Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая ситуация № 7 1 страница




Практическая ситуация № 6

Организация занимается грузоперевозками. На балансе числятся следующие автомобили (см. таблицу):

 

Автомобили, числящиеся на балансе
Марка Год выпуска Мощность в л.с. Количество, шт.
МАЗ-5335      
ГАЗ-6611      
ЗИЛ-133      

 

Организация 10 августа продала автомобиль ЗИЛ-133. Рассчитайте налог, который должна уплатить организация за налоговый период.

 

Организация занимается торговлей. В январе организация поставила на баланс два новых импортных грузовых автомобиля с мощностью двигателя 200 л.с. 27 сентября ею приобретен импортный легковой автомобиль 2000 года выпуска с мощностью двигателя 95 л.с., который зарегистрирован 2 октября. Рассчитайте транспортный налог, который должна уплатить организация за налоговый период.

 

 

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

Налог ― обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

 

Существенные элементы закона о налоге ― это те параметры закона, которые обязательно должны присутствовать, и при отсутствии хотя бы одного из них налог (сбор) считается не установленным. К данным элементам относятся: 1) субъект налога; 2) объект налогообложения; 3) предмет налога; 4) порядок уплаты налога; 5) срок уплаты налога; 6) масштаб налога; 7) единица налога; 8) налогооблагаемая база (база налогообложения); 9) способ уплаты налога; 10) метод учета налогооблагаемой базы; 11) налоговый период; 12) налоговая ставка; 13) метод налогообложения; 14) порядок исчисления налога.

 

Факультативные элементы закона о налоге ― это те параметры налогового обязательства, которые могут быть, а могут и отсутствовать в налоговом законе т. к. их функция – индивидуализация налогового обязательства. К данным элементам относятся: 1) налоговые льготы; 2) налоговая ответственность; 3) порядок возврата неправомерно удержанных сумм налога (сбора).

 

Субъект налога― существенный элемент закона о налоге, который представляет лицо, с которого налог взимается, и (или) на которое законом возлагается налоговое обязательство. Законодатель определят вначале общие признаки субъекта налога: юридическое лицо или его филиал (подразделение), имеющее отдельный баланс и счет; физическое лицо; специальные признаки ― субъекты,осуществляющие предпринимательскую деятельность, получающие доход, являющиеся собственниками определенных в законе видов имущества, принявшие наследство и т. п.

 

Объект налогообложения― существенный элемент закона о налоге, который представляет собой юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность налогоплательщика заплатить налог (за совершение оборота по реализации товара, работы, услуги; ввоз товара на территорию России; владение имуществом; совершение сделки купли-продажи ценной бумаги; вступление в наследство; получение дохода и т. д.). Понятию «объект налогообложения» близок по значению термин «предмет налогового обложения», который обозначает признаки фактического (не юридического) характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога. Например, объектом налога на землю является право собственности на земельный участок, а не земельный участок непосредственно (он – предмет налогообложения). Сам по себе земельный участок – предмет материального мира – не порождает никаких налоговых последствий. Эти последствия порождает определенное состояние субъекта по отношению к предмету налогообложения, в данном случае – право собственности.

 

Предмет налога ― существенный элемент закона о налоге, который представляет собой предметы реального мира, с наличием которых связано налоговое обязательство и качества которого определяют величину (сумму) налога. Так, если объектами налога являются отдельные виды имущества, прибыль, доход, оборот товаров (работ, услуг), право пользования и др., то предметом налога являются земельные участки, транспортные средства и т. п.

 

Порядок уплаты налога― существенный элемент закона о налоге, который регламентирует способ, форму и сроки уплаты налога. Уплата может производиться: а) внесением платежей частями (в том числе авансовых) в течение налогооблагаемого периода в установленные сроки, с окончательным расчетом и уплатой суммы налога по окончанию периода; б) разовой уплатой всей суммы налога; в) в наличной форме или путем безналичных расчетов; г) в валюте РФ, если иное не предусмотрено правовым актом.

 

Срок уплаты налога― существенный элемент закона о налоге, который определяется календарной датой, периодом времени, исчисляемого годами, месяцами, декадами, неделями, днями, или же указанием на событие или действие, которое должно наступить или произойти.

 

Масштаб налога ― существенный элемент закона о налоге, который представляет собой установленную законом характеристику (параметр) измерения предмета налога. Так, для того чтобы произвести исчисление налога, предмет налога необходимо каким-то образом измерить. Перевод теоретического понятия «объект налога» в практическую категорию, которая позволила бы производить отражение объекта в бухгалтерском и налоговом учетах, осуществляется путем оценки предмета налога. Чтобы оценить что-либо, необходимо выбрать соответствующий масштаб. Масштаб налога определяется через экономическую (стоимостную) и физические характеристики: мощность и объем двигателя, площадь земли, количество предметов, общая площадь жилья и т.д. Так, при измерении прибыли или добавленной стоимости используются денежные единицы. При исчислении налога с владельцев автотранспортных средств в разных странах используют различные параметры налогообложения одного и того же предмета: во Франции, Италии и Бельгии – мощность двигателя, в Нидерландах – вес автомобиля, в ФРГ – объем рабочих цилиндров.

 

Единица налога― существенный элемент закона о налоге, которыйиспользуется для количественного измерения базы налогообложения. Например, в качестве единицы для измерения мощности автомобильного двигателя используются лошадиные силы. Именно лошадиная сила и является единицей при исчислении налога с владельцев автотранспортных средств. Выбор единицы налогообложения определяется традициями и практическим удобством ее использования. Так, при налогообложении прибыли и доходов используется национальная денежная единица (рубль, доллар США и т. п.), при налогообложении земель в качестве единицы выбирается квадратный метр, гектар и т. д. Вместе с тем существуют и безмасштабные налоги, например, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Для уплаты данного сбора не требуется установления ни масштаба, ни единицы, ни базы налогообложения.

 

Налогооблагаемая база (база налогообложения)― существенный элемент закона о налоге, которыйпредставляет собой количественное выражение объекта налога. Указанный элемент выступает основой для исчисления суммы налога. При расчете суммы налога (налогового оклада) налогооблагаемая база – это всегда умножаемое, т. е. то, к чему применяется ставка налога. Налогооблагаемая база определяется следующим образом: Налогооблагаемая база = Единица налогообложения х Число единиц. Следует заметить, что в ряде случаев «налоговая база» (основа налога) фактически является частью предмета налогообложения, к которому применяется налоговая ставка. Однако это верно только тогда, когда предмет налогообложения непосредственно предопределяет и позволяет применить к себе меру исчисления. Налогооблагаемая прибыль, например, может быть непосредственно выражена и исчислена только в денежных единицах. Указанный элемент необходим именно для исчисления налога. Но она непосредственно не является обстоятельством, порождающим обязанность уплатить налог (объектом налогообложения). Объект налога и налоговая база могут как совпадать, так и не совпадать. Например, по налогу на добавленную стоимость объектом налога выступают обороты по реализации продукции (работ, услуг), в то время как в облагаемый оборот включаются и авансы, и налоговые дисконты и другие суммы, полученные в связи с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). В связи с тем, что различия между объектом налога и налогооблагаемой базой в налоговом законодательстве России выражены нечетко и противоречиво, в правоприменительной практике распространено отождествление данных понятий, что приводит к неоднозначной квалификации действий налогоплательщика.

 

Способ учета налогооблагаемой базы ― существенный элемент закона о налоге, который представляет собой совокупность приемов и способов определения размера налогооблагаемой базы. В теории выделяют несколько способов определения размера налогооблагаемой базы, некоторые из которых нашли свое отражение и в российском налоговом законодательстве. В частности, выделяют прямой, косвенный (расчет по аналогии), условный (презумптивный) и паушальный. Основным способом определения размера налогооблагаемой базы является прямой способ, в соответствии с которым определяются реальные и документально подтвержденные показатели налогоплательщика. Прямым способом определяется база по большинству налоговых платежей.

 

Метод учета налогооблагаемой базы ― существенный элемент закона о налоге, который представляет собой метод формирования налогооблагаемой базы во времени по конкретному налогу. Традиционно порядок определения налогооблагаемой базы рассматривался как бухгалтерский вопрос. В результате он не нашел отражения в некоторых законах о налогах, что вызывало существенные затруднения при определении налоговых обязательств плательщика. Вместе с тем существует два основных метода учета налогооблагаемой базы: а) кассовый метод учета налогооблагаемой базы, который учитывает момент получения средств и производства выплат в натуре. В соответствии с этим методом, например, доходом объявляются все суммы, действительно полученные налогоплательщиками в конкретном периоде, а расходами – реально выплаченные суммы. Указанный метод называется также методом присвоения, поскольку учитывает только те суммы (имущество), которые присвоены налогоплательщиком в определенной юридической форме, например, получены в кассе наличными, переданы в собственность посредством оформления определенных документов и т. п.; б) накопительный метод учета налогооблагаемой базы: при применении данной разновидности метода учета налогооблагаемой базы важен момент возникновения имущественных прав и обязательств. Так, доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в данном налоговом периоде, независимо от того, получены ли они в действительности. Для определения произведенных затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде, независимо от того, произведены ли по этим обязательствам выплаты. В некоторых случаях закон допускает диспозитивность метода, который должен применяться при исчислении конкретного налога. Например, метод учета налогооблагаемой базы (по «оплате» или по «отгрузке») для исчисления налога на прибыль, НДС, акцизов и других налогов, которые определяются от выручки, устанавливается самим налогоплательщиком.

 

Налоговый период― существенный элемент закона о налоге, который представляет собой срок, в течение которого формируется налогооблагаемая база, окончательно определяется размер налогового обязательства. Необходимость данного элемента закона о налоге определяется, во-первых, тем, что многим объектам налогообложения (получение прибыли, дохода, реализация товаров и т. п.) свойственна протяженность во времени, повторяемость. В целях определения соответствующего результата необходимо периодически подводить итог. Следует различать понятия налоговый период и отчетный период, т. е. срок подведения итогов (окончательных или промежуточных), составления и представления в налоговый орган отчетности. В ряде случаев налоговый и отчетный периоды могут совпадать.

 

Налоговая ставка (норма налогового обложения) существенный элемент закона о налоге, который представляет собой размер налога, приходящийся на единицу налогообложения. В зависимости от формы (денежная или натуральная) выражения налогооблагаемой базы ставки бывают: а) процентные (НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций); б) в твердой денежной сумме (земельный налог); в) кратности к минимальному размеру оплаты труда; г) смешанные, в которых сочетаются денежная и процентная формы.

 

Метод налогообложения― существенный элемент закона о налоге, который представляет собой порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре базовых метода налогообложения: 1) метод равного налогообложения; 2) метод пропорционального налогообложения; 3) метод прогрессивного налогообложения; 4) метод регрессивного налогообложения.

Порядок исчисления налога ― существенный элемент закона о налоге, который представляет собой: а) механизм исполнения обязанности исчислить сумму налога, которая может быть возложена как на налогоплательщика, так на налогового агента или третье лицо. Исчисление налога в рамках одного налогового периода можно осуществлять различными способами. Существуют два основных способа исчисления налога. При некумулятивной системе исчисления налога обложение налоговой базы происходит по частям. Такая система проста, так как не требует ведения сложного учета. К недостаткам относятся необходимость перерасчета налогооблагаемой базы по итогам налогового периода и неравномерное поступление средств в бюджет. Более распространен способ исчисления налога нарастающим итогом (кумулятивная система). Данный способ состоит в определении налогооблагаемой базы и общей суммы льгот на конкретную дату налогооблагаемого периода. Налоговым законодательством РФ предусмотрено применение обоих способов, а также их сочетание. б) порядок уплаты налога – это технические приемы внесения налогоплательщиком или фискальным агентом суммы налога в соответствующий бюджет (фонд), который предполагает определение в налоговом законе следующих вопросов: направление платежа, т. е. вид бюджета или внебюджетного фонда; средства уплаты налога – как правило, налог уплачивается в национальной валюте. Возможны исключения, которые определяются законодательными актами; механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога или на бюджетный счет через банк плательщика и т. п.).

 

Налоговые льготы ― факультативный элемент закона о налоге, который преследует одну общую цель – сокращение размера налогового обязательства налогоплательщика. Реже преследуется другая цель – отсрочка или рассрочка платежа. В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога – предмета (объекта) налогообложения, налоговой базы или окладной суммы – направлена льгота, налоговые льготы могут быть разделены на три группы: а) налоговые изъятия; б) налоговые скидки; в) кредит по налоговым обязательствам.

 

Налоговые изъятия ― это разновидность факультативногоэлемента закона о налоге (налоговая льгота), направленная на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения.

 

Налоговые скидки ― это разновидность факультативногоэлемента закона о налоге (налоговая льгота), которая направлена на сокращение налоговой базы.

 

Общие теории налогов (теории обмена) ― одной из самых первых общих налоговых теорий является теория обмена, которая основывается на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключается в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по защите от нападения извне, поддержанию порядка и т. д. Однако данная теория была применима только в условиях Средних веков, когда за пошлины и сборы покупалась военная и юридическая защита, как будто между королем и подданными действительно заключался договор. В таких условиях теория обмена являлась формальным отражением существующих отношений.

 

Общие теории налогов (атомистическая теория) ― в эпоху Просвещения появляется разновидность теории обмена – атомистическая теория. Ее представителями выступали французские просветители Себастьен Ле Претр де Вобан – («теория общественного договора») и Шарль Луи Монтескье – («теория публичного договора»). Данная теория признает, что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги. Никто не может отказаться от налогов, так же как и от пользования услугами, предоставляемыми государством. Вместе с тем, в конечном счете, этот обмен выгодный, поскольку самое неспособное правительство дешевле и лучше охраняет подданных, чем если бы каждый из них защищал себя самостоятельно. Иными словами, налог выступает платой общества за различные выгоды и мир. Именно таких позиций придерживались английский философ Томас Гоббс, французские мыслители Вольтер, Оноре Мирабо.

 

Общие теории налогов (теория налога как страховой премии) ― в XIX веке складывается теория налога как страховой премии, представителями которой выступили французский государственный деятель Адольф Тьер и английский экономист Джон Рамсей Мак-Куллох. По их мнению, налоги – это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Налогоплательщики, являясь коммерсантами, в зависимости от своих доходов страхуют свою собственность от войны, кражи, пожара и т. д. Однако, в отличие от истинного страхования, налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а чтобы профинансировать затраты правительства по обеспечению обороны и правопорядка. Таким образом, идея страхования, которая лежит в основе рассматриваемой теории, может быть признана только в том случае, когда государство берет на себя обязательство осуществлять страховые выплаты гражданам в случае наступления риска. На основе вышесказанного можно проследить одну важную особенность: во всех случаях речь идет о передаче части своего имущества в пользу государства. Разница лишь в том, с какой целью происходит это отчуждение. В одном случае налог выступает индивидуально безэквивалентным движением денежных средств от индивидуума к государству, причем сначала даже не собственно к государству, а, возможно, к частному лицу, так как сборщики налогов, внеся определенную сумму в казну, стремились к обеспечению прибыльности своей деятельности. Подтверждением данного предположения является система кормлений, а также покупка права сбора налогов у государства частными лицами. Позже передача денежных средств начинает преследовать определенные цели, а именно – покрытие конкретных, объявленных обществу расходов государства. С развитием налоговых теорий целью налогообложения начинает признаваться формирование денежного фонда, используемого государством для выполнения своих функций. Проблема налогообложения всегда была дискуссионной, поскольку затрагивала одно из главных прав человека – право собственности. Люди вынуждены ограничивать себя в свободном распоряжении своим имуществом. В связи с этим у гражданина может возникнуть вполне логичный вопрос: «Не нарушает ли право государства собирать налоги моего права собственности?».

 

Частные налоговые теории (классическая теория А. Смита,
Д. Рикардо, Ж. Б. Сэя и др.) ―
в основе классической теории лежитмодель макроэкономического равновесия (в краткосрочном периоде – условия для совершенной конкуренции). Базовым постулатом этой модели является концепция приоритета предложения как фактора, определяющего спрос через влияние на состояние рынка ресурсов. В основе лежит «закон рынков» французского экономиста Ж. Б. Сэя, сущность которого сводится к следующему утверждению: предложение товаров создает свой собственный спрос, или, другими словами, произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доход, равный стоимости всех созданных товаров, а, следовательно, достаточен для ее полной реализации. Сторонники данной теории считали экономику устойчивой и саморегулируемой системой, в которой рыночное равновесие устанавливается автоматически, путем перемещения производителей в дефицитные отрасли хозяйства. Государство должно лишь обеспечивать экономическое развитие свободного рынка, выполняя возложенные на него функции охраны права собственности. Налогообложение при этом рассматривалось исключительно как способ создания финансовой базы для выполнения этих целей и источник покрытия государственных затрат. В рамках данной теории исследовалась проблема принципов налогообложения, которые не противоречили бы нормальному функционированию экономически свободного предпринимательства.
А. Смит выдвинул четыре принципа налогообложения: 1) Принцип справедливости: налогообложение должно охватывать все структурные элементы сферы общественного производства, а распределение налогового вклада между ними должно соответствовать доходам; 2) Принцип определенности: необходимость заблаговременного и точного извещения субъекта о размере, времени и способе внесения налогового платежа; 3) Принцип удобности: время и способ внесения налогового платежа должны быть максимально удобны субъекту налогообложения; 4) Принцип экономии: техническая сторона уплаты налога должна определяться исходя из минимизации издержек у субъекта налогообложения. Содержание вышеперечисленных принципов свидетельствует о том, что все они ориентированы на создание для хозяйствующих субъектов максимально выгодных условий, несмотря на изъятие у них части дохода. Такой подход актуален в любых исторических условиях, при любой сложности и любом уровне развития народного (национального) хозяйства.

Кейнсианская теория о природе налога ― особенность кейнсианской теории в том, что она отражает элементы анализа общего функционирования экономики, обосновывает важные макроэкономические направления государственного регулирования. Концепция данного учения основана на понятии «эффективного спроса», то есть такого спроса, уровень которого обеспечивает максимально полное соответствие предложению. В отличие от классической школы кейнсианство предполагает, что совокупный спрос создает совокупное предложение. Такая расстановка приоритетов сопровождается основанным на большом и убедительном статистическом материале выводе о том, что свободная (либеральная) рыночная экономика не имеет в своем распоряжении механизма, обеспечивающего равновесие спроса и предложения на уровне полного использования ресурсов, а может достигаться в любом, в том числе кризисном направлении. Термин «эффективный спрос» означает, что последний может быть обеспечен только с участием государства, путем постоянного и целенаправленного регулирования экономики различными способами, в том числе и через систему налогообложения. Сокращение потребительского спроса ведет к невозможности для производителей товара продавать свою продукцию. Производство начинает сокращаться, результатом чего становятся массовые увольнения, и, далее, падение национального дохода в целом и доходов различных социальных групп. Итог – общество становится не богаче, а беднее. В этом и состоит так называемый «парадокс бережливости», когда неоправданно большие сбережения представляют собой пассивный источник дохода и не трансформируются в инвестиции, что определяет необходимость их изъятия (фактически – перераспределения) в форме налогов для возвращения в производственный, экономический оборот. С этой точки зрения именно прогрессивные налоги, действующие по схеме «увеличение/уменьшение дохода – увеличение/уменьшение налоговой ставки», обеспечивают опережение темпов и объемов налоговых поступлений над темпами и объемами дохода, что соответствует, в определенной степени, необходимому инвестиционному перераспределению. В результате объем доходов бюджета в части налогов может формироваться как функция двух аргументов: налоговой ставки и валового национального продукта. Это позволяет за счет прогрессивного налогообложения оперативно реагировать на объективные циклические колебания экономического роста. В этом случае соответствующее уменьшению налоговых поступлений увеличение частных совокупных расходов направлено на компенсацию уменьшения государственных расходов в целом и трансфертов населению в частности. Справедливо и обратное соотношение. Согласно теории Кейнса, налоги действуют в экономической системе как «встроенные механизмы гибкости». Высокие (прогрессивные) налоги, по его мнению, играют положительную роль. Представляя собой неотъемлемую часть бюджета, эта экономическая категория влияет на сбалансированность в экономике. Так, снижение налоговых поступлений уменьшает доходы бюджета и обостряет экономическую неустойчивость. Налоги же как «встроенный стабилизатор» сглаживают этот процесс: во время экономического подъема облагаемые доходы растут медленнее, чем налоговые доходы, а при кризисе налог уменьшается быстрее, чем падают доходы. Тем самым достигается относительно стабильное положение в обществе. Таким образом, налоговые поступления в бюджет не только зависят от величины налоговой ставки, но и связаны с изменениями величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале ставок подоходного обложения. Колебания величин происходят автоматически и более значительны в налоговых поступлениях, чем в уровне доходов. Так, английское правительство успешно применило теорию Дж. Кейнса на практике перед началом Первой мировой войны, когда все силы государства были направлены на развитие военного промышленного производства.

Неоклассическая теория о налоге как финансово-нравственной категории ― данная теория основывается на преимуществе свободной конкуренции, устойчивости экономических, в частности, производственных процессов. Основное отличие от кейнсианской концепции заключается в различном подходе к методам государственного регулирования. Согласно неоклассическому направлению, внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции. Поэтому государственное вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия. Кейнсианская же теория утверждает, что динамическое равновесие неустойчиво, и прямое вмешательство государства необходимо. Дж. Мид, построивший неоклассическую модель, отводил государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая государство дестабилизирующим фактором с безграничным ростом его расходов. Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике центрального банка, не учитывая бюджетной и налоговой политики, неоклассисты полагали, что таким образом будет создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства. В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм.

Налоговая теория А. Лаффера― построив количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета в виде параболической кривой, проф. А. Лаффер[6] доказал, что снижение налогов благоприятно воздействует на инвестиционную деятельность и развитие экономики. «Фундаментальная идея, лежащая в основе кривой…, – отмечал он, – заключается в том, что чем выше предельные налоговые ставки, тем более сильный побудительный мотив будет у индивидуумов для уклонения от них. Люди работают не для того, чтобы платить налоги. Чистый, за вычетом налогов, доход определяет, работает ли данный человек или сидит…»[7]. Так, если предприниматель не видит перспективы получения прибыли или «если же успешное функционирование рынка будет сталкиваться с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов… то экономическая активность будет падать»[8] и вовлечение предпринимателя в производство – пустая затея, т. е. заинтересованность хозяйствующих субъектов, по мнению А. Лаффера, является движущей силой процветающей экономики. Рост налоговых ставок лишь до определенного предела поддерживает рост налоговых поступлений, затем этот рост немного замедляется, и далее идет либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение. Когда налоговая ставка достигает определенного уровня, губится предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к расширению производства, вследствие чего часть налогоплательщиков переходит из «легального» в «теневой» сектор экономики. По теории А. Лаффера, развитие теневой экономики имеет обратную связь с налоговой системой[9], т. е. увеличение налогов увеличивает размеры теневой экономики, легальное и нелегальное укрытие от налогов, при котором большая часть имеющегося дохода не декларируется. Предельной ставкой для налогового изъятия в бюджет
А. Лаффер считает 30% суммы доходов, в границах которой увеличивается сумма доходов бюджета. При 40-50%-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, сокращаются сбережения населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании экономики и сокращение налоговых поступлений. При определении размера налоговых ставок необходимо также учитывать временной фактор. Так, если сравнить кривую Лаффера в краткосрочной и долгосрочной перспективе, то результаты наблюдения окажутся различными. В долгосрочной перспективе налоговая ставка, выше которой нет смысла поднимать планку, оказывается на более низком уровне, нежели в краткосрочном периоде. Некоторыми аспектами этой теории воспользовалось правительство США при проведении налоговой реформы в 20-е – 60-е гг. XX в., затем, с учетом новых разработок, – в 80-е гг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.