Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудовых споров о восстановлении на работе 7 страница




Предметом экспертного исследования в авторских спорах может быть широкий круг вопросов: является ли произведение результатом творческой деятельности, оригинальным или производным, каково соотношение творческих вкладов соавторов в произведение, чьим творческим трудом создано произведение, о наличии или отсутствии заимствований, совпадений, их степени и характере, о сохранении или искажении при создании перевода или иной переработки целостности и смысла произведения, об идейно-художественных достоинствах (о качестве) произведения, о стоимости контрафактного экземпляра произведения, о доходе, полученном ответчиком в результате незаконного использования произведения, о соответствии архитектурному проекту разработанной на его основе документации для строительства и самого архитектурного объекта (здания, сооружения) и т.д.

Соответственно для проведения таких исследований судом могут быть назначены различные виды экспертиз: искусствоведческая, автороведческая, киноведческая, литературоведческая, строительная, видеофоноскопическая (видеофонографическая), компьютерно-техническая (программно-техническая), фототехническая, товароведческая, экономическая, бухгалтерская, почерковедческая и др. <*>.

--------------------------------

<*> Подробнее о видах и содержании различных видов экспертиз см.: Сахнова Т.В. Экспертиза в суде по гражданским делам. М., 1997; Судебная экспертиза. М., 1999; Давтян А.Г. Экспертиза в гражданском процессе. М., 1995; Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе. М., 1996; Современные возможности судебных экспертиз / Науч. ред. Ю.Г. Корухов. М., 2000; Хаметов Р. Экспертизы по делам о нарушениях авторских и смежных прав // Интеллектуальная собственность. 1997. N 7 - 8.

 

Характерной ошибкой при назначения экспертизы в авторских спорах является постановка перед экспертом правовых вопросов. "Это разграничение сфер чрезвычайно важно. Оно дает возможность экспертам сосредоточиться целиком на отнесенных к их компетенции данных, не вдаваясь в правовые вопросы, что способствует объективности экспертного заключения и не связывает суд правовым мнением эксперта" <*>.

--------------------------------

<*> Чертков В.Л. Судебная защита прав и интересов авторов. М., 1971. С. 79.

 

В авторских спорах иногда возникает вопрос о том, является ли спорное произведение объектом авторского права. Это юридический вопрос, и решать его должен суд на основании экспертного заключения и иных материалов дела.

Согласно положениям ст. 6 Закона авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения <*>. Часть произведения (включая его название), которая удовлетворяет таким требованиям и может использоваться самостоятельно, служит объектом авторского права.

--------------------------------

<*> Хотелось бы отметить, что в научной литературе и практике понятие произведения отождествляется с результатом творческой деятельности. Согласно распространенному определению В.И. Серебровского произведение - это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения (Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956. С. 32).

 

Творческой деятельности противопоставляется техническая (в том числе редакторская), не влекущая возникновения авторских прав на ее результаты.

Соответственно перед экспертом может быть поставлен вопрос: является ли определенный объект результатом творческой деятельности. Вопрос же о критериях творческой деятельности не является правовым, поскольку соответствующие критерии не урегулированы нормами права. Вопрос о критериях творчества в той или иной области науки, литературы или искусства как раз и является предметом исследования этой области знаний, что и предполагает необходимость обращения суда к специалисту в соответствующей области (эксперту) за разъяснением по данному вопросу применительно к конкретному произведению <*>.

--------------------------------

<*> В.Я. Ионасом был предложен правовой критерий творческой деятельности. См.: Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М., 1963.

 

Так, в одном из дел перед экспертом были поставлены вопросы о том, является ли результатом творческой деятельности и может ли использоваться самостоятельно название "Ну, погоди!". Эксперт пришел к выводу, что название "Ну, погоди!" может использоваться самостоятельно и является результатом творческого труда автора фильма <*>.

--------------------------------

<*> См.: Максимова Л.Г. Права автора и их защита. М., 2001. (Приложение 4 - Сборник решений по авторским делам.)

 

В другом деле арбитражный суд назначил экспертизу по вопросу о том, является ли произведением искусства дизайн-макет художественного оформления упаковки зубной пасты "Фтородент". Экспертами был дан положительный ответ на этот вопрос <*>.

--------------------------------

<*> Дело Арбитражного суда г. Москвы N А40-37312/98-51-475.

 

В практике нередко возникают вопросы о наличии творчества в работе составителей, авторов производных произведений.

В спорах об авторстве перед экспертом нередко ставится вопрос о том, кто из спорящих сторон является автором спорного произведения. Такая постановка вопроса некорректна, поскольку вопрос об авторстве является правовым. Согласно ст. 4 Закона автором произведения является физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Но такой подход к определению автора не является универсальным. Согласно законодательству некоторых западных стран (например, США) автором в определенных случаях может быть и организация. Соответственно вопрос об авторстве должен быть решен судом на основании имеющихся материалов дела, в том числе заключения эксперта, в соответствии с действующей нормой права. Перед экспертом же может быть поставлен вопрос, чьим творческим трудом было создано спорное произведение.

Если же речь идет о частичном присвоении авторства, перед экспертом следует поставить вопросы о наличии или отсутствии, степени и характере заимствований (совпадений). Эксперт в данном случае проводит сравнительный анализ двух произведений на предмет совпадения элементов формы и содержания произведений. Суд же делает вывод о факте присвоения авторства одним из спорящих на основании всех имеющихся материалов дела и с учетом того, что многие элементы содержания не охраняются авторским правом (п. 4 ст. 6 Закона) <*>.

--------------------------------

<*> В научной литературе широко распространено мнение, что авторским правом не охраняются все элементы содержания произведения. Фактически, это является следствием вопроса о том, что относится к элементам содержания, т.е. где грань между понятиями формы и содержания произведения.

 

Перед экспертом может быть поставлен вопрос о том, является ли определенное произведение оригинальным или производным от другого определенного произведения. Хотя закон и предусматривает охрану производных произведений (ст. 12 Закона), такой вопрос не является правовым, поскольку критерии определения произведения как производного не урегулированы законом. Такие критерии являются предметом исследования соответствующих характеру произведения областей знаний: искусствоведения, литературоведения, кинематографии и т.д. Поэтому и вопрос о характере произведения - оригинальном или производном - ставится перед специалистом в соответствующей области знаний <*>.

--------------------------------

<*> Такой вопрос был поставлен, например, Ленинским федеральным районным судом Санкт-Петербурга в упомянутом выше деле об использовании элементов мультфильма "Ну, погоди!" при создании книги "Ну, погоди!" (в помощь изучающим английский язык).

 

При возникновении спора о качестве перевода или иной переработки произведения перед экспертом могут быть поставлены вопросы о том, сохранены ли при создании перевода (переработки) целостность и смысл произведения, его идейно-художественные достоинства.

Так, в одном из дел по спору о неправомерном сокращении (перемонтаже) авторской версии кинофильма перед экспертами был поставлен вопрос о том, соответствуют ли форма и содержание укороченной версии картины ее авторской (первоначальной) версии. В результате проведенного исследования экспертная киноведческая комиссия пришла к выводу, что в сокращенной версии имеются существенные пробелы в художественной ткани, нарушено соотношение протяженности эпизодов. Не менее, чем в восьми случаях, сокращения коснулись диалогов, что ведет к неясностям фабульных и сюжетных связей. Искажен финал картины. В укороченной версии он совершенно не отвечает идейной и художественной ткани ленты. На основании изложенного комиссия пришла к выводу о том, что форма и содержание укороченной версии картины не соответствуют ни первоначальному замыслу картины, ни режиссерской версии <*>.

--------------------------------

<*> Дело Тверского суда г. Москвы N 2-800/99. В рамках производства по этому делу перед экспертной комиссией был поставлен также вопрос о том, может ли целостность картины быть восстановлена монтажными средствами. Экспертная комиссия пришла к выводу, что монтажными средствами картина восстановлена быть не может, так как при перемонтаже разрушен исходный материал фильма (порезан негатив многих эпизодов).

 

Однако не входит в предмет экспертизы вопрос о том, нарушает ли личные неимущественные права автора использование его произведения в переводе (переработке) данного лица. Такой вопрос является правовым.

Весьма распространены споры о соответствии произведения условиям авторского договора заказа. Перед экспертом в данном случае нередко ставится вопрос, отвечает ли представленное произведение требованиям заключенного между сторонами договора.

Такая постановка вопроса является неправильной, поскольку предполагает необходимость изучения и толкования условий авторско-правового договора, т.е. осуществления юридических функций, входящих в компетенцию суда, а не эксперта.

Эксперт в данном случае должен дать определенную характеристику произведения, на основе которой суд в свою очередь может сделать вывод о соответствии или несоответствии произведения условиям авторского договора заказа. Перед экспертом может быть поставлен вопрос о виде, жанре, характере произведения, его определенных достоинствах и прочих характеристиках, определение которых необходимо суду для решения правового вопроса о надлежащем выполнении автором своей обязанности по договору с заказчиком.

Поскольку объекты авторского права выступают в предпринимательском обороте как товары, в авторских спорах находит применение и товароведческая экспертиза. Например, перед экспертом может быть поставлен вопрос о примерной сумме вознаграждения, на которую мог рассчитывать автор при правомерном использовании ответчиком его произведения соответствующим образом. Заключение в данном случае эксперт делает исходя из ставок, обычно применяемых на практике для произведений такого рода при определенных условиях их использования.

В рамках товароведческой экспертизы может быть определена и рыночная цена (стоимость) контрафактного экземпляра произведения, что в совокупности с другими доказательствами по делу может послужить основой для определения судом дохода, полученного ответчиком в результате незаконного использования объекта авторского права.

Если ответчиком использовано произведение, содержащее творческий вклад нескольких лиц, для определения части прибыли, соответствующей доле творческого вклада одного или каждого из них, перед экспертом может быть поставлен вопрос о соотношении творческих вкладов этих лиц (о доле творческого вклада конкретного лица в общее произведение). Опять же, не должны ставиться правовые вопросы о части прибыли, соответствующей доле творческого вклада отдельного соавтора, о его доле авторского права на общее произведение.

 

Глава 4. ОСОБЕННОСТИ РАЗРЕШЕНИЯ АВТОРСКИХ СПОРОВ

 

Постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу, принимается именем Российской Федерации в форме решения суда (ч. 1 ст. 194 ГПК РФ).

Принятие законного и обоснованного решения является основной задачей любого процесса. Большинство споров, переданных на рассмотрение суда, находят свое логическое завершение в судебном решении.

Однако принятие законного и обоснованного решения по многим авторским спорам является непростой задачей. Связано это прежде всего со спецификой объекта авторского права, сложностью самого материального права, широкой сферой применения объектов авторского права. В настоящее время сложность авторских споров продиктована также несовершенством действующего авторского законодательства, находящегося в стадии адаптации к новым условиям отношений в этой области.

Поскольку суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ), вопросы, связанные с вынесением решения, мы рассмотрим применительно к различным исковым требованиям, вытекающим из авторского права.

Согласно положению п. 1 ст. 49 Закона автор, обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав может защищать свои права способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации.

Гражданско-правовые способы защиты прав перечислены, главным образом, в ст. 12 ГК РФ. Они имеют общий характер и могут применяться во всех случаях нарушения авторских прав или прав, вытекающих из условий договоров, регулирующих авторские правоотношения.

Вместе с тем их применение имеет особенности в зависимости от того, с нарушением какого права оно связано. В авторских правоотношениях можно выделить четыре самостоятельные категории правомочий: личные неимущественные права, исключительные (имущественные) права <*>, права, вытекающие из условий договоров, регулирующих авторские правоотношения, и правомочия иного характера, в частности, связанные с неосновательным обогащением за счет субъекта авторского права.

--------------------------------

<*> Поскольку сфера защиты неисключительных прав весьма ограниченна, в данном случае они не упоминаются.

 

1. Основным иском о признании в сфере защиты личных неимущественных прав автора является иск о признании истца автором или соавтором спорного произведения.

В качестве примера можно привести дело по иску Н. и Э. к ЗАО "Телекомпания ВИД" о признании истцов авторами сценария цикловой телевизионной передачи "Ищу тебя" и опубликовании решения суда в газете "Известия" <*>.

--------------------------------

<*> Дело Черемушкинского суда г. Москвы N 2-537/02.

 

Автор вправе требовать исключения третьих лиц из числа его соавторов (признания отсутствия у них спорного авторского права). Известны случаи предъявления иска о признании факта того, что истец не является автором (соавтором) приписываемого ему произведения.

Предметом судебного рассмотрения нередко становится и требование автора о признании недействительным договора, исполнение которого нарушает или нарушило бы личные неимущественные права автора. Такими договорами являются, например, договор пользователя с третьим лицом, выдающим себя за автора спорного произведения, и договор пользователя с третьим лицом о предоставлении последним права использовать произведение в его переработке, в случае, если согласие автора на переработку произведения не получено. По требованию автора такие договоры могут быть признаны судом недействительными (ничтожными) сделками.

Особой спецификой обладают иски о присуждении в спорах о нарушении личных неимущественных прав автора. Иски этой категории связаны с применением таких способов защиты гражданских прав, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, и компенсация морального вреда, причиненного нарушением личных неимущественных прав.

Если правонарушение не окончено к моменту предъявления иска, автор вправе требовать того, чтобы дальнейшее использование произведения было прекращено. Например, автор может потребовать прекращения воспроизведения и (или) распространения экземпляров произведения (например, репродукций, которые выполняются настолько плохо, что не отражают качества оригинала, экземпляров, содержащих неправильное указание имени автора), снятия постановки (прекращения репетиций или публичного исполнения) драматического произведения, если театр в процессе постановки допустил искажение идеи и смысла произведения, прекращения съемок или реализации (публичного исполнения, распространения экземпляров) кинофильма, при искажении в процессе съемок фильма его сценария, искажении оригинального произведения при создании сценария, и т.д.

В случае угрозы нарушения (повторения нарушения) суд по требованию автора может запретить ответчику осуществление определенных действий по использованию произведения. Так, Тверским судом г. Москвы было вынесено решение запретить МЖК "Электрон" распространение кинофильма "Семьянин", целостность которого была нарушена одним из ответчиков путем значительного сокращения фильма <*>.

--------------------------------

<*> Дело N 2-800/99.

 

По требованию автора нарушитель может быть присужден и к исполнению активных действий по восстановлению его нарушенного права. Например, суд может обязать ответчика снять афиши, содержащие неверную информацию об авторе произведения, убрать со стендов произведение изобразительного искусства и устранить его искажения, либо предоставить его автору для устранения искажений, осуществить публикацию в печати или иным способом о допущенном нарушении, устранить нарушения, допущенные в ходе реализации архитектурного проекта (п. 2 ст. 24 ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" 1995 г.). Права авторов кинематографического произведения могут быть восстановлены путем замены титров кинофильма, восстановления кинофильма в первоначальном виде <*>.

--------------------------------

<*> Теоретически авторы вправе требовать даже переснятия отдельных кадров кинофильма, если восстановление кинофильма невозможно техническим путем (монтажными средствами), однако с практической точки зрения возможность удовлетворения таких требований вызывает сомнения.

Статья 499 ГК 1964 г., специально посвященная вопросам защиты личных неимущественных прав автора, устанавливает, что в случае их нарушения автор вправе требовать восстановления нарушенного права (внесения соответствующих исправлений, публикации в печати или иным способом о допущенном нарушении) либо запрещения выпуска произведения в свет, либо прекращения его распространения.

 

При вынесении таких решений суду необходимо определить порядок и срок осуществления ответчиком соответствующих действий. В противном случае существует высокая вероятность того, что решение суда не будет исполнено ответчиком или будет исполнено ненадлежащим образом. Определенные судом порядок и срок исполнения ответчиком решения суда указываются в резолютивной части решения (ст. 204 ГПК РФ).

Большое значение как способ защиты личных неимущественных прав автора имеет публикация в печати или иным способом о допущенных ответчиком нарушениях личных неимущественных прав автора. Возможность осуществления такой публикации по требованию автора предусмотрена ст. 499 ГК РСФСР 1964 г., которая сохраняет действие и в настоящее время. Такое требование может быть предъявлено автором и в рамках иска о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права.

Однако практика применения данного способа защиты прав автора была и, надо сказать, является до сих пор неустойчивой. Даже в тех случаях, когда такие решения выносятся, многие из них реально не исполняются. В настоящее время это связано с отсутствием прямого указания в законе о возможности применения данного способа защиты личных неимущественных прав автора и отсутствием необходимой правовой регламентации порядка его применения.

Единственное положение о порядке осуществления публикации по требованию суда содержится в Законе РФ "О средствах массовой информации", ст. 35 которого предусматривает обязанность редакций опубликовать бесплатно и в предписанный срок вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации.

Данная статья содержит ряд ценных указаний о порядке публикации сведений по решению суда. Она предусматривает обязанность средств массовой информации опубликовать такое сообщение, но только в том случае, если именно это средство массовой информации определено судом для конкретной публикации. Соответственно это обязывает суд в каждом случае самостоятельно определять средство массовой информации, в котором следует произвести публикацию. Публикация должна быть произведена средством массовой информации бесплатно. Это чрезвычайно важное положение, существенно упрощающее организацию таких публикаций.

Решение о необходимости публикации суд принимает исходя из характера нарушения. Таким же образом определяется средство массовой информации, в котором надлежит осуществить публикацию, конечно, с учетом мнения истца. Во внимание должны приниматься характер произведения, масштаб распространения произведения с нарушением авторских прав, способ использования (средство доведения произведения до публики), другие обстоятельства.

Помимо средства массовой информации, судом должен быть определен текст сообщения и срок его опубликования. Текст сообщения должен быть предложен самим истцом и может быть принят или изменен судом. В некоторых случаях цели публикации могут быть достигнуты путем опубликования резолютивной части решения (в спорах об авторстве).

Соблюдение всех указанных условий является необходимой предпосылкой определенности судебного решения, обеспечивающей реальность его исполнения и достижения целей публикации <*>.

--------------------------------

<*> Примером соблюдения требования определенности решения суда о публикации может служить решение Савеловского суда г. Москвы: обязать драматический театр Н. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу поместить в газете "Книжное обозрение" сообщение следующего содержания: "Драматический театр Н. сообщает, что при публичном исполнении пьесы В. "Уик-энд с убийством", в том числе при трансляции записи спектакля телеканалом... 27, 28 февраля 1994 г., произведенной без согласия автора, имел место ряд искажений текста пьесы. Администрация и коллектив театра признают, что ими допущено нарушение прав автора на защиту произведения" (см.: Максимова Л.Г. Права автора и их защита. М., 2001. (Приложение 4 - Сборник судебных решений по авторским делам.)

 

Представляется целесообразным предложенный В.Л. Чертковым способ исполнения решений суда о публикации, который заключается в том, что суд не обязывает ответчика опубликовать требуемое сообщение, а выносит решение об опубликовании и направляет его в соответствующее средство массовой информации, обязывая таким образом само средство массовой информации к осуществлению необходимой публикации <*>. Такой способ имеет преимущество в том, что не ставит исполнение решения в зависимость от поведения ответчика, иногда весьма негативно по принципиальным или иным соображениям настроенного на исполнение указания суда. Способ же передачи материалов в средство массовой информации может быть различным: специальным почтовым отправлением, через судебного пристава-исполнителя, самим истцом.

--------------------------------

<*> Чертков В.Л. Судебная защита прав и интересов авторов. М., 1971. С. 101.

 

В рамках иска о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, автор может требовать конфискации и уничтожения экземпляров произведения, содержащих нарушения его личных неимущественных прав. Более того, такие экземпляры произведения подлежат обязательной конфискации по решению суда на основании положения ст. 49.1 Закона.

Если автору причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права, автор может требовать его компенсации (п. 3 ст. 49 Закона). Факт причинения морального вреда и его объем доказываются самим автором.

Размер компенсации определяется по правилам, предусмотренным ст. ст. 151, 1099 - 1101 ГК РФ. Задача суда заключается в определении степени обоснованности заявленного автором размера компенсации. Во внимание должны приниматься характер и особенности произведения, характер нарушения, в том числе масштаб и условия распространения произведения, творческая репутация автора, степень вины нарушителя и иные обстоятельства.

В одном из дел, рассмотренном Черемушкинским судом г. Москвы, к числу таких обстоятельств суд справедливо отнес тот факт, что распространение произведения с нарушением права авторства осуществлялось ответчиком в сфере обязательного школьного образования <*>.

--------------------------------

<*> Дело N 2-21/02.

 

Хотя нормы о компенсации морального вреда относятся к числу так называемых ситуационных (усмотренческих) норм, в мотивировочной части решения суд должен указать на обстоятельства, которыми он руководствовался при определении размера компенсации морального вреда, и доказательства, которыми установлены эти обстоятельства.

Нарушение личных неимущественных прав автора наносит ущерб его деловой (творческой) репутации, поэтому при предъявлении требований "о запрете" авторы обычно стараются немедленно принять меры по пресечению таких действий, не дожидаясь вынесения судебного решения. В противном случае в значительной степени могут быть не достигнуты сами цели судебного производства по таким требованиям.

Соответственно особое значение в производстве по таким требованиям имеют меры обеспечения иска, которым специально посвящена ст. 50 Закона.

2. Обладателям исключительных прав Закон предоставляет наиболее широкие полномочия по защите своих прав. Помимо общих способов защиты гражданских прав, они вправе применить специальные способы защиты исключительных прав, предусмотренных ст. 49 Закона.

Довольно часто обладатели исключительных прав предъявляют к нарушителям требования о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, и прекращении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (далее - меры "запрета"). В их числе и требование о конфискации и уничтожении контрафактных экземпляров произведения.

Представляется, в исключительных случаях, когда нарушение авторских прав несущественно, и в то же время применение мер "запрета" причинило бы ответчику необоснованно крупный ущерб, суд вправе заменить меры "запрета" (в том числе конфискацию контрафактных экземпляров произведения) назначением справедливой денежной компенсации, исходя из принципов разумности и справедливости.

Речь идет о таких случаях, когда, например, кинофильм или крупное издание (энциклопедия), содержащие творческий вклад множества лиц, произведены ответчиком с большими затратами, но один из авторов нарушил авторские права истца.

Следует подчеркнуть, что речь идет именно об исключительных случаях, когда несоответствие масштаба нарушения и возможных потерь ответчика очевидно. При этом в действиях ответчика (издателя, кинокомпании) не должно быть вины.

Конечно, принятие решения заменить меры запрета справедливой денежной компенсацией требует его конструктивного обоснования судом.

Обладатель исключительных прав может требовать возмещения убытков, причиненных ему нарушением его прав. Размер убытков определяется в соответствии с положениями ст. 15 ГК РФ.

В области авторского права убытки проявляются, главным образом, в форме упущенной выгоды. В качестве реального ущерба выступают, например, расходы правообладателя, связанные с использованием спорного произведения, если из-за действий нарушителя использование произведения не состоялось.

Существует несколько основных способов определения размера упущенной выгоды правообладателя.

Правообладатель может потребовать выплаты той суммы, которая причиталась бы ему при правомерном использовании ответчиком произведения (сумма вознаграждения за использование произведения). При этом истец, представляется, вправе исходить из максимальной ставки (суммы) вознаграждения, на которую он мог рассчитывать при передаче прав на произведение. По вопросу о ставке (сумме) вознаграждения, применяемой на практике для произведений такого рода при соответствующем способе их использования, судом может быть получена консультация специалиста, в порядке, предусмотренном ст. 188 ГПК РФ.

В то же время правообладатель-правопреемник, не имеющий полномочий на передачу исключительного права третьим лицам, по нашему мнению, не вправе обосновывать размер упущенной выгоды таким образом, поскольку он не мог бы передать кому бы то ни было исключительное право при правомерном использовании произведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.