Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-педагогической работы с детьми




Функции, специализация и направления

Роль социального педагога в работе с детьми

Решение задачи развития социально-педагогической работы с деть­ми впрямую зависит от кадрового обеспечения. Ориентация только на учителя, способного полноценно учить и интенсивно работать во вне­урочное время, – неперспективно. Учитель, социальный педагог, педа­гог-психолог, вожатый, педагог-организатор, воспитатель, педагог до­полнительного образования могут и должны работать в тесном контакте, взаимодействуя во благо ребенка со всеми заинтересованными учрежде­ниями и организациями.

Особая роль в данной работе по праву отводится социальному педа­гогу. Было бы ошибочным сводить функции социального педагога к дея­тельности лишь в рамках образовательного учреждения. Главной сферой его деятельности является социум (сфера ближайшего окружения лич­ности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (осо­бенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности пре­дотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, по­рождающие ее, обеспечить профилактику различного рола негативных явлений (нравственного, физического, социального и т.п. плана), от­клонений в повелении личности и, таким образом, оздоровить окружа­ющую его микросреду.

 

Образовательно-воспитательная функция. Обеспечение целенаправлен­ного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрос­лых, содействие педагогической деятельности всех социальных институ­тов микрорайона – семьи, образовательных учреждений, трудовых кол­лективов, средств массовой информации, микросоциума. Стремление полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возмож­ности общества, воспитательный потенциал микросреды, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса.

Диагностическая функция. Постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-быто­вых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем.

Организаторская функция. Организация общественно ценной деятель­ности детей и взрослых, педагогов и полотеров (общественных деяте­лей) и решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов, программ.

Прогностическая и экспертная функции. Разработка программ, проек­тов, планов социально-педагогического развития микрорайона, учреж­дения, его структур; социально-педагогическое проектирование лично­сти ребенка, групп детей; экспертиза аналогичных документов и мате­риалов.

Организационно-коммуникативная функция. Включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогичес-кую ра­боту, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, со­средоточивание информации и налаживание взаимодействия между раз­личными социальными институтами в их работе с детьми, семьями.

Охранно-защитная функция. Использование имеющегося арсенала правовых норм для зашиты прав и интересов личности, содействие при­менению мер государственного принуждения и реализации юридичес­кой ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опос­редованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

Социально-компенсаторная функция. Разработка и реализация комп­лекса мер, способствующих выравниванию возможностей для социаль­ного старта, восполнению или компенсации социальной ущербности ребенка вследствие конкретных личностно-семейных обстоятельств.

Посредническая функция. Осуществление связей в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением.

Специализация. В своей практической деятельности социальный пе­дагог выполняет различные социальные роли, причем умение выступать в различных ролях определяет уровень его профессиональной компетен­тности.

Профиль социально-педагогической деятельности определяется ре­гионально-этническими особенностями, потребностями конкретного социума – города, района, села, а также личностными и профессио­нальными возможностями специалистов. Наиболее распространенным и востребованными в нынешних социальных условиях является социальный педагог, специализирующийся на социальной работе с семьей, оказа­нии ей разносторонней помощи непосредственно в социуме. Семейные социальные педагоги составляют кадровую инфраструктуру медико-психолого-педагоги-ческой службы помощи в социуме.

Могут быть выделены, например, социальные педагоги – организа­торы социально значимой работы с детьми и молодежью; социальные педагоги, специализирующиеся на организации культурного досуга или физкультурно-оздоровительной деятельности, совместного отдыха детей и взрослых, семейного досуга. В ряде регионов выделяются отдельно со­циальный этнолог, социальный эколог, социальный валеолог, соци­альный педагог-дефектолог и др. Практикой доказана нецелесообразность каких-либо ограничений и рекомендаций извне в данных вопросах. Эти подходы определяются в зависимости от конкретной ситуации, социокультурной и микросоциальной специфики, характера выявленных про­блем и потребностей с привязкой к условиям конкретного социума. Так, в сельской местности обычно все аспекты социально-педагогической деятельности интегрированы в лице общинного социального педагога, который является, по сути, профессиональным проводником социаль­ной политики.

Важен сам принцип соотношения базовой конструкции социально-педагогической службы со специальными подразделениями, где работа­ют социальные педагоги, сориентированные на определенную сферу социума (общеобразовательное учреждение, детский сад, специализи­рованное учреждение и т.д.) или на работу с определенными категори­ями (дети, молодежь, семья, группы риска, беженцы, дети с ограни­ченными возможностями и др.).

Социальный педагог – это, прежде всего, посредник, связующее звено между личностью ребенка (в данном случае) и государственно-обществен­ными социальными службами, организациями и учреждениями, призван­ными заботиться о ребенке и его семье.

Социальный педагог – своеобразный духовный наставник, который на протяжении ряда лет кик бы «ведет» ребенка, семью, осуществляет соци­альный патронаж, заботится о формировании нравственных, общечелове­ческих ценностей в социуме, помогает предвосхищать и разрешать конфликтные ситуации своих подопечных, содействуя им в контактах с соответ­ствующими специалистами.

Местом работы социального педагога могут быть:

– социально-педагогические и социально-психологические службы учреждений образования (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных школ, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов и пр.);

– социальные службы специализированных учреждений (семейных детских домов, центров реабилитации, социальных приютов, спецшкол для детей с отклонениями в развитии и др.);

– социальные службы муниципальных органов и их учреждений (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной педагогики и социальной работы);

– службы культурного досуга (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесел, семейные клубы, семейные гостиные, парки, игровые площадки и др.);

– валеологические и физкультурно-оздоровительные службы (профи­лактории, реабилитационные комплексы).

Таким образом, социальный педагог может работать как штатная единица образовательных, культурно-досуговых и спортивно-оздорови-тельных учреждений различного ведомственного подчинения, служб соци­ально-педагогической помощи, детских и молодежных обществе иных организаций, фондов. Более конкретный ответ на этот вопрос также за­ложен в специфике региона, области, района, города и определяется степенью развитости системы социальных служб, уровнем управления системой.

Мировая практика социальной работы показывает, что наиболее эко­номичным и гуманным является территориальный подход к созданию межведомственной системы социальных служб. При таком подходе службы социальной помощи населению, где работают профессиональные соци­альные педагоги и социальные работники, максимально приближены к семье, поэтому наиболее соответствуют особенностям и нуждам социу­ма, каждого конкретного человека. При таком подходе учреждения обра­зования, культуры, здравоохранения, социального, жилищно-коммуналь-ного и т.п.. обслуживания работают как открытые социально-педагоги­ческие системы, сориентированные на интересы и потребности конк­ретных семей, различные категории населения, проживающие в данном микросоциуме.

Наиболее эффективной и экономичной является организационная форма управления межведомственной системой социально-педагогических служб, развивающаяся снизу вверх, по территориальному принци­пу. Она максимально приближена к семье и поэтому наиболее соответ­ствует особенностям и нуждам социума конкретной личности. При таком подходе сами учреждения (образования, здравоохранения, культу­ры и т.п.) работают как открытые системы.

Находясь в статусе штатного работника образовательных учреждений, социальный педагог выступает их полномочным представителем в соци­уме по месту жительства. По мере совершенствования управленческих структур, развития муниципального, общинного самоуправления соци­альные педагоги решением местных администраций постепенно могут быть выведены из подчинения ведомственного учреждения и переданы непосредственно в ведение соответствующих социально-педагогических служб.

Основные направления социально-педагогической работы с детьми в образовательном учреждении:

– помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием ребенка;

– помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость, и успеваемость;

– привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально значимых мероприятии, акций;

– распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затра­гивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях раз­вития с целью предотвращения серьезных последствий;

– консультирование, групповое и индивидуальное, детей и их роди­телей по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций, сня­тия стресса, воспитания детей в семье и т.п.;

– выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;

– помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми. Если должность социального педагога вводится в штаты образовательного учреждения, то администрация данного учреждения совместно с заинтересованными лицами определяет специализацию социального педагога в зависимости от конкретных условий микросоциума: конкретизирует функции классного руководителя, педагога дополнительного образования, старшего вожатого, воспитателя и методиста, психолога и других должностных лиц, определяет зоны сотрудничества, механизм взаимодействия с социальными педагогами.

Так, например, взаимодействие социального педагога и классного руководителя может осуществляться в следующих направлениях: взаимоинформация о конкретном ребенке, его проблемах, здоровье, инте­ресах, условиях семейного воспитания; совместная работа по планиро­ванию воспитательного процесса с детьми и родителями, оказанию по­мощи семье, использованию ее воспитательного потенциала, совмест­ное проведение родительских собраний, консультаций, внеклассных и внешкольных дел; совместный анализ проводимой работы.

Содержание и методика работы

Главной направленностью социально-педагогической работы с детьми является содействие саморазвитию личности. Усилия направляются на создание условий для активизации, развития и реализации творческого потенциала, способностей, задатков ребенка.

Социальный педагог включает детей и взрослых в процесс социаль­ного творчества, в разностороннюю совместную социально значимую деятельность, социальные инициативы.

Социальный педагог стремится организовать деятельность, которая отвечает интересам и природным свойствам каждого ребенка, потребностям общаться, исследовать, творить, созидать. Он осознает свою пе­дагогическую позицию как друга и ведущего участника общего дела. Вместе с детьми, а не за них – такова основная заповедь социальных педагогов.

Целевой ориентацией деятельности социального педагога является формирование здоровых, воспитывающих, гуманных отношений в со­циуме. Решая эту задачу, он содействует становлению и развитию у взрос­лых и детей общей системы интересов и ценностей. Его социальная ак­тивность, умение находить общий язык с детьми и людьми старшего поколения, имеющими разные интересы и увлечения, помогает созда­вать атмосферу доброжелательности и взаимной заботы. Опираясь на ав­торитетных людей, он влияет на общественное мнение, формируя у людей чувство ответственности за свою семью и воспитание детей, за преобра­зование окружающей среды, охрану природы, развитие культурного на­следия народа.

Изучая медико-психолого-педагогические особенности личности и ее микросреду, интересы и потребности, условия его жизни социальный педагог собирает информацию, связанную с нуждами подопечных, орга­низует консультации по вопросам их прав и обязанностей, имеющихся льгот и пособий. Анализируя ситуацию своего подопечного, он вместе с ним ищет подходы к решению проблемы. Он диагностирует ситуацию, определяет нуги решения проблем и организует их осуществление.

Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и отноше­ний людей, социальный педагог в процессе диагностики дифференци­рует эти проблемы и «выводит» на их решение социальных работников, специалисток-профессионалов различного профиля. Он устанавливает контакт с семьей, побуждая ее к участию в совместной деятельности, помогает людям использовать личные ресурсы, резервные возможности общины для преодоления трудностей. Социальный педагог выявляет пси­хологические, педагогические, медицинские, правовые и другие про­блемы личности и выполняет посредническую функцию во взаимосвязи со специалистами — психологами, социальными работниками, врача­ми, юристами, представителями органов власти, общественностью. Он взаимодействует со специалистами различных социальных служб, учреж­дений в оказании необходимой социальной помощи детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, трудоустройстве, лечении, психокоррекции и других видах социальной помощи.

Социальный педагог обеспечивает общественное признание и обще­ственную поддержку семьям, которые хорошо воспитывают своих детей. С этой целью он использует средства массовой информации, возможно­сти предприятий, органов власти в поощрении семей. Он использует индивидуальные методики работы с семьями, нуждающимися в особой помощи (семьями «группы риска», многодетными, неполными и др.).

Содействуя развитию социальных инициатив взрослых и детей, со­циальный педагог использует различные моральные и материальные сред­ства стимулирования их инициативы, добивается общественного при­знания значимых новаций, внедрения их в жизнь. Учитывая реалии ры­ночной экономики, он вовлекает коммерческие структуры, предприя­тия в инновационную деятельность, финансирование социальных нова­ций по месту жительства. Содействует развитию семейно-соседских форм кооперации, межшкольных, межпроизводственных форм делового со­трудничества в интересах оздоровления и культурного обновления условий жизни людей своего микрорайона.

Оказывая профессиональную помощь ребенку в решении его личных и социальных проблем, социальный педагог заботится о том, чтобы по­мощь носила активный характер. В интересах личности формы социаль­но-педагогической помощи не должны носить характер благотворитель­ной подачки. Социальный педагог призван развивать различные виды самопомощи, он поддерживает и стимулирует людей на развитие их соб­ственных сил. конструктивную деятельность, использование их внут­ренних резервов.

Способствуя своевременному выявлению и разрешению конфликт­ных ситуации в межличностных отношениях, социальный педагог по­стоянно находится среди детей и их окружения, разделяет их интересы, потребности, возникающие проблемы. Строит отношения с ними на основе диалога, что помогает ему разбираться в сложной системе взаи­моотношений, влиять на общение, отношения между людьми, на ситу­ацию в микросоциуме, оставаясь в позиции неформального лидера, по­мощнику, советчика.

В практике определились основные этапы деятельности социального педагога. Первыйподготовительный: введение в профессию, в курс дела. На данном этапе главные направления работы социального педаго­га – знакомство с поло печным и, их социумом, факторами среды, уста­новление контактов, социальная диагностика. Он изучает педагогические возможности микросоциума, социальный состав жителей, устанав­ливает связи с учреждениями микрорайона, выявляет уровень социаль­ной активности различных трупп населения, состояние социально-педа­гогической работы. В дальнейшем он создает картотеку семей, детей и взрослых, обобщает предложения жителей, их потребности и возмож­ности, определяет адреса сотрудничества, дает краткий анализ состоя­ния работы. Все эти документы составляются в произвольной форме и не являются обязательными при инспектировании деятельности социаль­ного педагога.

Второй этап – организационный: сбор и анализ информации, выяв­ление возможности, дифференциация проблем, нужд, «вживание» в среду. На данном этапе социальный педагог уделяет внимание определе­нию приоритетов в создании системы социально-педагогической рабо­ты, организации разнообразной деятельности в микросоциуме. Он опре­деляет выбор форм социального творчества, обеспечивает координацию в работе социальных институтов микрорайона, формирует актив добро­вольных помощников, организует непосредственную деятельность сре­ди населения, с семьей. Составляет перспективный план социально-пе­дагогической работы; изучает возможности работы клубов, кружков, уч­реждений, организаций, занимающихся проблемами здоровья, досуга, образования, бытового обслуживания жителей, систематизирует резуль­таты диагностических и социологических исследований, фиксирует на­личие проблем и намечает пути их решения, ведет рабочий дневник.

На третьем этапе социальный педагог совершенствует практику со­циально-педагогической работы.

Социальный педагог имеет следующие права:

– представлять и защищать интересы клиентов в органах законодательной и исполнительной власти;

– вести государственную или частную практику при наличии сертификата по специальности «социальный педагог» («социальный работник») пли диплома о специальном образовании;

– собирать информацию, связанную с нуждами детей и взрослых, проводить социологические опросы населения, диагностические обследования;

– делать официальные запросы в общественные организации, госу­дарственные учреждения с просьбой о решении их личных и социальных проблем;

– информировать государственные органы о состоянии той или иной
проблемы в сфере своей деятельности;

– вносить предложения на предприятия, в организации и учреждения, коммерческие структуры и общественные формирования о поощрении родителей, семей, добровольных помощников за социальные инициативы и активность;

– вести активную работу по пропаганде опыта семейного воспитания, социальной работы, используя средства массовой информации;

– возглавлять общественные инициативные движения граждан, направленные на решения конкретных социальных проблем их местожительства, места учебы или работы;

– способствовать правовому регулированию взаимоотношений детских организаций, объединений с различными государственно-обществен-ными структурами.

Одним из правовых документов в области социальной деятельности является Конвенция ООН о правах ребенка, в которой закреплены пра­ва детей на развитие, выживание, защиту, активное участие в жизни общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.