Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс экономической теории под ред. Чепурина, Киселевой 4 страница




Рис. 26. Потери от несовершенной конкуренции

В условиях несовершенной конкуренции цена устанавливается на уровне точки Е2 (эта точка лежит на одной вертикали с точкой Е – пересечением МС и MR). При такой же цене – на уровне Р2 – объем предложения фирмы равен Q2, следовательно, он меньше того объема, который был бы при совершенной конкуренции: Q1, < Q2. Потребительский излишек теперь уменьшился до площади треугольника Р2Е2Р0. Но самое важное – отчетливо видны графически чистые потери, или «мертвый убыток», для общества: это треугольник ЕЕ1Е2. Таким образом, монополия как бы «рвет на части» излишек потребителя и излишек производителя: часть достается (затененный прямоугольник) самой монополии, а другая часть этого излишка потребителя в виде площади СЕ1Е2 вообще теряется обществом, не достается никому Так же не достается никому часть излишка производителя (треугольник ЕСЕ1), это недополученное, а точнее, разрушенное богатство общества. По некоторым подсчетам, «мертвый убыток», возникающий в силу монополистического распределения ресурсов, составляет 0,5–2% валового национального продукта США.

Естественная монополия. Отрасль, в которой деятельность единственной фирмы более эффективна в силу наличия существенной экономии от масштаба, сопровождающей рост производства, называется естественной монополией. Разделение выпуска между 2–3 или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более, чем одного продавца приведет к росту издержек. Основные правила регулирования деятельности естественных монополий заключаются в следующем:

• Цены должны устанавливаться на уровне, максимально близком к предельным издержкам.

• Прибыль естественной монополии не должна превышать нормальной прибыли на вложенный капитал.

• Государственное регулирование должно обеспечивать эффективность производства.

Олигополия – это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. Чем меньше производителей делят рынок между собой, тем выше степень монополистической власти в отрасли. Для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли рассчитывается индекс Герфиндаля, показывающий степень концентрации рынка. Индекс вычисляется посредством суммирования квадратов рыночных допей каждой фирмы в отрасли:

Н = S12 + S22 + … + Sn2

где Н – индекс Герфиндаля; S1, S2 … Sn – доли фирм на рынке, которые суммируются в порядке убывания (на первом месте – самая крупная доля) и определяются в процентах как отношение объема поставок фирмы к объему всего рынка. Например, если предложение какого-либо товара обеспечивают четыре фирмы с рыночными долями, скажем 60%, 20%, 10% и 10%, то Н = 3600 + 400 + 100 + 100 = 4200. Концентрация рынка с индексом Герфиндаля, не превышающим 1000, считается низкой. Индекс, равный 1800 и выше – признак высокой концентрации.

В случае олигополии конкуренция носит преимущественно неценовой характер. Неценовая конкуренция основана на привлечении потребителя не с помощью снижения цены, а за счет других факторов: улучшения качества товаров, рекламы, послепродажного технического обслуживания и т.п. Количество олигополистов на рынке зависит от технологии, которая определяет минимальный масштаб производства, начинающего давать прибыль. Если технология производства в отрасли такова, что положительный эффект масштаба сохраняется при гораздо большем объеме выпуска, чем в условиях конкурентного производства, но все же меньшем, чем в условиях монополии, то эта отрасль олигополистическая. Таким образом, технология производства, связанная с эффектом масштаба, служит причиной возникновения олигополии и одновременно является естественным барьером для вступления в отрасль.

Важной чертой олигополии, отличающей ее от других типов несовершенной конкуренции, является взаимозависимость фирм в отрасли. Олигополисты – не только конкуренты, но и одновременно негласные партнеры. Ценовое поведение олигополистов сковано взаимозависимостью. Подробнее см. Стратегия ценообразования олигополий и дилемма заключенного. В экономической теории выделяются такие модели ценового поведения олигопопистов, как ломаная кривая спроса, тайный сговор (картель), лидерство в ценах, принцип ценообразования «издержки плюс» (цена на продукцию устанавливается по принципу: средние издержки плюс прибыль, исчисленная как процент от уровня средних издержек). Яркий пример международного картеля – соглашение стран-членов ОПЕК, которым неоднократно удавалось поднять цены на нефть посредством относительно небольшого ограничения выпуска. При картельном сговоре каждая фирма получает свою квоту выпуска продукции, которую она, согласно условиям договора, не должна превышать, чтобы не подорвать монопольную цену.

Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта. В данной модели монополизм, весьма ограниченный большим количеством конкурентов, основан на дифференциации продукта, посредством которой монополистический конкурент уменьшает эластичность спроса по цене. Повышая цену, монополистический конкурент не лишается всех потребителей, как это было бы при совершенной конкуренции. Рынок несколько сузится, но останутся те, кто устойчиво предпочитает продукцию только данного производителя.

Монопсония. Контроль над ценами может быть и со стороны покупателя. Если термин монополия означает «один продавец», то монопсония – это «один покупатель». Монопсонист имеет возможность диктовать цены на приобретаемую продукцию и устанавливать ее на уровне более низком, чем в условиях совершенной конкуренции. Например, «Де Бирс» диктует свои условия покупки алмазов производителям этого товара в разных странах. Монопсонист устанавливает свою цену ниже того уровня, который был бы при совершенной конкуренции.

Антимонопольное законодательство и регулирование экономики: основные принципы. При всех неоспоримых достоинствах совершенной конкуренции у нее есть существенный недостаток: спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. Совершенная конкуренция, будучи «предоставленной самой себе», превращается в конкуренцию несовершенную. Поэтому еще в конце XIX в. в промышленно развитых странах Запада и, прежде всего, в США была осознана необходимость поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации.

Антимонопольное законодательство США базируется на трех основных законодательных актах:

1. Закон Шермана (1890 г.) запрещал тайную монополизацию торговли, единоличный контроль в той или иной отрасли, сговор о ценах.

2. Закон Клейтона (1914 г.) запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (не во всех случаях, а тогда, когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний и др.

3. Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 г.) ввел запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая дискриминация и др.

В 1950 г. к закону Клейтона была принята поправка Селлера-Кефовера: уточнялось понятие незаконного слияния. Так, запрещались слияния путем скупки активов. Если актом (законом) Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слияниям крупных фирм, то поправка Селлера-Кефовера ограничивала вертикальные слияния (например, производство – сбыт продукции).

Кого защищает антитрестовское законодательство – конкуренцию или какие-то группы конкурентов? Например, закон Робинсона-Пэтмэма, запрещавший ценовую дискриминацию, был направлен, по сути, против крупных розничных магазинов и супермаркетов которые могли себе позволить снижать цены для определенных групп покупателей. П. Самуэльсон оценивает его так: запрещение ценовой дискриминации способствовало ограничению конкуренции. Вместо того, чтобы снизить цену в пользу потребителя, он был направлен на сохранение многих предприятий, несмотря на то, что некоторые из них были малоэффективны.

Сомнениями по поводу якобы неизменной высокой эффективности антитрестовской политики государства полны страницы многих западных учебников и монографий. Например, американский экономист П. Хейне настойчиво проводит мысль о том, что антитрестовское регулирование (независимо от его благих намерений) защищает не свободную конкуренцию, а определенные группы конкурентов. «Важно помнить, – подчеркивает Хейне, – что наиболее эффективное давление на государственную политику оказывают не потребители, а производители. И слишком часто эта политика будет формироваться под влиянием стремления производителей защищать себя от суровых законов конкурентной жизни».

Эти проблемы показывают, насколько сложным является практическое воплощение в жизнь антитрестовского законодательства. Государство должно балансировать, проходя по узкой тропинке между опасностью разрушительного монополизма и опасностью ограничения конкуренции. (Любопытно, что Грузия не стала вводить антитрестовское законодательство, посчитав, что минусов от него больше, чем плюсом; см. Лариса Буракова. Почему у Грузии получилось.)

Глава 8. ЭКОНОМИКА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ, ИНФОРМАЦИИ И СТРАХОВАНИЯ

Неопределенность как характерная черта рыночной экономики. Понятие асимметричной информации. Асимметричность информации – ситуация, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют остальные заинтересованные лица. Неопределенность – недостаток информации о вероятных будущих событиях. Интерналии – издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены при заключении этой сделки. Например, потребитель купил товар, а он оказался некачественным, репетитор взял деньги вперед, обещая научить английскому языку за два месяца, и не выполнил свое обещание. Причина возникновения интерналий в том, что трансакционные издержки по сбору 100%-ной информации могут оказаться очень высокими и перекроют ожидаемую выгоду от обладания полной информацией. В результате асимметричности информации нарушается сам принцип действия рыночного механизма, поскольку ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел. Отрицательная селекция (неблагоприятный отбор) – вытеснение качественного товара (услуг) с рынка. Еще одно негативное последствие асимметричности информации – возникновение морального риска. Лица, имеющие договор со страховой компанией о страховании здоровья, могут начать чаще обращаться к врачам, а нередко и менее внимательно относиться к своему здоровью. Те, кто застраховали от угона свои автомобили, перестают запирать двери, не ставят систему сигнализации.

Риск и способы его снижения. Страхование. Под риском понимается ситуация, когда, зная вероятность каждого возможного исхода, все же нельзя точно предсказать конечный результат. Важно различать математическое ожидание (предполагаемое значение исхода) и ожидаемую полезность. Истоки математического обоснования теории ожидаемой полезности можно встретить в работах математиков Габриэля Крамера и Даниила Бернулли, последний из которых предложил свое решение знаменитого Санкт-Петербургского парадокса. Бернулли предположил, что в данном случае индивиды стремятся к максимизации не ожидаемого денежного выигрыша, а морального ожидания, впоследствии названного ожидаемой полезностью выигрыша.

Ожидаемая полезность:

где ui – полезность исхода i, πi – вероятность исхода i, n – число исходов.

Людям свойственно различное отношение к риску. В экономической теории принято выделять:

a) нейтральных к риску;

b) любителей риска;

c) испытывающих антипатию к риску, или противников риска.

В основной своей массе люди не склонны к рисковой деятельности. Такое поведение обычно объясняется, помимо особенностей человеческой психики, чисто экономической причиной, а именно: действием закона убывающей предельной полезности (рис. 27). Допустим, вы не склонны к риску (вариант а), и обладаете 100 долларами, тогда вы отвергните предложение сыграть в орлянку на 50 долларов, так как в случае выигрыша вы получите 1 единицу полезности, а в случае проигрыша потеряете 2 единицы полезности. Можно сказать, что, конечно, вам доставит радость получить больше того, что вы имеете, но для вас гораздо ощутимее будет потеря того, к чему вы уже привыкли. В экономической теории данный феномен получил название эффекта владения. Эффект владения заключается в том, что люди гораздо выше оценивают то, чем они владеют, чем то, что пока им не принадлежит.

Рис. 27. Кривая общей полезности: (а) неприятие риска, (б) склонность к риску, (в) нейтральное отношение к риску.

Возвращаясь к Санкт-Петербургскому парадоксу, мы можем теперь сказать, что индивиды, отказываясь от игры в подбрасывание монеты, несмотря на бесконечно большое значение математического ожидания, руководствуются, согласно гипотезе Бернулли, прежде всего ожидаемой полезностью выигрыша. А предельная полезность дохода с каждым его приростом снижается. При уменьшающейся предельной полезности денежного выигрыша люди будут требовать все возрастающих выплат, для того, чтобы компенсировать свой риск в случае проигрыша.

Конечно, существуют люди, которые все же склонны идти на риск. Само понятие предпринимательства всегда связано с б о льшим или меньшим риском. Для таких людей, испытывающих склонность к риску, кривая общей полезности будет приобретать вогнутый вид, и приобретение в случае выигрыша будет превышать убыток в случае проигрыша в условных единицах полезности (рис. 27б). И, наконец, в случае нейтрального отношения к риску кривая общей полезности будет приобретать вид прямой линии (рис. 27в).

Эффект определенности – привлекательность определенных исходов для людей оказывается непропорционально выше, чем неопределенных.

Существует несколько способов снизить риск, или несколько способов страхования. Под страхованием понимается процедура, позволяющая индивиду обменять риск больших потерь на определенность малых. Объединение риска – это способ его снижения, при котором риск делится между несколькими участниками, так что в случае проигрыша потери, приходящиеся на долю каждого, не так велики. Распределение риска – способ страхования, применяемый в случае возможного крупного ущерба, когда одной компании не под силу взять на себя полностью обязательства по страхованию. Диверсификация – способ, при котором экономические субъекты используют свои финансовые средства в разных сферах, чтобы в случае потери в одной из них компенсировать это за счет другой сферы. Общий принцип страхования, который вытекает из его определения, следующий: вы жертвуете какой-то долей своего текущего потребления, чтобы избежать в будущем потери, вероятность которой достаточно велика.

Механизм уменьшения асимметричности информации. Одним из самых распространенных способов уменьшения асимметричности информации являются рыночные сигналы, под которыми понимается информация об экономическом благе, целенаправленно посылаемая его продавцом в адрес потенциального покупателя. Автором концепции рыночных сигналов является американский экономист, лауреат Нобелевской премии 2001 г. Майкл Спенс. В модели Спенса эффективным рыночным сигналом на рынке труда является образование. В качестве разновидности рыночных сигналов можно рассматривать гарантии и обязательства.

Глава 9. ТЕОРИЯ ФИРМЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ БИЗНЕСА

Наиболее важной формой приспособления к проблеме существования трансакционных издержек является возникновение фирмы.
Рональд Коуз

Теория фирмы: технологический и институциональный подход. В экономической теории существует два известных подхода к рассмотрению природы фирмы. В основе технологического подхода лежит предположение о том, что всегда есть возможность определить функцию, выражающую максимальный объем выпуска при заданном уровне развития техники и технологии, при всех возможных комбинациях факторов производства, имеющихся в наличии. В соответствии с эффектом экономии на масштабах производства оптимальным размером фирмы можно считать тот, до достижения которого не происходит резкого роста переменных издержек. Другими словами, положительный эффект экономии на масштабе производства используется полностью. В соответствии с институциональным подходом, центральной проблемой изучения фирмы становятся не условия максимизации прибыли, а объяснение феномена возникновения фирмы, закономерностей ее дальнейшего развития и исчезновения. В этой теории используются такие ключевые понятия, как трансакционные издержки, оппортунистическое поведение, асимметричность информации, специфичность ресурсов и контракт. Для индивидуальных производителей рыночный механизм оказывается весьма дорогостоящим способом координации хозяйственной деятельности.

Создавая фирмы, индивиды стремятся найти альтернативные способы координации своей деятельности, сокращающие величину издержек. Фирма представляет собой субъект рынка, внутреннее построение которой иерархично. Р. Коуз в своем определении фирмы отмечал: «Фирма есть система отношений, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя». Более пяти десятилетий тому назад, когда в экономической теории рыночный механизм традиционно считался главным средством обеспечения хозяйственной координации, Р. Коуз показал, что именно фирмы дополняют рынок, предложив рассматривать фирму и рынок как альтернативные способы экономической организации. Следовательно, выбор при принятии предпринимателем административного решения состоит в том, чтобы определить, каким образом дешевле осуществлять трансакции (сделки): путем создания фирмы или посредством рыночного механизма.

Фирма не уничтожает трансакционные издержки вообще, иначе все общественное производство было бы организовано как огромная фирма а масштабе национального хозяйства (предмет утопических мечтаний сторонников социалистической идеи). Внутри фирмы существуют трансакционные издержки административного (бюрократического) управления, издержки измерения выполняемых работником функций, издержки на защиту от оппортунистического поведения работников фирмы после заключения с ними трудового соглашения и т.д.

В теории фирмы рассматривается и проблема «принципал — агент», непосредственно связанная с теорией трансакционных издержек. Принципал – это собственник ресурсов, в то время как агент – это субъект, который наделяется принципалом правом пользования ресурсами. Агент должен представлять интересы принципала за определенную плату. Агент обладает большей информацией, нежели принципал, т.е. информация между ними распределена асимметрично. В этих условиях принципал не может полностью контролировать действия агента. Следовательно, у последнего возникают стимулы к оппортунистическому поведению и использованию своих правомочий исключительно в собственных интересах.

Фирма – это структура деятельности, направленная на поиск наиболее выгодного способа производства в условиях неопределенности. Ситуация неопределенности и постоянное столкновение взаимных интересов субъектов рынка порождают их оппортунистическое поведение. Можно сказать, что фирма возникает и как реакция на оппортунистическое поведение экономических агентов, от которого несвободен рыночный механизм.

Объединяя свои усилия в стремлении к минимизации трансакционных издержек, экономические агенты соединяют имеющиеся у них активы в рамках фирмы. Актив – это объект собственности, имеющий денежную оценку. Активы могут быть физическими (машины, оборудование), финансовыми (акции, облигации и другие ценные бумаги), нематериальными (авторские права, «человеческий капитал», т. е. накопленные профессиональные знания. Можно выделить три типа активов: общие, специфические и интерспецифические. Для общих активов характерна равная оценка их ценности как для использования в пределах данной фирмы, так и для рынка. Специфические активы для внутреннего использования оцениваются фирмой выше, чем на рынке (альтернативная стоимость специфического актива выше в рамках фирмы, чем вне ее). Уникальные, взаимодополняемые только в рамках данной фирмы активы называют интерспецифическими. Вне фирмы они даже могут не найти рыночной оценки.

Все отношения владельцев активов по поводу их обмена или использования регулируются контрактами. Контракт – это соглашение по поводу обмена между экономическими агентами, специфицирующее права и обязанности сторон. В основе классификации контрактов лежат четыре существенных характеристики:

· устойчивость экономических связей между сторонами (разовые, периодические или непрерывные сделки);

• степень неопределенности (низкая или высокая);

• типы активов, или ресурсов (общие, специфические или интерспецифические);

• наличие (или отсутствие) гарантий выполнения сторонами своих обязательств.

Выделяют три типа контрактов: классический, неоклассический и отношенческий (имплицитный). Классический контракт (рыночное управление) предполагает, что сделки между экономическими агентами носят разовый характер и ввиду низкой степени неопределенности все аспекты отношений могут быть предусмотрены заранее и включены в контракт. Предметом классического контракта являются общие активы, он существует только в письменной форме, а защита прав участников осуществляется судебной системой государства. В реальной рыночной экономике мы, как правило, имеем дело с ограниченной рациональностью экономических агентов и неопределенностью. В таком случае имеет место неоклассический контракт (трехстороннее управление) регулирующий лишь некоторые из возможных вариантов развития отношений между сторонами в ходе исполнения контрактных обязательств. Неоклассический контракт характеризуется регулярностью отношений между сторонами, его предметом являются как общие, так и специфические активы. Поскольку данный тип контракта предусматривает меньшую степень формализации отношений между агентами, он может включать в себя устные договоренности и допускает разрешение споров не только в судебном порядке, но и путем обращения к независимой стороне – третейскому арбитру. В отношенческом, или имплицитном контракте (двустороннее управление) имеют место долгосрочные и непрерывные во времени связи между экономическими субъектами в условиях высокой степени неопределенности. Такой тип контракта отличается преобладанием неформальных договоренностей над формальными и интерспецифичностью активов.

Таким образом, мы можем определить фирму как сеть долгосрочных отношенческих контрактов между собственниками преимущественно интерспецифических активов с целью минимизации трансакционных издержек в условиях неопределенности и оппортунистического поведения агентов.

Организационные формы бизнеса. Основные формы организации бизнеса: индивидуальные владения, партнерства и корпорации. Индивидуальное владение представляет собой фирму, находящуюся в собственности одного лица (предпринимателя). Уровень трансакционных издержек внутри фирмы – индивидуального владения, связанных с реализацией экономического решения, ниже, чем в более сложных организационных структурах бизнеса. Партнерством принято называть фирму, которая находится в собственности двух или более лиц. Партнерство представляют собой сеть отношенческих контрактов между владельцами интерспецифических ресурсов. Формальными (письменными) проявлениями данных отношений являются учредительный договор и устав фирмы, однако неформальные соглашения между партнерами имеют более существенное значение, особенно в текущей деятельности фирмы. Необходимость согласовывать действия между партнерами приводит к увеличению внутрифирменных трансакционных издержек.

Экономическая природа корпорации и ее организационная структура сложны и многогранны; не случайно этими проблемами занимается самостоятельная наука – теория организаций. Корпорации сталкиваются с нарастающей величиной трансакционных издержек внутри фирмы.

Роль малых, средних и крупных фирм в экономике. Наиболее распространенный подход к классификации фирм – разделение их на малые, средние или крупные. Широкое распространение получила теория жизненного цикла (или этапов роста) фирмы. Для характеристики этапа развития продукта используется коэффициент специализации, равный отношению годового дохода фирмы к ее общим затратам на производство и сбыт основного продукта. Очевидно, что экономике объективно необходимо существование как крупных, так и малых фирм.

Глава 10. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПРЕДЕЛЬНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ФАКТОРОВ

Используемые в производстве ресурсы принято называть факторами производства, главными из которых являются труд, капитал, земля и предпринимательство.

Производственная функция. Теория производства изучает зависимость между количеством используемых ресурсов и объемами выпускаемой продукции. В основе этой теории лежит концепция производственной функции. Производственная функция определяет максимальный объем выпуска продукции при каждом заданном количестве ресурсов. Например, производственная функция выпуска телевизоров описывается уравнением:

Q = f (L, K)

где L – количества труда, К – количество капитала, Q – оюъем производства телевизоров, шт.

Предположим, что фирма, имеющая первоначально объем выпуска продукции Q1, принимает решение об увеличении масштаба производства в n раз. В этом случае заданная производственная функция примет следующий вид: Q2 = f (nL, nK), где Q2 – объем выпуска телевизоров после изменения масштаба производства. Взаимосвязь между изменением масштаба производства и соответствующим изменением в объеме выпуска продукции называется отдачей от масштаба. Принято различать постоянную (Q2 = nQ1), возрастающую (Q2 > nQ1) и убывающую (Q2 < nQ1) отдачу от масштаба. Важнейшими источниками возрастающей отдачи являются специализация в рамках фирмы и используемая технология. Причинами уменьшающейся отдачи от масштаба чаще всего бывают растущие бюрократические, или иерархические, издержки внутреннего управления разросшейся фирмы. Отдача от фактора показывает зависимость между объемом выпускаемой продукции и изменениями в количестве одного фактора при неизменном количестве другого.

Теория предельной производительности факторов. Общий продукт (TP) – это суммарный объем выпуска продукции, полученный в рамках заданной производственной функции, и измеренный в физических единицах. Понятие общего продукта позволяет выявить зависимость между объемом выпускаемой продукции и изменениями в количестве одного ресурса при неизменном количестве других. Общий продукт переменного фактора L может быть описан следующей производственной функцией (см. также рис. 28):

Q = f (L), при К = const

Рис. 28. Производственная функция одного фактора

Предельный продукт фактора производства (MPL), исчисленный в физических единицах, показывает изменение в объеме выпуска продукции, вызванное использованием дополнительной единицы данного фактора (L) при неизменном количестве всех остальных: MPL = ΔQ/ΔL, где MPL – предельный продукт фактора L, ΔQ – изменение общего объема выпуска продукции, ΔL – изменение количества фактора L. Средний продукт фактора (APL) определяется путем деления объема выпускаемой продукции на количество используемого переменного фактора L: APL = Q/L. Средний продукт труда показывает, какое количество произведенной продукции приходится на одну единицу труда. Очень часто средний продукт называют показателем производительности труда.

Закон убывающей предельной производительности (доходности) факторов производства гласит, что, по мере увеличения количества переменного фактора при неизменном количестве всех остальных будет достигнут такой рубеж, после которого предельный продукт переменного фактора начнет уменьшаться. Данный закон не имеет четкой системы доказательств, он основан на здравом смысле и эмпирических наблюдениях.

Спрос на факторы производства. Правило использования ресурсов. Отличительной чертой рынков факторов производства является тот факт, что в роли покупателей здесь выступают фирмы, а продавцами являются домашние хозяйства. В основе потребительского спроса лежит функция полезности. В основе же спроса на факторы производства лежит доход, который фирма стремится получить, производя с помощью этих факторов различные товары и услуги. Это означает, что фирма предъявляет спрос на ресурсы лишь постольку, поскольку потребитель нуждается в товарах, произведенных с помощью этих ресурсов, а не наоборот. В экономической теории спрос на факторы производства принято называть производным спросом.

Производственный процесс представляет собой процесс взаимодействия различных факторов производства. Невозможно организовать процесс производства, имея, например, капитал, но не имея рабочей силы. Спрос на факторы производства является взаимозависимым. Предельный продукт фактора в денежном выражении (MRPL) – это произведение предельного физического продукта переменного фактора (L) и предельного дохода, полученного от продажи одной дополнительной единицы продукции:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.