Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выделение сознания как критерия психики в XVII веке 2 страница




Ф.Бэкон рекомендует в отношении народных масс проводить двойственную политику. Простонародье следует успокоить поощряющими реформами, обещаниями и иллюзиями, но в то же время запугать кровопролитными репрессиями. Как только эти меры оказываются исчерпанными, государь должен раздавить мятежников.

В достижении целей расширения границ государства Бэкон предлагает все время поддерживать воинственный дух нации. Долгий мир, по его мнению, развращает нравы, а “справедливая и почетная” война является “целительным упражнением”.

Свой идеал общественных отношений и форм общения Ф.Бэкон изложил в незавершенной утопии “Новая Атлантида”, написанной в 1623 и опубликованной после смерти автора в 1627 году. На описываемом острове Бенсалем практически вся власть принадлежит правителям - мудрецам. Все научные достижения острова связаны с “Домом Соломона” - образцом коллективной организации научной деятельности (прообразом академий наук). Среди членов “Дома” - собиратели опытов, теоретики, ученые-разведчики. Завоевания осторовитян в науке, действительно, велики. Здесь мы находим попытки моделирования человеческого поведения, экспериментальную фонотеку, психофизиологию зрительных иллюзий с ее эффектами практического применения, оживление животных, секрет вечной жизни и многое другое. Отношения же обитателей острова складываются через призму их научных потенций и реальных достижений. Весь пафос “Новой Атлантиды” проникнут верой в силу человеческого разума, на основе которого только и возможно установление оптимальных отношений в обществе.

Фрэнсиса Бэкона по праву считают основателем науки Нового времени. Выдающийся мыслитель проложил “мостик” между наукой средневековья - Возрождения и научной мыслью Просвещения. Им основаны традиции эмпиризма и методологии опытно-экспериментирующей науки. Предложенная английским ученым классификация знаний была принята французскими энциклопедистами.

Ф.Бэкон дал обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки, разработал основные принципы индуктивного метода исследования. Бэконовский афоризм “знание - сила” до настоящего времени является символом науки. Ф.Бэкон впервые применил индуктивный метод не к абстракциям, а к эмпирическому исследованию. С этого периода все науки, опирающиеся на эмпирические исследования, используют метод, разработанный великим мыслителем.

Деятельность Ф.Бэкона оказала сильное влияние на общую духовную атмосферу, в которой формировалась европейская наука XVII и XVIII веков. Бэконовский призыв обратиться к опыту и эксперименту стал лозунгом основателей Лондонского естественнонаучного общества, куда вошли многие творцы новой науки. Мировоззренческие и научные позиции определили содержание психологических концепций не только современных Ф.Бэкону, но и последующих поколений ученых целой эпохи.

В своем длительном научно-исследовательском поиске Ф.Бэкон приходит к значимым для дальнейшей эволюции психологии результатам. В первую очередь, они заключаются в признании объективности существующего мира и возможности познания его человеком. Исходным элементом этого познания являются чувства, действующие по принципу отражения. Но всего познания они не обеспечивают - данные чувств должны подвергаться обработке разумом. В этой связи утверждается необходимость единства опыта и рассудка. Все препятствия познания (врожденные и приобретенные) могут и должны быть преодолены. На этой основе возможно достижение объективной истины. Орудием познания выступает метод - “самая важная проблема из всех существующих”.

Дальнейшая разработка проблем была возможна в рамках несколько иной плоскости - механики как ведущей отрасли математики и нового естествознания. Последующие поколения ученых обязаны Ф.Бэкону тем, что он призвал их на путь исследования фактов.

Рене Декарт (1596-1650)

Выдающийся французский ученый явился основателем механистической физиологии и психологии. Наиболее значимые труды для психологии: “Страсти души” (1649), “Человек” (1662), “Начала философии” (1644), “Рассуждение о методе” (1637).

Главное, что сближало Ф.Бэкона и Р.Декарта - разработка проблем методологии исследования. Однако путь, избранный французским ученым, был отличен от метода, предложенного Ф.Бэконом. Метод Р.Декарта называют рационалистическим. Не умаляя роли опытно-экспериментальных исследований в естественных науках, приоритет отдавался деятельности ума, который направляет и сами опыты.

Рационализм Р.Декарта основывается на применении следующих методов познания: математического (попытке всеобщей математизации научного знания); дедукции (действии ума от предпосылок к следствию, от общего к частному); интеллектуальной интуиции (представление в уме фундаментальных истин, не вызывающих сомнений). Интеллектуальная интуиция у Р.Декарта начинается с систематического сомнения, используемого как методический прием в целях научного исследования. Это сомнение во всем, в чем можно заподозрить недостоверность. На основании данных исходных посылок французский мыслитель формулирует правила метода:

1) очевидности: принимай за истинное все то, что воспринимается в очень ясном и отчетливом виде и не дает повода к какому-либо сомнению. Тем самым интуиция провозглашается исходным моментом познания и рационалистическим критерием истины как состояние умственной самоочевидности - врожденной идеи. “...Восприятие может быть ясным, но не отчетливым, но не может быть отчетливым, не будучи тем самым и ясным.” Именно Декарт впервые в истории науки стал отличать по существу рациональное созерцание (интуицию) от чувственного;

2) дели каждую сложную вещь, ради успеха ее изучения, на более простые составляющие, т.е. на не поддающиеся делению умом части. “Мы разделяем все, что может быть нами познаваемо, на простые положения и вопросы”;

3) индукции: в познании мыслью следует идти от простейших, т.е. элементарных и наиболее для нас доступных вещей к вещам более сложным, трудным для понимания. “Только из самых простых и наиболее доступных вещей должны выводиться самые сокровенные истины”;

4) энумерации: “полноты” и “структуры”, т.е. полного перечисления, обзоров, классификации, проводимых до полной индукции и ведущих к полноте знаний. Классификация вещей, понятий, утверждений, проблем и задач заключает предмет исследования в “строгие границы” и размещает его “по соответствующим классам”.

Свою научную систему Р.Декарт начинает с критики, которая носит форму универсального сомнения (вспомним Сократа: “Подвергай все сомнению!”) - сомнения не только в истинности, но и вообще в реальном существовании мира: “никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью”.

Научное знание, как его предвидит Декарт, это не отдельные открытия, соединяемые постепенно в некоторую общую картину природы, а создание всеобщей понятийной сетки, в которой уже не представляет никакого труда заполнить отдельные ячейки, то есть обнаружить отдельные истины.

Основу - фундамент картезианской (декартовской) психологии составляют два суждения: 1) все сущее разделено на две субстанции: телесную и духовную; 2) сознание противоположно телу. До Декарта вся деятельность по восприятию и обработке “психического материала” считалась производимой душой, черпающей свою энергию за пределами вещного, земного мира. Теперь же доказывалось, что: а) телесное устройство и без души способно успешно справляться с задачей обработки результатов психических действий; б) душа не только не лишается ее прежней царственной роли во Вселенной, но возводится в степень субстанции, равноправной великой субстанции природы.

Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций - духовные и материальные. Духовная субстанция имеет в себе изначально присущие ей врожденные идеи (Бога, чисел, фигур, некоторых понятий и аксиом). Признание Декартом врожденных идей далеко не тождественно признанию рациональной интуиции. Ибо здесь два различных вопроса: 1) существуют ли доопытные истины (проблема априоризма)? и 2) способен ли разум мыслить истины без доказательства (проблема познания)?

В состав врожденных идей французский ученый включил ряд категорий: бытия, Бога, существования понятий, числа, фактов сознания, свободы воли и другие. Врожденными он счел некоторые суждения-аксиомы: “из ничего не бывает ничего”, “у всякой вещи есть причина”, “сомнение есть акт мышления” и др. Из небольшого перечисления нетрудно подметить, что идея врожденности сама по себе не была абсурдной: человечество в своем развитии всегда опирается на опыт прошлых поколений, а часть этого знания получает при рождении в виде задатков, способностей, определенного набора безусловных рефлексов, которые сами по себе не есть знание, но могут и должны быть истолкованы как информация.

В психологическом учении Р.Декарт осуществил поворот от души к сознанию, заключающийся в выдвижении следующих положений:

1. Душе предназначено иметь самое прямое и достоверное знание, какое только может быть у субъекта о собственных актах и состояниях, незримых ни для кого другого.

2. Душа определялась по единственному признаку - непосредственной осознаваемости своих явлений, которые в отличие от явлений природы лишены протяженности. Тем самым произошел поворот в понятии о душе, ставший опорным для следующей главы в истории построения предмета психологии. Отныне этим предметом становится сознание.

Декартовский метод, учение о душе и теле основываются на его сомнениях в достоверности чувственного мира. “Но столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение: я мыслю, следовательно, я существую, истинно, и что поэтому есть первое и вернейшее из всех заключений, представляющееся тому, кто методически располагает свои мысли”.

Таким образом, Р.Декарт избирает новый способ исследования: отказывается от объективного описания “Я” и обращается к рассмотрению только своих мыслей - субъективных состояний. Сознание в этой связи, - то, что выступает в самонаблюдении. Впрочем, как в случае с душой, понятие о которой претерпело сложнейшую эволюцию, понятие о сознании, как мы увидим, меняло свой облик. Однако прежде чем это произошло, оно должно было быть “изобретено”.

“Под словом мышление (“сogitatio”), - пишет Р.Декарт,- я разумею все, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собой, и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить”.

Детерминистская концепция поведения Р.Декарта отражена: а) в учении о рефлексе как закономерном двигательном ответе организма на внешнее физическое раздражение; б) в учении о “страстях души” как психических состояниях, испытываемых телесным органом души - эпифизом.

При всей ошибочности понимания Р.Декартом сути процессов передачи нервных возбуждений общая концепция трансляции оказалась чрезвычайно плодотворной. Принцип “автоматизма тела” привел к концепции рефлекса. Понятие о рефлексе стало фундаментальным для физиологии и психологии. Открытие рефлекса сопряжено с принципиальным для понимания прогресса научного знания вопросом о соотношении теории и опыта (эмпирии). Достоверное знание об устройстве нервной системы и ее отправлениях было в те времена ничтожно. Декарту эта система виделась в форме “трубок”, по которым проносятся легкие воздухообразные частицы (он называл их “животными духами”).

Декартова схема рефлекса полагала, что внешний импульс приводит “духи” в движение, занося их в мозг, откуда они автоматически отражаются к мышцам. Горячий предмет, обжигая руку, вынуждает ее отдернуть. Происходит реакция, подобная отражению светового луча от поверхности. Появившийся после Декарта термин “рефлекс” и означал отражение.

Одно из важных для психологии сочинений Декарта называлось “Страсти души”. “Страсть” и “душа” наделены у Декарта особым смыслом. Под “страстями” подразумевались не сильные и длительные чувства, а “страдательные состояния души”, - все, что они испытывают, когда мозг сотрясают “животные духи” (прообраз нервных импульсов), которые приносятся туда по нервным “трубкам”.

Иначе говоря, не только такие мышечные реакции, как рефлексы, но и различные психические состояния возникают автоматически, производятся телом, а не душой. Таким образом, по Декарту, страсти - восприятия и чувства, эмоциональные состояния, движущие “машиной тела”, вызываемые, в свою очередь, каким-либо движением “духов” (в основном из-за воздействия внешних предметов). Страсти - это продукт двоякой природы человека. Они возникают в шишковидной железе от взаимодействия желаний духовной субстанции и движений субстанции телесной. Это столкновение превращается в столкновение и борьбу между страстями, поэтому страсти могут приносить пользу и вред.

Р.Декарт ставил вопрос о воспитании страстей. Средства воспитания - опыт, разум и воля. Разум - это знание и оценка жизни. Воля - возможность отделения “животных духов” от вредного предмета, его перенацеливание. Опыт учит поступать в жизни согласно определенным правилам, а практика обдумывания своих действий позволит в неожиданных ситуациях поступать однозначно.

Декарт возражает против преувеличенных представлений о роли чувственного опыта в познании. Он замечает, что сущности вещей мы воспринимаем не посредством ощущений, а с помощью разума, ограничивать который “тем, что видят глаза, значит, наносить ему великий ущерб”. Отдавая должное ощущениям, Декарт признавал три вида идей в познавательных процессах: врожденные, привходящие из чувственного опыта и изобретенные - произведенные мыслительной деятельностью человека. Идеи чувственного опыта обладают несомненными достоинствами: их наглядность по-своему “интуитивна” и они убедительны.

Ученый явился создателем величественной картины саморазвивающейся Вселенной. Природа, по Декарту, безгранично совершенствуется и усложняется. Всюду происходит прогресс на основе всеобщих естественных законов. Развиваются вещества, планеты, страсти людей и их души. Провозглашая идею развития в познании, он приходит к выводу, что природу материальных тел “гораздо легче познать, видя их постепенное возникновение, чем рассматривать их как совершенно готовые”. В письме к Мерсенну (20 февраля 1639 г.) Декарт высказал мысль о необходимости приложения идеи прогресса к животному миру. Тем самым он первым среди ученых XVII века встал на путь естественного историзма.

Моральный идеал Р.Декарта заключался в земном счастье, которое состоит в ясном самосознании и покое - равновесии мыслящей души. В этом смысле цель жизни - это “душевное довольство”. Для достижения этого состояния разум должен при помощи знания подчинить себе страсти и заняться своей естественной деятельностью - познанием. Таким образом, по Декарту, процесс мышления - моральная деятельность не только по результату, но и по содержанию, т.к. питается самой возвышенной страстью - восхищением и радостным удивлением перед истиной. Такую истину французский мыслитель искал всю жизнь. Он был убежден, что реальное благо основано на истинном знании, а все пороки и зло происходят от невежества, истина же очищает от всякого зла. Знание истины несет с собой свободу духа, устраняя каприз и произвол.

Освобождение живого тела от души было поворотным событием в научных поисках реальных причин всего, что совершается в живых системах, в том числе возникающих в них психических эффектов. Декарт, подобно множеству своих предшественников (от древних анимистов, Пифагора и Платона) противопоставил душу и тело. Но им была создана новая форма дуализма. Оба члена отношения - и тело, и душа - приобрели содержание, неведомое прежним эпохам: а) вводились критерии для выделения психики - внутреннего мира человека, открытого для самонаблюдения и имеющего особое духовное бытие; б) обосновывался новый метод: требование обращения к разуму и самосознанию, исходя из принципа очевидности; в) раскрывался механизм психической жизни - рефлекс; г) противопоставлялась психика телу и всему внешнему материальному миру; их абсолютная разнородность (дуализм) - главный пункт учения Р.Декарта.

Томас Гоббс (1588-1679)

Выдающийся английский философ-материалист наиболее основательно и глубоко из всех мыслителей XVII века поставил проблему единства эмпирического и рационалистического методов познания. Родоначальник семиотики - науки, исследующей свойства знаков и знаковых систем, основоположник социологии нового времени, продолжатель учения Ф.Бэкона и систематизатор науки.

У Т.Гоббса механистический детерминизм получил применительно к психике логически завершенное воплощение. С Т.Гоббса начинается бессубъектная психология, в которой сознание рассматривается как картина механического сплетения содержаний. Понятие “личность” не имеет психологической нагрузки и вводится лишь для определения ее вменяемости при рассмотрении действий. Т.Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющей своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром. За основу познания был принят опыт. Рационализму противопоставлен эмпиризм. Под девизом опыта возникла эмпирическая психология.

Т.Гоббсом написаны сочинения: “Элементы естественного и политического закона” (1640), “О гражданине” (1642), “Левиафан” (1651), “О теле” (1655), “О человеке” (1658), “Бегемот”(1682). В своих трудах Т.Гоббс продолжает традиции скептицизма Нового времени: прежде следует “удостовериться в нашем собственном незнании”, чтобы расчистить почву познания. Его отличала жесткая логика мышления: “Метод должен соответствовать порядку творения вещей”.

Человек, по его мнению, есть промежуточное звено между природой и обществом. Поэтому он рассматривает его сущность в двух аспектах: в сочинении “О человеке” - как тело природы; в работе “О гражданине” - как конструктора социальных тел. “Природа человека есть сумма его природных способностей и сил, таких, как способность питаться, двигаться, размножаться, чувство, разум и т.д. Эти способности мы единодушно называем природными, и они содержатся в определении человека как одаренного разумом животного. Соответственно двум основным частям, из которых состоит человек, я различаю в нем два вида способностей - физические и духовные. (...) Что касается духовных способностей, то таких существует две: способность познания, воображения или представления, и способность к волевым движениям”.

Соотношение физиологических и психических процессов в человеке Т.Гоббс понимал материалистически. Отрицая провозглашенную Р.Декартом независимую от телесного органа духовную субстанцию, он утверждал необходимость наличия у любого рода деятельности реального телесного субъекта. Таким образом, мыслит только материя - телесный организм.

Психика - это тень реальных материальных процессов, подчинена законам природы. Всю психику Т.Гоббс сводил к образам: начало всем представлениям дает ощущение, память - представление, отошедшее в прошлое, мышление - течение образов в соответствии с правилом ассоциаций. Сознание - параллельно возникающее проявление этих движений.

Продукт чувственного познания, по Т.Гоббсу, - идеи, фантомы (призраки), фантасмы, которые он приравнивает к образу материального объекта. Получив идеи, люди обозначают их знаками. Гоббс оставляет оригинальное, по меркам современности, учение о знаках, их структуре (материал и значение), классификации (сигналы, метки, знаки и т.д.) и роли в познании. При этом он не ограничивает значение знаков познавательными функциями.

Воображение, – по Т.Гоббсу, - есть... ослабленное ощущение и присуще людям и многим другим животным во сне и наяву”, иллюзорный плод произвольного духовного творчества. Представление - “это ослабленное ощущение..., когда желаем обозначить саму вещь (...вообразить саму ее)”. Представления возникают из ощущений по закону инерции в виде ослабленного следа. Представления образуют цепь мыслей в том же порядке, в каком сменялись ощущения. Памятью называется желание “выразить факт ослабления и обозначить, что ощущение поблекло, устарело и отошло в прошлое”.

Таким образом, в теории познания Т.Гоббсом утверждается генетический подход, который в XVII веке толковался в смысле последовательной формально-логической конструкции - “метод, согласно которому следует начинать с определений и исключения многозначности”.

Т.Гоббс является одним из основателей идеи о равенстве способностей людей. По способностям и “по крови” люди от рождения равны и печати сословности на них нет. То же можно сказать о потребностях и страстях. “Природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей...” Различия в физической силе и уме между людьми не таковы, “чтобы один человек мог претендовать на какое-нибудь благо для себя, на которое другой не мог бы претендовать с таким же правом. Из этого равенства способностей возникает равенство надежд на достижение наших целей”. Таким образом, у человека нет врожденных преимуществ друг перед другом, различия возникают прижизненно; различия ума существуют в виде активности и пассивности. “Причины различий ума кроются в страстях, ибо мысли играют по отношению к желаниям роль разведчиков и лазутчиков, ищущих путей к желанным целям”. Но бывают различия в их воспитании и телесном устройстве, отсюда - различия в объектах страстей.

Т.Гоббс сделал набросок учения об ассоциативных связях в мышлении. Исходным послужил тезис о том, что мысль “может переходить от одной вещи почти к любой другой”. Ученый предложил классификацию случаев сцепления образов сознания друг с другом - типов “переходов мысли”. Объяснительным принципом ассоциаций служил закон механического сцепления психических элементов по смежности. Гоббс первым придал ассоциации силу универсального закона психологии.

Четвертую главу “Левиафана” Т.Гоббс назвал “О речи”. Общее употребление речи состоит в том, чтобы перевести нашу мысленную речь в словесную. Речь представляется как результат общения (филогенеза) и процесса освоения исторического опыта человечества: “Дети... вовсе не одарены способностью к рассуждению до тех пор, пока они не получили способности речи; тем не менее они называются разумными созданиями в силу очевидной возможности обладать способностью к рассуждению в будущем”.

Центральным нервом материализма Гоббса явились социально-психологические проблемы. Стремясь саму политику превратить в науку, он разрабатывал ее основы в русле тех вопросов, которые относят ныне к ведению политической психологии. В их изложении четко просматриваются концепции двух состояний во взаимоотношениях людей:

естественного состояния - “анархии и взаимной вражды”, когда во взаимоотношениях люди стремятся к собственной пользе, ради чего вынуждены приносить окружающим только вред. Всеобщим принципом в “естественном состоянии” является “война против всех”. Выход из этого состояния подсказывает разум: поиск “подходящих условий мира, на основе которых люди могут прийти к соглашению”. Результат такого соглашения - государство, в котором осуществляется “владычество разума, мир, безопасность, блаженство, благолепие, общество, изысканность, знания, благосклонность”;

общественного состояния людей, когда продолжают действовать естественные законы, однако в модифицированном виде. “Пламя страстей никогда не просветляет разума”, но они смогли подтолкнуть человека к поиску и принятию мудрого решения. В результате такого “порыва” человек становится социальным существом, создается язык и система знаков - речь, сделавшая возможной заключение договора. В такой интерпретации антропологии Т.Гоббса просматривается вывод о том, что люди сформировали себя своей собственной деятельностью. Получается, что человеческая мысль создала государство.

В теории государства, особенно активно разрабатываемой Т.Гоббсом, значителен социально-психологический компонент. Им формулируется концепция социальных установлений, выдвинуты идеи психологии толпы и правителя. Особое значение придается психологическим аспектам в решении проблемы управления.

Смелое и последовательное учение Т.Гоббса произвело воздействие на умы выдающихся мыслителей второй половины XVII и XVIII веков. Многое из психологических воззрений эпохи Нового времени останется непонятным, необъяснимым и неполным, если не учесть плодотворные для науки идеи и концепции Т.Гоббса.

Бенедикт Спиноза (1632-1677)

Бенедикт (Барух) Спиноза - нидерландский философ-материалист, за религиозное свободомыслие отлучен от еврейской общины. Он явился создателем геометрического метода в философии и психологии. Целью знания считал завоевание господства человека над природой и достижение совершенства. Показал, как возможна в условиях необходимости человеческая свобода. Психология Б.Спинозы - шаг в становлении проблемы сознания как объекта психологического изучения, рациональная линия в его трактовке.

При жизни опубликованы “Основы философии Декарта” (1663), анонимно издан “Богословско-политический трактат” (1670); после смерти: “Этика” (первая рукопись - 1663), “Трактат об усовершенствовании разума”(1662), неоконченный “Политический трактат”(1675-1677), “Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье” (1660).

В основе учения Б.Спинозы - пантеизм, представление о слиянии Бога и природы, которые вечны и существуют в соответствии с объективными закономерностями. Сущность субстанции - существование. Мышление и протяжение - суть атрибуты субстанции, а единичные вещи, как мыслящие существа, так и протяженные предметы - это модусы (видоизменения) субстанции. Отсюда утверждается методологический монизм - неразрывность сенсорного восприятия, эмоции и мышления. Поэтому психология должна включать душу в контекст механической науки, но сохранять ее внутреннюю активность.

В этой связи человек рассматривается как целостное телесно-духовное существо. Человек - не есть “государство в государстве”, скорее, он полностью включен в одно государство - природу; он не есть нарушение в единстве природы, следовательно, нет такой области, в которой человек обладает абсолютной властью или “свободой воли”. Способность человека к глупости или пороку также не выходит за пределы естественной науки.

В теории страстей Б.Спиноза выдвигает методологическое требование: аффекты должны рассматриваться посредством рациональной науки таким же образом, как и другие естественные явления. Аффекты и эмоции, по оценке мыслителя, - естественные явления, неразрывно связанные с природой. Аффектом он называет то, что происходит внутри нас либо вне нас (поскольку оно изменяет нашу способность к действию, увеличивая или уменьшая ее), это - изменения жизненной активности человека, усиливающие или уменьшающие ее. Выделяются три основных аффекта: желание, удовольствие, неудовольствие. Их различие - в зависимости от объектов, со стороны которых человек подвергается воздействию. Аффекты разных людей имеют индивидуальные черты и уникальны в соответствии со своей сущностью.

Все аффекты вводят человека в заблуждение и ставят его в зависимость от вещей: “Человеческое бессилие в укрощении и ограничении аффектов я называю рабством. Ибо человек, подверженный аффектам, уже не владеет сам собой, но находится в руках фортуны, и притом в такой степени, что он, хотя и видит перед собой лучшее, однако принужден следовать худшему”. Отсюда человеческое рабство - в силе страстей над познанием. Но только познание обусловливает наше могущество. С его помощью определяется истинная природа вещей.

Но одного познания недостаточно: из укрощения аффектов не возникает блаженства. При познании высшего рода (второго и третьего) возникает новый, особый аффект, высшее удовлетворение - блаженство, интеллектуальная любовь к миру. Возникновение этого аффекта и составляет условие обуздания страстей. Тем самым утверждается мысль о необходимости аффекта и интеллекта.

Таким образом, свобода состоит не в том, чтобы следовать своим аффектам, а в познании необходимости и в подчинении этой необходимости. Свобода как идеал человеческой жизни есть плод познания: ”Если же путь, который я показал... и кажется трудным, однако все же его можно найти”.

Весь мировой процесс, согласно Б.Спинозе, совершается в силу абсолютной необходимости, и человеческая воля не в состоянии ничего изменить. Более того, он вообще не признает такой способности, как воля: человеческая душа - явление не самостоятельное (не субстанция, а лишь модус мышления, т.е. его проявление). Поэтому “воля и разум - одно и то же”. Отсюда вывод: человек способен только постигнуть ход мирового процесса, чтобы сообразовывать с ним свою жизнь. В этом близость учения Б.Спинозы к древним стоикам. “Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать”, - в этом тезисе кредо спинозовской этики.

Теорию познания Б.Спиноза развивал ради построения этического учения и, в частности, для решения ее центрального вопроса о соотношении свободы и необходимости. Ключом к разрешению этой проблемы явилось разграничение между субстанциональным и модальным состояниями, из которого следовало, что “свободна” только природа - Бог. У всего производного от них, в том числе у человека (как особого модуса), свободы быть не может. Человек - это “духовный автомат”, - рассуждает Спиноза: чувствовать себя “свободным” он может подобно “свободно” падающему камню. Единственное, что может сделать человек, - это принять, осмыслить и истолковать внешние воздействия и зависимость как свое добровольное решение. Поэтому зло есть недостаток добра - плод недостаточных знаний, ошибок. Отсюда разбираться в людях следует, опираясь на объективные знания (как математик исследует геометрические структуры).

Формула, предложенная мыслителем: “ Свобода человека - это его внутренняя, им познанная и принятая необходимость”, - всей полноты задачи не решает. Поэтому идеал Спинозы не столько в приобщении к природе, сколько в активной свободе, предполагающей познание человека, структуры его ума, связей с окружающим миром. Это предполагает проведение исследований в специальных областях знаний (механике, медицине, психологии и т.д.), постановку экспериментов и их аналитическую обработку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.