Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Конкуренция предпринимателей




ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ

1. Планирование персонала это:

а) процесс обеспечение организации необходимым количеством ресурсов

б) процесс анализа кадрового потенциала работников на предприятии

в) процесс обеспечение организации необходимым количеством квалифицированного персонала, принятым на правильные должности в правильное время

 

2. Все кадровое планирование можно поделить на следующие его виды:

а) планирование потребностей в сырье и материалах, необходимых для производства продукции

б) планирование потребностей в персонале

в) обучения персонала

 

3. К средствам внешнего набора персонала относятся:

а) публикация объявлений в газетах и профессиональных журналах

б) рассылка информации об открывающейся вакансии с приглашением квалифицированных работников

в) обращение к агентствам по трудоустройству

 

4. К методам сбора информации, требующейся для принятия решения при отборе персонала относятся:

а) испытания

б) собеседования

в) центры мотивации.

4. В системе управления персоналом можно выделить следующие подсистемы:

а) плановую

б) тактическую

в) стратегическую.

 

Наличие конкуренции для свободного рынка лучше всего обеспечивает успешное функционирование его экономики и является одним из главных обязательных признаков. В экономической литературе утвердился перевод этого латинского слова, обозначающий всего лишь «соперничество за достижение преимуществ в какой-либо сфере». Вместе с тем более правильный перевод трактует конкуренцию как «бег вместе», т. е. изначальный смысл термина не предусматривает борьбу за какие-либо преимущества, а предполагает лишь совместное движение. Таким образом, конкуренция и проявляет себя в современной экономической жизни промышленно-развитых стран, когда внимание хозяйствующих субъектов направлено главным образом на сохранение своего места на свободном рынке определенного товара. Высокие же прибыли обеспечиваются, прежде всего, за счет совершенствования производства, снижающего его издержки.

Можно, конечно, согласиться с теми, кто считает, что конкуренция есть борьба. Но только тогда, когда это борьба за проникновение на рынок определенного товара, борьба за завоевание на нем определенной доли общего объема продаж, обеспечивающей получение прибыли, достаточной для последующего удержания этой доли, нормального функционирования и дальнейшего развития. В этом случае в конкуренции воплощается олимпийский принцип «Важно участие, а не победа». В этой борьбе все направлено на достижение заветной цели — места на рынке, а не сверхприбыли, как считали еще недавно.

Однако нельзя не согласиться с утверждением, что, в конечном счете, производственно-хозяйственная деятельность конкурентов нацелена на получение ими как можно большей прибыли. Но эта концентрация внимания на максимизации прибыли лишает конкуренцию какой-либо идеологической окраски. Конкуренция не может быть ни социалистической, ни капиталистической, ни любой другой окраски в соответствии с господствующим общественным строем. Ее истинная суть во всех случаях остается неизменной — жесткая, не знающая жалости и компромиссов погоня за прибылью.

В зависимости от соотношения на рынке числа продавцов (покупателей), а также от возможности их влиять на цену товаров конкуренцию называют совершенной или несовершенной.

Если ни один из множества продавцов не в состоянии существенно изменить цену товара, то говорят о совершенной конкуренции. В ее условиях производитель оказывается в состоянии определять самостоятельно всего один параметр — объем выпуска продукции, учитывая при этом сложившуюся на рынке цену и величину собственных издержек. Строго говоря, совершенная конкуренция в реальной жизни практически отсутствует.

Гораздо чаше встречается несовершенная конкуренция, имеющая множество разновидностей. Она возникает, когда на рынке какого-то товара действует в той или иной степени ограниченное число продавцов, способных в известной мере определить уже два ключевых параметра: объем продаж и цену на товар.

В рамках несовершенной конкуренции рассмотрены такие виды конкуренций, как монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

Рассмотрим характерные черты монополии.

1. Монополия есть отрасль, состоящая из одной фирмы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; следовательно, фирма и отрасль - синонимы.

2. Из первого признака следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него.

3. Мы подчеркивали, что отдельная фирма, действующая в условиях совершенной конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта: она «соглашается с ценой». Это так, потому что она дает только незначительную долю совокупного предложения.

4. Существование монополии зависит от существования барьеров для вступления. Будь они экономическими, техническими, юридическими или другими, определенные препятствия должны существовать, чтобы удерживать новых конкурентов от вступления в отрасль, если монополия собирается продолжать свое существование.

Когда монополии производят товар, который покупатели не могут перепродать, они часто находят возможным и выгодным назначать разные цены для разных покупателей, осуществляя тем самым ценовую дискриминацию.

Олигополия

– рыночная структура, при которой большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями.

Монополистическая конкуренция по своему существу наиболее близка к совершенной. Особенности ее состоят в том, что продукция (услуги) у отдельных продавцов несколько отличается от аналогичных товаров или услуг у других продавцов. Каждый из них сохраняет определенный контроль над ценами на свой товар, имеет определенное влияние на других продавцов своего рыночного сегмента и вынужден в свою очередь считаться с их реакцией на свое поведение. Участниками такой конкуренции становятся обычно рестораны, пекарни, станции технического обслуживания, издательства и т. п.

Кроме рассмотренных по степени совершенства различают конкуренцию по характеру поведения субъектов. По этому признаку выделяют конкуренции: гарантирующую, приспособленческую и креативную.

Стремление производителей к сохранению достигнутых на рынке позиций (собственного удельного веса в соответствующих секторах, сложившегося имиджа среди покупателей и т. п.) приводит к гарантирующей конкуренции (иногда ее называют обеспечивающей). Это оказывается возможным при постоянном повышении качества уже выпускаемой продукции, оказании дополнительных услуг (к примеру — гарантийного обслуживания или предоставления товаров-комплементов). Такая конкуренция проявляется среди производителей, не имеющих возможности существенно менять объемы и ассортимент продукции, не располагающих необходимыми капиталами для расширения и модернизации производства.

Приспособленческая конкуренция основана как раз на учете и использовании инновационных возможностей соперников. Оно состоит в как можно быстром копировании достижений последних. Прибегают к такой конкуренции в тех случаях, когда собственная деятельность по модернизации производства не дает уверенности (из-за ограниченности капиталовложений, в частности) в успешных результатах, в возможности упредить действия соперников.

Креативная конкуренция предполагает достижение превосходства над соперниками путем изменения уже сложившейся структуры спроса и предложения. С этой целью прилагаются усилия к созданию новых видов товаров, замене традиционных технологий и организации производства более совершенными, к разработке новых способов реализации продукции, включая необычные формы рекламы, и т.д.

В зависимости от применяемых методов и способов соперничества различают конкуренцию ценовую и неценовую. Первая состоит в уменьшении затрат на производство товаров и соответствующем снижении цен без изменения ассортимента и качества. Вторая предусматривает широкий круг мероприятий, ведущих к успеху без изменения сложившихся цен на продукцию. Это и изменение качественно новых свойств уже выпускаемых товаров, и создание новых товаров для удовлетворения тех же потребностей или новых, не существовавших раньше. Сюда можно отнести и оказание услуг, сопутствующих товару: обучение правилам пользования продукцией, установка и наладка оборудования, гарантийный ремонт и т.д.

Выделяют и такой вид конкуренции, как нечестная. При ней соперников устраняют посредством жестоких, противоправных по существу действий. Это могут быть распространение лживой информации о качестве продукта, последствиях его использования, переманивание высококвалифицированных кадров, блокирование поставщиков различных ресурсов, кратковременное и резкое снижение цен, доводящее конкурента до банкротства, В большинстве экономически развитых стран упомянутые действия объявлены незаконными. Там нечестная конкуренция представляет преимущественно исторический интерес. Для российской экономики, между тем, и знание особенностей этого вида конкуренции может оказаться полезным.

Арсенал современных технологий антимонопольного регулирования деловых отношений включает применение инструментов нормативно-правового и экономического воздействия государства на субъектов бизнеса. Инструментарий экономического воздействия государства на субъектов бизнеса включает дифференциацию налогов, предоставление субъектам бизнеса государственных заказов, осуществление кредитной политики в отношении отдельных субъектов бизнеса, оказание им поддержки в форме выделения безвозмездной помощи.

Дифференциация налогов применяется в странах с рыночно ориентированной экономикой обычно в целях государственной поддержки малого бизнеса и выражается в форме предоставления мелким предпринимательским фирмам налоговых льгот. Тем самым государственный бюджет оказывается инструментом централизованного перераспределения финансовых ресурсов на макроэкономическом уровне. Предоставляя субъектам мелкого предпринимательства налоговые льготы, государство тем самым поддерживает их конкурентоспособность во взаимных отношениях и в коммуникациях с крупным бизнесом. Поэтому дифференциация налогов рассматривается как инструмент стимулирования конкуренции и противодействия монополизации рынков.

Государственные заказы применяются органами государственного управления прежде всего для стимулирования предпринимательской деятельности в отдельных отраслях и видах бизнеса, либо на локальных рынках. Предоставляя госзаказы на создание определенных видов продукции или оказание услуг, уполномоченные государственные органы должны руководствоваться двумя соображениями: необходимостью обеспечения потребности в соответствующих видах товаров и услуг, а также необходимостью стимулирования конкурентных коммуникаций на локальном, макро- или мегауровнях экономической среды бизнеса и противодействия возможной монополизации рынков на любом из этих уровней.

В большинстве стран с рыночно ориентированной экономикой объектом дифференциации выступают, наряду с налогами, размеры, а также способы получения и возврата различными субъектами бизнеса кредитных ресурсов. Речь так же идет прежде всего о льготном кредитовании. В отдельных государствах (Германия, Австрия, Испания) Центральный банк страны осуществляет централизованное финансирование отдельных коммерческих банков для обеспечения им возможности выдавать заранее установленным категориям субъектов бизнеса кредитные ресурсы на условиях низких процентов или вовсе на беспроцентной основе с отсрочкой возврата. Такая кредитная поддержка фирм, а к их числу прежде всего относятся субъекты малого бизнеса, позволяет активизировать конкуренцию прежде всего в тех видах деятельности, где преобладают мелкие предпринимательские фирмы.

И, наконец, государство имеет возможность оказывать отдельным субъектам предпринимательского бизнеса поддержку в виде оказания им безвозмездной помощи (формами безвозмездной помощи предпринимательским фирмам со стороны органов государственного управления являются субсидии, субвенции, другие формы).

Современная теория конкуренции располагает разнообразными концепциями, методами, моделями и инструментами повышения конкурентоспособности предприятия. Вместе с тем в практике российских промышленных предприятий применение находит лишь небольшая часть теоретических разработок. Это связано с их несоответствием специфике конкурентной среды и недостаточной квалификацией отдельных руководителей.

Сформировать механизмы и инструменты повышения конкурентоспособности промышленных предприятий с учетом особенностей современных условий хозяйствования, связанных с глобализацией экономики и ужесточением международной конкуренции, позволяет развитие такой экономической категории как конкурентный потенциал.

Конкурентный потенциал промышленного предприятия отражает наличие у него возможностей по формированию долговременных конкурентных преимуществ. Конкурентный потенциал, с одной стороны, обеспечивает эффективную реализацию конкурентной стратегии, способствует сохранению или увеличению доли рынка и, тем самым, обеспечивает конкурентоспособность предприятия, а с другой – создает условия для развития и улучшения конкурентной позиции предприятия в будущем. Таким образом, можно выделить две составляющие конкурентного потенциала: аллокационную, или внутренний конкурентный потенциал, и адаптационную, или внешний конкурентный потенциал.

Конкурентоспособность промышленного предприятия обеспечивается на основе реализации трех уровней связей и отношений конкурентного потенциала (ресурсного, резервного уровней и уровня развития) с потенциалом рынка, под которым понимается прогнозная совокупность производственных и потребительных сил обусловливающих спрос и предложение и потенциалами других предприятий, принимающих участие в производственно-хозяйственной деятельности.

На ресурсном уровне внутренний конкурентный потенциал промышленного предприятия (Пр) может быть представлен соотношением. Он характеризует возможности предприятия по созданию и реализации внутренних конкурентных преимуществ на основе распределения имеющихся ресурсов.

где П1– потенциал материальных ресурсов; П2 – потенциал основных фондов; П3 – потенциал финансовых ресурсов; П4 – потенциал информационных ресурсов; П5 – потенциал трудовых ресурсов.

Резервный уровень конкурентного потенциала (През) характеризует адаптационные способности предприятия к изменяющимся конкурентным условиям, соответствие внутреннего конкурентного потенциала потенциалу рынка сбыта, что может быть выражено соотношением:

где Пвн – внутренний конкурентный потенциал предприятия; Прс – потенциал рынка сбыта.

Развитие конкурентного потенциала осуществляется на основе согласования составляющих внешнего конкурентного потенциала с потенциалами рынков новаций; информации; материальных, финансовых и трудовых ресурсов и рынков инвестиционных товаров. Потенциал повышения конкурентоспособности (Ппк), таким образом, зависит от внешнего конкурентного потенциала и потенциалов субъектов соответствующих рынков снабжения (поставщиков и посредников):

где Пвнеш – внешний конкурентный потенциал промышленного предприятия; Ппост – потенциал поставщиков; Пп – потенциал партнеров и посредников.

Внутренний конкурентный потенциал, характеризующий возможность промышленного предприятия по формированию и реализации внутренних конкурентных преимуществ в различных функциональных областях обеспечения его деятельности, представляет собой совокупность маркетингового, инновационного, производственного, логистического, кадрового, финансового и информационного потенциалов. Составляющие внутреннего конкурентного потенциала, действуя совместно, позволяют промышленному предприятию повысить свою конкурентоспособность.

Внешний конкурентный потенциал обеспечивает устойчивость предприятия в неблагоприятных условиях конкурентной среды, позволяет нейтрализовать негативное влияние внешних факторов и реализовать благоприятные возможности за счет привлечения ресурсов и возможностей других участников бизнеса (потребителей, поставщиков, партнеров).

Отличительной чертой современной глобальной экономики является взаимозависимость всех участников хозяйственных процессов. Это заставляет руководителей предприятий соотносить свои действия с действиями других субъектов рынка, а зачастую прибегать к кооперации и сотрудничеству. Сотрудничество может иметь место между предприятием и его поставщиками, потребителями, дистрибьюторами, финансовыми организациями, конкурентами, государственными структурами и общественными организациями.

В настоящее время производство товаров и услуг может быть внутренне замкнутым, либо осуществляться с использованием производственных мощностей других предприятий. На предприятиях инсорсингового типа (от англ. «insourcing» - использование внутренних источников) осуществляется единый производственный процесс, позволяющий сократить транзакционные издержки. Такие предприятия являются конкурентоспособными в условиях низкой интенсивности конкуренции на рынке, массового сбыта производимой продукции и слабой зависимости от поставщиков ресурсов. На рис. ниже показаны основные направления развития конкурентного потенциала промышленного предприятия инсорсингового типа.

 

Основные положительные эффекты, ожидаемые предприятием инсорсингового типа от интеграции, связаны с повышением его конкурентоспособности на основе обеспечения гарантированных условий поставок сырья и сбыта продукции, снижения издержек, в том числе и транзакционных, рост загрузки оборудования, компенсация рисков и повышение технологического уровня. Отрицательные эффекты связаны с потерей гибкости и снижением эффективности управления громоздкими организационно-производственными структурами. В связи с этим возникает задача определения пределов увеличения числа бизнес-процессов, реализуемых в рамках одного предприятия и обеспечивающих его конкурентоспособность.

В условиях гиперконкуренции основным конкурентным преимуществом является возможность предоставлять товары и услуги, максимально соответствующие запросам потребителей в минимально короткие сроки. Зачастую совместить все необходимые ресурсы и осуществить все необходимые бизнес-процессы на конкурентоспособном уровне отдельное предприятие не в силах, поскольку новые запросы на рынке возникают гораздо быстрее, чем процессы, осуществляемые на предприятии. Все это обусловило возникновению аутсорсинговых предприятий (от англ. «outsourcing» - использование внешних ресурсов для осуществления деятельности, передача отдельных бизнес-функций или бизнес-процессов другому предприятию). На рис. ниже показаны основные пути развития конкурентного потенциала аутсорсингового промышленного предприятия.

Рис. 2. Формирование конкурентного потенциала промышленного предприятия на основе аутсорсинга

 

Аутсорсинг позволяет гибко реагировать на изменения на рынке; выводимые за пределы организационно-производственной структуры промышленного предприятия функции и процессы поручаются профессионалам специализированной организации, в том числе и зарубежной; сокращаются издержки на временное привлечение высококвалифицированного персонала; уменьшаются накладные расходы, связанные со стоимостью рабочих мест, обучением сотрудников, информационной поддержкой и т.д. Проблемы использования аутсорсинга связаны с увеличением доли транзакционных издержек, усложнением координации деятельности внутренних подсистем промышленного предприятия и систем предприятий-подрядчиков, предоставляющих аутсорсинговые услуги; возможной утечкой информации; увольнением персонала и усилением зависимости от поставщиков.

В настоящее время для обеспечения своей конкурентоспособности предприятия должны ориентироваться на более полное и комплексное удовлетворение потребностей конкретного потребителя. Поэтому выбор в пользу развития конкурентного потенциала на основе инсорсинга или аутсорсинга определяется соотношением дополнительных выгод потребителя и затрат производителя от сосредоточения бизнес-процессов в рамках одного предприятия или поручения их выполнения сторонним организациям.

Формирование конкурентного потенциала промышленного предприятия связано с разработкой конкурентной стратегии. Конкурентная стратегия должна не только задавать критерии дифференциации производимой продукции, но и определять направления повышения конкурентоспособности бизнес-процессов и функций. Реализация и развитие конкурентного потенциала осуществляется на основе функциональных стратегий, роль которых не сводится лишь к обеспечению роста производительности труда, эффективному использованию всех видов имеющихся ресурсов и внутрипроизводственных резервов. Функциональные стратегии являются средством реализации конкурентной стратегии, а значит должны способствовать согласованию конкурентного потенциала промышленного предприятия с потенциалами рынков снабжения и сбыта. Следовательно, наряду с обеспечением внутренней экономической эффективности, они должны фокусировать внимание на увеличении полезности производимых товаров и услуг для потребителя. В рамках аутсорсингового предприятия функциональные стратегии реализуют подрядные организации, следовательно, их стратегическая деятельность должна быть подчинена цели эффективной реализации конкурентной стратегии промышленного предприятия, являющегося координатором сети. На промышленном предприятии инсорсингового типа координация функциональных стратегий осуществляется на уровне отдельных бизнес-единиц.

Согласование конкурентного потенциала предприятия с потенциалами рынков снабжения и сбыта на основе инсорсинга или аутсорсинга позволяет предприятию эффективно интегрироваться в международную конкурентную среду и использовать для повышения своей конкурентоспособности возможности, обусловленные развитием информационных технологий и развитием международной экономической интеграции.

Каждый предприниматель знает, что ключ к получению прибыли лежит в области принятия правильных деловых решений. Поэтому за любые сведения о своем конкуренте, равно как и своем партнере, за любую информацию, позволяющую спрогнозировать их поведение, он готов предложить большие деньги. Любая сторона бизнеса может быть улучшена путем использования информации вне зависимости от вида деятельности предприятия. Необходимость полезной и надежной информации повышается по мере того, как предприниматель сталкивается с неопределенными и изменчивыми явлениями свободной рыночной экономики. Информация позволяет снизить риск и уменьшить неопределенность бизнеса, что в свою очередь приведет к более верным деловым решениям, и, в итоге, к увеличению прибыли. Нужно уметь видеть не только перспективы своего предприятия, но иметь более широкий деловой кругозор, быть постоянно в курсе дел на предприятиях конкурентов, сопоставляя их результаты с собственными. Понимание сильных и слабых сторон конкурента позволяет не только вырабатывать правильный собственный курс действий, но и предвидеть возможную реакцию конкурента на изменение ситуации на рынке.

Предприниматель нуждается в информации об уровне конкурентоспособности по отдельным специфическим видам производственной деятельности (то есть чего нужно достичь на своем рабочем месте или в цехе, чтобы предприятие успешно вело конкурентную борьбу). Технология сбора и обработки, передачи пользователям такого рода информации и называется информационно — статистической базой повышения конкурентоспособности. Понимание сильных и слабых сторон конкурента позволяет не только выработать правильный собственный курс действий, но и предвидеть возможную реакцию конкурента на изменение в ту или иную сторону ситуации на рынке. Построение динамичной и максимально интегрированной системы измерения показателей хозяйственной деятельности позволит генерировать информацию, которая необходима на всех уровнях управления в компании.

Формирование информационно-статистической базы конкурентоспособности обеспечит в равной степени производственных рабочих и руководителей высшего уровня знанием того, в каком положении относительно конкурентов находится компания. Именно такой подход (поставляющий в равной степени надежную информацию на нижний и на высший уровни управления) и нужен при разработке системы показателей хозяйственной деятельности предприятию, которое хочет создать у себя конкурентоспособное производство. Чтобы быть действительно полезной в создании и развитии сравнительных преимуществ компании перед конкурентами, система показателей должна быть как можно более интегрированной, охватывать как можно больше ресурсов, используемых на производстве, учитывать их взаимозаменяемость на перспективной основе. Ошибочно пользоваться информацией слишком узкой по своему содержанию и застывшей с точки зрения перспектив развития. Нужен динамичный подход, рассчитанный на перспективу.

Наиболее важные общие элементы того, как надо строить информационную базу о своей конкурентоспособности:

1. Определить наилучшие показатели работы по наиболее важным видам деятельности (на предприятиях конкурентов и не конкурентов). Источники информации: профессиональные журналы, консультанты; встречи со специалистами; годовые отчеты.

2. Получить более полную информацию на основе прямых контактов

(посещения отобранных фирм небольшими междисциплинарными группами рабочих и служащих).

3. Подготовить доклады и сообщить всем о полученных результатах

(обобщение наиболее важных результатов, определение целевых нормативов, показателей работы).

4. Разработать и внедрить план действий

(превращение нормативов в обязательные к исполнению цели производственной деятельности, изменение практики и процедур достижения целей)

Возможно, наиболее важным является привлечение производственного персонала, рабочих и служащих к процессу сбора надлежащей информации и формирования системы целей в области повышения производительности труда и других показателей, важных для конкурентоспособности фирмы. Следует также отметить, что члены команд, занимающихся этим делом, должны быть хорошо подготовленными, в том числе и в своей основной сфере деятельности. Только если в такую команду входят настоящие передовики производства, можно быть уверенным, что собраны именно те данные, которые действительно необходимы, и что предлагаемые цели и изменения будут успешно реализованы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ

1.В чем сущность понятия конкуренция?

2. Какие виды конкуренции Вы знаете?

3. В чем их сущность?

4. Чем представлено противодействие недобросовестной конкуренции?

5. Какие пути повышения конкурентоспособности промышленного предприятия Вы знаете?.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1147; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.