Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение выразительному чтению




Выразительность чтения – эмоционально правдивое чтение в соответствии с замыслом автора (Т.Г. Рамзаева); способность средствами устной речи передать слушателям свое отношение к идее произведения (О.В. Сосновская).

Зависит от осознанности, беглости, правильности.

Средство выразительности – интонация – совокупность элементов звучащей речи (темп чтения, ритм, сила голоса, дыхание, паузы, логическое ударения). Требование к выразительному чтению – соблюдение всех этих компонентов.

Рассмотрим компоненты речевой интонации.

Ударение фразовое

логическое

Фразовое ударение – в каждой фразе одно из слов притягивает ударение.

Вот эту книгу:: положи на полку – две фразы.

Логическое ударения – подает на слово, которому говорящий придает особое значение, это самое весомое по смыслу слово.

Вот эту книгу:: положи на полку.

По замыслу говорящего логическое ударение может принять любое слово в предложении. Чаще всего такими словами являются: имена существительные; однородные члены предложения; повторяющиеся слова; глаголы, стоящие в конце предложения; качественные наречия, стоящие перед глаголами; сопоставляемые понятия; имена прилагательные, стоящие после имен существительных; противопоставляемые имена прилагательные.

Тон. Важным компонентом интонации является движение тона по звукам разной высоты, повышение и понижение тона, различные его вариации. Тон в предложении может то повышаться, то понижаться.

 
 


Кончили мы работу!

                   
   
     
         
 


Быстро лето пролетело, наступил учебный год.

       
   


Темп – это скорость чтения. Речь то ускоряется, то замедляется. Темп речи непрерывно меняется – в зависимости от цели и содержания высказывания, его подтекста. (Горбушина Л.А. «Обучение выразительному чтению» стр. 12-13).

Наиболее тесно к темпу примыкает ритм речи – это равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости, подобного и различного в речи.

Наиболее просто пронаблюдать ритм в стихотворении. Нарушения ритма при чтении стихотворения разрушает структуру стиха.

Логические паузы делаются для выделения наиболее важного в предложении, перед словом или после него.

Психологическая пауза нужна для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному содержанию. Очень уместны паузы перед концовкой басни, кульминационной части сказки или рассказа, Возле яркого сравнения или эпитета. Следует также помнить о коротких паузах в конце стихотворных строк, которые делаются независимо от знаков препинания, т.к. они подчеркивают ритмический рисунок стиха.

Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение следующих требований:

· соблюдение знаков препинания.

· соблюдение логических и психологических пауз.

· соблюдение логического ударения и интенсивности речи.

· умение менять темп и ритм чтения.

Каждому человеку присущи свои особенности звучания речи. По голосу можно узнать человека, не видя его.

Это особенность – эмоциональная окраска речи - и есть тембр. Он дан человеку от природы, возникает независимо от желания, но может сделать речь более выразительной.

Чтобы подготовиться читать произведение выразительно, с учетом всех компонентов интонации, используются специальные знаки разметки текста (составляется «партитура» текста):

1. Ударение фразовое - ударное слово подчеркивается пунктиром; логическое – одной чертой; психологическое обозначается буквой П перед словом или предложением.

2. Паузы: короткая: средняя I, длительная II.

3. Слитное произнесение обозначается дугой над словами.

4. Подъем голоса обозначается над ударным гласным слова, понижение голоса над ударным слогом.

5. Авторские знаки препинания, если они снимаются или заменяются другими, берутся в квадратные скобки, новые знаки ставятся рядом, после скобки:

6. Замечания о темпе и окраске ставятся на полях словами быстро, медленно, ускоряя, с восхищением, недоумением.

Система обучения составлению партитуры текста:

1-2 класс – расстановка пауз и ударений совместно с учителем.

3 класс – самостоятельная работа по расстановке пауз (на знаках препинания, построчные), коллективный разбор психологических и логических пауз, логических ударений (постепенно вводятся требования к расстановке логических ударений).

4 класс - самостоятельная расстановка всех пауз, логических ударений, отражающих главный смысл произведения. Остальные ударения рассматриваются коллективно.

Условия работы над выразительностью чтения:

1. Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения (чтение учителя, грамзапись).

2. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения.

3. Работа над языком произведения, осознание его формы.

4. Опора на воссоздающее воображение ребенка.

5. Формирование умения распределять дыхание в процессе речи.

6. Отработка правильной артикуляции и четкой дикции.

7. Усвоение детьми норм литературного произношения, ударения.

8. Опора на эмоции ребенка, на воспроизведение чувств.

9. Обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения.

Методика работы над выразительным чтением: 3 этапа

I. – анализ содержания прочитанного произведения;

- анализ языковых средств, осмысливание идеи произведения;

- анализ образца выразительного чтения (учитель, грамзапись);

II. – сознательный выбор средств выразительности (темпа, силы голоса, проставление пауз, логических ударений и т.д.);

III. – упражнения в чтении, анализ и оценка качества чтения;

- самостоятельное чтение учащихся в классе и дома.

Обучение выразительному чтению присутствует на всех этапах урока. Первый раз, воспринимая произведение, когда читает учитель, дети слышат образец чтения. Затем, направленное вопросами учителя выборочное чтение фактически позволяет соединить анализ содержания с обучением выразительному чтению, т.к. учащиеся должны внимательно вчитываться в текст и передавать голосом состояние действующих лиц, их особенности.

По ходу разбора уточняется лексическое значение некоторых слов, точность употребления их автором, смысл фразеологических оборотов.

Повторное чтение после анализа и обобщения нередко проводится в виде чтения в лицах с предварительной подготовкой. Необходимо привлекать класс к оценке чтения учеников.

Чтение учителя всегда должно являться образцом выразительной речи (или грамзапись). Однако, при обучении выразительному чтению, главным является не подражание образцу, а понимание текста, собственное отношение учащихся к событиям, о которых говорится в произведении.

Выразительность чтения зависит и от того, как дети подготовлены эмоционально-психологически к чтению вслух. Словесное рисование, перечисление поэтических картин, сцен, подбор заглавий к ним стимулируют учащихся к осмыслению содержания произведения и подсказывают интонацию, с которой надо читать текст.

Итак, работа над выразительностью представляет собой соединение нескольких направлений:

технического – включающего тренировку дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата;

интонационного – предполагающего специальную работу над компонентами интонации;

смыслового – реализующего всю систему работы по осмыслению идеи произведения;

тренировочного – имеющего целью упражнять детей в выразительном прочтении произведения после анализа.

Сочетание этих направлений в конкретном уроке зависит от очень многих факторов: от степени обученности учащихся, объема произведения, формы произведения, задач урока, которые ставятся учителем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 3250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.