процесса управления, различных форм управленческих действий, судеб­ной защиты прав и свобод человека, а также административно-юрисдикционного процесса.

Метод финансового права обладает своеобразным набором правовых способов, при помощи которых осуществляется регу­лирование финансовой деятельности государства и муници­пальных образований.

Финансовая сфера государства как никакой другой сегмент общественной жизни нуждается в эффективном сочетании раз­личных способов правового регулирования, эластичных подхо­дах к решению поставленных задач.

Важной проблемой является определение правильного соот­ношения правовых способов, регулирующих определенную группу общественных отношений.

Поиск оптимального сочетания способов дозволений, обязываний, запрещений, рекомендаций, согласований и др., ис­пользуемых для регулирования финансовых отношений, ста­новится одной из приоритетных задач в области науки и пра­воприменения. Это объясняется возрастающей значимостью социальных, экономических, политических вопросов, стоящих перед финансовым законодательством на современном этапе.

Вопросы взаимодействия различных правовых способов, ре­гулирующих финансовые отношения, учеными описываются достаточно лаконично.

В частности, Р. Саватье отмечал, что экономический пуб­личный порядок должен быть гибким, для того чтобы учиты­вать все разнообразие условий, связанных со временем и местом, постоянно колеблющимися потребностями экономиче­ской политики1.

По мнению М. И. Пискотина, в состав экономического ме­тода государственного управления должны включаться элемен­ты гражданско-правовых способов2.

М. Ю. Челышев в качестве одной из главных задач законо­дателя в настоящее время видит обеспечение оптимального со­четания публично-правовых и частноправовых начал в эконо­мике. Оптимальность предполагает, что экономика служит ин­тересам человека, а права граждан и экономических субъектов надлежащим образом защищены3.

По мнению М. В. Карасевой, метод властных предписаний в качестве метода финансово-правового регулирования становит­ся все более «лояльным» и в него все чаще встраиваются граж­данско-правовые «вкрапления»4.

Анализируя метод финансового права, М. Ф. Ивлиева под­черкивает, что в последнее время он существенно модифициро­вался. Государство в процессе финансовой деятельности все ак­тивнее использует методы рекомендации и согласования. В фи­нансовом праве нашли место конструкции, традиционно присущие другим отраслям права, в частности договорные5.

По мнению О. Н. Горбуновой, одной из особенностей мето­да финансового права является наличие в нем экономических методов руководства6.

По нашему мнению, структура финансово-правового метода может иметь следующую характеристику.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.