Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод социометрических измерений




Другие источники др. (укажите какие)

Из разговоров с разными людьми Л

Из разговоров с друзьями Д

В семье (из разговоров с родными) С

Прослушивание радиопередач Р

Запишите оценки в третью колонку таблицы результатов № 1

Таблица результатов № 1

Область интересов Степень интереса (от 5 до 1 балла) Уровень знаний (от 5 до 1 балла) Основной источник информации (обозначение)
1. Астрология, гороскопы, гадание      
2. Астрономия, космонавтика      
3. Бизнес (коммерция)      
4. Военные проблемы, армия      
5. География      
6. Детективы      
7. Домашние животные      
8. Жизнь выдающихся людей (лидеров, звезд)      
9. Жизнь ровесников      
10. Здоровье, медицина      
11. Изобразительное искусство      
12. Иностранный язык      
13. История      
14. Кино (видео)      
15. Классическая музыка      
16. Классическая лит-ра      
17. Коллекционирование      
18. Компьютерные игры      
19. Компьютеры (информатика)      
20. Криминалистика, расследования      
21. Любовь      
22. Математика      
23. Мода      
24. Общественная жизнь      
25. Поэзия      
26. Природа      
27. Проблемы общения      
28. Секс      
29. Сельское хозяйство      
30. Семья      
31. Сказки      
32. Современная музыка      
33. Спорт, физкультура      
34. Таинственные случаи      
35. Техника, конструирование      
36. Туризм, путешествия      
37. Фантастика, приключения      
38. Физика      
39. Химия      
40. Экология      
41. Экономика      

Г. В следующем задании оцените степень Вашего доверия к перечисленным источникам информации:

«5» – полностью доверяю

«4» – доверяю, за редким исключением

«3» – верю в половине случаев

«2» – чаще не верю, чем верю

«1» – совершенно не верю

Запишите свои оценки в таблицу результатов № 2.

 

 

Таблица результатов № 2

Источник получения информации Степень доверия (от 5 до 1 балла)
1. Собственный опыт  
2. Школа (объяснения учителя)  
3. Книги, журналы, газеты  
4. Кино- и видеофильмы  
5. Телепередачи  
6. Радиопередачи  
7. Семья (разговоры с родными)  
8. Разговоры с друзьями  
9. Разговоры с разными людьми  
10. Другие источники  

 

Смысл социометрического метода заключается в выборе из членов группы партнеров для совместной деятельности в заданных условиях. Осуществляемый выбор показывает, кому из членов группы отдается предпочтение и отмечается ли при этом взаимность. Статистический анализ данных позволяет выявить некоторые количественные характеристики, такие как: взаимность выбора, устойчивость межличностных отношений, степень удовлетворенности каждого ученикаи класса в целом.

Проведение социометрического исследования:

1. Определение критерия выбора. В зависимости от задачи студент определяет критерии для оценки межличностных связей. Критерии выбора – вопросы о желании человека совместно с кем-либо участвовать в совместной деятельности. Часто успех изучения взаимоотношений зависит от правильногоподбора этих критериев. Различаются сильные (общие) и слабые (специфические) критерии выбора. Чем важнее для человека деятельность, длякоторой производится выбор партнера, чем более длительное и тесное общениепредполагает она, тем сильнее критерий выбора. Так, для ученика вопрос «С кем ты хочешь сидеть за одной партой?» несравненно более значим,чем вопрос «С кем ты хочешь пойти сегодня в кино?». Следовательно,первый вопрос – это сильный критерий, а второй – слабый. В исследовании должны сочетаться вопросы разных типов.

Кроме того, студент должен раскрыть мотивы выбора партнера для совместной деятельности. Для этого необходимо попросить обосновать свой выбор (устно – при индивидуальной форме проведения исследования и письменно – при групповой).

2. Число выборов. Все участники исследования должны назвать одинаковое количество партнеров. Определение количества выборов зависит от возраста испытуемых. Обычно вполне достаточно трех выборов.

3. Форма проведения. Можно применять групповые и индивидуальные формы исследования. Это зависит, прежде всего, от возраста испытуемых. Начиная с третьего класса допустима групповая форма проведения исследования.

4. Процедура проведения. При групповой форме проведения исследования (начиная с 3-го. класса общеобразовательной школы) испытуемым раздаются листы бумаги и предлагается подписать свой листок. Студент зачитывает вопрос и предлагает написать на листке фамилии выбранных одноклассников, рядом с каждой из которых необходимо отметить мотив выбора. При индивидуальной форме проведения исследования (в 1 и 2 классах общеобразовательной школы) студент должен провести беседу с каждым учеником класса, в которой он выясняет фамилии выбранных одноклассников и мотивы их выбора.

5. Обработка полученных данных. Данный метод может принести пользу лишь тогда, когда результаты представлены в виде таблиц и чертежей.

Составление социометрической матрицы. Для составления матрицы следует расположить фамилии всех испытуемых по алфавиту и присвоить каждому порядковый номер. По вертикали располагаются те, кто выбирают партнера для совместной деятельности, по горизонтали располагаются те, кого выбирают. Таким образом, получается таблица, в которую необходимо занести данные исследования. Ниже помещена примерная матрица, на которой удобно проиллюстрировать принципы ее использования. После заполнения матрицы, необходимо выявить взаимные выборы, которые в матрице обозначаются кружком, затем подсчитать сумму полученных выборов каждым испытуемым (по вертикали) и сумму взаимных выборов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.