Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Д. Философия марксизма




К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895) – основатели философии, впоследствии названной диалектическим и историческим материализмом. Новая философия формировалась в процессе критики философских систем Гегеля и Фейербаха. В числе важнейших принципиальных и специфических для марксистской философии положений можно обозначить следующие.

1. Принцип связи философии с общественной практикой. Философия – не абстрактные созерцания и умозрения, а средство решения злободневных социальных проблем. Маркс называл это «обмирщением» философии. «Философы до сих пор лишь объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы изменить его» (К. Маркс и Ф. Энгельс. – Соч., т.3, с. 3).

2. Сознательное обращение к обоснованию мировоззрения рабочего класса, который с начала XIX века выделяется из недр «третьего сословия» и приходит к активной политической жизни. В своем стремлении к обоснованию собственного мировоззрения он не может опереться ни на одну из существующих философских систем. Маркс и Энгельс по заказу идеологов этого класса создают новую философию, обосновывающую его мировоззрение («Манифест коммунистической партии». Соч., т. 4).

3. Получившаяся философия – не плод досужих измышлений двух частных лиц, не периферийно-маргинальная доктрина, как это до сегодняшнего дня представляют противники марксизма. Диалектический материализм не только с самого начала находился на высоте достижений всей мировой философии и естествознания, но и остается вершиной ее исторического развития, не достигнутой до сих пор ни одной из широко распространенных сегодня доктрин (позитивизм, экзистенциализм, феноменология, герменевтика, прагматизм, кантианские школы, гегельянские школы и др.). Это историческое место диалектического материализма достигается благодаря успешному решению ряда «вечных» философских проблем. Среди них следующие.

4. Соединение материализма и диалектики. Более двух тысяч лет в мировой философии были и материализм, и диалектика, но не было их соединения в одной философской системе. В результате этого соединения по существу был спасен материализм, не способный до этого объяснить сложные процессы активности человеческого сознания, человеческой личностной универсальности, возникновения сознания, исторического развития человечества и многие другие. Более того, была спасена и диалектика, до тех пор «упакованная» только в идеалистические системы Платона, христианского богословия или гегелевского абсолютного идеализма. Благодаря марксизму диалектика сохранена до наших дней, поскольку ни одно другое философское учение сегодня не признает ценности диалектики и не использует ее в своих построениях.

5. Положительное решение проблемы прогресса. Диалектика – учение о целостности, системности мира и о его (в том числе и общества) саморазвитии. Эта мысль доводится до идеи прогресса. Это делает диалектику «алгеброй революции» (А. И. Герцен), теоретическим обоснованием права человечества на бесконечное самосовершенствование. Именно это последнее отрицает вся сегодняшняя немарксистская философия. Социальный заказ консервативных и реакционных слоев общества на такую философию более чем очевиден.

6. Диалектико-материалистическое понимание истории (общества). Марксистская философия вовсе не отрицает реальной роли идеального фактора социальных процессов. («Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами» – К. Маркс). Она только заявляет, что эти «идеальные побудительные мотивы» порождены не богом и не антропологически понятой «природой человека», а материальными, бытийственными социальными процессами (Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» – Соч., т. 21, с…) «Общественное бытие порождает общественное сознание», которое, по триаде Фихте – Гегеля (самопорождение предмета через порождение им своей противоположности), порождает общественное бытие. Без понимания сути диалектики этой триады не понять.

7. Диалектико-материалистическое понимание общества реализуется в двух основополагающих социально-философских категориях: «общественное бытие» и «общественное сознание» и разработке диалектики их взаимодействия. Эти категории – специфически марксистские, ни одна другая философская система ими, и, особенно, диалектикой их взаимосвязи, не пользуется. В результате у всех у них получается чаще всего плоское субъективно-идеалистическое понимание общества и происходящих в нем личностно-духовных процессов.

8. Диалектико-материалистическая трактовка общества (истории) реализуется также в категории общественно-экономической формации и вытекающих из нее категорий способа материального производства, производительных сил и производственных отношений, ступенеобразного и скачкообразного, обусловленного сменой способов производства, развития общества. Всякая смена одного способа производства другим представляет собой социальную революцию, имеющую объективные (экономические) предпосылки и субъективные, сознательно-волевые факторы. История представляется выпуклым, многомерно обусловленным динамичным процессом прогрессивного развития общества.

Вся господствующая сегодня философия не признает и не использует марксистские категории формационного цикла. Восстанавливаются субъективно-идеалистические идеи Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби о «цивилизациях», существование и смена которых обусловлены только духовно-идейными факторами.

9. Важным достижением социальной философии марксизма является материалистическое понимание проблемы антропосоциогенеза и возникновения человеческого сознания. Преодолением фейербаховского антропологизма (биологизаторской трактовки возникновения сознания) в этих вопросах марксизм задал такую высокую планку научности, которой не достигла до сих пор вся современная «философская антропология (в лице М. Шелера, Х. Плесснера, А. Гелена и др.). Человечество возникает не в результате попыток решения предлюдьми биологических задач выживания новыми социальными способами, а в результате формирования нового уровня организации материи – общества, требующего для своего воспроизводства новых, сверхбиологических способов и мотивов поведения «животных». Труд в этой связи – не средство биологического выживания, а цель человеческого (человечного, социального) бытия людей. Потребность в труде как средстве поддержания социальности – это первая и фундаментальная (сущностная) человеческая потребность.

10. Одновременно человеческое сознание – не результат развития заложенных природой «задатков», «диспозиций» и «талантов», а вкладываемые обществом идеи и представления, нужные обществу. Идеальное мышление человека – это не «еще один способ» борьбы с «агрессивной средой», а считывание человеком идеальной информации, заложенной в предметы, созданные другими людьми (обществом) для человеческого (не биологического!) использования. Идеальное – это социальная картина предмета, результат обнаружения человеком другого человека и представляемого им общества и в результате – инструмент поддержания общественного состоянии, а не биологического выживания (см. работу Э. В. Ильенкова «Проблема идеального» – Вопросы философии, 19…№…).

11. Важной (важнейшей, целевой, как и любой другой философии) проблемой диалектического материализма является проблема человека, человеческой индивидуальности, личности. Общим местом, штампом всей враждебной марксизму философии является обвинение его в «забвении человека», в грубом «экономическом детерминизме» в трактовке человеческой индивидуальности и т.п. Но все эти обвинения – исключительно митинговые, не подкрепляемые конкретными ссылками на марксистские тексты. Чтобы здесь не утруждать читателя освоением «духа» «Капитала» и всех других работ классиков марксизма, отсылаем его к «Экономически-философским рукописям 1844 года» К. Маркса. Здесь двадцатишестилетний мыслитель, используя диалектику Гегеля, исследует категории отчуждения и условий его снятия, свободы и путей ее осуществления в индивидуальной человеческой жизни, природной обусловленности и социальной сущности человека, диалектики его индивидуальности и универсальности, метафизики его бытия, понятой как способность преобразовывать мир не по-животному – по мере своей потребности в нем – а «по мере самих предметов», то есть «по законам красоты». Здесь вводится понятие личности как универсализации человеческого бытия, как результата подключения индивидуального человека к процессам «становления субстанции субъектом», к процессам становления общества как «осуществленного гуманизма природы» и одновременно «воскресения природы» – то есть доведения ее до уровней, не достижимых ею самой без творческой активности человека (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. – Соч., т. 42, с. 118 -119 и др.). Проблема человека, личности решается здесь как диалектика единичного и общего, целого и частей, не допускающая абсолютизации ни того, ни другого. Тогда как во всех современных доктринах (вплоть и до сегодняшнего дня, через почти двести лет после Маркса) вопрос по-прежнему решается как однозначное саморазвитие человеческой антропологически заложенной «самости», которой противостоит агрессивная и чуждая «система» общества (философская антропология, экзистенциализм, феноменология, «гуманистическая психология» и др.). Нет диалектики – нет и адекватной столь сложному и противоречивому предмету научности.

Эти и другие принципиальные положения диалектического материализма образуют методологическую основу для экономической и политической доктрин марксизма, которые будут рассматриваться в соответствующих учебных курсах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.