Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие менеджмента и междисциплинарные связи




Развитие менеджмента в последние десятилетия происходило по двум направлениям:

- от аналитического подхода, базирующегося на расчленении целого на части, при этом переменные рассматривались как независимые друг от друга к системному подходу, в основе которого лежит целостность объекта, а переменные рассматриваются как взаимозависимые;

- от механистической (неразумной модели объекта) к биологической модели (модели с одним разумом), а затем к социальной системе (мультиразумной системе).

Все, взятое вместе, позволяет преосмыслить представления о том, как будет развиваться менеджмент. Р.Акофф предложил в своих работах вполне конструктивный выход: мультиразумную систему и ее методологический инструмент – интерактивный менеджмент. В таблице 1.1.4. в концентрированном виде представлен сдвиг парадигмы по Р Акоффу.

 

таблице 1.1.4.

Сдвиг парадигмы менеджмента по Р. Акоффу

Сдвиг парадигмы Неразумная система (меха-нистическая) Система с одним разумом (биологичес-кая) Мультиразумная система (социальная)
Аналитичес-кий подход (независимые переменные) Стандартиза-ция рабочих процессов и деталей (массовое производство) Г.Форд Разнообразие и рост Дивизионная структура А.Слоуна Партисипативный менеджмент Самоорганизующи-еся системы
Системный подход (взаимозависи-мые переменные) Общая оптимизация (Исследование операций) Гибкость и контроль (кибернетичес-кая модель) Реконструкция (интерактивный менеджмент Р.Акоффа)

 

Интерактивный менеджмент представляет собой «идеальную» парадигму менеджмента, определяющий в ближайшей перспективе вектор его развития.

Но и междисциплинарные основы важны для понимания сути управления.

Разработка теоретических основ трансформационного процесса имеет более чем двухсотлетнюю историю, поскольку одной из первых была предложена либеральная теория "Невидимой руки" А.Смита, представляющая собой обоснование развития рационального экономического поведения на основе его неперсонифицированной массовой оценки, что и составляет, по его мнению, динамическую основу достижения общественного изобилия. А.Смит положил начало либеральному направлению трансформационного процесса, поскольку "невидимая рука" появляется в связи с развитием гражданского общества и массового товаробомена.

 

Таблица 1.1.5.

Классификация теорий трансформации экономических систем.

1.Детерминистские 2. Либеральные
Теория Основные представители, год Теория Основные представители, год
1.1. Марксистская теория Маркс (Маrх), 1867 2.1.Теория "Невидимой руки" Смит (Smith),1776
1.2.Многофакторная теория транс-формации эконо-мики Шумпетер (Schumpeter),1964 2.2.Ортодоксально-либеральная теория Оукен (Eucken),1952
1.3. Пятиступен-чатая теория роста Ростоу (Rostow), 1960 2.3.Институциональной экономики Кос (Coase), 1937
1.4.Теория конвергенции Хенсель (Hensel), 1972 2.4.Эволюционной экономики Куне (Kuhne), 1982

Источник:Hardwig K, Thieme H. Transformationsprozesse in sozialistischen Wirtschaftssytemen. Berlin, 1991, c.7-27

Трудности переходного периода активизировали дискуссию по теории эволюции сложных открытых систем на принципах самоорганизации. В этой связи появились исследования, относящиеся к неоинституционализму, которые вводят такие термины как «экономическая синергетика» и «экономическая социодинамика». Одной из научных проблем, которые остаются предметом исследования, является «старый» вопрос о соотношении индивида и государства в рыночном хозяйстве. Скорее всего, его можно обозначить как поиск «золотой середины» в соединении конкурентного рынка с государством в переходной экономике, а также после завершения переходного периода. Сюда примыкает также и вопрос о разграничении таких функций государства как «государство защищающее» и «государство производящее». Этот вопрос исключительно актуален для текущей ситуации в белорусской экономике в свете «либерализации хозяйственной жизни». Поэтому важно привлечь дополнительные точки зрения и идеи, чтобы очертить возможности неоклассического и институционального подходов к трансформационным процессам.

Развитие неоклассической экономической теории в концентрированном виде представлено в таблице 1.1.6., где показано развитие постулатов, что иллюстрирует новую парадигму, которая предоставляет новые методологические инструменты менеджменту.

Таким образом, как теория неоинституциональной экономики, так и теория новой институциональной экономики выходят за рамки неоклассической школы, стараясь при этом наладить связь с социологией, политологией, правом, психологией и др. науками, предлагают более гибкую в познавательном отношении парадигму. Эта парадигма позволяет объяснить такие социально-экономические явления, которых не могла объяснить ни классическая школа, ни «старый» институализм.

Одна из последних точек зрения по этому поводу состоит в том, что государство имеет собственные автономные интересы. Поэтому оно поддерживает «социальный иммунитет» за счет включения механизма «социодинамического мультипликатора» с его системными эффектами. Он представляет собой особый стратегический блок, поддерживающий социальный гомеостаз и охраняющие его социальные ценности. Это не меняет основного пункта дискуссии - границ и форм участия государства в рыночном экономическом процессе, но несколько иначе расставляет акценты. При всем этом, как и ранее, существуют диаметрально противоположные точки зрения, которые высказываются по поводу необходимости участия государства в рыночных отношениях:

· степень участия государства определяется критерием максимизации социальной полезности, что означает методологический приоритет холизма - институты первичны, поэтому правительство имеет право формировать определенный тип индивида;

· степень участия определяется критерием минимизации несвободы конкурентного рынка, что означает методологический приоритет индивидуализма и вытекающую отсюда потребность индивидов в существовании институциональных рамок, структурирующих их взаимодействие.

Таблица 1.1.6.

Развитие неоклассической экономической теории

Утверждения неоклассической теории Развитие постулатов неоклассической школы
1. «Жесткое ядро»  
1.1. Равновесие на рынке существует всегда, оно единственно и совпадает с оптимумом по Парето Допускается несколько точек равновесия, они не обязательно совпадают с точками оптимума по Парето, более того, равновесия может не существовать вообще
1.2. Индивиды осуществляют свой выбор рациональным образом Допускается «неполная рациональность», базирующаяся на учете информационных издержек и когнитивных ограничений (индивид не способен собрать полную информацию о сделке и ситуации на рынке и обработать его оптимальным образом); принцип оптимизации заменяется принципом удовлетворительности
1.3.Предпочтения индивидов стабильны и имеют экзоген-ный (внешний) характер Ставится под сомнение только экзогенный характер предпочтений индивида и их стабильность
2. «Защитная оболочка»  
2.1.Частная собственность на ресурсы является абсолютной предпосылкой осуществления обмена на рынке. Наряду с частной собственностью анализи-руется более широкий спектр форм собст-венности и контрактных форм: коллектив-ная, государственная, акционерная и их сравнительная эффективность в обеспечении сделок на рынке
2.2.Издержки на получение информации отсутствуют, а индивиды обладают всем объемом информации о сделке. Вводится понятие информационных издержек (издержек, связанных с поиском и получением информации о сделке и ситуации на рынке)
2.3.Экономический обмен базируется на принципе убывающей полезности, а издержки при осуществлении обмена отсутствуют. Наряду с производственными допускается существование трансакционных издержек (всех издержек, возникающих при совершении сделок)

 

Представляется, что причина такого положения заключается в том, что ему внутренне присуща двойственность в деле упорядочения рыночных хозяйственных связей: на основе конкурентного рыночного механизма и/или посредством легитимного контракта, принуждения и насилия, которые возникают в результате передачи гражданами части своих прав на контроль свой же деятельности государству как особого типа организационной формы.

 

1.1.2.Вопросы для повторения.

1. Сформулируйте ответ на вопрос «Кто и почему управляет?»: управленческую работу выполняет _________________и/или ___________________лицо (орган), которому ______________ делегирует всю или часть управленческой работы.

2. Отношения между предприятиями различных сфер регулируются т.н. __________ ____________ ____________, которые включают законы прямого действия, декреты и указы Президента, другие нормативные акты министерств, ведомств и местных органов власти.

3.Если цена фиксирована тарифом, установленным правительством, то предприятие может маневрировать лишь ___________, снижая ______________ до уровня, который был бы удовлетворительным с точки зрения рентабельности производства. Данная модель отношений распространяется на предприятия монополисты, отдельные предприятия общественного сектора экономики (например, закупочная цена для сельскохозяйственных предприятий), а также внутрифирменные задания производственным подразделениям предприятий.

4.Если цена рыночная, то у предприятия в дополнение к первому расширяется область маневрирования за счет ______________ _________ в части тех рычагов влияния на потребителей, которые расширяют привлекательность продукта, используя для этого неценовые факторы.

5. Менеджмент и управление соотносятся как ________ и _______.

6. Под управлением принято понимать формирование и реализацию __________________ ___________ на основе __________ ___________, поступающей извне и/или изнутри управляющей системы.

7.Менеджмент возникает в ___________ _________ и их типичных представителях - ___________ ______________.

8. Самое короткое определение менеджмента формулируется как _______ целей и средств по их достижению.

9. Как правило, это ____________ выбор, требующий _____________ аргументации и _______________ оценки решения. В результате выбора появляется _________, которое представляет собой основной «продукт» работы менеджера.

10. Существует два типа обратной связи - _____________ и ______________.

11. Типичный пример использования механизма отрицательной обратной связи представляет собой _______, где цена и количество продукта при его предложении и спросе взаимосвязаны так, что цена автоматически снижается при росте предложения и повышается при росте спроса.

12. В качестве примера положительной обратной связи можно представить ____________ __________ ___________, которая приводит к росту производства, или повышение кредитоспособности предприятия при росте его доходов (прибыли).

13. Менеджмент придает ________ формированию, использованию и развитию трех других производственных факторов, к которым относятся земля, труд и капитал.

14.Под развитием понимается ________в новое состояние с большими возможностями за счет приобретения дополнительных способностей. При этом большие возможности означают более широкий _______, а дополнительные способности позволяют его _______________ на самом деле.

15. Что Питерс и Уотермен выделили в ряду из семи факторов успешных организаций в качестве основного:_______________ ________________

 

 

1.1.3.Задания для закрепления материала.

Проведите анализ отличительных черт, присущих Вашему предприятию, путем их сравнения с отличительными чертами образцового предприятия.

Черты образцовых предприятий Краткий смысл Отличительные черты Вашего предприятия
1.Ориентация на действие Отказ от сложных организационных схем и структур, должностных инструкций, точного соответствия прав и обязанностей, применя-ется схема «целься - огонь, цель поражена», учитесь на своих ошибках, этого достаточно  
2.Лицом к потребителю Ощутить запросы потребителя и проверить как они удовлетворяются, служить сбыту Прислушиваться к потребителю, брать у него идеи и образцы новой продукции  
3.Самостоя-тельность и предприимчи-вость Воспитание и поощрение энтузиастов и новаторов, поощрение риска и нововведений  
4.Производи-тельность от человека Уважение к персоналу предприятия, вера в способности работников, отношение к персоналу как к главному источнику роста производительности труда  
5.Связь с жизнью, ценностное руководство У успешно функционирующих предприятий есть прочные традиции, которые поддерживаются высшим руководством и в личном контакте с персоналом  
6. Привержен-ность к своему делу Оставаться верным своему главному умению и делу, основанному на этом умении; слишком далекий уход от того дела, которое хорошо знаешь, не приносит пользы  
7.Простая форма, скромный штат управления Сложные оргструктуры порождают бюро-кратический аппарат и стиль управления, которых нужно избегать путем автономии отделений предприятия, наделением их большинством управленческих функций  
8.Свобода действий и жесткость одновременно Сочетание свободы и строжайшей дисциплины; свободы во всем, что касается целей (задач) подразделений и дисциплины - во всем, что касается целей предприятия в целом  

1.1.4.Контрольный тест.

Сформулируйте в правой части таблицы ответы на поставленные вопросы.

Вопрос Ответ
1.Сформулируйте определение менеджмента  
2.Укажите элементы кибернети -ческой модели управления  
3. Дайте определение «обратная связь»  
4. Приведите примеры отрицательно и положительной обратной связи  
5. Укажите две основные естест-венные причины объединения людей в формальные организации  
6. Сформулируйте понятие дисциплины  
7.Укажите ключевые слова в определении «развитие»  
8.Сформулируйте основное различие между управлением и менеджментом  
9.Кажите центральную перемен-ную из 7, использованных в модели «7С»  
10. Сформулируйте правило в работе менеджера, которое позволяет разумно соединить свободу и дисциплину  

Глава 1.2. Система управления.

1. Понятие систем и их место в менеджменте.

2. Дефиниции системы управления.

3. Модель управления и последовательность ее построения.

4. Цикличность в управлении и ее практическое значение.

5. Основные понятия общей теории систем в применении к менеджменту.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.