Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человека как вида




Система ценностей

В. Смысл жизни как интегральная

Если животные в своей жизнедеятельности руководствуются инстинктами, то человек, наделенный сознанием, пытается осмыслить цели и назначение своего существования. В процессе этого осмысления на базе интеграции всех ценностных отношений к миру, обществу, другим людям формируются представления о смысле жизни. В истории философии и культуры можно встретить различные точки зрения на смысл челове­ческого бытия:

1. Реализация природной программы: человек стремится реализовать свои инстинкты: выживания, питания, размножения, т.е. поддерживать свою жизнедеятельность и вырастить потомство. Эту по­зицию можно принять за основу человеческого бытия, но плохо, если смысл жизни ограничивается этой основой.

2. Получение максимума чувственных удовольствий. Гедонизм. В частности, сюда можно отнести вульгаризированный эпикуреизм (но не позицию самого Эпикура). Порочная точка зрения, так как приводит к пресыщению и разочарованию, а также утрате духовного и физическо­го здоровья.

3. Мистические концепции служения Богу и в перспективе слия­ния с ним. Здесь происходит фактически полная замена земной несом­ненной реальности реальностью проблематичной.

4. Служение какой-либо сверхличной, но земной идее, цели: народу, партии, классу. В социальном плане такая позиция может быть весьма конструктивной.

5. Смысл жизни в раскрытии своего умственного и физического потенциала, реализация собственных сущностных сил. Позиция весьма конструктивная, но имеется опасность эгоистического противопостав­ления другим людям.

6. Смысл жизни в самой жизни, это как бы общее, относящееся ко всем людям. В то же время смысл жизни индивидуален и он определяется самим человеком, достигшим социальной зрелости.

7. Смысл жизни человека – в возвышении им своего бытия до уровня осуществления своей человеческой сущности, которая заключается в выходе общества из-под власти биологических закономерностей и поднятии всей природы на уровни, недостижимые ею самой, без человека (Ф. Шиллер, Г. Гегель, К. Маркс).

Есть и другие подходы к решению этого вечного вопроса.

 

Г. Научно-технический прогресс и перспективы

По многим показателям человечество как вид прогрессирует, растёт его численность, расширяется ареал обитания, наука и техника позволяют раскрыть его потенциальные возможности. Обратная сторона медали состоит в том, что развитие промышленных технологий, агротехники, медицины нередко подрывают биологические основы вида homo sapiens, нарушается генофонд, человечество становится всё более зависимым от комфорта, система прививок разрушает естественный иммунитет. Много проблем порождают трансплантология, вмешательство в генетический код, употребление в пищу генетически измененных продуктов. Ученые отмечают пагубное воздействие на личность новейших технологий СМИ, компьютерную зависимость. Таким образом, в отношении существования вида homo sapiens прогресс науки и техники предстаёт двуликим Янусом. (См. книгу Ф. Фукуямы «Наше постчеловеческое будущее». М., 2003).

 

РАЗДЕЛ VIII. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 

 

Авторы решили не помещать в данном пособии изложение данного раздела, поскольку кафедра готовит специальные разрабтки его проблематики применительно к специальностям каждого факультета.

 

 

Вместо обширного списка рекомендованных учебников и философской литературы отсылаем студентов и всех интересующихся к последнему изданию Рабочей тетради по философии (Философия. Рабочая тетрадь) составители И.П. Березовская, В.П. Горюнов, В.К. Гавришин, В.А. Гура, А.С. Сафонова, О.Д. Шипунова. Под. ред. В.П. Горюнова. СПб: Изд-во Политехн. Ун-та, 2010, 114 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.