Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выделение сознания как критерия психики в XVII веке 3 страница




В его главном труде “Этике” сделана попытка построить психологическое учение о человеке как целостном существе. В нем Спиноза поставил задачу объяснить все многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения с точностью и строгостью геометрических доказательств. Утверждалось, что существуют три побудительные силы: а) влечение, которое, относясь и к душе, и к телу, есть “не что иное, как самая сущность человека”, б) радость и в) печаль. Доказывалось, что из этих фундаментальных аффектов выводится все многообразие эмоциональных состояний. Причем радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает.

Этот вывод противостоял декартову разделению чувств на две категории: коренящиеся в жизни организма и чисто интеллектуальные. В качестве примера Декарт в своем последнем сочинении - письме к шведской королеве Христине - объяснял сущность любви как чувства, имеющего две формы: телесную страсть без любви и интеллектуальную любовь без страсти. Причинному объяснению поддается только первая, поскольку она зависит от организма и биологической механики. Вторую можно только понять и описать. Тем самым полагалось, что наука как познание причин явлений бессильна перед высшими и наиболее значимыми проявлениями психической жизни личности.

Эта декартова дихотомия привела в ХХ веке к концепции “двух психологий” - объяснительной, апеллирующей к причинам, сопряженным с функциями организма, и описательной, считающей, что только тело мы объясняем, тогда как душу - понимаем. Поэтому в споре Спинозы с Декартом не следует видеть давно утративший актуальность исторический прецедент.

К детальному изучению этого спора в ХХ веке обратился Л.С.Выготский: “В учении Спинозы содержится, образуя ее самое глубокое и внутреннее ядро, именно то, чего нет ни в одной из двух частей, на которые распалась современная психология эмоций: единство причинного объяснения и проблема жизненного значения человеческих страстей, единство описательной и объяснительной психологии чувств. Спиноза поэтому связан с самой насущной, самой острой злобой для современной психологии эмоций... Проблемы Спинозы ждут своего решения, без которого невозможен завтрашний день нашей психологии”.

В концепциях выдающегося мыслителя одни ученые увидели “пустынное” однообразие субстанции (Лейбниц), другие приняли тотальное утверждение бескомпромиссного животного эгоизма (Ницше), третьи усмотрели в великом голландце пессимистического теоретика мертвого абсолюта (Шопенгауэр). Но историческая реальность такова, что как бы ни принимали систему Спинозы, он был и остается теоретическим вдохновителем многих поколений философов и психологов вплоть до XX столетия. Его психологическое учение до сих пор является объектом актуального исследования.

Джон Локк (1632-1704)

Английский философ-просветитель, врач, педагог, крупный политический деятель, разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. Оказал огромное влияние на становление и развитие научной мысли XVIII века и идеологии Просвещения. Основоположник эмпирической психологии и ассоцианизма в психологии. Основные труды: “Опыт о человеческом разуме” (1690), “О пользовании разумом” (1706), “Разумность христианства” (1695), “Два трактата о государственном правлении” (1690), “Мысли о воспитании” (1693).

Джон Локк в качестве основных требований своего метода провозгласил следующие положения: “Во-первых, я исследую происхождение тех идей, или понятий..., которые человек замечает и сознает наличествующими в своей душе, а затем те пути, через которые разум получает их. Во-вторых, я постараюсь показать, к какому познанию приходит разум через эти идеи, а также показать достоверность, очевидность и объем этого познания. В-третьих, я исследую природу и основания веры или мнения. Под этим я разумею наше согласие с каким-нибудь предположением, как истинным, хотя относительно его истинности мы не имеем достоверного знания; здесь же мы будем иметь случай исследовать основания и степень согласия”.

В “Опытах” Локк пишет, что “первый шаг к разрешению различных вопросов, которые человеческая душа способна исследовать, состоит в обследовании нашего собственного разума, изучении его сил и усмотрении того, к каким вещам он способен”. Душа у него выступает как пассивная, но способная к восприятию среды, не имеющая врожденных идей (сравнивал душу с чистой доской). “Разум, подобно глазу, дает нам возможность видеть и воспринимать все остальные вещи, не воспринимая сам себя: необходимо искусство и труд, чтобы поставить его на некотором отдалении и сделать его своим собственным объектом”.

Дж. Локк выделил “шаги, которыми разум доходит до различных истин. Чувства сперва вводят единичные идеи и заполняют ими еще пустое место, и, по мере того как разум постепенно осваивается с некоторыми из них, они помещаются в памяти и получают имена. Затем, продвигаясь вперед, разум абстрагирует их и постепенно научается употреблению общих имен. Так разум наделяется идеями и словами, материалом для упражнения своей способности рассуждения. С увеличением материала, дающего разуму работу, применение его с каждым днем становится все более и более заметным. Но хотя запас общих идей и растет обыкновенно вместе с употреблением общих имен и рассуждающей деятельностью, все-таки я не вижу, как это может доказать их врожденность.”

Таким образом, “если спросят, когда же человек начинает иметь идеи, то верный ответ, на мой взгляд, будет: “Когда он впервые получает ощущение”. Идеи в разуме одновременны с ощущением, т.е. с таким впечатлением и движением в какой-нибудь части нашего тела, которое производит в разуме некоторое восприятие. Отсюда, идеи возникают вследствие: а) действия внешних вещей на органы чувств (идеи ощущения) или б) внимания, направленного на состояние и деятельность души (идеи рефлексии). Идеи из опыта - материал для знания, но не само знание. Чтобы стать знанием, материал должен быть переработан с помощью рассудка, состоящего в сочетании, сравнении, отвлечении - абстракции. Знание - восприятие соответствия (несоответствия) двух идей друг другу. Достоверно умозрительное знание. Опытное знание - вероятно, т.к. в нем усмотрение соответствия идей достигается ссылкой на факты опыта. Условие знания - язык. Источниками знания являются ощущения и рефлексия.

Опыт у Локка распадается на внешний и внутренний. Объект внешнего опыта - внешний мир, объект внутреннего - внутренний мир, т.е. деятельность души. Первый служит основой чувственного познания, второй - рефлексивного знания. Во второй книге “Опытов” ученый пишет: “Называя первый источник “ощущением”, я зову второй “рефлексией”, потому что он доставляет только такие идеи, которые приобретаются душою при помощи рефлексии... о своих собственных внутренних деятельностях”.

Продуктом рефлексии являются простые или сложные идеи как элементы “внутреннего опыта”. “Простые идеи рефлексии - это действия ума в отношении других идей” образуются двумя путями (через ощущение и рефлексию) и содержат только представление или восприятие (т.е. элементы знания). Сложные идеи образуются умом произвольно из простых идей благодаря действию механизмов: соединения, суммирования, сопоставления, сравнения, обобщения, обособления, предшествующей абстракции.

Ассоциацию Дж.Локк определяет как неверное соединение идей, когда “идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их. Они всегда сопровождают друг друга и, как только одна такая идея проникает в разум, вместе с ней появляется соединенная с ней идея...”

Сознание, - пишет Дж.Локк, - есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме”. Это понятие стало краеугольным камнем психологии, названной интроспективной (от лат. “интроспекто” - смотрю внутрь). Считалось, что объектом сознания являются не внешние объекты, а идеи (образы, представления, чувства и т.д.), какими они предстают “внутреннему взору” наблюдающего за ними субъекта. Из подобного отчетливо и популярно разъясненного Дж.Локком постулата возникло в дальнейшем понимание в качестве предмета психологии явлений сознания, порождаемых внешним (исходящим из органов чувств) опытом и внутренней работой собственного разума индивида.

В работах Дж.Локка содержалась не только сенсуалистическая критика метафизики, не только эмпирическая теория познания. Он тонко проанализировал и разработал принципы естественного права, предложив идеал, отражающий потребности новых форм отношений. К неотчуждаемым правам человека, согласно Дж.Локку, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и совесть. Просветитель исходит из “изолированных” индивидов и их частных интересов.

Взгляды Дж.Локка на психический мир отражали успехи науки XVII века, его научно-технического процесса, с одной стороны, и рост самосознания человека как личности, с другой. Локковские простые идеи, из которых строится сознание, являлись подобием неделимых частиц материи (атомов, корпускул), образующих физическую природу. Недаром психологию Дж.Локка назвали “ньютоновским космосом в миниатюре”, а его самого - первой научной величиной среди плеяды английских просветителей.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)

Выдающийся немецкий философ, ученый-энциклопедист, математик, физик, изобретатель, юрист, историк, языковед стремился синтезировать все рациональное в науке знание. Его научная система продолжена в трудах Канта, Герберта, Вундта, Гуссерля, Уайтхеда, представителей других, в т.ч. психологических школ.

Основные работы: “Рассуждения о метафизике”(1685), “Новая система природы”(1695), “Новые опыты о человеческом разуме” (1704), “Теодицея”(1710), “Монадология”(1714), “Рассуждения о благости божией, свободе человеческой и начале зла” (1710).

Источником системы Г.Лейбница послужили, во-первых, великие уроки и открытия прошлой мысли, во-вторых, современная ему наука: новаторские для XVII века идеи в логике, установление дифференциального исчисления, результаты микроскопических исследований. Известно яркое сравнение Л.Фейербахом концепции Г.Лейбница с микроскопом, вскрывающим тончайшее строение мира.

У немецкого ученого вырисовалась следующая модель построения мира. Сущности - энергия (“сублимация духа”) и дух (источник и высшее развитие энергии) просты и неделимы. Всякий дух есть сила, а всякая сила - это субстанция. Число сил (оно может быть и бесконечным) определяет количество субстанций и их проявлений. Явления - это чувственные обнаружения духовной энергии и то, что в чувственности выступает под именем материальных, физико-динамических, геометрических и других характеристик.

Позицию Лейбница можно условно обозначить как позицию на примирение рационализма с эмпиризмом. Эмпирики считали (используя оборот Аристотеля), что сознание - это “чистая доска”, на которую органы чувств заносят свои знаки (в виде ощущений и идей). Их главная формула гласила: “Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах”. Лейбниц к этому добавил: “Кроме самого разума”.

Общая картина мира создана с пафосом всеобщего одухотворения и пронизана натуралистическими идеями: мир представляется то цветущим, полным весеннего ликования садом, то жужжащим роем пчел, то прудом, кишащим рыбой и всякой живностью, то каплей воды, наполненной интенсивной жизнью микромира. В этом мире “все существующее взаимосвязано”, все подчинено “предустановленной гармонии”, кроме божественной предопределенности: сами по себе “все тела во Вселенной, так сказать, сочувствуют друг другу”.

Диалектика, логика и глубоко научный стиль мышления - характеристика лучших черт творчества Лейбница. Принципы метода - системы: 1) всеобщих различий; 2) тождественности неразличимых вещей; 3) всеобщей непрерывности; 4) монадической дискретности; 5) полноты; 6) совершенства (“наилучшего”); 7) перехода возможного в действительное; 8) объединенного закона тождества; 9) достаточного основания; 10) всеобщей связи; 11) максимума и минимума (уплотнения знаний). Из совокупности принципов усматривается упорядоченность, открытость системы - возможность присоединения новых законов, основанных на неисчерпаемости потенций “рационального зерна” концепции Г.Лейбница о структуре мира.

Научную эволюцию Г.Лейбниц начал с механистического материализма. Неудовлетворенный пассивным характером субстанций в рамках данного мировоззрения, перешел на позиции объективного идеализма, нашедшего выражение в “монадологии”. Термин монада (от греческого “модас” - единица) использовался ученым с 1696 года (до него употреблялся Дж.Бруно). Каждая монада - “живое зеркало Вселенной”, своего рода “сжатая Вселенная”. Монады, по Лейбницу, наделены психикой.

Таким образом, монады предстают как неделимые, духовные субстанции, образующие умопостигаемый мир (физический космос - его производная). Их число бесконечно, каждая из них обладает восприятием и стремлением, что обеспечивает активный, подвижный и деятельный характер субстанции. Каждая монада, наделенная психикой, способна воспринимать происходящее во Вселенной и направлена деятельностью внутреннего начала, которое производит изменение или переход от одного восприятия к другому стремлением.

Сущность монады составляет деятельность, выражающаяся в смене внутренних состояний, которую мы можем наблюдать, созерцая жизнь собственной души. Наделяя монады влечением и восприятием, Лейбниц мыслил их по аналогии с человеческой душой. Получается, что все в мире оказывается живым и одушевленным. Такое представление вряд ли выглядит абсурдным для той эпохи, поскольку мы знаем, что даже в капле воды существует бесчисленное множество “жизней” - микроорганизмов. (Поэтому не исключено, что монадология своим возникновением обязана в немалой степени открытию микроскопа.)

Кроме всего, монады рассматривались Лейбницем по аналогии с человеческим “Я”. Сознание истолковывалось в качестве динамических процессов, как реализация сил или законов активного оперирования идеями. Такие акценты побудили Лейбница при характеристике субстанции своей системы применять понятия, уже разработанные в античности Аристотелем и Демокритом: “энтелехия”, формальные и подлинные атомы и другие.

Примечательно, что содержание концепции монадологии ученый раскрывает через аналогии и примеры из области фактов психологии личности. Как бы ни изменялась личность, она остается именно данной личностью с присущим ей сознанием. Различие монад, как и душ людей, можно объяснить по двум параметрам: во-первых, по “углу зрения” на мир, т.е. по оригинальности структуры сознания; во-вторых, по степени общего развития, совершенства и активности.

Движение монады - это ее духовное развитие, а их совокупность представляет общность - народ, республику, где каждая из монад (душ) есть обособленный мир со своим содержанием. Это индивидуальное содержание уникально: в него не может внедриться никакое другое постороннее, не может “просочиться” вовне и тем самым утратиться. Отсюда делается вывод, что каждая монада (душа) - замкнутый космос, не имеющий окон (догадка об относительной независимости и самостоятельности человеческой психики, бесконечно больших и малых миров).

Заявляя, что каждая монада “беременна” всем своим будущим, Лейбниц выдвигает другую плодотворную идею об их неисчерпаемости и взаимопревращаемости. Объяснение делается по аналогии с психической жизнью людей: к ступеням монады относятся ощущение, созерцание, представление, самосознание. Стремления и восприятия - две стороны их жизни (эта идея стала центральной в системе Г.Гегеля: развитие самосознания субстанции и познание есть одно и то же).

Плодотворной для последующей психологии явилась идея саморазвития монад. В развитии монад все низшее стремится к высшему, а в содержании высшего содержатся рудименты низшего (также необходимые для деятельности более низшего уровня). Высказана идея: сознательной жизни людей, в т.ч. научному мышлению, предшествуют примитивные состояния (как в детстве); подобная характеристика присуща и познавательным процессам, идущим от пассивной чувственности. Таким образом, высшие психические функции организма могут осуществиться только на базе низших и зависимы от них.

На вопрос о том, как соотносятся между собой духовные и телесные явления, Лейбниц ответил формулой, известной как психофизический параллелизм. Они не могут, вопреки Декарту, влиять друг на друга. Зависимость психики от телесных воздействий - это иллюзия. Душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Однако божественная мудрость сказалась в том, что между ними существует предустановленная гармония. Они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время, так как запущены с величайшей точностью.

Лейбниц выступил защитником теории врожденных идей. “Врождено” в человеке все (мы “врождены самим себе”): содержание опыта, категории, ощущения, чувства и т.д. Отсюда душа человека представляется белым мрамором с прожилками неоднородности. Сделать эти “прожилки” - идеи из виртуальных актуальными можно путем напряженного внимания, воспоминания, вообще образования и воспитания. Такая постановка вопроса подчеркивала зависимость наших знаний от опыта прошлых поколений, опосредованность их знаниями. Ученый в этой связи меньше всего апеллировал к смутным и бесплодным “воспоминаниям”, а обращался к логическим рассуждениям и экспериментам. Поэтому к критериям истины он относил не только чувственные формы познания действительности (ощущения “могут подсказывать и подтверждать, но не доказывать”), но и логические правила.

Согласно Г.Лейбницу, “убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она сознает, является источником величайших заблуждений”. В душе непрерывно происходит незаметная деятельность “малых перцепций” - “совершенно простых монад”. Этим термином Лейбниц обозначил неосознаваемые восприятия. В тех же случаях, когда они осознаются, то это становится возможным благодаря тому, что к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый психический акт - апперцепция. Она включает внимание и память, дающие “душе род связи по последовательности, которая походит на рассудок, но которую нужно отличать от него”. Таким образом, в сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий (малых перцепций), ”которые недостаточно выделяются”.

Между сознательно переживаемыми и бессознательными представлениями нет резкого перехода: они постепенны. Подход здесь чисто математический (дифференциальный): лишь бесконечное число малых восприятий дает доступную сознанию “величину”.

Таким образом, Лейбниц поставил проблему соотношения сознательного и бессознательного состояния духа: “Так как,...проснувшись от бессознательного состояния, мы сознаем наши восприятия, то последние необходимо должны были существовать и непосредственно перед тем, хотя бы мы и вовсе не сознавали их. Ибо восприятие может естественным путем произойти только от другого восприятия, как движение естественным путем может произойти только из движения”.

Г.Лейбниц настойчиво подчеркивал превосходства мира, в котором мы живем. В нем возникло наилучшее государство, сложилась “совершеннейшая монархия”, таким образом, он прекрасен. Характеризуя его нравственную сторону, он пишет, что “в мире никто не должен быть несчастен, если кто не захочет”. В чем же оправдание коллизиям индивидов и их сообществ?

В качестве ответа мыслитель использует принцип контрастности: “без полустраданий не было бы вовсе удовольствия” и “кто не пробовал горьких вещей, тот не заслужил сладких и даже не оценит их”. Кроме того, используется идея развития: настоящее “зло” в явлениях способствует достижению полной будущей гармонии в сущности, только поэтому мир способен к совершенствованию.

Наличие зла оправдывается в связи с необходимостью развития и познания. Преодоление собственного несовершенства во власти человека: зло есть недостаток знаний и побеждается просвещением. Отсутствие знания ведет к ошибкам, совершаются они по причине злоупотребления людьми способностью свободно выбирать. Лейбниц ставит в этой связи проблему свободы воли, без которой, по мнению ученого, мир был бы унылым механизмом, в котором каждый поступок человека был бы предопределен.

У человека разумного и образованного случайности в поведении играют незаметную роль. Его свобода представляется деятельностью, направляемой обоснованными мотивами: “Тем больше свободы, чем больше бывает действия на основании мотива; тем больше несвободы, чем больше происходит действия из аффектов души”. Поэтому человек - не игрушка в руках необходимости, а сознательный и активный ее реализатор.

Доктрина психофизического параллелизма нашла многих сторонников в годы становления психологии как самостоятельной науки. Идеи Лейбница изменили и расширили представление о психическом. Его понятия о бессознательной психике, “малых перцепциях” и апперцепции прочно вошли в научное знание о предмете психологии.

Рукописи Лейбница оказались в стороне от магистральной линии разработки проблем психологии в западных странах. Ко времени их появления в середине ХVIII века восторжествовала идея всемогущества опыта. Элементами этого опыта (“нитями”), из которых соткано сознание, считались образы (сперва чувственные, а затем возникающие из них умственные), которыми правят законы ассоциаций.

Идея историко-научного синтеза пронизывает всю систему Г.Лейбница. За полтора столетия до Г.Гегеля он рассматривал историю прошлой мысли не как скопление ошибок и заблуждений, а как источник великих уроков и гипотез. Сегодня Г.Лейбниц - гордость международной науки, стоящий на вершине ее лестницы. Только в XX веке потомки по достоинству оценили пророческие и эвристические концепции мыслителя, развернули работу по публикации его научного наследия. В XX веке было установлено действительное значение изысканий ученого в проблемах различения между “смыслом” и “значением” имен и суждений, разграничении истин сущности и явления-факта.

Велики заслуги Лейбница в теоретическом и прикладном естествознании как ученого нового типа, организатора науки, борца за связь теории и практики. Ф.Энгельс справедливо подметил, что немецкий мыслитель рассыпал вокруг себя “гениальные идеи, без заботы о том, припишут ли заслугу открытия этих идей ему или другим”. Так сложилось (особенно в психологии), что многие идеи Лейбница заимствовали “корифеи” психологии, но не воздали должное его гениальным мыслям (например, феноменология, на базе которой в XIX веке оформилась психологическая наука, эволюционизм и т.д.)

В психологических воззрениях им был сделан грандиозный шаг от структуры психического мира к системе. Психологическая система Лейбница - классический пример тесной и неразрывной связи теории познания и методологии наук, с запросами и опытом естествознания. Эта система как и все мировоззрение ученого напоминала картину единого и восходящего движения: “Все стремится к совершенству”. Смысл динамизма этой системы Лейбниц видел в развитии познания и просвещении.

Оригинален взгляд Г.Лейбница на человека. Начиная с юношеской диссертации 1663 года, он всегда придерживался “принципа индивидуализации”, ибо “индивидуальность заключает в себе бесконечность”. Опредмечивание духа человека в предметной деятельности не только не мешает, но и выступает необходимым условием его существования. Просвещенный разум неистребим - он вечен, а подлинное бессмертие людей заключается в их знаниях, передаваемых обществу. Общество представлено Лейбницем хором монад-людей, в котором развитие индивидуальностей способствует развитию и благу всех. Не составляет труда увидеть развитие идей великого ученого в трудах французских и немецких просветителей, представителей немецкой классической философии, работах целого поколения психологов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.