Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Курс экономической теории под ред. Чепурина, Киселевой 10 страница




Регулирование рынка ценных бумаг. Для того, чтобы рынок ценных бумаг мог эффективно выполнять свои функции, государство осуществляет регулирование деятельности эмитентов и инвесторов. Государственное регулирование обеспечивается путем: а) установления обязательных требований к деятельности эмитентов и профессиональных участников РЦБ; б) регистрации выпусков ценных бумаг и контроля за соблюдением условий эмиссии; в) лицензированием деятельности профессиональных участников РЦБ; г) создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг.

Глава 22. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Налоги и их виды. Налоги – это обязательные сборы, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Отличительный признак налогов – их принудительный характер. По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Например, подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество. Косвенные налоги уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете за товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины. В бюджете РФ за 2001 г. доля доходов государства, полученных за счет косвенных налогов, составляла около 60% от всех налоговых поступлений. По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные. Функции налогов: стимулирующая, перераспределительная, фискальная.

Кривая Лаффера описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет. Согласно концепции американского экономиста Артура Лаффера стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговый пресс, может привести к противоположным результатам. Это и продемонстрировал американский ученый при помощи своей известной кривой (рис. 66). По мере роста ставок налога от 0 до 100% доходы государственного бюджета (налоговая выручка) будут вначале расти от 0 до некоего максимального уровня (точки М, соответствующей, допустим, 50% ставке налога), а затем снижаться опять до 0.

Рис. 66. Кривая Лаффера

Лаффер считал, что, если экономика находится, например, в точке К, то сокращение налоговых ставок будет приближать налоговую выручку к уровню точки М, т е. к максимальному уровню доходов государственного бюджета. Этот результат, по Лафферу, связан с тем, что более низкие налоговые ставки могут повысить стимулы к труду, сбережениям и инвестициям и в целом приведут к расширению налоговой базы. Критики идей Лаффера выдвинули ряд возражений. Эмпирические исследования показали, что нет однозначной зависимости между снижением налоговых ставок и увеличением предложения труда. Снижение налоговых ставок – это мероприятие, имеющее длительный лаг воздействия. Увеличение совокупного предложения возможно лишь в перспективе, а не сразу же после снижения ставок. Следовательно, на краткосрочных временных интервалах возникает опасность сокращения доходов казны. Снижение налоговых ставок скорее вызовет не сдвиг вправо кривой совокупного предложения AS (рис. 67а), а сдвиг в том же направлении кривой совокупного спроса AD (рис. 67б). Причем правостороннее смещение кривой AD в условиях, когда экономика находится на промежуточном или классическом (вертикальном) отрезках кривой совокупного предложения, чревато повышением общего уровня цен. Кто может со стопроцентной уверенностью сказать, что существующая налоговая система соответствует тому отрезку кривой Лаффера, который находится выше точки М?

Рис. 67. Влияние снижения налоговых ставок на AS и AD

Что же, гипотеза Лаффера неверна? Нет, такой вывод был бы не точен. Главная трудность – найти ту точку, в которой действительно находится экономика (точнее, налоговая система страны), и, соответственно, оптимальный уровень налоговой ставки.

Переложение налогового бремени заключается в следующем: формальное и реальное бремя налогов не всегда совпадают Налоги не всегда поступают в государственный бюджет из тех источников, которые по закону подлежат налогообложению. Необходимо вспомнить (см. гл. 5), что с введением налога его бремя распределяется неодинаково между производителем и потребителем товара. При прочих равных условиях бремя налога смещается в сторону меньшей эластичности (спроса или предложения).

Личный подоходный налог как правило уплачивают именно те лица, которые должны его платить по закону. Но есть и исключения. Например, врачи, адвокаты, частнопрактикующие преподаватели и т.п. могут поднять ставки за свои услуги. Тем самым налог будет переложен на тех, кто пользуется их услугами: ведь, например, спрос на многие виды врачебной помощи отличается низкой эластичностью. Налог на прибыль корпораций. В некоторой своей части налог может быть переложен на потребителей через более высокие цены. Косвенные налоги (налог с продаж и акцизный налог) не полностью перекладывается на потребителей. А вот акцизы на бензин, табачные изделия, алкоголь с легкостью перекладываются на их потребителей. В данном случае трудно найти товар-субститут. Проблема переложения налогового бремени еще раз подтверждает известное положение о том, что налоги изменяют стимулы и, следовательно, человеческое поведение.

Государственный бюджет и его структура. Бюджеты центральных и местных органов власти. Налогово-бюджетная политика – это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения. После выхода в свет работ Дж. М. Кейнса в промышленно развитых странах приоритет отдавался не кредитно-денежной (монетарной), а именно налогово-бюджетной политике. В условиях глубокой депрессии, по Кейнсу, монетарная политика может оказаться неэффективной. Вывести экономику из состояния депрессии, согласно кейнсианскому подходу, в значительной мере могут автономные инвестиции, осуществляемые за счет государства.

Государственный бюджет – финансовый счет, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определенный период (обычно за год). Внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд занятости населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Налогово-бюджетный федерализм – разделение полномочий в области налогообложения и расходов между бюджетами разного уровня. Через государственный бюджет перераспределяется значительная часть ВВП промышленно развитых стран – от 35 до 55%. В России в 2012 г. – 20,9%. Бюджет – всегда компромисс между различными социальными группами, которые представлены в законодательном органе избранными политиками. Утверждение парламентом объема и структуры расходов и доходов находится под мощным давлением различных лоббистских групп, что нередко становится причиной принятия неэффективных с общественной точки зрения решений.

Бюджетный дефицит и способы его финансирования (рис. 68).Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу.

Рис. 68. Государственные расходы, налоговые поступления и дефицит государственного бюджета: G – государственные расходы, Т – налоговые поступления; Y – доход; в точке Е сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам (Т = G)

Ранее (см. гл. 18) мы рассматривали равенство S («утечки») = I («инъекции»). При этом мы абстрагировались от тех «утечек» и «инъекций», которые связаны с фискальной политикой правительства. Рассмотрим их. Сбережения (S) и чистые налоги (Т), т.е. налоги за вычетом трансфертов, – это «утечки» в кругообороте доходов и расходов на макроэкономическом уровне. Инвестиции (I) и государственные расходы (G) – это «инъекции». При макроэкономическом равновесии сумма «утечек» должна быть равна сумме «инъекций»: S + T = I + G. Или S – I = G – 7, то есть положительная разница между S и I равна дефициту государственного бюджета (G – T). Если представить это уравнение как S = I + (G – T), то увеличение дефицита при неизменном объеме сбережений должно вести к снижению инвестиций. Из этих уравнений видно, что, если в экономике есть дефицит государственного бюджета, то S не равно I. Государство будет использовать часть сбережений для финансирования дефицита.

Экономическая теория рассматривает два основных способа финансирования бюджетного дефицита: (1) выпуск новых денег, или эмиссионный способ финансирования; (2) займы (внутренние и/или внешние), что принято называть неэмиссионным способом финансирования бюджетного дефицита. Рост денежной массы происходит за счет роста чекового обращения. Налицо – эффект монетизации государственной задолженности. В условиях, приближающихся к полной занятости, это ведет к опасности инфляционного роста цен. Вот почему первый способ финансирования дефицита государственного бюджета часто называют инфляционным. Эффект вытеснения: налогово-бюджетная экспансия, направленная на стимулирование деловой активности, приводит к росту процентной ставки и вытеснению государственными расходами частных инвестиционных расходов (или других компонентов совокупного спроса).

Дискреционная и недискреционная (автоматическая) налогово-бюджетная политика. Встроенные стабилизаторы. Дискреционная налогово-бюджетная политика – это сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности. Речь идет о воздействии, оказывающем влияние на изменения объема производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста. Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика предполагает рост государственных расходов и/или снижение налоговых ставок. Напротив, дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение государственных расходов и/или рост ставок налогов.

Автоматическая налогово-бюджетная политика – это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Ведь законодательный орган определяет только ставки налогов, а не размер налоговых поступлений. Автоматическая налогово-бюджетная политика является результатом действия автоматических, или встроенных стабилизаторов, т.е. механизмов в экономике, которые уменьшают реакцию реального ВВП на изменения совокупного спроса. Главные из них – пособия по безработице и прогрессивное налогообложение (рис. 69).

Рис. 69. Налоговое бремя и встроенные стабилизаторы

По мере спада производства уменьшается реальный выпуск, налоговые поступления автоматически также уменьшаются. Ведь с меньших доходов платится и меньше налогов. При этом налоговые поступления сокращаются автоматически (ведь налоговые ставки уже установлены законодательной властью на определенный период). Вспомним, что подоходный налог и налог на прибыль корпораций в странах рыночной экономики – основная часть доходов бюджета. Эти налоги взимаются по прогрессивной шкале. И если во время спада доходы уменьшаются, то одновременно происходит и уменьшение налогового бремени. Иначе говоря, в период спада легче становится налоговый пресс и тем самым смягчается экономический спад. Кроме того, во время спада и сопровождающей его циклической безработицы увеличившийся бюджетный дефицит означает, что автоматически увеличивается общая сумма пособий безработным и другие социальные выплаты. Таким образом, благодаря встроенным стабилизаторам во время спадов происходят определенные приросты доходов (меньшее налоговое бремя, больше пособий), и колебания совокупного спроса оказываются не столь сильными.

Проблема балансирования государственного бюджета. Существует три подхода к проблеме балансирования бюджета: (1) бюджет, балансируемый ежегодно (такая мера как секвестр, т.е. приведение текущих расходов в соответствие с текущими доходами бюджета, базируется именно на данном теоретическом подходе); (2) бюджет, балансируемый на циклической основе (в годы рецессии, противодействуя спаду, государство будет сталкиваться с бюджетным дефицитом, но зато он будет компенсирован за счет бюджетных излишков в годы подъема экономики); (3) функциональный подход к балансированию бюджета. Если главная задача балансирование экономики, а не балансирование бюджета, и достижение этой цели будет сопровождаться накапливающимися бюджетными дефицитами, то пусть так и будет! Тот, кто пугает «жизнью в долг», зачастую преувеличивает опасности этой ситуации.

Государственный долг и его экономические последствия. Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов, или излишков. Внутренний долг – это то, что государство взяло взаймы для финансирования дефицита государственного бюджета внутри страны. Другими словами, внутренний долг государства – это долг перед резидентами. Внешний долг – это займы государства у граждан и организаций за рубежом. Внешний государственный долг – это долг перед нерезидентами. Рефинансирование долга – это выпуск новых серий государственных ценных бумаг, выручка от которых идет на выплату процентов по предыдущим сериям. Правительство России выстраивало «финансовую пирамиду», которая рухнула 17 августа 1998 г., когда было объявлено о замораживании выплат по внутренним долгам и 90-дневном моратории на выплату долгов коммерческими банками своим внешним кредиторам. Среди экономистов-теоретиков нередко можно встретиться с мыслью, что проблемы государственного долга во многом мнимые: государство не может обанкротиться. В тоже время, когда бюджетных средств уже не хватает государство может объявить об отказе выплачивать проценты и погашать свои обязательства перед внутренними или внешними инвесторами, т.е. объявить суверенный дефолт. А это и есть банкротство государства. По крайней мере две важнейшие проблемы государственного долга признавались большинством экономистов как действительно серьезные: эффект вытеснения, и проблема погашения и обслуживания внешнего долга.

Теорема эквивалентности Рикардо-Барро или рикардианское равенство: финансирование государственных расходов за счет долга равно финансированию государственных расходов за счет налогов.

См. отдельно Приложение к главе 22. Анализ кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики с помощью модели «IS-LM»

Глава 23. ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Определение инфляции. Открытая и подавленная формы инфляции. Измерение инфляции. Инфляция – это повышение общего уровня цен, сопровождающееся обесценением денежной единицы. Сущностью инфляции является дисбаланс между совокупным предложением и совокупным спросом в сторону превышения последнего, сложившийся одновременно на всех рынках (на товарном, денежном и рынке ресурсов). Этот дисбаланс проявляется в разных формах. В рыночной экономике, т.е. в условиях относительной гибкости и мобильности ценового сигнала, превышение совокупного спроса над совокупным предложением выражается в росте общего уровня цен. Это – открытая форма инфляции. В экономике с фиксированными ценами возникшая недостаточность предложения по отношению к спросу сохраняет форму дефицита, не перерастая (при прочих равных условиях) в открытую инфляцию. Дефицит – проявление инфляции в скрытой форме.

Открытая инфляция обычно измеряется в темпах прироста уровня цен за год и подсчитывается в процентах: π = (Р1 – Р0)/Р0 * 100%, где π — темп инфляции в процентах за год, Р1 – уровень цен данного года, Р0 – уровень цен предшествующего года.

Рост цен, происходящий не по причине искажения оценки ресурсов, товаров и услуг, нарушающего пропорции обмена и распределения, а по каким-либо другим причинам (например, рост производительности труда), инфляцией не является.

По темпам различают умеренную (или ползучую) инфляцию (до 10% в год), галопирующую инфляцию (10–100%) и гиперинфляцию (> 100%).

Инфляция и номинальные цены. Инфляционные ожидания. Эффект Фишера. Уравнение Фишера: i = r + π, где i – номинальная ставка банковского процента, r – реальная ставка, π – темп инфляции. Эффект Фишера: номинальная ставка в условиях инфляции изменяется так, что реальная ставка процента остается неизменной. Инфляция стала постоянным спутником хозяйственной жизни после отказа от системы золотого стандарта в промышленно развитых и развивающихся странах. Длительное пребывание в условиях инфляции вызвало приспособление к ней экономических субъектов при помощи механизма инфляционных ожиданий. Инфляционные ожидания (πе) – это оценка субъектами рынка изменения темпов инфляции в будущем периоде. Инфляционные ожидания управляют ценами. Экономические агенты закладывают инфляционные ожидания в будущие номинальные цены на всех стадиях производства и реализации товаров и услуг, чтобы застраховать свою выручку от обесценения.

Затяжной рост цен порождает устойчивые инфляционные ожидания, что придает инфляции самоподдерживающийся, т.е. инерционный характер. Под влиянием устойчивых ожиданий раскручивается инфляционная спираль. Формируется порочный круг: инфляционные ожидания – повышение уровня цен – новые инфляционные ожидания – новое повышение уровня цен и т.д. Если учесть, что любые текущие цены – это не что иное, как сформировавшиеся в предшествующем периоде ожидания по поводу будущих цен или будущих темпов инфляции, то уравнение Фишера примет вид: i = r + πе, где πе – это ожидаемый темп инфляции. Важно отметить, что эффект Фишера проявляется только в условиях прогнозируемой (ожидаемой) инфляции с устойчивыми инфляционными ожиданиями экономических агентов. В отсутствие ценовых ожидании срабатывает эффект Пигу. В условиях непрогнозируемой (неожидаемой) инфляции повышение уровня цен приводит к тому, что экономический субъект чувствует себя реально беднее (рост Р при неизменном номинальном предложении денег М). Это приведет к сокращению спроса на рынке товаров и повлечет за собой давление на цены в сторону их снижения. Автоматический выход возможен только из непрогнозируемой, или неожидаемой инфляции.

Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса и инфляция издержек. Существует множество причин, способных изменить темпы прироста уровня цен. Разделим их на две категории: на факторы, лежащие на стороне совокупного спроса (инфляция спроса, см. рис. 70) и факторы, лежащие на стороне совокупного предложения (инфляция издержек).

Рис. 70. Инфляция спроса

Расширение совокупного спроса в условиях приближения к полной занятости и при ее достижении вызывает рост общего уровня цен. Получается, что без инфляции нельзя добиться увеличения ВВП (на промежуточном отрезке AS). Это связано с дополнительной эмиссией денег, осуществляемой государством чрезмерно. Речь идет о явлении, которое в экономической теории получило название сеньораж, т.е. доход, полученный правительством в результате его монопольного права печатать деньги. Причины вздутия совокупного спроса из-за дополнительной эмиссии, главным образом, связаны с дефицитом бюджета правительства и способами его погашения: (1) правительство может прибегнуть к монетизации государственного долга (дополнительной эмиссии денег); (2) к инфляционному росту совокупного спроса приводит расширение государственного сектора, сопровождающееся увеличением заработной платы не в связи с ростом производительности труда, а для привлечения и поощрения государственных служащих и работников госпредприятий; (3) финансирование военных заказов и расширение военно-промышленного комплекса.

Итак, эмиссионное покрытие бюджетного дефицита является прямым фактором инфляции спроса. Механизм раскручивания инфляции спроса характеризуется тем, что сначала увеличивается денежная масса, а затем – совокупный спрос (рис. 71).

Рис. 71. Инфляция спроса и реальный объем производства

В результате роста денежной массы при неизменном объеме производства расширение совокупного спроса от AD1 до AD2 приводит к повышению цен в краткосрочном плане (от Р1 до Р2). Совокупное предложение отреагирует на повышение цен краткосрочным расширением, что на рис. 71 отразится в смещении вдоль кривой AS1 до пересечения с кривой AD2. В экономике создается промежуточное (краткосрочное) равновесие при более высоком уровне цен и производства. Однако в долгосрочном плане при заключении контрактов работники не согласятся на снизившуюся реальную заработную плату и, адаптируясь к выросшим ценам, потребуют повышения номинальной заработной платы для сохранения покупательной способности их заработка. Рост номинальной заработной платы увеличит издержки предпринимателей, что сократит совокупное предложение. Кривая AS1 сместится влево, до первоначального объема выпуска Q1. При этом еще больше вырастут цены (до уровня Р3). Таким образом, в долгосрочном плане избыточное расширение совокупного спроса приведет к новому долгосрочному равновесию, характеризующемуся неизменным объемом производства при возросшем уровне цен, что графически выразится в смещении равновесия вдоль кривой долгосрочного предложения LRAS из точки Е1 точку Е3.

Второй тип инфляции – инфляция издержек – происходит в результате сокращения совокупного предложения в связи с удорожанием издержек производства на единицу продукции (см. модель «AD-AS» на рис. 72). Кривая AS под воздействием роста издержек на единицу продукции сдвигается влево, что вызывает сокращение объема производства при одновременном повышении уровня цен.

Рис. 72. Инфляция издержек

Рост издержек вызван монополизмом фирм, что приводит к росту цен свыше предельных издержек, и монополизмом профсоюзов, проявляющемся в области ценообразования на рынке труда. Инфляцию издержек может вызвать сдерживающая бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика правительства, во-первых, при наличии лага запаздывания в принятии решений и, во-вторых, в случае взаимоисключаемости целей экономической политики. Не только экономическое (косвенное), но и административное регулирование экономики может придать импульс инфляции издержек. Например, частое изменение правовых норм, расплывчатость законодательства, усложнение и частое изменение процедур регистрации и отчетности фирм, усиление регламентации сфер предпринимательства, дробление лицензий, сокращение сроков их действия и т.д. Механизм раскручивания инфляции издержек характеризуется тем, что первоначально в результате роста издержек повышается уровень цен, а лишь затем расширяется денежная масса. При хронически высокой инфляции невозможно определить, к какому типу она относится. Факторы инфляции спроса и издержек переплетаются и усиливают друг друга.

Монетарные и немонетарные концепции инфляции. Мы рассмотрели немонетарные причины как основу возникновения инфляции издержек: неэффективность работы рынка и правительства, что приводит к дефициту, то есть дисбалансу между совокупным предложением и совокупным спросом в сторону превышения последнего. Мы описали позицию сторонников немонетарного происхождения инфляции, которые не сводят причины инфляции только к денежным факторам. Позиция сторонников монетарного происхождения инфляции может быть кратко выражена словами М. Фридмена: «Инфляция всегда и везде есть явление денежное». В условиях высокой инфляции перед правительством стоят две задачи: не допустить глубокого спада производства и защитить население от обнищания. Правительство будет стараться поддержать спрос путем облегчения условий кредита, с помощью бюджетных расходов и посредством индексации доходов населения, что неизбежно связано с расширением объема денежной массы.

Монетаристы рассматривают экономику с гибкими ценами в краткосрочном плане (т.е. при неизменном объеме производства) и считают инфляцию порождением чисто денежных факторов. Этим и объясняется монетаристская трактовка инфляции, как переполнение каналов обращения избыточным объемом денежной массы над товарной, что вызывает рост общего уровня цен. Иными словами, инфляция рассматривается (с учетом открытой экономики) как обесценение отечественной валюты по отношению к товарам и иностранным валютам.

Динамическое уравнение Фишера: ΔM1/M0 + ΔV1/V0 = ΔP1/P0 + ΔY1/Y0, т.е. сумма темпов прироста денежной массы и скорости обращения равна сумме темпов прироста цен и реального объема производства. Темп инфляции π = ΔP1/P0 = ΔM1/M0 + ΔV1/V0 – ΔY1/Y0. Неинфляционный темп прироста денежной массы должен в точности соответствовать темпу прироста реального производства, если скорость обращения денег постоянна. В качестве основных причин инфляции сторонники монетарного подхода выделяют следующее: рост денежной массы, рост скорости денежного обращения.

Сторонники немонетарном концепции инфляции считают, что превышение темпов роста денежной массы и скорости денег над ростом производства является не причиной, а необходимым условием инфляции. Причины же инфляции они видят в следующем:

1. В росте издержек производства, при котором увеличение заработной платы обгоняет рост производительности труда, а повышение налогов обгоняет темп прироста реального дохода.

2. В несоответствии структурных изменений в совокупном спросе структурным изменениям в совокупном предложении.

3. В сохранении монопольной власти фирм, в преобладании олигополистической структуры рынка, в существовании монополизма профсоюзов.

Социально-экономические последствия инфляции. Некоторые экономисты считают, что невысокий уровень инфляции оживляет экономическую конъюнктуру. Однако следует помнить, что пагубность даже небольшого уровня инфляции заключается в искажении ценового сигнала.

Социально-экономические последствия инфляции:

· Инфляция искажает относительные цены, что деформирует факторное распределение доходов и размещение ресурсов, а также снижает эффективность производства и дальнейшего распределения по всей воспроизводственной цепочке.

· Инфляция перераспределяет имущество от кредиторов к должникам.

· Инфляция нарушает пропорции распределения национального дохода между частным сектором и государством в пользу последнего. Государство посредством эмиссии облагает население специфическим видом налога – инфляционным налогом (IT), ставка которого равна темпам инфляции π.

· Инфляция перераспределяет национальный доход между получателями трансфертных платежей и участниками производства в пользу последних.

Инфляция и безработица: кривая Филлипса. Теория естественного уровня. Профессор Лондонской школы экономики Опбан Филлипс, исследовав статистические данные Великобритании почти за сто лет (с 1861 по 1957 гг.), пришел к выводу, что темпы роста цен и заработной платы начинали снижаться, если безработица превышала 5,5%-ный уровень. Кривая Филлипса (рис. 73) показывает обратную зависимость инфляции и безработицы в краткосрочном плане: если при темпах инфляции π1 безработица находится на уровне U1, то снижение инфляции до уровня π2, сопровождается ростом безработицы до U2. Попытки удерживать безработицу ниже естественного уровня приводят к ускорению темпов инфляции. Поэтому уровень Un «не ускоряющий инфляцию уровень безработицы» – NAIRU (Non-Accelerating-Inflation Rate-of Unemployment). Проводя антиинфляционную политику, необходимо знать «цену» победы над инфляцией. Повышение темпов инфляции – плата за расширение рабочих мест. Напротив, за снижение темпов инфляции нужно платить увеличением безработицы.

 

Рис. 73. Кривая Филлипса в краткосрочном плане; Un – естественный уровень безработицы

Однако эта зависимость не выдержала эмпирической проверки в 1970-е гг. В чем причина того, что кривая Филлипса стала вести себя «ненормально»? Развивалась стагфляция: рост безработицы сопровождался повышением темпов инфляции (рис. 74). На рисунке изображено одновременное повышение инфляции π1 → π2 и безработицы U1 → U2, т.е. стагфляция, что выражается смещением кривой Филлипса вправо-вверх.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.