КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие функции управления
Идеалы Цели Задачи Задачи Задачи средства средства средства
Рис. 1.5.1. Декомпозиция идеальных целей. Классификация целей. Цели имеют множество аспектов и непрерывно преобразуются под влиянием изменений, происходящих в динамической системе, стремящейся к достижению этих целей. У ранее сформированных организаций с течением времени возникают новые, свои собственные потребности, иногда становящиеся превалирующими. Поэтому весьма непросто точно определить природу целей, так как начальные цели трансформируются в цели приобретенные. Например Доунс так охарактеризовал типы целей государственных служащих: Конечные цели, связанные с воззрениями индивидуума на смысл и цель своего существования. Общественные цели — цели, затрагивающие основные правила поведения (соображения, которыми следует руководствоваться при принятии решений, являясь членом общества). Основные политические цели — цели, имеющие отношение к социальным, политическим и экономическим стратегиям, следование которым, как считает индивидуум, обязательно для правительства. Главные личные цели, связанные с частной жизнью служащих. К этому типу целей относятся власть, деньги, престиж, комфорт, безопасность, удовлетворение работой, желание служить интересам общества и т. д. Цели, специфические для данной организации. Принципиальные различия между вышеприведенным списком целей и тем списком, который включал бы иерархию целей лиц, работающих на частных предприятиях, отсутствуют. Перроу предложил следующую классификацию целей организации [10];
1. Общественные цели, которые имеют отношение к удовлетворению потребностей общества. Правительство непосредственным образом вовлечено в процесс производства товаров и услуг и служит этим целям. Промышленные корпорации выполняют такую обязанность путем выделения на это некоторой части своих ресурсов. 2. Цели, связанные с результатами работы организации. Такие цели имеют отношение к потребителям продукции данной организации и меняются с изменением нужд потребителей. Мы являемся свидетелями быстрого увеличения частной деловой активности в сферах, традиционно обслуживавшихся государственными организациями, и наоборот. Такое положение вызывает перестановку и взаимозамену целей, поскольку часто бывшие потребители и производители меняются местами. 3. Цели системы, которые представляют особую важность для проектировщиков систем. Здесь Перроу проявляет интерес к исследованию влияния служащих фирмы на производственный процесс и на структуру организации, а не на такие более частные характеристики, как объем продукции, темпы увеличения прибыли и экономического роста, признаки достижения равновесия, стабильности, приближения банкротства, моральное устаревание продукции и т. п. Целями системы, по-видимому, являются ее выживание и адаптация к меняющимся внешним условиям. Примеры того, как корпорации добиваются успеха или терпят неудачу, — это по существу примеры их способности или неспособности следовать этим меняющимся со временем целям. Организацию здесь можно рассматривать как открытую систему, к которой может быть применена системная парадигма для раскрытия динамических свойств системы и для использования в дальнейшем инструментария общей теории систем. 4. Цели, связанные с характеристиками продукции. Эти цели имеют отношение к тому, какими хотела бы видеть организация результаты своей работы, будь то продукты или услуги. Естественно, что эти цели влияют на стратегию организации. Иногда эти цели заменяют целями системы. Так поступают в том случае, когда цель состоит, например, в увеличении ценности акций, а не в увеличении прибыли путем производства какого-либо конкретного товара.
5. Производные цели, связанные с тем влиянием, которое организации, будучи социальными образованьями, оказывают на свое окружение благодаря своему экономическому или социальному содержанию. Несение возложенной социальной ответственности входит в данную категорию производных целей. Потребности организаций меняются со временем. Можно привести также примеры того, как различия в отношении к целям влияют на поведение различных сотрудников организации. К определению целей можно подойти с позиций: а) того вклада, который деятельность организации вносит в общество, б) официального установления целей, в) потребителей, исполнителей и персонала фирмы. Алгоритм декомпозиции: · идентификация и формулирование идеальной цели; · конкретизация цели с точки зрения языка, точности, привлекательности и достижимости. · разбиение целей на задачи и дальнейшая верификация (постановка в · проверяемый вид). · выбор средств для достижения каждой задачи. Функции управления делятся на общие и специфические. Общими они называются потому, что они присущи каждому линейному управляющему. Принято выделять 4 общие функции: · планирование; · организация; · руководство, лидерство и мотивация; · контроль.
Взаимосвязь общих функций в процессе управления иллюстрируется рисунком 1.5.2., где жирным шрифтом выделены основные вопросы, на которые должен ответить менеджер, выполняя свою работу.
планирование: выявление возможностей принятие решений постановка целей о том, что делать стратегическое планирование организация: принятие решений организационная человеческие проектируемая о том, как выполнить структура ресурсы информационная работу система принятие решения, руководство, лидерство, мотивация: как обеспечить роли руководителя мотивация управление результативность групповой результативностью Результативность решения по обеспечению Контроль: системы контроля за результативностью, проверки результатов производительностью, качеством и т.п. планирование измерение и оценка, и осуществление адаптация и развитие перемен Рис. 1.5.2. Взаимосвязь общих функций управления. Роль координации и регулирования. В некоторых научных трудах рассматривают координацию и регулирование как функции управления. Однако большинство авторов все же не включают их в число основных функций управления по той причине, что они по своей сути представляют собой работу, возникающую внутри организационной функции. Необходимость в координации и регулировании возникают в результате следующих объективных причин: · разделения труда и структурного деления внутри предприятия, что вызывает необходимость в координировании работы относительно обособленных подразделений предприятия. Способность менеджмента в координации ограничена, поэтому существует объективное ограничение на степень разделения труда внутри предприятия.
· регулирование представляет собой процесс, обеспечивающий требуемые значения переменных, существенных для функционирования объекта управления, который можно интерпретировать как набор ограничений (правил) на организационное поведение, главным образом для того, чтобы члены организации могли предсказать поведение других (соседних) участников и самостоятельно выполнять свою часть работы. Примером регулирования для случая организации больших систем может служить антимонопольная политика. В таблице 1.4.2. представлены функции антимонопольного органа и меры регулирования. Таблица 1.5.2. Антимонопольная политика как фактор регулирования экономики.
Вопросы для закрепления учебного материала.
Сформулируйте представление о сути свойств цели, выраженной в операциональном виде, которые необходимо обеспечить планировщиком, записав это в соответствующее место в таблице ниже.
Глава 1.6. Планирование будущего организации. 1. Различные взгляды на планирование. 2. Этические аспекты проектирования будущего организации. 3. Типы и процедура планирования. 4. Стратегическое планирование. 5. Верификация целей.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |