КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тенденции развития современного российского законодательства 1 страница• • ~' ' / Процесс преобразования российского общества находит свое отражение в функционировании многих закономерностей социально-правового характера. Одновременно с формированием новых социально-экономических, политических и духовных предпосылок построения российского правового государства обновляется и содержание нормативного материала, видоизменяются тенденции его совершенствования и развития1. • " ; '. Это необходимость строгого обеспечения верховенства закона во всех сферах жизни общества; специализация, унификация, интенсификация законодательства; противоречивость и конкурентоспособность его структур; увеличение массива технико-юридических предписаний. Указанные тенденции условно можно разделить на три большие группы. К первой г р у п п е относятся: всестороннее усиление законода!-тельного приоритета, интенсификация и стремление к стабильности. Ко второй — специализация законодательства с ее различными формами проявления: Дифференциацией, конкретизацией, детализацией. В третью группу входят правовая унификация и сопутствующие ' Вопросы совершенствования и развития российского законодательства постоянно находятся в поле зрения ученых-юристов, например: С.В. Паленина: Теоретические проблемы системы советского законодательства. М., 1979; Научные основы типологии нормативно-правовых актов. М., 1987; О концепции правовой реформы // Вопросы теории государства и права. Вып. 9. Саратов, 1991; Качество закона и эффективность законодательства. М., 1993; Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996 и др. Тема 18. Правотворчество и законодательство 5. Тенденции развития современного российского законодательства
ей процессы: интеграция, генерализация, универсализация, издание комплексных нормативных актов. Центральное место в иерархии этих тенденций принадлежит зако Проводимое сегодня всестороннее обновление законодательства —: своеобразное очищение его от рутины, засоренности и ведомственной урегулированности. Такая реконструкция обусловлена также необходимостью внедрения новых методов в управление народным хозяйством, реформированием государственно-властных структур. Углубление специализации социально-экономических процессов увеличивает фон правовых изменений и способствует принятию важнейших зако-1 • нодательных актов в областях, которые ранее не охватывались правовым воздействием. Ценность закона начинает повышаться прямо пропорционально его истинной роли в жизни общества и выводит тенденцию его верховенства на ~\ передний план среди других направлений. Однако уровень социальной отдачи данной тенденции всецело зависит от успешного функционирования всей совокупности «соподчиненных» закономерностей. Именно они наиболее полно раскрывают ее содержание, юридическую природу, формы проявления и т.д. Кроме того, всеобщее и точное исполнение закона — фундамент Интенсификация законодательства как одна из характерных черт Уровень интенсификации в немалой степени зависит и от субъективного фактора. Такая зависимость проявляется, по крайней мере, в двух направлениях. Во-первых, в сфере правотворчества — это издание компетентным органом нормативного акта, соответствующего духу времени (так называемая правотворческая оперативность). Во-вторых, в сфере правоприменения — это грамотное полновесное использование юридического акта (правоприменительная активность). С процессом интенсификации законодательства взаимодействует тенденция укрепления его стабильности, без которой оно не может существовать как постоянная система" регулирования общественных отношений. Сегодня очень высоко ценится именно это свойство как своеобразная правовая гарантия прочности выбранного государством курса, перспективности регламентируемых отношений. Стабилизация призвана снять напряжение в межреспубликанских взаимосвязях, ос-, лабить внутренние противоречия. -..., Стабильность законодательства i обеспечивается наличием ; ряда Специальные юридические факторы включают в себя следующие условия: соответствие текущего законодательства Конституции РФ; издание и функционирование подзаконных нормативных актов на основе и во исполнение закона; высокий уровень правовой интенсификации; совершенство законодательной техники; юридически грамотное, активное использование принятого нормативного акта. Быстрые темпы социально-экономических преобразований обу Процесс правовой специализации объективно отражает многоплановый ход развития общества и пронизывает различные стороны нашей социальной действительности. Истоками специализации законодательства являются общественное разделение труда, реально легитимированная дифференциация, властных структур, национально-государственная суверенизация. Предпосылки же специализации зако- Тема 18. Правотворчество и законодательство 6. Специализация и унификация российского законодательства...
нодательетва можно подразделить; на социально-экономические, Назначение процесса специализации законодательства заключает Сегодня специализация охватывает весь" правовой массив и воз Помимо саморазвития и самовыражения специализация законода- Унификация законодательства, — 'противоположная специализаций 1, Подробнее см.: Сенякии И.Н) Специализация^ и унификация российского законо- И хотя унификация выступает как антипод •• специализации, эти К первой группе противоречий относятся: несоответствие производственных отношений характеру производительных сил; разрыв между производством и потребностями граждан, стоимостью и ценой товаров, между требованием объективных экономических законов и их субъективным осознанием в процессе управления; имущественное неравенство и т.д. Вместе с тем экономические, противоречия не изолированы. Они оказывают заметное влияние на внутренние процессы зако-' нодательства и обнаруживаются между его сущностью и содержанием, формой !и содержанием, внутри самой сущности и т.д. Таким образом, современные тенденции развития российского законодательства представляют собой сложную и довольно противоречивую систему различных его направлений по урегулированию многогранных общественных отношений. I \, ', ;;"'• 6. специализаций и унификаций! ' РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАК ОСНОВНЫЕ ! '.'•' ', - •:-'! Проводимые сегодня реформы затрагивают узловые проблемы социально-экономического; политического, национально-государственного и правового развития нашего общества. Особая роль в их решении отводится действующему федеративному законодательству, его оптимальному соотношению с республиканскими правовыми системами посредством учета таких! тенденций, как специализация и унификация. «Они — отражение реальной жизни, ее сложности, динамичности, разнообразия»1, а также воплощение различных уровней правовой регламентации,мнс)гогранных внутрифедеративных взаимосвязей. Именно этими двумя Объективными и не исключающими друг друга закономерностями во многом характеризуется современная социально-юридическая практика. Специализация иунификация пронизывают все ее сферы: экономику и политику, управление и законода- " Г~~!•!'!''.• ' 1 МатузовН.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 255. ; ' Тема 18. Правотворчество и законодательство 6. Специализация и унификация российского законодательства...
тельство, по-разному воздействуя на их содержание, структуру, пер Являясь парными категориями, они настолько тесно взаимосвяза Смещение акцентов в соотношении указанных тенденций, как по Специализация как особая форма социальных отношений представляет собой такое единство взаимообусловленных факторов, которое проявляется, с одной стороны, в.сужении сферы человеческой деятельности, ограничении функциональных параметров, с другой — в концентрации, мобилизации ее усилий в строго определенном направлении, что в совокупности позволяет быстрее, качественнее к с наименьшими затратами решать многие поставленные задачи. Процесс специализации является объективным результатом развития! общественных отношений и образует «генетическую» ткань всего социального организма, создавая его питательную среду и движущую силу. ;; Истоки правовой специализации: общественное разделение труда, С их помощью государство получает возможность учитывать многие тонкости, специфику, динамику и разнообразие регулируемых общественных отношений. Специализация сегодня охватываетвесьпра-вовой массив и воздействует как; на форму, так и на содержание, законодательства, где обозначились следующие ее виды: предметная (отраслевая), функциональная, региональная и смешанная. Суть предметной специализации состоит в том, что нормативные В последнее время в системе российского законодательства, наряду с традиционными, появился ряд новых отраслей: о здравоохранении, страховании, банковской системе, правовой кибернетике и др. В стадии становления находится налоговое, космическое законодательство и т.д. Все эти отраслевые структуры вобрали в себя многочисленные особенности внутрифедеральных отношений, отразили интересы и своеобразие правового статуса их субъектов. В нормативных актах данных отраслей учтены многие общие тенденции социально-экономического развития России на современном этапе, а в дальнейшем они должны регулярно пополняться новым содержанием, отвечающим практике общественных преобразований. За счет процесса специализации будет активно формироваться обновленная система единого федеративного законодательства. Вместе с тем этот вид'специализации не означает, что между нормами, относящимися к различным отраслям, не существует никаких связей. Напротив, эти связи весьма разносторонние в силу их функциональной взаимообусловленности, за счет которой и обеспечивается целостность законодательства. Внутриотраслевая дифференциация предписаний осуществляется не только в зависимости от предмета правового регулирования, но и способа регламентации общественных отношений1. Под воздействием функциональной специализации происходит относительное обособление правовых установлений внутри кодификационных актов, за счет чего модифицируется их организационное строение, шлифуется и совершенствуется структура. На пороге такой реконструкции стоит современное трудовое законодательство. Сегодня См.: Чердащее А.Ф. Специализация и структура норм права // Правоведение. '970. № 1.С. 44.., '.. 6. Специализация и унификация российского законодательства...
оно призвано регулировать трудовые отношения всех работающих Завершающий виток функциональная специализация делает на Широкое распространение в последнее время получила региональная специализация законодательства, представляющая собой такой процесс урегулирования общественных отношений, который оптимально учитывает характерные черты федерального устройства Российского государства, географические, природные; местные климати-'ческие условия, традиции, особенности развития экономики отдельных регионов. Правовую основу региональной специализации составляет Консти Исходя из предоставленных полномочий, каждый субъект Федерации осуществляет свое правотворчество, создающее юридическую базу их законодательства и отражающее не только своеобразие и самобытность конкретной территории, но и ее самостоятельность. Суверенность республики как раз предполагает свободную юрисдикцию в пределах тех границ, которые определены Федеративным договором. Многие республики в последнее время приняли ключевые законы о земле, о земельном налоге, о крестьянском (фермерском) хозяйстве и т.п., которые олицетворяют общий курс проводимых в стране экономических реформ сквозь призму их местного осуществления. Территориальная специализация касается не только государствен Это объясняется необходимостью установления иной, нежели в Проявление смешанной специализации законодательства многостепенно. Нередко она выступает в форме предметно-территориального направления и отражает не только своеобразие общественных отношений, но и особенности их проявления в местных условиях. В таком качестве она весьма удобна для оформления локального правотворчества в развитие вышестоящих нормативных актов по общим вопросам социально-экономического характера. Такие акты принимают администрации городов в целях решения местных проблем, связанных с ценовой, налоговой политикой, социальными дотациями, мероприятиями по борьбе с преступностью и др. Смешанная специализация может быть предметно-функциональной и функционально-территориальной. Формы выражения специализации законодательства разнообразны: дифференциация, конкретизация, детализация. Дифференциация как первоначальная стадия процесса специализации представляет собой «...разветвление, расщепление, приобретение той или иной ветвью все более специфических, своеобразных черт...»1 в механизме законодательного упорядочения определенных групп общественных отношений. На этом этапе еще не конкретизируются и не уточняются тонкости и специфика. Здесь ставится первоочередная задача: выявить их1 Различие и своеобразие в общей массе социальных явлений. Критерии 1 Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975. С.'S3.1 28-1934 и: ; ' I i Тема 18. Правотворчество и законодательство 6. Специализация и унификация российского законодательства...
такого' разграничения весьма подвижны, отсюда — большой выбор путей дифференциации в конкретных отраслях законодательства. Конкретизация же, наоборот, способствует тому, чтобы одно и то же Детализация законодательства как конечный этап процесса специализации в отличие от дифференциации и конкретизации представля;.-ет внутреннее «дробление» содержания нормативных предписаний на составные элементы, которые в своей совокупности образуют их сущность. И чем точнее в юридических предписаниях и нормативных актах получают отражение процессы и результаты социальной специализа-ции, тем выше эффективность их реализации. Позитивный характер процесса специализации законодательства можно обозначить следующими основными параметрами: • позволяет охватить правовым воздействием широкий спектр раз • ведет к устранению пробелов в праве; • способствует логически правильному и более совершенному по •, придает гибкий, динамичный характер системе законодатель • создает предпосылки грамотной юридической квалификации, в Специализация — это объективная тенденция развития законодательства, отражающая идентичный прогрессивный процесс в различных социальных сферах общества, направленный на учет особенностей, специфики и многогранности внутрифедеративных общественных отношений, урегулирование которых осуществляется определенным комплексом юридических предписаний и нормативных акто'в. \, (Однако специализация законодательства не самоцель, она должна разумно сочетаться с унификацией. В области теории права данной проблеме необоснованно мало уделяется внимания, хотя необходимость ее общетеоретического анализа очевидна. Это связано, в первую очередь, с тем, что становление Российского государства как единого федеративного образования требует унифицированных подходов к общим целям и задачам, правового регулирования общественных отно- шений, упорядочения разобщенного нормативного материала различных отраслей законодательства, согласованности правовых систем суверенных республик по коренным вопросам социально-экономического, политического и правового развития. Федеративность государства не означает его раздробленности, субъектной самоизоляции и произвольности решения многих общегосударственных вопросов. Напротив, она предполагает разносторонние связи между республиками и другими субъектами Федерации на принципах специализации и кооперирования всего народно-хозяйственного комплекса страны. Важнейшим связующим звеном этих отношений выступает единое правовое пространство на всей территории Российской Федерации. Именно в таком ракурсе проблема унификации законодательства приобретает сегодня первостепенное значение. Многочисленные определения унификации в отраслевой литературе в целом верно отражают суть данного явления, однако они не лишены недостатков. В частности, не следует сводить понятие унификации лишь к выработке единообразных норм, рассчитанных на сходные отношения. Процесс унификации шире, сложнее, поэтому правильнее, нам представляется, говорить об унификации как о своеобразной науке обобщения и единения структур механизма правовой регламентации. Его содержательные начала формируются в сознании законодателя как потребность выработки унифицированных правовых моделей в определенных отраслях законодательства, в связи с чем анализируются различные их варианты для выбора оптимальных путей типового урегулирования близких отношений с учетом их общих свойств и качеств. И только потом разрабатываются единые правоположения по конкретным проблемам. В таком подходе заключается сущностная сторона процесса унификации. Но его назначение этим не исчерпывается* так как нередко свое дальнейшее завершение унификация получает в форме технического обрамления: в виде либо отдельного нормативного акта, либо структурного содержания определенных разделов основ, кодексов, положений, уставов и т.д. Следовательно, унификация имеет двуединую направленность: с 28* Тема 18. Правотворчество и законодательство 6. Специализация и унификация российского законодательства..
I Унификация имеет и еще один нюанс. Дело в том, что единство и унификация не однозначные понятия. Первое выступает как характерный признак и системы права, и системы законодательства, а также отражает общность принципов нормативного регулирования общественных процессов. Унификация же представляет собой совокупность; способов единообразного регулирования тех или иных сторон социаль-' ных отношений. Ее главное внутреннее свойство составляет единство.' Названные явления неразрывно связаны между собой. Унификация способствует синхронному действию всех структурных элементов системы законодательства, укрепляет их взаимообусловленность. Мо-;
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |