Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые (базовые) компетентности




Применительно к профессиональному образованию Э. Ф. Зеер отмечает, что компетентность (обученность) человека определяютего знания, умения и опыт. Способность мобилизовать эти знания, умения и опыт в конкретной социально-профессиональной ситуации характеризует компетенцию профессионально успешной личности.

Под компетентностью автор понимает совокупность знаний, умений, опыта, отраженную в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности [5, 51]. Формирование компетентности студентов в профессиональном образовании выдвигает на первом место не их информированность, а умение будущих социальных педагогов разрешать проблемы в различных сферах.

Анализ важнейших законодательных документов в области модернизации образования позволяет на основе целей современного образовательного процесса выделить следующие ключевые компетентности выпускников: 1) принятие активной жизненной и профессиональной позиции;

2) ответственность за собственное благосостояние и за состояние общества, способность к самоорганизации;

3) ориентация на социальное и профессиональное самоопределение и самореализацию;

4) освоение основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений;

5) способность вхождения в глобализированный мир, в открытое информационное пространство (информатика, иностранные языки, межкультурное взаимопонимание);

6) толерантность (терпимость к чужому мнению), умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;

7) достижение современного общекультурного уровня;

8) правовая культура: знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства [5, 53].

2. Социально-профессиональные компетенции определяются в психолого-педагогической литературе как общая способность и готовность студентов мобилизовать в профессиональной деятельности собственные знания и умения, а также обобщенные способы выполнения действий, приобретенные ими в процессе профессионального обучения.

Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк предлагают следующую структуру социально-профессиональных компетенций:

1) Социальные компетенции определяют способность к сотрудничеству, ведению дискуссий, восприятию критики, готовность к согласованным действиям, направленным на достижение поставленных целей и др.

Критериями оценки этого показателя качества образования являются умения обмениваться информацией, способствовать сотрудничеству, использовать критику и самокритику, разрешать конфликты, проявлять эмоциональную устойчивость в социально-профессиональной деятельности, проявлять терпимость к другим мнениям и позициям, оказывать помощь при необходимости, участвовать в работе команды.

2) Познавательные компетенции включают способность к систематизации, оценке учебно-профессиональной информации, самостоятельной идентификации собственных образовательных потребностей и др.

Критериями оценки этого показателя являются умения самостоятельно обрабатывать информацию и структурировать её, уметь конспектировать, самостоятельно учиться, переносить освоенные способы учения в новые ситуации, устанавливать межпредметные связи, находить источники информации.

3) Методические компетенции определяют способность и готовность к самостоятельному выбору и применению освоенных методов, способов при выполнении учебно-профессиональных заданий.

Критериями оценки этого показателя являются умения правильно применять различные приемы учения, пользоваться вычислительными приборами, правильно обращаться с аудиовизуальной техникой, выбирать соответствующие методы решения проблемы, находить и оценивать альтернативы решения проблемы.

4) Организационные компетенции включают способность и готовность самостоятельно организовывать учебно-профессиональную деятельность на основе ее планирования и оценки.

Критериями оценки этого показателя качества образования являются умения определять цели работы, порядок работы, уметь обобщать результаты, осуществлять самоконтроль, выявлять ошибки, использовать в работе полученные ранее результаты, уметь оценивать и корректировать планы, определять временной режим работы, уметь противостоять неуверенности и неопределенности.

5) Специальные компетенции определяют способность самостоятельно решать учебно-профессиональные задачи в конкретной практической ситуации на основе полученных знаний с соблюдением соответствующих норм.

Критериями оценки этого показателя являются умения применять знания и умения на практике, рационализировать отдельные производственные процессы, гибко перестраиваться в новых ситуациях, уметь обеспечивать качество выполняемой работы, определять параметры рабочих процессов и оценивать их, оценивать результаты работы с экономической и экологической точек зрения, использовать профессиональную терминологию, соблюдать технику безопасности, уметь использовать новые технологии информационного и коммуникационного взаимодействия.

Ориентация на формирование компетенций субъекта профессионального образования существенно улучшит качество профессиональной подготовки выпускников учебного заведения, будет способствовать развитию их профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.

3. Ключевые квалификации – это личностные и межличностные качества, способности, умения и навыки, которые обусловливают продуктивность деятельности специалиста в многообразных ситуациях профессиональной жизни [5, 63]. Ключевые квалификации классифицируют в зависимости от их функциональной принадлежности на качества узкого радиуса действия (функциональные), среднего радиуса действия (полифункциональные) и широкого радиуса действия (экстрафункциональные).

Используя классификационный подход А. Шелтена [19], мы составили перечень ключевых квалификаций для социального педагога:

1) знания, умения и навыки широкого профиля (общая и нравственная культура, культура речи, базовое социально-педагогическое образование, умение пользоваться оргтехникой и ЭВМ и др.);

2) общепрофессиональные знания и умения (охрана жизни и здоровья детей, охрана труда в сфере профессиональной деятельности, знание и понимание проектной социально-педагогической документации социального и образовательного учреждения, умение проектировать собственную социально-педагогическую деятельность, профессионально-этическая нормативность и др.);

3) когнитивные способности (владение системой диагностики, самостоятельность, критичность мышления, умение анализировать, обобщать и делать выводы, креативность, развитость сознания и самосознания);

4) общие психомоторные способности (работоспособность, выносливость, способность к концентрации и распределению внимания, развитая интуиция);

5) личностные качества (надежность и добросовестность, ответственность за настоящее и будущее детей, стремление к повышению качества социально-педагогической деятельности, самостоятельность, уверенность в себе, любовь к детям и доброжелательность, оптимизм, мотивация достижения и др.);

6) социальные способности (сотрудничество, коммуникативность, толерантность, справедливость и др.).

В заключение подчеркнем, что базовые компетентности выступают в качестве базы, основы для последующих форм образования, они сформулированы в объективно-знаниевой форме. Формирование же социально-профессиональных компетенций имеет деятельностный характер и возможно лишь на основе функциональной грамотности (базовой компетентности) студентов. Ключевые квалификации имеют метапрофессиональный характер и выступают результатом личностного развития студентов как субъектов деятельности.

1.6.2. Примерная модель специалиста – социального педагога

Схема 4

 

Понятие «профессионально важные качества» в научной литературе понимается как соответствие каждой профессии определенного набора психологических и физических качеств человека, и считается, что успешность профессиональной деятельности и удовлетворенность профессией находятся в прямой зависимости от степени соответствия индивидуальных качеств требованиям профессии.

В качестве профессионально важных качеств личности (Л) социального педагога мы выделяем:

  Л1 Гуманистическая направленность: осознание самоценности личности ребенка, ее неповторимости и индивидуальности; признание личностного роста ребенка как цели и назначения деятельности социального педагога; понимание принадлежности к определенной профессиональной общности; сознательное принятие избранной профессии; осознание личностной и социальной значимости профессии
    Л2 Нравственные качества, обусловленные спецификой данного вида профессиональной деятельности: любовь к детям, доброжелательность, чуткость, альтруизм, милосердие, терпимость, ответственность  
    Л3 Уровень общей культуры: интеллигентность, обладание научно-гуманистическим мировоззрением; эрудиция; развитое чувство прекрасного; культура поведения в общественных местах; культура труда  
    Л4 Социальная зрелость: развитое чувство патриотизма; высокая гражданская ответственность; бескорыстие; активная гражданская позиция; стремление улучшать окружающий мир, приносить пользу  
    Л5 Психологические характеристики, обеспечивающие профессиональную пригодность к данному виду деятельности: высокий уровень протекания психических процессов, устойчивое психическое состояние, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик, а также качества, отражающие стрессоустойчивость – психофизиологическая тренированность
  Л6 Состояние психического и физического здоровья: хорошее психическое и физическое здоровье, эмоциональная устойчивость, самообладание, выдержка, высокий эмоциональный тонус; осознание здоровья как ценности; владение методами саморегуляции, саморелаксации
    Л7 Коммуникативные качества: открытость, доброжелательность, чуткость, тактичность, скромность, внимательность, справедливость, деликатность, объективность, беспристрастность, чувство юмора, общительность; умение быть интересным для окружающих; готовность обеспечить субъективную позицию ребенка, не допускать унижения его достоинства при оказании ему различного вида помощи; умение строить взаимоотношения на основе диалога; владение техникой речевой деятельности
Л8 Организаторские способности и качества: организованность, деловитость, инициативность, требовательность, активность, умение доводить начатое дело до конца  
Л9 Перцептивные и рефлексивно-аналитические качества: эмоциональная восприимчивость и чувствительность, отзывчивость, чувство эмпатии и рефлексии, сопереживание, интуиция  
Л10 Психоаналитические качества, создающие основу для совершенствования социального педагога как профессионала: самоконтроль, самокритичность, самооценка    

 

 

Профессиональные знания (З) являются фундаментальной основой социально-педагогической деятельности социального педагога. Содержание профессиональных знаний составляют знания предметной подготовки. Однако мы согласны с мнением В. А. Сластенина, что не максимум знаний, а их мобильность и управляемость, гибкое приспособление к реальным условиям практики делают социального педагога пригодным к профессиональной деятельности. Таким образом, мы выделили:


З1 Владение системой знаний о ребенке как субъекте общественного процесса, о факторах, способствующих его личностному росту; о закономерностях психологического и анатомо-физиологического развития ребенка в онтогенезе; знание особенностей детей с отклонениями в развитии
З2 Знание основ теории социальной педагогики, владение системой знаний о содержании, методах и формах социального воспитания и обучения детей и подростков, влиянии факторов социализации на развитие личности  
З3 Знание основ мотивационного программно-целевого управления системой социального воспитания и обучения детей  
З4 Знание о методах научно-педагогического познания и анализа социально-педагогических факторов, явлений, процессов. Компьютерная грамотность    
З5 Знание основ социальной политики государства и социально-правовой защиты детства; законодательной и нормативно-правовой базы социальной работы в России: правовых актов, регулирующих защиту материнства и детства, охрану прав несовершеннолетних, инвалидов  
    З6 Владение системой знаний о содержании, методах, формах, методиках и технологиях работы социального педагога с различными типами семей
    З7 Владение системой знаний о содержании, методах, формах, методиках и технологиях работы социального педагога с ученическим и педагогическим коллективами    
    З8 Владение системой знаний о содержании, методах, формах, методиках и технологиях работы социального педагога с дезадаптированными детьми и подростками, молодежью  
З9.Владение системой знаний о содержании, методах, формах, методиках и технологиях работы социального педагога в социуме  
  З10.Владение системой знаний о содержании, методах, формах, методиках и технологиях работы социального педагога с инвалидами, пожилыми  

 

В соответствии с должностными обязанностями и профессиональными функциями социального педагога мы определили следующие профессиональные умения и навыки (П), которыми должен владеть социальный педагог:

 

  П1 При реализации диагностической функции: - уметь применять на практике методики психолого-педагогической диагностики; - уметь выявлять достоинства личности ребенка, его «проблемное поле», индивидуально-психологические, личностные особенности; - уметь ставить «социальный диагноз», реально оценивать особенности деятельности и обучения подростка, степень и направленность влияния на его личность микросреды, социальный статус ребенка в различных сферах деятельности и общения; - уметь выявить причины отклоняющегося поведения детей и подростков, причины социального неблагополучия семей; - содействовать выявлению особо одаренных детей; - уметь выявлять детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития
  П2 При реализации координационно-организа-ционной функции: - уметь организовывать социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде, влиять на разумную организацию досуга; - уметь организовывать коллективную творческую деятельность детей; - координировать деятельность всех субъектов социального воспитания; - помогать в трудоустройстве; - взаимодействовать с органами социальной защиты и помощи; - координировать деятельность подростковых и молодежных объединений; - уметь быть участником совместной деятельности  
  П3 При реализации прогностической функции: - уметь программировать и прогнозировать процесс социального воспитания и обучения по мере развития личности; - оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании; - координировать и прогнозировать деятельность всех субъектов социального воспитания; - участвовать в программировании и прогнозировании процесса социального развития микрорайона и конкретного микросоциума; - уметь планировать собственную деятельность на основе глубокого анализа процесса воспитания и результата предыдущей деятельности; - уметь строить «Дерево целей» профессиональной деятельности и адекватные ему исполняющую и управляющую программы  
П4 При реализации предупредительно-профилакти-ческой и социально-терапевтической функции: - уметь использовать социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; - уметь организовывать социотерапевтическую помощь нуждающимся детям; - обеспечивать защиту прав детей в обществе; - уметь оказывать помощь подросткам,молодежи в период социального и профессионального самоопределения; - уметь проводить массовые предупредительно-профилактические мероприятия  
  П5 При реализации организационно-коммуникатив-ной функции: - уметь анализировать информацию о воспитательных воздействиях на ребенка различных сил, учреждений, организаций; - уметь налаживать контакты с детьми и их семьями; - уметь организовывать свою деятельность и работу коллег; - уметь включать общественность, население микрорайона в воспитание подрастающего поколения, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты; - уметь строить взаимоотношения с детьми на основе диалога, сотрудничества  
  П6 При реализации посреднической функции: - уметь осуществлять посредническую деятельность между учеником и учительским коллективом; - активно содействовать восстановлению, укреплению семьи, установлению в ней межличностных контактов; - уметь включать «трудных» подростков в схему новых коллективных отношений, позволяющих переориентировать их деятельность на созидающую; - уметь налаживать контакты с органами социальной защиты и помощи  
  П7 При реализации коррекционно-реабилитацион-ной функции: - осуществлять коррекцию всех воспитательных влияний, оказываемых на детей как в школе, так и со стороны семьи, социальной среды; - уметь осуществлять коррекцию самооценки школьников; - уметь проводить коррекционно-реабилитационную работу с семьями; - уметь разрабатывать программы коррекционно-реабилитационной работы; - уметь проводить работу с «трудными» подростками; - уметь корректировать привычки, наносящие ущерб здоровью детей  
  П8 При реализации охранно-защитной функции: - уметь использовать весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, подростков, молодежных объединений; - содействовать применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей; - уметь воплощать целевые государственные программы; - взаимодействовать с органами социальной защиты  
П9 При взаимодействии с семьями: - уметь определять тип семьи, ее особенности; - уметь выявлять причины неблагоприятного психологического климата в семье; - уметь строить оптимальные взаимоотношения с семьями; - уметь скорректировать отношение родителей к ребенку или ребенка к родителям; - уметь организовывать педагогическое просвещение родителей; - уметь оказывать практическую помощь семьям  
П10 При взаимодействии с детьми: - уметь устанавливать доверительные отношения с детьми; - уметь выявлять причины отклоняющегося поведения; - уметь разрабатывать проекты социально-педагогичес-кой работы с конкретным ребенком; - уметь организовывать социально значимую деятельность детей; - уметь оказывать помощь детям в саморазвитии, самопознании, самоорганизации, самореабилитации, саморегуляции  



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.