Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тенденции развития современного российского законодательства 2 страница




I нолитность же указанной системы выступает юридической основой унификации законодательства, потребность в которой находится в за­висимости от интенсивности накопления нормативного1 материала. Специфика общественных отношений не должна ограничивать сферу действия процесса унификаций законодательства, так как наличие у них общих свойств и граней, а также их системное единство, одновре­менно предполагают целостное урегулирование. Эффективность дан­ного подхода усматривается в том, что унификация: во-первых, создает ряд выгод законодательного характера, например, уменьшает объем нормативного материала, исключает его дублирование, а во-вторых, облегчает применение правовых предписаний на практике и устраняет неоправданные случаи специализации1.

Неупорядоченность правотворчества, наоборот, создает благопри­ятные условия для проявления разрозненных, малоэффективных, за­частую противоречащих друг другу предписаний, усложняющих про­цесс правоприменения. Особенно отчетливо это проявилось в период1 «борьбы» отдельных регионов России за свою «независимость», когда каждое административное образование в лице своих представительных органов власти считало непременным условием суверенности приня-

I тие нормативных актов, которые с их точки зрения являлись наиболее (Правомерными, целесообразными и юридически всесильными. При этом игнорировался субординационный характер правотворчества, его регламентационная процедура и компетенция. Все это вносило хаос, вседозволенность и беззаконие в решение многих не только локальных,

но и общегосударственных вопросов. - '

Отказ от ^признания унифицированной структуры российского за-

1 конодательства привел к грубейшим нарушениям принципа единства законности многими субъектами Федерации, в результате чего прока­тилась волна противоправных акций, связанных с вопросами нацио-

i •' См.^ Садиков О.П. Дифференциация и унификация гражданского законодательст­
ва//Сов. государством право. 1969. № 12. С. 38. i; i


нально-государственного устройства, экономического статуса отдель­ных регионов. Произошел разрыв единой основы российского законо­дательства, создалась угроза появления калужской, рязанской, тамбов­ской и других местнических законностей.

Очевидная бесперспективность и порочность подобных мероприя­тий все же побудили руководство регионов соблюдать единые право­вые основы функционирования государственного механизма, что за­метно ослабило напряженность в отношениях центральных и местных структур; позволило согласованно решать многие социально-экономи­ческие программы. Юридическим итогом такого согласия стало подпи­сание Федеративного договора. Его принятие позволило снять многие противоречия в действующем законодательстве, создать единую плат­форму для согласованного функционирования как республиканских, так и федеральных структур.

Не совсем понятна и позиция законодателя, выраженная в статье 5
Конституции РФ о законодательстве краев, областей, автономной об­
ласти, автономных округов, городов федерального значения. Какие
нормативные акты перечисленные субъекты могут издавать и как они
должны соотноситься с республиканским и общефедеративным зако­
нодательством? Не приведет ли это к перерастанию федеративных от­
ношений в конфедеративные и разрушению единого правового про­
странства? Весьма важно при этом сохранить системность иерархии
нормативных актов в масштабе всей Российской Федерации, в которой
главная, приоритетная роль принадлежала бы федеральным законам, а
все другие правовые акты строго им соответствовали. ;

Новеллой в соотношении общефедерального и республиканского законодательства является институт совместного ведения между орга­нами власти Российской.Федерации и органами власти субъектов РФ. В области юриспруденции к их совместному ведению относится адми­нистративное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законодательство и т.д. По этим вопросам | федеральные органы издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы власти республик осуществляют собственное пра­вовое регулирование, включая конкретизирующие кодексы, положе­ния, уставы и иные правовые акты.

Основы законодательства призваны выполнять двуединую роль: I быть базой республиканского правотворчества и одновременно актами прямого действия, а также затрагивать общие вопросы, принципы пра­вового регулирования и координации правотворческой деятельности всех субъектов Федерации. Основы должны содержать конкретные ре­шения,.которые республики смогут корректировать в рамках Федера- j

тивного договора и Конституции РФ. Любая республика в составе

;. i i



Тема 18. Правотворчество и законодательство


6. Специализация и унификация российского законодательства..



 


России, равно как и другие субъекты Федерации, должна признать для:
себя Основы законодательства актами прямого действия. Это исклю­
чит разнобой в правотворчестве, который может возникнуть в случае
издания местными органами актов, выходящих за рамки их полно­
мочий1.:!

Подобной комплексности правового регулирования общественных отношений за счет Основ законодательства на сегодня нет. Их форми-г рование и принятие в отдельных отраслях протекает вяло и неплано­мерно. На уровне СНГ этот процесс идет более активно и плодотворно';; С позиций углубленной интеграции между членами содружества при­нимаются базовые нормативные документы, закрепляющие основные принципы, цели и задачи унифицированного регламентирования раз­личных сторон жизнедеятельности содружества. Одной из разновид­ностей таких универсальных правовых актов являются модельные (ре­комендательные) кодексы. В настоящее время идет разработка УПК. Создание модельных кодексов важно для всех государств СНГ, и в ни* найдут свое юридическое закрепление межгосударственные интегра­ционные процессы в области экономики, науки, культуры, права и т.д!"

Остается трудноразрешимой и проблема унификации нормативно-
правового материала различных министерств и ведомств как «одной из
самых многочисленных и наименее организованных частей иерархи-'
ческой структуры законодательства»2. В отдельных отраслях его объем
настолько велик, что практическая ориентация в нем весьма затрудни-'
тельна, а единое понимание сведено на нет. Возникает настоятельная
потребность не столько в техническом упорядочении данного материа­
ла, сколько в его переработке по существу и принятии общих, универ­
сальных положений либо российского, либо республиканского зна­
чения. I

Ведомственная унификация должна носить комплексный характер, и учитывать всю систему как отраслевых, так и межотраслевых актов; отражать их органическое единство в общем механизме управления: При этом необходимо соблюдать все требования, предъявляемые к нор-, мативным актам при их подготовке, применении и исполнении. Подоб^, ного законодательного оформления, например, ждут гражданско-пра-; вовые отношения в сфере капитального строительства. Пестрота их ведомственной регламентации создает определенные трудности как, организационного, так и правового характера. Назрела необходимость

| См.: Ильинский И.П., Крылов Б.С., Михалева НА. Новое федеративное устройство

России // Государство и право. 1992. № 9. С. 35.

Полетаю С.В.,Силъчеико И.В. Научные основы типологии нормативно-правовых
актов в СССР. М, 1987. С. 32...,


унифицировать действующий правовой материал и на его основе из­дать закон РФ о капитальном строительстве.

Процессы и специализации, и унификации охватывают все струк­турные звенья системы законодательства, имеют непрерывный харак­тер. Их «приливы» и «отливы» в различных частях законодательного массива во многом предопределены наличием предварительных усло­вий унификации и техникой ее осуществления. К таким условиям, на наш взгляд, следует отнести: высокий уровень специализации законо­дательства; потребность в унификации правового материала в опреде­ленной области социальных отношений; повышенную «плотность» функциональных взаимосвязей между различными структурными эле­ментами системы законодательства; их противоречивость; способность к унификации законодательного материала той или иной отрасли.

С учетом функционального разнообразия законодательства унифи­кация может быть всеобщей, республиканской, локальной, ведомствен­ной и проявляться в таких ее формах, как универсализация, интегра­ция, систематизация. Вместе с тем процесс унификации небеспределен и должен иметь свои границы, ибо при определенных обстоятельствах может возникнуть объективная потребность в дифференцированном урегулировании общественных отношений, и тогда унификация станет не только не эффективной, но даже нежелательной. А это, в свою оче­редь, вызовет обратную тенденцию — специализацию законодательст­ва. Поэтому при разработке унифицированных нормативных актов нельзя ставить чрезмерно общие задачи, непомерно расширять сферу их действия и тем самым превращать в сложный документ, малопри­годный для практического применения1.

Следовательно, унификация российского законодательства пред­ставляет собой детерминированный практикой общественного разви­тия двуединый процесс в регулировании сходных либо родственных явлений и создание разноуровневых нормативных актов или предпи1-саний, оказывающих существенное влияние на состояние и совершен­ствование всей системы законодательства. Процессы унификации и специализации законодательства позволяют удерживать разумный ба­ланс в отношениях между федеральным и региональным правотворче­ством и одновременно наиболее полно и реально отражать весь ход современных преобразований.

1 См.: Садиков О.Н. Унификация как средство совершенствования гражданского
законодательства//Правоведение. 1972. № 6. С. 97. •!•• •


1. Понятие и содержание юридического процесса



 


 


Тема 19. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (И.М. Зайцев, А.С. Мордовец)

1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА,
; (И.М.Зайцев) i?

Для юридической деятельности характерен определенный порядок,
который должен быть — и в большинстве случаев является — опти­
мальным для совершения тех или иных юридически значимых дей­
ствий. Он устанавливается соответствующими нормативными пред­
писаниями. Например, регламент работы представительных органов
государственной власти, принятия законодательных актов, проведе­
ния выборов, защиты диссертаций, процедура выдачи ордера на
жилье, получение наследства и т.п..

Оптимальный порядок содержит программу юридической деятель­
ности, он имеет ориентирующее значение для достижения определен­
ной правовой цели, тем самым повышая эффективность правового ре­
гулирования юридической деятельности и гарантируя ее правомер­
ность и результативность. Нарушение порядка представляет собой
правонарушение, а в отдельных случаях результаты такой неправомерч
ной деятельности признаются юридически ничтожными (недействи:-
тельными).:

Например, обращение гражданина в суд для защиты нарушенного
или оспоренного субъективного права без соблюдения установленного
гражданским процессуальным законом (Гражданским процессуаль­
ным^ кодексом) порядка не приведет к желаемому результату: судья
либо1 откажет в принятии заявления, либо оставит поданное заявление
без движения, либо прекратит производство по делу, либо оставит за­
явление без рассмотрения..! ' !

Юридическая деятельность разнообразна, и в зависимости от ее целей и количества совершаемых актов правовой режим ее может быть i простым или развернутым. Так, в'принципе не( вызывает сложностей порядок установления и регистрации определенных юридических фак­тов: порядок выдачи актов1 гражданского состояния ^рождения, усы­новления, регистрации брака или развода,'смерти) органами загса, но­тариальное удостоверение бесспорных обстоятельств.

Значительно сложнее установленный законов порядок расследова­ния преступлений или судебного разрешения споров о праве граждан-


ском, где многие действия следователя, суда, заинтересованных лиц и
других участников упорядочиваются по правилам предшествования и
следования (причинно-следственной связи действий и актов юриди­
ческого процесса). i.

Нормативно установленные формы упорядочивания юридической деятельности и образуют юридический процесс. Теорию юридическо­го процесса в нашем праве активно разрабатывал профессор В.М. Гор-шенев и его научная школа1. Юридический процесс они определяют как комплексную систему правовых порядков (форм) деятельности уполномоченных органов государства, должностных лиц, а также заин­тересованных в разрешении различных юридических дел иных субъек­тов права. Данный процесс регулируется правовыми (процедурными и процессуальными) нормами, а его результаты закрепляются в соответ­ствующих правовых актах — официальных документах2.

Для характеристики юридического процесса первостепенное значе­ние имеет категория формы деятельности. Форма — это правовая кон­струкция нормативного упорядочивания деятельности и соответству­ющих документов. Она представляет собой'совокупность требований к действиям участников процесса, направленным на достижение кон­кретного результата. Определенность данных требований обеспечива­ется соответствующими санкциями, среди которых наиболее типичны пресекательные, преследующие цель принудительного прекращения неправомерной юридической деятельности (отказ в принятии заявле­ния, отказ в совершении действий, прекращение соответствующего юридического производства).

Правовая форма — в той или иной степени — присуща любой юри­дически значимой деятельности (законотворческой, осуществлению властных полномочий административными и судебными органами). Форма служит одной из гарантий точного и неуклонного применения, соблюдения и исполнения юридических норм.

Юридическая форма регламентирует как правовую деятельность граждан, организаций, должностных лиц и компетентных органов, так и официальные документы, в которых закрепляются итоги этой дея­тельности. Включение в состав формы документов, имеющих юриди­ческое значение, обязательно, коль скоро в современном российском делопроизводстве существует четко выраженная тенденция докумен­тирования всех юридических фактов: актов гражданского состояния,

1 См.: Юридическая процессуальная форма. Теория и практика / Под ред. П.Е. Нед-
байло и В.М. Горшенева. М, 1976; Теория юридического процесса / Под ред. В.М. Горше-
нева. Харьков, 1985; Горшешв В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятель­
ности. М., 1987 и др. i •

2 См.: Теория юридического процесса1. С. 8. ' i


 



 



Тема 19. Юридический процесс


2. Стадии юридического процесса



 


 


абсолютного большинства сделок, правонарушений, актов судебной
юрисдикции, волеизъявления государственной власти и т.п. Соответ­
ственно следует различать форму деятельности и форму правовых до­
кументов. Первая — устанавливает, кто, какие действия, в какой после­
довательности и в какой срок может или должен совершить. Содержа­
ние такой формы сводится к следующим положениям: исчерпывающе
точный состав участников юридического процесса; их права и обязан­
ности по совершению правовых действий и поступков; последователь^
ность совершения названных действий. Юридический процесс — это
всегда динамичный состав фактов, имеющих правовое значение. Ими
являются действия и поступки участников процесса. Определены
сроки (время) совершения фактов; правовые санкции за несоблюдение
требований формы..

Правовая форма документов обусловливает их содержание и юри­дическую действительность. Она выражается в требованиях относи­тельно обязательных реквизитов документов; последовательности их расположения; времени составления документа; правовых последст­вий его вынесения, а также условий юридической ничтожности данно­го документа, оснований к его отмене и изменению.

i:''

2. СТАДИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ИМ. Зайцев)

Юридический процесс — это всегда определенная совокупность
последовательно совершаемых действий и постановляемых актов.
И эта совокупность может быть в известных случаях значительной,
включать многие действия различного характера. Например, расследо­
вание уголовного дела, правотворчество и др. Поэтому юридический
процесс не может не содержать требований, обеспечивающих ритмич­
ность, плановость и строгий правовой порядок при проведении актов,
имеющих правовое значение, и — главное — обеспечивающий справед­
ливость, законность, обоснованность как самой деятельности, так и ее
результатов (постановляемых юридических актов)., ','',..'-'

В этой связи представляется целесообразным подразделение юри­дического процесса на этапы, вычленение в нем стадий. Так, С.С. Алек­сеев основными этапами правотворческой процедуры считает подго­товку проекта нормативного юридического акта, официальное возведе­ние воли народа в закон1. По мнению других правоведов, например А.С. Пиголкина, прохождение законопроекта в компетентном предста­вительном органе состоит из следующих стадий: внесение проекта в

1 См.: Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций: В 2 т. Свердловск,11973.

Т.2. С. 14. ' '• •>/


правотворческий орган и принятие его на рассмотрение этого органа; обсуждение проекта; принятие проекта.

В судопроизводстве, как уголовном так и гражданском, принято вы­делять больше стадий. Так, в теории гражданского процесса процессу­альная стадия определяется как совокупность последовательно совер­шаемых процессуальных действий, объединенных ближайшей целью. Традиционно выделяются семь, стадий: 1) возбуждение судопроизвод­ства; 2) подготовка дела к судебному разбирательству; 3) судебное раз-' бирательство; 4) пересмотр дела в суде кассационной инстанции; 5) пересмотр дела в судах надзорной инстанции; 6) пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам; 7) принудительное исполнение судебного решения.

Наряду со стадиями в правоприменительном процессе как одном из разновидностей юридического процесса следует различать правопри­менительные циклы (И.Я. Дюрягин), каждый из которых непосредст­венно направлен на принятие разнохарактерных по своему назначению правоприменительных актов (решений, определений, постановлений).

В гражданском судопроизводстве закон выделяет пять таких цик­лов: производство в суде первой инстанции; производство в кассацион­ной инстанции; производство в суде надзорной инстанции; производст­во в суде при пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам реше­ний, определений и постановлений; исполнительное производство.

Сходное положение имеет место ив уголовном процессе. Указан­
ные циклы в процессуальном законе регламентированы как процес­
суальные производства, и каждый из них состоит из стадий: возбуж­
дения деятельности по применению.права, подготовки и совершения
правоприменительного акта (действия). Исполнительное производст­
во включает еще одну стадию — обжалование действий судебного
исполнителя., i. ;

Значение стадий в характеристике юридического процесса связано
прежде всего с тем, что они отражают логическую последовательность
его развития. Пока дело не^возбуждено, невозможна последующая про­
цессуальная деятельность. Конечно, 'проверочной деятельности обяза­
тельно должно предшествовать решение вопроса (дела) по существу
и т.п.! i-. ':....

Стадии не просто следуют одна за другой — в каждой из них при определенных условиях может быть проведена проверка правильности Деятельности в предыдущей. Так, в судебном заседании обязательно анализируется законность и обоснованность возбуждения судопро­изводства и проведенного расследования (дознания, подготовки дела).

Конкретные юридические процессы могут быть усеченными (на­пример, результаты разрешения вопроса не подвергаются проверке,;


Тема 19. Юридический процесс


3. Основные начала юридического процесса



 


далеко не каждое принятое решение нуждается в специальном пройз^
водстве по его исполнению и др.). Поэтому стадии принято подразде­
лять на обязательные и факультативные. К первым можно отнести
возбуждение процесса, подготовительные действия и само разбира-J
тельство вопроса (дела) путем осуществления правовых предписаний.
Наличие всех стадий в юридическом.процессе зависит от конкретных1
обстоятельств.,

В каждой из названных стадий юридического процесса1, обязатель-
!ны следующие компоненте!:. /, '| ' •' ' •'

а) относительно самостоятельная задача, на решение которой 'на­
правлены действия^ объединяемые в той или иной стадии; "^,

б) специфический состав действий, непременно включающий уста­
новление или анализ фактических обстоятельств, реализацию соответ­
ствующей юридической нормы для решения вопроса, дела и т.п.;

в) юридические документы, в которых отражаются и закрепляются
итоги совершенных в данной стадии юридических действий1.,

' ' •....'••.- '-'-,. ' • •!•.;.•

3, ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
! (И.М.Зайцев) \' | j /

• ". i i ':

При всем разнообразии производств в составе юридического про­цесса им присущи некоторые общие начала принципиального характе­ра, которые отражают 'их сущностное единство. Они либо указаны в действующих законах, либо их можно вывести из содержания право-вых актов. Они непременно проявляются в работе компетентных орга-, нов как руководящие идеи, образуя главные правила производства.

Сам факт правового регулирования означает, что производства всегда заключают в себе более или менее развитую систему юридйчес-, ких гарантий достижения конечного результата, условий. Так, в Ос-1 i новах лесного законодательства Российской Федерации 1993 г. нор­мативно закреплены порядок1 пользования лесным фондом, порядок 1 лесоустройства1 и лесной мониторинг. В самостоятельный раздел выделены правила о разрешении лесных споров и/привлечении к Г ответственности виновных! лиц за нарушения лесного законодатель­ства. Такие нормативы и обеспечивают, законность; в лесохозяйствен-'• ной деятельности. '!;. :i. l "'! ', •'•. ' ;,;;':' •' *. I' И /

Большинство нормативных актов устанавливают; сроки совертяе-ния тех или иных юридических действий. Например/по Закону Рос­сийской Федерации «О психиатрической помощи и 'гарантиях прав: граждан при ее оказании» 1992 г. заявление о немедленнойтоспитали-

---------- '----- • ' • ' •'.' Г. | •. 1,, • ':,

i •, ' tiM.:roj>uie>ieeB.M.,tUaxoeltfM. Указ. соч. с! 16^166. J,


зации больного в!психиатрический стационар должно быть подано в суд в течение суток после проведения консилиума врачей (ctj 33) и судья должен санкционировать или не санкционировать, госпитализа­цию в пятидневный срок.,.,'!

Такая срочность обусловлена тем, что больной может представлять
опасность для себя или окружающих, он может быть не способным
удовлетворять свои основные жизненные потребности, либо его здоро­
вью может быть причинен существенный вред. |В случаях, если срок
прямо не указан в российском праве, действует правило (аксиома):
должностное лицо обязано выполнить соответствующее действие в оп­
тимально короткий срок. Эта; аксиома должна Предупредить волокиту
в работе учреждений государства/местного самоуправления и общест­
венных организаций. • j,••..•

Как правило, к работе компетентных органов привлекаются заинте­
ресованные лица, те граждане и организации, на правовом положении
которых может отразиться управленческое решение. Им предоставля­
ется возможность для выражения и защиты своих интересов. В част­
ности, при регистрации органами загса гражданского состояния (рож­
дении или'смерти гражданина, заключения или расторжения брака, !
усыновления, изменения имени и др.) обязательно участвуют заинте­
ресованные лица, и они вправе требовать исправления допущенных
ошибок. •••''-.,

Заинтересованным лицам, участвующим в юридическом процессе,
в большинстве случаев предоставляется и право жалобы, т.е. возмож­
ности возбудить контрольно-надзорное производство в вышестоящем
органе. Это важнейшее конституционное право граждан, его эффектив­
ность обеспечивается нормативными актами, устанавливающими по­
рядок работы с заявлениями и жалобами граждан в государственном
аппарате и органах местного самоуправления и общественных органи­
зациях, ' i •;'.,...! i

Для юридического процесса характерно и ракое начало, как кон­
трольно-надзорная деятельность, т.е. система наблюдения и проверки
работы государственных органов для своевременного устранения нару­
шений. Без контроля и надзора не может нормально развиваться ника-'
кая юридическая деятельность, как и вообще любая жизнедеятель­
ность; она составляет неотъемлемую часть любого юридического про­
изводства. I > •' ' < '••{•"'.••••.

..,•.•! i J.. - I.''.., |. -. •,.-|

Контрольно-надзорная деятельность имеет свои особенности, она существенно отличается;от других видов юридического процесса: пра­вотворчества, правоисполнения, правообеспечения) и т.д. Нормы, рег­ламентирующие данную деятельность, оформляются в виде отдельного Правового акта либо выделяются в 'самостоятельный раздел кодекса



 


 



Тема 19. Юридический процесс


4. Правовые процедуры и судебные процессы



 


(ГПК, УПК, АПК). В нормативных актах устанавливаются сроки и
порядок обжалования, юридические последствия принесения жалобы,
регламент проверки деятельности либо актов контролируемого органа,
критерии такой проверки (основания к отмене, изменению проверяе­
мого акта или его замене новым) и полномочия контрольно-надзорного
органа. •' • ' ' |

•I.- _ •....•: |.... • < •, • ',

4. ПРАВОВЫЕ ПРОЦЕДУРЫ И СУДЕБНЫЕ ПРОЦЕССЫ
(ИМ. Зайцев) ; 1

• Юридический процесс включает в себя как различные правовые
процедуры, так и судебные процессы (судопроизводства). Наличие в
праве процедур и судопройзводств не вызывает споров в юридической
литературе, сложнее решается вопрос об их сходстве,, различии и соот­
ношении, По этому вопросу высказываются диаметрально противопо­
ложные суждения...,,1. U:

Данные правовые конструкции имеют немало общего. Как судеб­ный процесс, так и любая правовая процедура представляет собой нор­мативно установленный порядок осуществления юридической, дея­тельности, т.е. определенную юридическую форму. Но при этом,;про-цессуальные формы (уголовно-процессуальная, гражданско-процессу­альная и др.) регламентируют действия в судопроизводствах, устанав­ливая порядок отправления правосудия по гражданским, администра­тивным, уголовным делам. В процессуальных режимах судопроизвод­ства имеются и некоторые общие черты, определенное сходство1....

Процедурный режим в разных органах может быть существенно
различным (ср.: процедуру принятия закона Государственной Думой и
порядок прохождения гражданами врачебно-трудовой экспертной, ко­
миссии, порядок заключения брака и привлечения к административ­
ной ответственности шофера, управляющего автомашиной в нетрезвом
состоянии),;

Для ряда процедур характерна фрагментарность (частичность)Гпра-
вового регулирования той или иной деятельности. Но это необязатель­
ный признак — некоторые процедуры могут быть развернутымил(на-
пример, обмен жилыми помещениями, оформление пенсии и др.), здесь
все зависит от предмета и целей правового регулирования. Неразвер­
нутыми могут быть и судопроизводства в целом ^регламент заседания
в Конституционном Суде) или в отдельных частях (порядок подготов­
ки гражданского дела к судебному разбирательству).
------------------ i '.'••'' '

1 На этом основании в юридической науке даже разрабатывается концепция «судеб­
ного процесса». Подробнее см.: Полянский Н.Н., СтроговичМ.С., Савицкий R.M., МелыШ'
ковА.А.
Проблемы судебного права.М, 1983. - ;;;г.


Нормативный режим юридических процедур и судебных процессов предполагает их обеспеченность — в той или иной степени — правовы­ми санкциями. Типичной является юридическая деятельность, совер­шенная с нарушениями установленного порядка, которая не приводит к желаемым результатам: компетентный орган отказывает в признании результатов такой деятельности, а сама деятельность признается юри­дически недействительной, ничтожной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.