Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мамонтова С.Н. 41 страница




В психологии под мотивомпонимается побуждение к деятельности^ направленной на удовлетворение потребностейсубъекта, предмет (материальный или идеальный), ради которого деятельностьосуществляется. Уголовное право для обозначения мотивов поведения оперируеттакими обобщенными понятиями, как месть, корысть, ревность, хулиганскиепобуждения, неприязненные отношения и др. Некоторые из этих понятий могутвключать в себя самые различные психологические мотивы. Например, корыстныедействия с психологической точки зрения могут быть мотивированы стремлениемк обогащению, завистью, потребностью в самоутверждении, стремлением вестипраздный образ жизни, страстью к развлечениям, азартным играм, потребностьюв удовлетворении труднопреодолимых влечений (например, к алкоголю или наркотикам).Исследование психологических мотивов деяния углубляет познание юридическизначимых побуждений, лежащих в основе правонарушения.

Являясь частным случаем человеческогоповедения, преступное поведение всегда мотивировано. Имеющиеся в литературессылки на "безмотивные преступления" основываются на незнании закономерностейчеловеческого поведения и сложности установления мотива в конкретном случае.К "безмо-тивным преступлениям", как правило, относят деяния, мотивы которых"неадекватны поводу", не связаны с поведением потерпевшего, а также действияв состоянии аффекта. Однако в каждом конкретном случае, когда мотив неочевиден, надо исходить из того, что он существует и может бытьобнаружен при психологическом исследовании. Если речь идет о преступлении,то оно всегда имеет мотив, независимо от того, какие обстоятельства предшествовалиначалу преступных действий - значимые или незначимые в глазах следователяили суда. Бесспорно, что здесь необходимы психологические познания на профессиональномуровне.

Основной вопрос приэтом виде экспертизы:

• С учетом индивидуально-психологическихособенностей личности и ситуации каковы главные психологические мотивыдеяния, инкриминируемого обвиняемому?

3. Диагностика аффектау обвиняемого(ст. 107 УК РФ) в момент совершения им преступления (Коченов М.М., СитковскаяО.Д. и др.). Аффект - бурно протекающая эмоциональная вспышка, захватывающаявсю личность и ощутимо влияющая на поведение человека. Преступные действия,совершенные под влиянием аффекта, имеют особые диагностические признаки,психологические причины и условия, способствующие их возникновению: аффекто-геннаяситуация, личностные особенности, предрасполагающие к аффективному срыву,некоторые ослабляющие организм факторы.

Психологическая диагностикааффекта у субъекта на момент совершения инкриминируемых действий включаетв себя: а)ретроспективный анализ психического состояния субъекта, его влиянияна сознание и деятельность; б) изучение индивидуально-психологических особенностейподэкспертного, степени его устойчивости к эмоциогенным ситуациям, склонностик аккумуляции аффективных переживаний; влияния возрастных особенностей;временно ослабляющих организм факторов; в) изучение и психологическую оценкуситуации, в которой совершено преступление.

Основной вопрос приданном виде экспертизы:

• Находился ли обвиняемыйв момент совершения инкриминируемого деяния (какого именно) в состоянииаффекта?

4. Диагностика эмоциональногосостояния обвиняемогона момент совершения преступления (помимо аффекта), существенно влияющегона способность правильно осознавать явления действительности, содержаниеконкретной ситуации и на способность произвольно регулировать свое поведение(Алексеева Л.А., Коченов М.М., Ситковская О.Д., Шипшин С.С. и др.).

Речь идет о сильных стрессах,состояниях нервно-психического напряжения, делающих невозможным илисущественно затрудняющих исполнение профессиональных функций в областиуправления современной техникой, приводящих к совершению неосторожных преступлений(в авиации, автомобильном и железнодорожном транспорте, в работе оператораавтоматизированных систем на производстве и пр.); об установлении у субъектаиндивидуально-психологических особенностей, не позволяющих выполнятьнеобходимые функции на достаточно высоком уровне в экстремальной ситуациив случае появления неожиданных помех в деятельности, усложнения ситуациив сторону повышения ее требований к психологическим возможностям человека.

Это направление СПЭ приобретаетособое значение в связи с введением в новый УК ст. 28 (ч.2) о невиновномпричинении вреда, когда деяние признается совершенным невиновно, если лицо"хотя и предвидело возможность наступления общественно опасных последствийсвоих действий (бездействия), но не могло предотвратить эти последствияв силу несоответствия своих психофизиологических качеств требованиям экстремальныхусловий или нервно-психическим перегрузкам". К этому направлению близкопримыкает и установление психологом обоснованности риска (ст. 41УК РФ).

Наиболее часто в состояниистресса нарушается процесс выбора целей действий, последовательность восуществлении сложных интеллектуальных и двигательных актов. Происходятошибки в восприятии окружающей действительности, уменьшается объем внимания,нарушается оценка временных интервалов, появляются затруднения в пониманииситуации в целом. Завершением стрессовой ситуации, его "вершиной" можетоказаться аффект, что, однако, происходит далеко не во всех случаях.

К компетенции психолога втаких случаях относится изучение психологических обстоятельств, имеющихзначение для установления истины: экстремальной ситуации (неожиданность,новизна, сложность); индивидуально-психологических особенностей личности(интеллект; уровень общих и специальных знаний субъекта; степень сформированности,автоматизированности у него навыков и умений, эмоционально-волевые качества,уравновешенность, импульсивность; ведущие психологические мотивы поведениясубъекта и мотивированность конкретных общественно опасных действий; особенностисамосознания и самооценки, критичности, склонности к риску; индивидуальнаяустойчивость к эмоциогенным раздражителям); влияния утомления, соматическихрасстройств, стресса, аффекта на деятельность; влияния особенностей социальныхконтактов, взаимодействия в коллективе, конформности, дисциплинированности,агрессивности, самоуверенности, дефектов организации совместной деятельностии др.

Основные вопросы приданном виде экспертизы:

• Находился ли обвиняемыйв момент инкриминируемых деяний в стрессовом состоянии?

• С учетом эмоциональногосостояния обвиняемого мог ли он точно соотносить свои действия с объективнымитребованиями ситуации?

• Мог ли субъект, если учестьего индивидуально-психологические особенности, правильно понимать требованияэкстремальной ситуации?

• С учетом способности субъектак установлению причинно-следственных связей и общего уровня его интеллектуальногоразвития мог ли он предвидеть наступление опасных последствий, принятьправильное решение и реализовать его?

• Находился ли субъект вмомент совершения инкриминируемых действий в психическом состоянии, котороемогло вызвать существенное снижение качества профессиональных функций,возможности совершать действия по предотвращению опасных последствий?

При использовании психологическихпознаний для применения института обоснованного риска могут бытьпоставлены следующие основные вопросы: а) С учетом особенностейличности (обвиняемого) и ситуации какова цель рискованного поведения? б)С учетом интеллектуальных и характерологических особенностей обвиняемогобыл ли он способен к осмыслению ситуации, возможностей ее развития и ожидаемыхпоследствий? в) С учетом динамики развития ситуации мог ли он правильнои адекватно (самокритично) оценить собственные возможности для ее разрешения?

5. Установление способностинесовершеннолетних обвиняемых,имеющих признаки отставания в психическом развитии, не связанногос психическим расстройством, полностью сознавать значение своих действийи определение меры их способности руководить своим поведением (ст.20 ч. 3).

Цель экспертного исследованияне сводится к диагностике наличия или отсутствия у испытуемого признаковотставания в психическом развитии: наличие признаков отставания в психическомразвитии не является прямым указанием на отсутствие у несовершеннолетнегоспособности полностью сознавать значение своих действий и руководить ими(Коченов М.М., Сафуа-нов Ф.С., Ситковская О.Д. и др.). Экспертное психологическоеисследование всегда направлено не на установление общей, постоянно проявляющейсякак свойство личности способности или неспособности сознавать значениесвоих действий; оно касается сугубо конкретных действий, совершенныхв конкретных условиях. Поэтому судебно-психологической экспертизой поведениеиспытуемого рассматривается в единстве с ситуацией, в которой были совершеныпротивоправные поступки. Соотнесение данных о состоянии и особенностяхпсихического развития подростка с результатами анализа ситуации и поведенияиспытуемого - обязательный компонент экспертного исследования.

Наличие или отсутствие основанийдля освобождения от уголовной ответственности со ссылкой на ч.З ст. 20может быть признано обоснованным только, если описание содержания психическогоотставания наложено на механизм конкретного деяния. Экспертиза должнаустановить, правильно ли несовершеннолетний понимал ситуацию правонарушения,в частности, осознавал ли наличие альтернативных выходов из нее, осознавалли объективное содержание целей своих действий, предвидел ли прямые и косвенныерезультаты поступков, способен ли был оценивать собственное поведение сточки зрения действующих правовых норм и общепринятой морали; мог ли свободновыбирать как цели, так и способы их достижения, произвольно регулироватьсвое поведение.

Основные вопросы, разрешаемыеданным видом экспертизы:

• Имеются ли у несовершеннолетнегопризнаки отставания в психическом развитии и, если имеются, в чем они выражаются;каковы их причины?

• С учетом наличия отставания(если оно установлено) мог ли несовершеннолетний осознавать фактическийхарактер и общественную опасность своих действий в момент совершения общественноопасного деяния?

• С учетом наличия и характерауказанного отставания в психическом развитии мог ли он руководить своимидействиями в этот момент?

6. Применительно к потерпевшемутакже может возникать необходимость в постановке перед экспертом вопросао его личности, мотивации действий. Однако на практике чаще всего требуется:установление способности понимать значение собственных действий идействий, связанных с посягательствами на него (в первую очередь по деламоб изнасилованиях малолетних и несовершеннолетних), как и способностиоказывать сопротивление противоправным действиям (Конышева Л.П.,Коченов М.М.).

Одним из квалифицирующихпризнаков изнасилования является беспомощное состояние потерпевшей (ст.131 УК РФ). Беспомощность (или беззащитность) характеризуется неспособностьюпотерпевшего правильно понимать характер и значение ситуации и действийокружающих людей, а также руководить своими действиями. Беспомощность можетбыть связана с физическим или психическим состоянием жертвы (малолетнийили престарелый возраст, физические недостатки, психическое расстройство,сильная степень наркотического или алкогольного опьянения и др.).В большинствеслучаев правоохранительные органы самостоятельно решают вопрос о наличиибеспомощного состояния у потерпевшей.

Исключение составляют делаоб изнасиловании несовершеннолетних, особенно в тех случаях, когда жертва(в силу особенностей своего психического состояния, личностных свойств)не оказывала реального сопротивления насильственным действиям и у следствия(суда) возникает версия о том, что ее поведение обусловлено наличием беспомощногосостояния: неспособностью к эффективной защите от посягательства путемцеленаправленного осознанно-волевого поведения в конкретной ситуации.

По одному из уголовных делбыла проведена судебно-психологическая экспертиза потерпевшей Ж. Следствиембыло установлено, что группа подростков неоднократно совершала половыеакты с несовершеннолетней Ж., при этом она значительного сопротивленияне оказывала, о случившемся никому не рассказывала. В процессе экспертизыбыли изучены материалы дела, проведены экспериментально-психологическоеисследование, беседа с подэкспертной. Было установлено, что Ж. очень тихаяи скромная девочка. Характерными чертами ее являются безынициативность,отсутствие самостоятельности в мнениях, привычка подчиняться, пассивность,боязливость и нерешительность. Ж. боится кому-нибудь не угодить, не склоннак конфликтам и ссорам со сверстниками, самостоятельных мыслей не высказывает.В эксперименте продемонстрировала большую внушаемость. Мать характеризуетдевочку как послушную, уступчивую, беспрекословно выполняющую все требованияродителей и окружающих. Исследование привело экспертов к выводу, что Ж.по складу характера не обнаруживает тенденции к активным решительным действиям;возможности оказания противодействия психическому и физическому насилиюу нее невелики. Эти характерологические особенности могли способствоватьвозникновению в период совершения против нее насильственных действий состоянияаффекта страха, в результате которого она была неспособна оказывать сопротивление.

Однако имеются ситуации,когда кроме экспертизы жертвы изнасилования необходимо одновременное проведениепсихологического исследования несовершеннолетнего обвиняемого (обвиняемых).Применение специальных познаний здесь необходимо не только для выяснениявопроса, мог ли он (они), с учетом возрастных и индивидуально-психологическихособенностей, в полной мере сознавать фактический характер и общественнуюопасность своих действий и руководить ими, но и, что не менее важно, каким в указанной обстановке воспринималось поведение потерпевшей, могло лионо восприниматься им как согласие на вступление в интимную близость. Речьидет об исследовании в рамках психологической экспертизы способностиобвиняемого правильно оценивать, понимать и интерпретировать состояниепотерпевшей.

Основные вопросы, решаемыеданным видом экспертизы в отношении потерпевших:

• С учетом психического состоянияи психологических особенностей потерпевшей могла ли она правильно пониматьхарактер и значение совершаемых с нею действий?

• С учетом психического состоянияи психологических особенностей потерпевшей могла ли она оказывать действенноесопротивление?

Основные вопросы, решаемыеданным видом экспертизы в отношении обвиняемых:

• С учетом особенностей психическогоразвития несовершеннолетнего и его психического состояния, содержания ситуациисовершения сексуального посягательства мог ли несовершеннолетний полностьюсознавать значение своих противоправных действий?

• С учетом особенностей психическогоразвития обвиняемого и его психического состояния можно ли сделать выводо том, что он мог правильно оценивать психическое состояние и поведениепотерпевшей?

• В какой мере несовершеннолетнийпри его психическом развитии и психическом состоянии, а также с учетомсодержания ситуации сексуального посягательства мог руководить своими действиями?

7. В отношении свидетелейи потерпевших передСПЭ может быть поставлен вопрос об их принципиальной способности,с учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей,уровня психического развития, правильно воспринимать имеющие значениедля дела обстоятельства и давать о них правильные показания (КоченовМ.М., Осипова Н.Р. и др.).

Основные вопросы, решаемыеданным видом экспертизы:

• Каковы индивидуальные особенностипознавательной деятельности свидетеля (потерпевшего)?

• Имеются ли у свидетеля(потерпевшего) психологические особенности (например, повышенная внушаемость,склонность к фантазированию и др.), снижающие способность правильно восприниматьсобытия или предметы (указать какие) и давать о них правильные показания?

 

• Каково было психическоесостояние свидетеля (потерпевшего) в момент восприятия событий или предметов(указать каких)?

• С учетом психологическихособенностей, психического состояния свидетеля (потерпевшего) и условий,в которых воспринимались события или предметы (указать какие), мог ли испытуемыйих правильно воспринимать?

• Если учесть психологическиеособенности свидетеля (потерпевшего), может ли он давать правильные показанияо важных для дела обстоятельствах?

• Если учесть уровень психическогоразвития свидетеля (потерпевшего) и его психологические особенности, могли он понимать внутреннее содержание (какое именно) событий (указать каких)?

8. Эксперт-психолог можетпровести посмертную экспертизу для выяснения вопроса, находилсяли умерший в период, предшествующий смерти, в психическом состоянии,предрасполагающем к самоубийству и, если находился в этом состоянии,чем оно могло быть вызвано (Коченов М.М. и др.). В следственной и судебнойпрактике встречаются случаи инсценировок убийств под самоубийства, чтоиногда приводит к необходимости проведения посмертной судебно-психологическойэкспертизы.

Самоубийство психически здоровогочеловека является одним из видов поведенческих реакций в сложных конфликтныхусловиях. Как правило, самоубийство является заранее запланированным действием(стойкое мотивированное намерение добровольно уйти из жизни) под влияниемтяжелых переживаний, сильного потрясения, глубокого разочарования при оценкечеловеком ситуации как безвыходной.

В некоторых случаях возможносовершение самоубийства в состоянии внезапно возникшего аффекта, которыйоказывает влияние на сознание человека (аффективно суженое сознание), ипоэтому в таком состоянии повышается вероятность принятия решения о самоубийствеи его реализации в немедленных действиях.

Основной вопрос приэтом виде экспертизы:

• Было ли психическое состояниечеловека в период, предшествующий смерти, предрасполагающим к самоубийствуи, если оно было таковым, чем вызывалось?

Комплексные психолого-психиатрическиеэкспертизы. На практике нередки ситуации, когда для решения возникающихперед следствием и судом вопросов оптимальным представляется проведениекомплексных психолого-психиатрических экспертиз.1 Речь идетоб исследовании, проводимом для ответа на конкретные вопросы суда (илиследственных органов), затрагивающих пограничные между психологией и психиатриейпроблемы. При этом для выработки выводов используются специальные познания,относящиеся к обеим научным дисциплинам, применяются специфические методы,сложившиеся в психологии и психиатрии, сопоставляются и интегрируются данныепсихологического и психиатрического исследований.

Основной предпосылкой, определяющейнеобходимость развития психолого-психиатрической экспертизы, является существованиеобщих для психологии и психиатрии проблем. Важно здесь и постоянное усилениев правоохранительной деятельности тенденции к максимально полному и всестороннемуисследованию всех обстоятельств дела, раскрытию внутренних механизмов поведенияучастников уголовного процесса (обвиняемых, потерпевших, свидетелей) вконкретных ситуациях.

 

 

1 См.: Кудрявцев И.А.Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. - М., 1988.

Необходимо отметить, чтоэксперты - участники комплексных экспертиз помимо собственной основнойэкспертной специальности должны обладать дополнительной профессиональнойхарактеристикой - наличием профессиональных знаний, необходимых и достаточныхдля того, чтобы хорошо ориентироваться в методике и выводах других ее участникови их значении для общего вывода. Они должны владеть методикой совместнойработы, комплексного исследования. Иными словами, только совместная деятельность,взаимодействие образует интеграцию специальных знаний, необходимую и достаточнуюдля комплексного исследования и общего вывода.

 

 

8.17. Посмертнаясудебно-психологическая экспертиза

Психология суицида. Этотвид экспертно-психологических исследований является одним из самых сложныхи вызывает постоянный интерес отечественных и зарубежных исследователей.О нем писали Г. В. Акопов с соавторами, Дж. Верт, Д. Кантер, Д. Лестер,Н. Реттерстол и др.1 Многие из них отмечают, что главная трудностьздесь заключается в том, что объектом исследования служит не психика живойличности, а только следы ее психической деятельности, при жизни оставленныев окружающих материальной и духовной средах: в воспоминаниях, письменныхтекстах, личных предметах и пр.

Предметом посмертной судебно-психологическойэкспертизы являются индивидуальные особенности психической деятельностисуицидента. Причем исследование не должно ограничиваться простой констатациейустановленных фактов и закономерностей. Оно обязано также выявить возможноеналичие связей различных психических свойств и состояний с событиями, имеющимисущественное значение для следствия и суда. Особое значение в данной экспертизепридается анализу периода жизни непосредственно перед совершением суицида,так называемого предсуицида. Исследователями отмечается несколько формвнутреннего суицидального поведения: суицидальные мысли, замыслы и намерения,а также соответствующий эмоциональный фон - суицидальные переживания.

Суицидальные мысли, представленияи фантазии на тему своей смерти - пассивная форма суицидального поведения.Об их существовании на раннем этапе предсуицида могут свидетельствоватьдневниковые записи, рисунки, письма, показания свидетелей, имевших возможностьнаблюдать суицидента в соответствующий период времени.

Активной формой суицидальногоповедения являются суицидальные замыслы и намерения. Замысел включает всебя проработку плана действий, связанных с исполнением самоубийства, продумываютсяспособ суицида, время и место его совершения. Суицидальное намерение характеризуетсяналичием волевого начала, побуждающего к непосредственному переходу отзамысла к реализации.

 

 

1 См. также:'Алексеева Л.В. Практикум по судебно-психологической экспертизе.- Тюмень, 1999; Енгалычев В.Ф. Диагностика психического воздействияв процессе судебно-психологической экспертизы. // Методы психологии. МатериалыII Всероссийской научной конференции по психологии Российского ПсихологическогоОбщества. - Ростов-на-Дону, 1997, С. 96-98; Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С.Судебно-психологическая экспертиза. Методическое руководство. 2-е изд.Калуга-Обнинск-Москва. 1997; Коченов М.М. Введение в судебно-психологическуюэкспертизу. - М., 1980; Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическаяэкспертиза. - М., 1999; Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертизав уголовном процессе. - М., 1998 и др.

По мнению Акопова и его соавторов,1формы суицидального поведения выражены в структуре суицидальных переживаний,которые характеризуются отношением к двум полярно противоположным ценностям:собственной жизни и смерти.

Отношение к жизни в предсуицидевыражается в четырех основных формах:

1) ощущение безразличия;

2) чувство сожаления о своемсуществовании;

3) переживание его тягостности,невыносимости;

4) отвращение к жизни.

Отношение к смерти выступаетв формах:

1) страх смерти, хотя и сниженныйв своей интенсивности;

2) ощущение безразличия;

3) чувство внутреннего согласияна смерть;

4) желание смерти.

В структуре суицидальныхпереживаний выделенные формы встречаются в различных сочетаниях, создаваямножество индивидуальных вариантов.

Посмертная судебно-психологическаяэкспертиза суицида. В ряде случаев мотивы суицида очевидны (истинныйсуицид), они подтверждаются материалами следствия, но для полноты доказательствпо делу может быть назначена экспертиза, на разрешение которой выносятсяследующие вопросы:

• Находилось ли данное лицов период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагавшемк самоубийству?

• Если да, то чем это состояниемогло быть вызвано?

Перед подъездом 9-этажногожилого дома был обнаружен труп 16-летней Л., в кармане одежды которой находиласьзаписка следующего содержания: "Папочка, прости меня, но это единственныйвыход". По показаниям К., подтвержденным показаниями его жены В., его дочьЛ. родилась слабым, болезненным ребенком. Жена умерла, когда девочке былтолько год. Он, как отец, очень любил свою дочь, сам ее растил, купал икормил. Когда дочери было три года, он женился вновь. У его новой женыбыло двое своих детей. Все дети жили дружно, мачеха старалась никак неотделять Л. от своих детей. Как считает подэкспертный, они с женой относилиськ Л. даже лучше, чем к другим детям, старались облегчить ей жизнь. У нее,как у старшей, была своя комната, где она любила уединяться, никого к себене пуская. До самой смерти у нее в комнате оставались любимые куклы. Л.не хотела их прятать и говорила, что это память о детстве. К подростковомувозрасту у Л. сформировались такие черты характера, как прилежность, послушание,старательность, дисциплинированность. Она не была слишком разговорчивойили общительной, скорее наоборот -ценила покой и одиночество. Из близкихподруг она дружила только с Г., которая иногда приходила к ней в гости.У нее была интересная черта, о которой почти никто не знал, за исключениемК. и Г.: она писала письма героям художественных фильмов, но никогда ихне отсылала. К. считал, что, когда дочь вырастет, она, может быть, станетписательницей.

Учительница литературы отмечалаее хороший слог и чувство языка. Несмотря на мягкость характера, оченьредко, но два-три раза бывали случаи, когда Л. резко высказывалась по каким-топоводам. Правда, уже через непродолжительное время она приходила вся вслезах, просила ее простить. Как-то при ссоре Л. в сердцах сказала родителям,что они не совсем справедливо к ней относятся, что, если бы была жива ееродная мать, та бы ее понимала лучше. Тем не менее, острых конфликтов всемье не было, и Л. неоднократно заявляла, что ее отец ей очень дорог,и что когда-нибудь она это докажет.

 

 

1 Акопов Г.В.,Мельченко Н.И., Ефимова О.И. (ред.) Методы профилактики суицидальногоповедения. - Самара-Ульяновск, 1998.

Примерно за год до смертиу Л. появились друзья, с которыми она подолгу стала гулять на улице. Несколькораз она поздно возвращалась из кино или дискотек. Родители предупреждалиее, что это может плохо закончиться, приводили соответствующие негативныепримеры, но Л. говорила, что все это к ней лично не относится. Однаждыона пришла из школы в слезах. С трудом они узнали от нее, что прямо вовремя занятий из класса ее вызвал в коридор некто Лен., который стал предлагатьей свое покровительство. Когда она резко повернулась, чтобы уйти, он силойудержал ее и сказал, что если она будет "выступать", ей будет хуже. К.очень взволновало это событие, он тут же пошел в школу выяснять, кто такойЛен. и как он проник в школу, но вразумительного ответа ни от кого не получил.После этого Лен. еще несколько раз давал о себе знать. Он перехватывалЛ. по дороге в школу или домой, силой заставлял ее'стоять рядом с ним иразговаривать, представлял Л. своим друзьям как свою девушку.

Однажды поздно ночью раздалсятелефонный звонок. Мужской голос стал требовать к телефону Л. В ответ наслова К. о том, что звонить уже поздно и что Л. спит, мужчина грубо ответил,что это не его дело и пусть он лучше побережет свое здоровье. После тогокак подэкспертный бросил трубку, звонки раздавались еще некоторое время.Л. стала крайне подавленной, часто плакала, боялась выходить одна на улицу,в школу и из школы ее сопровождали либо К., либо его жена, хотя это и причинялоим очень много неудобств. Но вскоре звонки прекратились, и они успокоились.В это время ничего необычного в поведении Л. ими не отмечалось.

Новый год Л. собралась проводитьс друзьями. К. с женой проводили ее и ушли домой в уверенности, что вседолжно быть нормально. На следующий день Л. пришла домой примерно в 4 утра.Вид у нее был страшный: заплаканная, изможденная, глаза распухшие. У неебыла настоящая истерика, которая долго не могла прекратиться. Они не смоглидобиться от нее рассказа о том, что произошло. Оставив ее одну в комнате,они вышли, решив вернуться к этой теме позднее. К. с женой пошли к подругеЛ., чтобы все выяснить. В это время Л. оставалась в квартире одна.

Подруга Л. - Г. показала,что телефонные звонки прекратились только для родителей, на самом делеони продолжались. Однажды Лен. встретил Л. на квартире у Г., где оказалсявместе со знакомым Г., и в ультимативной форме потребовал, чтобы Л. непрекращала с ним встречаться. В случае ее отказа либо передачи содержанияразговора родителям он угрожал "очень тяжелыми последствиями" для нее идля них. Последнее напугало Л. больше всего, поскольку она подумала, чтоиз-за нее могут причинить вред отцу. Она не сообщила об этой встрече родителям,так как подумала, что если об этом узнает отец, он не будет молчать, апойдет "выяснять отношения" и в конечном итоге всем им будет очень плохо.Лен. регулярно звонил Л. в то время, когда родителей не было дома. ИногдаЛен. встречал Л. возле школы, провожал, при этом не разрешал без его согласиявыходить из дома и с кем-либо встречаться. Лен. говорил ей, что если онабудет вести себя "не по делу", ее сделают проституткой, а родителей "замочат",и что Лен. для нее фактически "ангел-хранитель". Со слов Г., Л. была уверена,'что все это в действительности так страшно. Она переживала унижение, ощущаясебя "чужой вещью", испытывала мучительные колебания из-за невозможностини порвать с Лен., ни сказать об этом отцу. Вместе с тем она мечтала, окончившколу, тут же уехать учиться куда-нибудь "далеко-далеко", где ее никтоне найдет. А уже оттуда она "написала бы ему подробное письмо".

Новый год Л. и Г. собралисьпроводить с друзьями. Лен. спрашивал ее, где это будет происходить, и онане смогла это скрыть. Примерно в 23 ч. в квартиру позвонил Лен. и попросилЛ. выйти на лестничную площадку, где он ее "хотел поздравить

с праздником". Но на лестничнойплощадке он сильно взял ее за руку и повел к машине, где хотел "познакомитьсо своими друзьями". Л. начала плакать и говорить, что не хочет никудаидти, но он уговорил ее сесть в машину, чтобы "поговорить", поскольку наулице стоять было холодно. Внезапно машина тронулась с места и быстро уехалав неизвестном направлении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.