Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства




 

Государство в соответствии со ст. 45 Конституции РФ гарантирует и осуществляет государственную защиту прав и свобод человека. Достижение целей, указанных в ст. 1 ТК РФ: установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей невозможны без надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

В научной литературе нет единого мнения о различии сущности надзорных и контрольных функций[274]. Часто их употребляют вместе, что говорит о их правовом единстве. В ТК РФ законодатель, говоря о функциях государственных надзоров, также их не разделяет. Возможно существование и такой позиции, что контроль будет осуществляться органами в процессе руководства подчиненными учреждениями, организациями. А надзор осуществляется специальными органами в отношении, как правило, неподчиненных организаций.

Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства представляет собой деятельность компетентных органов, направленную на обеспечение реализации государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, защиту прав и интересов работников и работодателей.

Система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль в области охраны труда, указывается в ст. 353 ТК РФ:

– органы федеральной инспекции труда;

– соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (государственные надзоры);

– внутриведомственный государственный контроль осуществляют органы исполнительной власти федерации, субъектов местного самоуправления;

– прокуратура.

 

Основные усилия в своей деятельности государственные органы должны направлять не на фиксацию уже совершенных нарушений трудового законодательства, а на их предупреждение.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде проводится в двух основных сферах: сфере установления условий труда и сфере применения установленных условий труда.

Трудовое законодательство предоставляет возможность устанавливать условия труда на уровне организации. В ст. 8 ТК РФ предусмотрено, что работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции. Но локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, принятые без соблюдения требований трудового законодательства, являются недействительными.

В сфере применения установленных условий труда надзор и контроль направлены на проверку соответствия реализации прав и обязанностей, установленных в трудовом законодательстве для сторон трудового отношения и иных отношений, непосредственно связанных с ним.



В зависимости от целей проведения надзорно‑контрольных мероприятий принято выделять:

предварительные (надзорно‑контрольные мероприятия направлены на предупреждение трудовых правонарушений);

текущие (надзорно‑контрольные мероприятия направлены на проверку применения норм трудового законодательства);

последующие (расследование совершенных трудовых правонарушений и устранение их последствий).

 

В теории принято разделять основные виды надзора и контроля на:

1) государственный, который, в свою очередь, делится на надзор и контроль: государственной инспекции по труду; государственными надзорами; прокурорский; внутриведомственный; судебный;

2) общественный.

 

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, за всеми работодателями на территории РФ осуществляют органы федеральной инспекции труда[275]. Она является специализированным государственным органом в этой сфере. Федеральная инспекция труда – это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

На федеральном уровне порядок осуществления государственного надзора и контроля определен в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Распространяясь в целом на трудовые отношения, этот Закон, в соответствии с ч. 3 ст. 1, не устанавливает порядок проверок по несчастным случаям на производстве. Федеральная инспекция труда наделена полномочиями проводить обследования и проверки как плановые (в целях предотвращения нарушений законодательства о труде), так и внеплановые (в связи с обращениями и жалобами граждан).

Основными задачами органов федеральной инспекции труда являются:

– обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

– обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

 

В соответствии со ст. 356 ТК РФ органам федеральной инспекции труда предоставляются полномочия:

– осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации[276];

– анализировать обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимать меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

– осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

– направлять в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

– осуществлять надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей и иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, деятельности имеют право:

– в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно‑правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц;

– запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

– изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя, и составлять соответствующий акт;

– расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве и т. д.

 

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, ТК РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации. Например, Федеральным законом от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[277].

Государственные инспекторы труда в целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, инспектируют на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно‑правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях экономики и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы исполнительной власти – государственные надзоры.

Так, государственный надзор в сфере промышленной безопасности за соблюдением нормативных требований охраны труда осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору[278].

Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, которому переданы функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей (ст. 367 ТК РФ).

Государственный санитарно‑эпидемиологический надзор за соблюдением работодателями санитарно‑гигиенических и санитарно‑противоэпидемиологических норм и правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору, которому переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно‑эпидемиологического благополучия населения (ст. 368 ТК РФ).

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет прокуратура РФ в лице Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202‑1 (с изм. и допол.) «О прокуратуре Российской Федерации»[279].

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Суды РФ при решении дел в соответствии со своей подведомственностью осуществляют надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства на предмет соответствия Конституции РФ федеральных нормативно‑правовых актов, а также решают вопросы о законности локальных актов работодателя при рассмотрении индивидуально‑трудовых споров.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется, прежде всего, профсоюзными организациями.

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно‑правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

– осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;

– принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

– защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

– предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников и т. д.

 

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями – индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое самозащита прав работника?

2. Расскажите о системе органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

3. Какие полномочия предоставлены общественному контролю за соблюдением законодательства о труде?

4. Какая установлена ответственность работодателя и работника за нарушение законодательства о труде?

 

 

Глава 20. РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТРУДОВОГО СПОРА

 

§ 1. Понятие индивидуального трудового спора.

§ 2. Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в КТС.

§ 3. Рассмотрение индивидуального трудового спора в суде.

 





Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 832; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.225.19.255
Генерация страницы за: 0.09 сек.