Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиограмма социального педагога




Структура профессиограммы специалиста

 
 
Профессиограмма социального педагога


1.3. Интеллектуальные черты характера. Черты научного стиля мышления

Профессиограмма – описание совокупности знаний, умений, навыков и качеств, которыми должен обладать работник той или иной специальности, чтобы добиваться высоких результатов в своём труде (по Б. М. Петрову). В нее также входит перечень противопоказаний по данной профессии [23]. Представим ее в виде таблицы 2.

Таблица 2.

 

Структурные компоненты профессиограммы Характеристика
I. Характерологические особенности личности социального педагога 1.1. Гражданские и мировоззренческие позиции социального педагога: развитое чувство патриотизма; верность духовному историческому наследию России; высокая гражданская ответственность; сознание и чувство общественного долга в отношении социально-педагогической поддержки детей и взрослых; социальная смелость и инициативность; социальный интеллект (умение адекватно воспринимать и анализировать социальные ситуации). Главными ценностями социального педагога являются вечные общечеловеческие ценности: Мир без войн, миролюбивые отношения народов, людей разных национальностей и религий; сотрудничество между людьми на честной справедливой основе; Космос и Земля – среда обитания живой природы и людей; Родина – колыбель рода, места жизни прошедших, настоящих и будущих поколений; Семья – как союз людей для воспроизводства рода, для собственной радости и счастья детей; Человек как высшая ценность, его неповторимость и индивидуальность; Знания, необходимые для решения всех жизненных проблем; Труд и возможность создавать материальные и духовные блага для жизни; труд как основная форма самореализации личности, ее способностей и возможностей; Общественная и личнаясобственность, нажитая честным трудом; Национальные культуры и планетарная культурас их религиями; Время как интервал (или период) для самоосуществления целей и смысла жизни человека 1.2. Содержание профессиональной направленности социального педагога: а) профессиональные потребности: потребность в общении с участниками образовательного процесса; потребность в овладении знаниями, умениями, навыками в области общей и социальной педагогики, психологии, физиологии, гигиены, юриспруденции и т.д.; потребность в постоянном профессиональном совершенствовании; потребность в непосредственной образовательно-воспитательной работе; потребность в научно-исследовательской работе; потребность в профессиональном самовоспитании и в самореализации; потребность в достижении успеха в профессиональной деятельности; б) мотивы участия в социально-педагогической работе: принести пользу школе; создать и расширить поле успешности для каждого участника учебно-воспита-тельного процесса; высокий профессиональный идеал, стремление добиться успеха и признания в профессиональной деятельности; в) основные виды деятельности: педагогическое влияние на учебно-воспитательный процесс; общение, поддержка, защита прав и интересов участников образовательного процесса; познавательная и научно-исследова-тельская; общественно-просветительская; трудовая; природоохранительная; фандрайзинг; г) черты характера, выражающие профессионально-педагогическую направленность: понимание принадлежности к определенной профессиональной общности; сознательное принятие профессии; осознание личностной и социальной значимости профессии; понимание творческой природы деятельности социального педагога; профессиональная работоспособность, энергичность, инициативность; настойчивость в достижении цели; высокая коммуникативность, общительность, стремление к сотрудничеству; вера во внутренние силы человека, в возможность изменить ситуацию и добиться успеха 1.3. Интеллектуальные черты характера. Черты научного стиля мышления: а) Интеллектуальные черты характера: интеллектуальная активность; профессиональная эрудиция; внимательность; наблюдательность, любознательность; оперативная и долгосрочная память; сообразительность; глубина, широта, гибкость, решительность, критичность, критичность ума; способность анализировать социальные и педагогические ситуации и правильно решать встающие задачи; развитость речи; б) Черты научного стиля мышления: системность; детерминизм; вероятность; конкретность; перспективность; рефлексивность; эвристичность мышления 1.4. Нравственные черты характера: а) черты и качества, характеризующие социального педагога с точки зрения нравственного регулирования поведения: честность; порядочность; бескорыстность; искренность; корректность; моральная чистота; б) черты и качества социального педагога, выражающие отношение к детям: доброжелательность, доверие, отзывчивость, непринужденность, внимательность, разумная требовательность, справедливость, терпеливость, выдержка; в) черты и качества социального педагога, выражающие отношение к педагогическому коллективу: моральная стойкость, сотрудничество, демократизм, толерантность, самообладание, выдержка, бескомпромиссность в принципиальных вопросах; г) черты и качества социального педагога, выражающие отношение к себе и своим профессиональным качествам: стремление к самосовершенствованию, чувство собственного достоинства, адекватная самооценка, профессиональная гордость, ответственность, трудолюбие, добросовестность, предприимчивость, бережливость, мотивация на успех; способность адекватно оценивать результаты проделанной работы; д) черты и качества социального педагога, характеризующие высокую культуру педагогического общения: коммуникабельность, вежливость, умение строить взаимоотношения на основе диалога, владение техникой речевой деятельности, корректность, тактичность; 1.5. Волевые черты характера:социально-значимая мотивация предпринимаемых речемыслительных и предметно-практических действий; организованность, собранность; самообладание, выдержка; сопротивляемость неблагоприятным воздействиям; целеустремленность; упорство в доведении дела до конца, исполнительность; 1.6. Эмоциональные черты характера: эмоциональная восприимчивость и чувствительность; отзывчивость, чувство эмпатии и рефлексии; высокий эмоциональный тонус; разумная доверчивость, оптимизм
II. Профессионально-педаго-гические знания 2.1. Законодательная, нормативно-правовая база социальной педагогики в России: а) международные документы (Конвенция ООН о правах ребенка (1989) и др.); б) российские документы федерального значения (Конституция Российской Федерации, Гражданский, Семейный, Уголовный, Трудовой кодексы; законы Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и др.; в) ведомственные нормативные и инструктивные документы системы образования (решение коллегии Госкомитета СССР по народному образованию от 13.07.90 «О введении института социальных педагогов», Решение коллегии Минобразования РФ от 27.10.93 «О практике социально-педагогической работе в России и перспективах ее развития», методическое письмо Управления внешкольного дополнительного образования Минобразования РФ от 27.02.95 «О социально-педагогической работе с детьми» и др.; г) документы субъектов РФ, значимые для социально-педагогической деятельности (законы Чувашской Республики); д) документы муниципальных образований, внутриучрежденческие документы (приказы, распоряжения и решения коллегии ведомственного органа управления, Устав образовательного учреждения, штатное расписание, должностные инструкции социального педагога, распоряжения и др.) 2.2. Профессиональные знания социального педагога: – основы общей и социальной педагогики; юриспруденции; общей, возрастной, педагогической и других направлений психологии; – анатомо-физиологические, возрастные и психологические особенности школьников; основы личной и общественной гигиены; – методы научно-педагогического познания и анализа социально-педагогических факторов, явлений, процессов в социуме; – сущность процесса воспитания, его общие и конкретные цели, задачи, формы, методы, средства; содержание, формы и методы работы с родителями учащихся, со спонсорскими организациями, волонтерами; – сущность процесса обучения, принципы, средства, методы и организационные методы обучения в школе; – содержание, формы и методы планирования (прогнозирования) успешности учебно-воспитательного процесса; основы педагогического управления образовательными учреждениями; методы социального управления и планирования социально-педагогической деятельности; – основы делопроизводства; основы компьютерной грамотности
III. Общепедагогические умения 3.1. Профессиональные умения социального педагога: а) аналитические: проводить теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состояние и развитие ребенка; анализировать психологическое состояние ребенка, групп (коллективов) учащихся и педагогов, родителей; наблюдать, беседовать, тестировать анкетировать, проводить интервью с участниками образовательного процесса; применять методы экспертных оценок, контент-анализа творческих работ детей и взрослых; б) прогностические: прогнозировать решение проблемы ребенка посредством вовлечения его в специально организованную социально-педагогическую деятельность с учетом проблемы; прогнозировать достижения и предупреждать возможные неудачи школьников в различных видах деятельности, используя воспитательный потенциал семьи, школы, самого ребенка; планировать учебно-воспитательный процесс с целью достижения успешности всех его участников; планировать новые этапы профессиональной деятельности с учетом результатов анализа выполненной работы; предупреждать возможные неудачи, ориентироваться на успех; в) проективные: разрабатывать и реализовывать социально-педагогические проекты и программы; создание программ деятельности для конкретного ребенка; г) рефлексивные: проводить самоанализ собственной социально-педагогической деятельности на каждом из ее этапов; анализировать результаты своей работы и объективно их оценивать; устанавливать причины неэффективности педагогических воздействий, недостатков в своей профессиональной деятельности, причины ошибок и неудач; строить программу своего профессионального самовоспитания и самообразования, изменения в своей деятельности
IV. Общие педагогические навыки 4.1. Навыки общения, выразительной речи, библиографические навыки; 4.2. Навыки владения техническими средствами
V. Индивидуальные характеристики профессиональной непригодности к деятельности социального педагога 5.1. Противопоказания в состоянии здоровья; 5.2. Недостаточная осознанность профессионального выбора; 5.3. Отсутствие психологической предрасположенности профессии



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.