Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приемы подготовки учащихся к восприятию литературного произведения




Первичному восприятию художественного произведения должна предшествовать подготовительная работа, а после вторичного синтеза необходимо проведение работ творческого характера.

Перед работой над текстом необходима подготовительная работа, так как для правильного восприятия содержания произведения учащихся необходимо иметь определённый жизненный опыт, круг знаний, а этих знаний у учащихся, как правило, недостаточно.

Подготовительная работа направлена на обогащение и уточнение представлений детей.

Задачи подготовительной работы:

· расширить представление уч-ся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, которые будут способствовать сознательному восприятию текста;

· познакомить с жизнью писателя, создать интерес к писателю, его творчеству;

· подготовить к эмоциональному восприятию произведения: картины, музыка;

· словарная работа: архаизмы, непонятные детям слова (записать на доске труднопроизносимые слова, непонятные). Выписываются только те слова, без объяснения которых не будет понятно содержание текста.

Проводить подготовительную работу или нет, решает учитель, исходя из содержания произведения и уровня развития учащихся.

Для подготовки к первичному восприятию текста используются следующие дидактические формы предварительной работы: экскурсии, демонстрация фильмов, рассказ учителя, беседа, слушание музыки.

Экскурсия: проводится накануне, для более полного, осознанного восприятия. Например, перед чтением произведений о природе проведение экскурсии способствует углублению конкретных знаний учащихся, формированию умения наблюдать и точно описывать явления природы. На экскурсии создаются условия для практического развития у учащихся любви к природе, бережного отношения к ней. В зависимости от содержания произведения экскурсии проводятся не только в природу, а также в музеи, на предприятия, в учреждения, на стройку, к памятным местам. Во время экскурсии учитель сообщает необходимые сведения, без знания которых восприятие произведения будет затруднено, а также вводит в речь учащихся новые слова и выражения, которые встретятся в тексте.

Требования к экскурсии: знать цель, что показать на экскурсии, заранее осмотреть место, подготовить учащихся: поставить цель, записные книжки, правила поведения, итог – что наблюдали.

Демонстрация фильмов. Не всегда есть возможность наблюдать явления в натуре, не всегда это экономно и удобно организовать. В качестве источника информации могут выступать слайд фильмы, диафильмы, кинофильмы.

После просмотра фильма проводится беседа. Возможно, в процессе просмотра фильма у детей возникнут вопросы, ответы на которые учащиеся получат из рассказа, который будут читать после просмотра фильма. Такая ситуация повышает интерес к чтению.

Рассказ учителя в комплексе с беседой. – 2-3 мин.

У учащихся возрастает интерес к произведению, если познакомить их, хотя бы очень кратко, с автором произведения – рассказать о нём как человеке, его любимых занятиях, его профессии. Рассказ позволяет учителю, экономно использую время на уроке, доходчиво, эмоционально сообщить детям о писателе. Рассказ учителя сопровождается показом портрета писателя, его книг. В 1 классе – о детстве, во 2 классе то, что учили в 1классе, его жизнь, 3-4 классе – глубокое изучение произведений, подготовка выступлений о писателе самими учащимися

Беседа – возможна при условии, если у детей имеются знания, личный опыт, представления о том, что им предстоит читать.

Вопросы беседы подбираются так, чтобы все учащиеся могли принять в ней участие. При этом одни вопросы предполагают одинаковые ответы, другие – различные, третьи рассчитаны на сообразительность. В беседе, по возможности, должен быть проблемный вопрос, ответ на который можно будет получать в процессе работы над литературным произведением. В процессе беседы может использоваться наглядность, проводится словарная работа.

Слушание музыки - подготовка к восприятию произведений большой лирической эмоциональной наполненности.

Естественным заключением подготовительной беседы является сообщение учителем темы чтения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 14209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.