Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Финансовое обеспечение и бухгалтерский учет на предприятии




ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ

1. С точки зрения целей деятельности предприятия можно выделить следующие подходы к ценообразованию:

а) максимизация прибыли

б) увеличение показателя рыночной доли

в) снижение численности персонала

 

2. Подход к ценообразованию, получивший название снятие сливок, обычно используют:

а) при выходе на рынок с товарами, которые пользуются стабильным спросом со стороны потребителей

б) при выходе на рынок с товарами, которые находятся на начальной стадии жизненного цикла

в) при выходе на рынок с принципиально новыми товарами, которые находятся на начальной стадии жизненного цикла

3. Престижные цены устанавливают исключительно на:

а) объекты недвижимости

б) антиквариат

в) предметы роскоши, изделия известных фирм, обладающие особыми качествами

 

4. Твердая цена это:

а) цена, которая не меняется в течение половины срока поставки товара по данному соглашению.

б) цена, которая предусматривает возможное изменение уровня цены контракта в соответствии с изменениями, происходящими на рынке в данный период

в) цена, которая не меняется в течение всего срока поставки товара по данному соглашению

 

5. При перемещении экспортируемых или импортируемых товаров через таможенную границу необходимо уплачивать:

а) сервисные сборы

б) таможенные пошлины

в) акцизы

В экономической литературе представлены различные варианты определения финансового обеспечения предприятия. В частности следующее определение: «финансовое обеспечение предпринимательства - это управление капиталом, деятельность по его привлечению, размещению и использованию». Финансовое обеспечение предпринимательства основано на реализации принципов самоокупаемости и самофинансирования.

Самоокупаемость как метод финансирования означает возмещение текущих затрат за счет полученных доходов. Самоокупаемость в условиях рыночной экономики должна обеспечиваться в первую очередь за счет собственных ресурсов (выручки от реализации) или за счет заемных, если собственных не хватает. В отдельных случаях возможна поддержка государства, однако в современных условиях роль бюджетных средств как источника финансирования предпринимательской деятельности резко сократилась в связи с дефицитом государственного бюджета. Для контроля за соблюдением принципа самоокупаемости составляются сметы издержек производства и обращения, рассчитываются нормы расходования сырья и основных материалов, устанавливаются конкретные задания по росту повышения производительности труда и снижению себестоимости продукции

Для реализации принципа самоокупаемости большое значение имеет управление затратами. Процесс управления затратами предполагает стремление не просто к уменьшению затрат, а к определению оптимальной величины себестоимости. Определение оптимальной величины затрат подразумевает: планирование затрат; планирование капитальных вложений; фиксацию уровня затрат; улучшение стоимостных показателей. Важным моментом для реализации самоокупаемости является включение в состав окупаемых затрат денежных накоплений.

 

Самофинансирование - это финансовая стратегия управления фондами денежных средств предприятий в целях накопления капитала, достаточного для финансирования расширенного воспроизводства. Понятие самофинансирования используется при разработке стратегии развития фирмы. Зарубежный опыт показывает, что основной стратегической линией для большинства крупных компаний является достижение самофинансирования, причем свободных финансовых ресурсов, как правило, предприятие не имеет, так как вложение их в дело дает все большую прибыль.

Для разработки стратегии развития предприятия пользуются стратегическим финансовым менеджментом. Важнейшими его элементами являются гибкость и оперативность. Использование этих методов в практике позволяет быстро реагировать на происходящие перемены, вносить коррективы в стратегию предприятия, избавляться от неэффективных методов финансирования. Наличие в достаточном объеме финансовых ресурсов, их эффективное использование, предопределяют хорошее финансовое положение предприятия платежеспособность, финансовую устойчивость, ликвидность. В этой связи важнейшей задачей предприятий является изыскание резервов увеличения собственных финансовых ресурсов и наиболее эффективное их использование в целях повышения эффективности работы предприятия в целом. Эффективность работы каждого предприятия во многом зависит от полной и своевременной мобилизации финансовых ресурсов и правильного их использования для обеспечения нормального процесса производства и расширения производственных фондов. В этой связи для каждого предприятия важное значение имеет правильная организация финансовой работы.

Управление финансовым обеспечением на предприятии представляет собой систему экономических мероприятий по определению финансовых ресурсов в объемах, необходимых для обеспечения выполнения планов экономического и социального развития предприятий, осуществления контроля за их целевым и эффективным использованием. Успешная деятельность предприятия не возможна без разумного управления финансовым обеспечением. Цели, для достижения которых необходимо рациональное управление финансовым обеспечением:

выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;

избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

лидерство в борьбе с конкурентами;

максимизация рыночной стоимости фирмы;

приемлемые темпы роста экономического потенциала фирмы;

рост объемов производства и реализации;

максимизация прибыли;

минимизация расходов;

обеспечение рентабельной деятельности

Приоритетность той или иной цели может выбираться предприятием в зависимости от отрасли, положения на данном сегменте рынка и от многого другого, но удачное продвижение к выбранной цели во многом зависит от совершенства управления финансовыми ресурсами предприятия.

Основными задачами управления финансовым обеспечением являются:

- мобилизация финансовых ресурсов в размере, необходимом для обеспечения нормального процесса производства и расширения производственных фондов в объемах, установленных планами,

- изыскание путей увеличения прибыли и повышения рентабельности производства,

- своевременное выполнение обязательств перед различными звеньями финансово кредитной системы перед бюджетом по внесению установленных налогов и платежей, перед централизованными внебюджетными фондами - по оплате установленных платежей, перед банками - по возврату кредитов и уплаты процентов за них,

- своевременное выполнение обязательств перед поставщиками по оплате товарно-материальных ценностей, перед работниками -- по оплате их труда,

- контроль за сохранностью, использованием оборотных активов и ускорением их оборачиваемости,

- контроль за рациональным и целевым использованием финансовых ресурсов

Источники финансирования предпринимательской деятельности – это средства, направленные на реализацию предпринимательской деятельности, которые делятся на группы: собственные средства основателей бизнеса; заемные средства - денежные и материальные средства, имеющиеся в распоряжении предпринимателя в результате получения денежного или материального кредита; акционерный капитал – денежные средства, имеющиеся в распоряжении предпринимателя в результате продажи обыкновенных акций компании. Источниками финансирования заемных средств могут являться: венчурные (рисковые) капиталисты; инвестирование крупными предприятиями и объединениями – процесс, в ходе которого, крупные предприятия анализируют представленные им бизнес-планы с целью разработки совместных инвестиционных проектов. Они могут участвовать в частичном финансировании, оказывать помощь в сбыте, технологическом консультировании; инвестирование в рамках областных и федеральных программ (поддержки малого бизнеса), на которую может рассчитывать предприниматель, при выполнении установленных Правительством РФ условий. Одна из форм прогрессивного инвестиционного финансирования - лизинг. Это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, указанных в договоре, с правом выкупа имущества лизингополучателем. Отличие лизинга от аренды - под арендой, понимаются сдача имущества во временное владение и пользование им за определенную плату. Арендодатель сдает в аренду собственное имущество, возмещая через арендные платежи свои затраты и получая прибыль. Аренда – это двухсторонние отношения арендодатель - арендатор. Лизинг – это новый вид аренды, финансовый. Предметом лизинга могут быть любые не потребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов (ст.666 Гражданского кодекса РФ). Отличие лизинга от кредита - лизинговые операции приравниваются к кредитным и регулируются теми же правилами и нормами, что и кредитные. Лизинг отличается от кредита тем, что после окончания срока лизинга (договора) и выплаты всей обусловленной договором суммы сбыт лизинга остается собственностью лизингодателя (если в договоре не предусмотрен выкуп объекта лизинга по остаточной стоимости или передачи в собственность лизингополучателю). При кредите банк оставляет за собой право собственности на объект как залог суммы. Формы лизинга: внутренний – когда лизингодатель, лизингополучатель и продавец (поставщик) являются резидентами РФ; международный – когда лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом РФ. По сроку действия лизинг бывает: долгосрочный - осуществляемый в течение (трех и более лет); среднесрочный - от полутора до трех лет; краткосрочный - в течение полутора лет. Основные виды лизинга: финансовый, возвратный и оперативный.

По объектам сделок лизинг подразделяется на: лизинг движимого (дорожный, воздушный, морской транспорт, вагоны, контейнеры, техника связи) и недвижимого имущества (торговые и конторские здания, производственные помещения, склады).

По особенностям организации отношений между заемщиком и сдающим в наем – выделяется прямой лизинг, когда изготовитель или владелец имущества выступают в качестве лица, сдающего его в аренду и косвенный лизинг, при котором сдача в аренду осуществляется через третье лицо. По методу финансирования различается срочный лизинг, при котором осуществляется одноразовая аренда и возобновляемый (револьверный), при котором договор лизинга продолжается по истечению первого срока контракта. Применяются и другие виды лизинга. Возвратный лизинг – разновидность финансового лизинга. Продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель.

По полноте выплат различают договор лизинга с полной выплатой и частичной выплатой. При лизинге с полной выплатой лизинговая компания в течение договора возвращает себе свою стоимость оборудования, т.е. размер периодических платежей начисляется таким образом, чтобы компенсировать стоимость оборудования и принести прибыль. Финансовый лизинг обычно осуществляется с полной выплатой. Лизинг с частичной выплатой подразумевает возвращение лизинговой компании за время договора, лишь части стоимости оборудования. Оперативный лизинг – пример лизинга с частичной выплатой. Одно и тоже оборудование сдается лизинговой компанией во временное пользование несколько раз и в итоге компенсируются все затраты. Оперативный лизинг подразумевает передачу в пользование имущества многоразового использования на короткий и средний срок, так как лизинговой компании часто не хватает собственных средств. то она может привлекать их со стороны. Подобная операция получила название лизинга с дополнительным привлечением средств. Свыше 85% всех лизинговых сделок является лизингом с привлечением средств. Сублизинг – особый вид отношений, возникающий в связи с переуступкой прав пользования предметом лизинга третьему лицу, что оформляется договором сублизинга. Система взаимовыгодных партнерских отношений хозяйствующих субъектов крупного и малого бизнеса, объединяющая элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства, но в целом остающаяся самостоятельной фирмой договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица называется франчайзинг, который реализуется на основе договора, заключаемого между крупным предприятием - Франчайзером и мелким Франчайзи (оператор). Франчайзер (обычно крупная родительская компания) обязуется снабжать франчайзи (мелкую фирму или бизнесмена), действующего в рамках оговоренной территории, своим товаром, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса. За это франчайзи обязуется предоставить франчайзеру услугу в области менеджмента и маркетинга, а также инвестировать в эту компанию какую-то часть своего капитала. Франчайзи обязуется иметь деловые контакты исключительно с компанией – франчайзером, а также вести бизнес в соответствии с ее предписанием. Почти всегда франчайзи выплачивают единовременный взнос за право пользования на рынке именем и торговой маркой франчайзера. Кроме этого взноса франчайзер может назначить регулярную плату за рекламу торговой марки, используемую оператором, которая составляет 1-5% выручки. Франчайзер устанавливает также размер отчислений от объема текущих продаж Франчайзи, составляющий в среднем 2-3%.

Преимущества франчайзинга. Фирма-франчайзи приобретает некоторую гарантию своего существования: экономит средство на маркетинговых исследованиях, консультациях и других услугах профессионалов; имеет гарантию поставок сырья, материалов, полуфабрикатов; открывает свое дело с меньшим риском, получает советы и поддержку от своего партнера – крупной фирмы. Очевидна заинтересованность крупных фирм в развитии франчайзинга. Они расширяют сферу сбыта своей продукции, проникая на небольшие рынки и следовательно имеют информацию для быстрого реагирования на изменение спроса; привлекают дополнительный капитал, устанавливают строгий оперативный контроль за качеством продукции и услуг, производимых и реализуемых оператором. Недостатки франчайзинга: необходимость учета интересов партнера- крупной компании и других держателей акций; необходимость регулярных отчислений не от прибыли, а от объема продаж; наличие права у продавца лицензии проверять финансовую документацию; обязанность соблюдения методов ведения бизнеса, изложенных в инструкции партнерских компаний, что может ограничивать возможности маневра; выкуп (по требованию компании партнера) всего необходимого оборудования и материалов, что способно ограничить в действиях держателей лицензий.

Финансовый результат для предприятия это:

выраженный в денежной форме экономический итог хозяйственной деятельности организации в целом и её отдельных подразделений;

прирост или уменьшение стоимости собственного капитала организации, образовавшийся в процессе её предпринимательской деятельности за отчётный период.

В бухгалтерском учёте финансовый результат определяют путём подсчёта и балансирования всех прибылей и убытков за отчётный период.

Всякое предприятие, осуществляющее коммерческую деятельность, вступает в отношения с налоговыми органами, банками, другими предприятиями (поставщиками и потребителями) и т.д. В процессе этих отношений у предприятия возникают обязательства, которые могут привести к тому, что предприятие станет должником и будет обязано в некоторый срок совершить в пользу другого лица определенные действия, а именно: произвести платеж, поставить товар, исполнить услугу и т.д.

В общем случае причинами неплатежеспособности являются факторы, влияющие на:

снижение или недостаточный рост выручки;

опережающий прирост обязательств.

Замедление темпов роста выручки либо ее абсолютное снижение наблюдается при:

 

 

затоваривании, когда рынок снижает спрос на продукцию из-за ее неудовлетворительного качества, высокой цены или снижения на нее потребности;

растущем невозврате платежей за отгруженную продукцию, когда предприятие работает с ненадлежащим покупателем или не свободно в выборе надлежащего;

сужении рынка за счет ограничения на него доступа путем ввода запретов, квот, таможенных барьеров и т.д.

Иными словами, здесь простые причины: или не берут продукцию (услуги) или берут, но не платят, или не пускают на рынок.

Опережающий темп прироста обязательств наблюдается в случаях, когда:

предприятие осуществляет неэффективные долгосрочные финансовые вложения (капиталовложения), которые не сопровождаются соответствующим ростом выручки. Здесь может быть и разрыв между сегодняшними вложениями и завтрашним приростом выручки.

предприятие загружает производство избыточными (неработающими) запасами, которые не увеличивают объемов производства и выручки;

предприятие наращивает средства в расчетах (сумма раздела III активов баланса), которые практически не имеют отношения к выручке;

предприятие несет убытки.

Данный комплекс общих причин неплатежеспособности характерен для всех предприятий, испытывающих трудности своевременного расчета по своим обязательствам, независимо от страны производства и рынка.

По результатам анализа финансового состояния предприятия составляется бизнес-план финансового оздоровления. Он должен включать описание наиболее полного набора факторов финансового оздоровления и обоснование наиболее эффективного варианта. Меры финансового оздоровления должны предусматривать:

 

1. Анализ материальных активов с целью выявления возможностей их дальнейшего использования. По каждому элементу основных, фондов, незавершенному капитальному строительству, материалам и иным запасам необходимо принять одно из следующих решений:

оставить в производстве в неизменном виде;

отремонтировать, модернизировать для собственного использования;

сдать в аренду;

продать;

обменять;

утилизировать.

В процессе оздоровления предприятия необходимо учитывать и наличие непроизводственных основных фондов. Эти фонды отягощают расходы предприятия, но могут послужить зародышем новых видов деятельности.

2. Анализ нематериальных активов может стать базой формирования новой номенклатуры и / или источником ресурсов при их реализации.

3. Анализ видов выпускаемой продукции с целью принятия решения об увеличении производства, сохранении объемов, модернизации, свертывании производства.

4. Анализ финансовых активов (долгосрочных и краткосрочных) должен дать ответ на вопрос: что более выгодно с точки зрения доходов предприятия — сохранение или продажа? Дочерние фирмы предприятия-банкрота могут стать основой возрождения материнской фирмы за счет своих ресурсов.

5. Анализ товаропроводящей сети. Посреднические структуры могут служить источником полезной информации и дополнительного финансирования для предприятия-банкрота.

6. Реорганизация предприятия — изменение производственной структуры и структуры управления предприятием — может стать главным условием финансовой стабильности. Анализ дебиторов и кредиторов, источников целевого финансирования. Постоянные поставщики и покупатели, банки и различные федеральные ведомства входят ь технологическую цепочку и стремятся к стабильности производственной системы в целом, могут оказать консультационную и финансовую помощь.

8. Квалификация кадров, прежде всего менеджеров высшего и среднего уровня, требует своего повышения. Это связано прежде всего с отсутствием переподготовки экономистов и финансистов, с уходом многих квалифицированных специалистов в торговлю, банки, сферу управления и иные структуры. К разработке путей выхода из кризиса следует привлечь как можно больше специалистов.

9. Формирование разумной маркетинговой политики, которая должна включать ассортиментную политику, обновление номенклатуры, ассортимента, оптимальную ценовую политику, политику продвижения товара и стимулирования сбыта.

10.Система управления предприятием, система учета и контроля, внутренние хозяйственные отношения, методы и формы принятия управленческих решений. В ряду первоочередных мер принято централизовывать управленческие функции на предприятии, установить жесткую систему контроля затрат.

Наиболее результативным способом финансового оздоровления, применяемым в совокупности с обозначенными выше, служит реализация антикризисных инвестиционных проектов и программ. Формирование портфеля инвестиционных проектов основывается на следующих принципах:

инвестиционные проекты направлены на развитие производства товаров, обоснованных маркетинговой стратегией;

условия предоставления инвестиционных ресурсов соответствуют платежеспособности санируемого предприятия;

риск инвестиционных проектов относительно низок;

финансовая состоятельность и экономическая эффективность инвестиционных проектов подтверждены тщательной проработкой бизнес-планов;

 

денежные потоки по инвестиционным проектам согласованы с результатами других антикризисных мер.

При выборе проектов наряду с оценкой окупаемости в расчет принимается ряд условий, обеспечивающих надежность реализации бизнес-плана, его социальную правомерность, экологическую чистоту и вероятные приоритеты предприятия, его инвесторов, региональных и федеральных органов власти.

В соответствии с законом «О бухгалтерском учете» в РФ применяется классическая система ведения бухгалтерского учета, принятая во многих странах.

Основными элементами данной системы являются следующие:

- документирование;

- оценка;

- счета бухгалтерского учета и двойная запись;

- инвентаризация;

- баланс и отчетность.

При выборе способов ведения бухгалтерского учета на предприятии (формировании учетной политики) необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

1. Имущественная обособленность предприятия.

2. Непрерывность деятельности предприятия.

3. Последовательность применения учетной политики.

4. Временная определенность, т.е. факт хозяйственной деятельности относится к тому отчетному периоду и отражается в бухгалтерском учете, в котором он имел место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этим фактом.

К формированию учетной политики предъявляются следующие требования:

- полноты отражения всех фактов хозяйственной деятельности;

 

- своевременности;

- осмотрительности;

- приоритета содержания над формой;

- непротиворечивости;

- рациональности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ

1. Источники финансирования предпринимательской деятельности 2. Виды лизинга 3. Лизинговые сделки. Финансирующие организации 4.Франчайзинг как смешанная форма взаимодействия предприятий крупного и малого бизнеса

5. Преимущества и недостатки франчайзинга




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.