Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б. Проблема сознания в истории философии




А. Философское определение сознания

Тема 3. 3. Философия сознания

Объективный идеализм (Платон, Гегель, христианство) представляет индивидуальное человеческое сознание как часть (проявление, эманацию, порождение) абсолютного, бессубъектного, чистого (божественного) сознания (духа). Подчеркивается его творческая активность, первичность по отношению к материальному миру: абсолютное сознание творит весь мир, человеческое – отдельные предметы. Субъективный идеализм (Сократ, Кант, современная философская феноменология) представляют сознание врожденным, априорным, порождаемым самим субъектом. Подчеркивается свобода человеческого воображения, творения человеком идеальных образов и на этой основе – свобода организации собственной жизни («Человек – кузнец своего счастья», абсолютная свобода Н.А. Бердяева и т. п.). Механический материализм (Локк, Фейербах) сводит сознание к процессу и результатам отражения – знаниям, образам, которые представляются зеркально-пассивными. Такой материализм называют созерцательным. Каждое из этих определений обнаруживает в сознании его реальную сторону, но, пользуясь лишь формальной, однозначной логикой, абсолютизирует это свойство. Возникает потребность синтезировать достоинства этих трактовок в соответствии с реальной противоречивостью явления сознания. Эту работу выполняет диалектический материализм, согласно которому сознание – это высший уровень духовной активности человека как социального существа. Сознание представляет собой отражение реальности с целью создания активным социальным субъектом идеальных образов несуществующих в мире предметов, образов, способных стать основой преобразующей мир деятельности человека. Важ­нейшей функцией сознания, делающей его собственно человеческим, является не собственно отражение (таковое имеется и у животных), а именно мысленное построение действий и пред­видение их последствий, организация практики и самоконтроля. Идеализм рассматривает созна­ние как первичную данность, материализм – как свойство высокоорга­низованной материи.

 

В античной философии впервые разделил сферы сознания и бытия Сократ. Платон придал статус бытия идеальным сущностям, понятиям, онтологизировал их. Аристотель впервые преодолел тысячелетние представления о субстанциальности сознания («души»). Душа (сознание) не некая духовная субстанция, которая может входить в тело или покидать его. Сознание – это свойство, функция тела, нет тела – нет и души. Человеческое сознание – свойство сложного человеческого «тела», более низко организованные тела (животные, растения, неорганические предметы, например, железный топор) тоже обладают «душой» (то есть, способностью к выполнению некоторых функций). Субстанциальное понимание сознания не преодолено до сих пор не только в массовом сознании (большинство человечества – религиозно мыслящие люди), но и во многих философских учениях.

Христианские мыслители Средневековья считали носителем сознания нематериальную душу, являющуюся частью Божественного разума. В рамках христианства возникает идея активности души: через внимание к своему внутреннему миру и таинство исповеди формируется практика самоанализа, самосознания (Августин), получившая затем развитие в философии Нового времени (Декарт).

Немецкий классический идеализм показал различные уровни организации сознания, его активность, конструктивный характер, историзм, взаимосвязь чувственного и рационального, индивидуального и соци­ального. Марксизм подчеркивает социальную природу сознания, первич­ность общественного бытия по отношению к общественному и индивидуаль­ному сознанию. Опираясь на теорию Дарвина, Ф.Энгельс создал трудо­вую концепцию происхождения сознания.

Если Маркс указывал на социальные детерминанты сознания, то Фрейд – на биологические, то есть сферу инстинктов или бессознательного: Сверх-Я, Я и Оно. «Я – не хозяин в своем собственном доме».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.