Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебные умения, необходимые ребенку при чтении




В соответствии со структурой учебной деятельности учебные (читательские) умения могут быть подразделены на четыре группы: ориентировки (планирования), исполнения, контроля, оценки.

К общим умениям ориентировки относятся ориентировка в теме текста по его заголовку, нахождение произведения по его названию в оглавлении и на нужной странице книги; ориентировка в книгах по иллюстрациям, фамилии писателя, умение пользоваться титульным листом, оглавлением, предисловием, послесловием, каталожной карточкой. При непосредственной работе с текстом каждое из частных умений имеет ориентировочное действие, например: ориентировка в выделении смысловых частей текста, в предметном содержании с выделением опорных слов в тексте и т.д.

К исполнительским умениям относятся способы действия, то есть микроумения, составляющие последовательные операции, например воссоздание содержания текста с опорой на словесную картину: выделение объектов, слов, их характеризующих, воссоздание во внутренней речи, словесное воспроизведение и т.д.

Умения корректировки и контроля – это умения прочитать текст с целью уточнения его содержания, соотнести с первичным представлением, проверка по тексту выделенных смысловых частей, адекватности словесной картины авторскому тексту, точность формулировок плана и т.д.

Оценка используется как метод работы. Она может употребляться в форме самооценки и внешней оценки, высказанной учениками: оценка точности ответов по содержанию текстов, самостоятельности суждений о героях, степени освоения того или иного способа действия, оценка количественного и качественного показателей собственно чтения.

Оценка и контроль должны осуществляться как в устной, так и в письменной форме с помощью разработанных критериев и параметров. При таком обучении предметные и учебные умения формируются во взаимосвязи.


Литература

1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. - М., 1988.

2. Джежелей О.В. Литературное образование младших школьников. - М., 1981.

3. Климанова Л.Ф. О переработке учебников по чтению // Начальная школа.-1991. - №10.

4. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М., 1994.

5. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2000. С. 77-194.

6. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – М., 1997.

7. О новом цикле учебников по чтению «Родная речь» для начальной школы, авт. Голованова М.В., Горецкий В.Г. // Начальная школа.-1993.-№7.

8. О новых книгах для чтения из серии «Свободный ум» авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. // Начальная школа.-1993.-№7.

9. Первова Г.М. Принципы обновления программного чтения в начальных классах // Начальная школа.-1993.-№5.

10. Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1-4). – М., 2001.

11. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 1987.

12. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений.- М., Воронеж, 1996.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что понимается под «литературным чтением»?

2. Из каких действий складывается чтение как вид речевой деятельности?

3. Как определяется понятие «читательские умения» в современной методике?

4. Какие принципы лежат в основе отбора содержания программного чтения в начальной школе?

5. В чем состоят психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками?

6. Проанализируйте программы начальной школы по чтению разных авторов по плану:

· Задача обучения чтению.

· Читательские умения, формируемые у учащихся.

· Литературоведческие понятия, усваиваемые учащимися.

· Приемы и методы работы на уроке.

· Принципы расположения материала в учебных книгах.

7. Назовите основные типы вопросов и заданий, встречающихся в книгах для чтения разных авторов. Подберите свои примеры к каждому из них.

8. Сопоставьте учебники по чтению разных авторов:

· Какие разделы включены в книги для чтения?

· Какие темы отражены в книгах?

· Произведения, каких жанров предлагается читать детям в 1 классе?

· Произведения, каких эпох отобрали авторы хрестоматий в качестве учебного материала для 1 класса?

Дайте методическую оценку отбору учебного материала и его структурированию.

9. Проанализируйте несколько известных вам хрестоматий по чтению для начальных классов с точки зрения включения в них драматических произведений. Какие драматические произведения отобраны авторами для чтения в начальной школе? Целесообразно ли расширять круг чтения драматических произведений учащимся начальных классов?

10. Какие задачи начального литературного образования и обучения чтению могут быть решены на следующем учебном материале:

· малые фольклорные жанры;

· произведения детской поэзии;

· кумулятивные сказки;

· литературные сказки.

11. Современная система обучения чтению предполагает два направления: собственно обучение чтению и осуществление начального литературного образования младшего школьника. Проанализировав авторские программы по чтению и литературе (см.: Программы общеобразовательных учебных заведений: Начальные классы (1-4). Ч.1. – М., 2001), определите специфику предъявления литературоведческого знания в каждом случае. Какая из опубликованных программ кажется вам наиболее оптимальной для работы с младшими школьниками? Почему?

12. Составьте по материалу лекции 3-4 вопроса для экспресс-опроса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.