Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил




Программно-целевое деление Российской Федерации

Программно-целевое деление Российской Федерации связано с реализацией принципов программно-целевого управления экономикой страны и ее отдельных регионов. Программно-целевое региональное деление может быть двух типов:специальное или проблемное и общее или комплексное. К первому типу относятся территории в пределах которых реализуются целевые программы различных уровней – федерального, регионального и местного.

Ко 2 типу программно-целевых регионов относятся территории с особым статусом, такие как ТПК, СЭЗ, ЗАТО, ЗЧЭС (закрытые чрезвычайные экологические ситуации)

В условиях социально-экономического кризиса особым объектом государственного регулирования становятся проблемные регионы и территории. К проблемным относятся регионы и территории, имеющие важное народно-хозяйственное значение, где на фоне общего социально-экономического кризиса имеется особо острая доминантная проблема, решение которой не может быть осуществлено традиционными методами без прямого или косвенного участия государства. Основными типами проблемных регионов являются отстающие, депрессивные, кризисные, а также регионы особого стратегического значения.

К отстающим относятся регионы, характеризующиеся слабым развитием собственной экономической базы, низкими душевыми доходами населения, недостаточно развитым производственным и финансовым потенциалом.

К депрессивным относятся регионы, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но в результате структурного кризиса характеризуются устойчивым снижением производства и реальных доходов населения, а также растущей безработицей.

Кризисными являются регионы с экстремальным характером экономических, социально-политических и эколого-природных процессов.

К группе регионов особого стратегического значения относятся регионы крайнего Севера, Дальнего Востока, Калининградской области и регионы, граничащие с республиками бывшего СССР. Основным способом комплексной государственной поддержки и участия государства в реабилитации проблемных регионов и территорий являются федеральные целевые программы. Федеральная целевая программа – увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и др мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития.

Обобщенная региональная структура РФ представляет собой сочетание 4 рассмотренных принципов официального деления РФ. На территории РФ выделяются следующие территориально-экономические образования: 2 эк зоны- западная и восточная; 4 экономические субзоны – Центр, Урал, Сибирь, Дальний Восток; 7 мегарегионов (федерального округа), 11 эк районов, 83 субъекта РФ и более 2000 муниципальных образований. Объектами государственного регионального управления являются отдельные составляющие региональной структуры РФ, экономические регионы различного уровня. Элементарными территориально-экономическими образованиями (таксономическими единицами регионального деления) являются районные и городские муниципальные образований.

Экономическое районирование не застывший процесс, он может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Формирование в ряде крупных экономических районов программно-целевых ТПК может привести к разукрупнению экономических районов. Идет процесс развития программно-целевых ТПК — Тимано-Печорского, Западно-Сибирского, Канско-Ачинского, Саянского, Южно Якутского. Они формируются на базе уникальных природных ресурсов каждой территории.

 

Закономерности размещения производительных сил в регионе отражают наиболее общие пропорции между производительными силами территорий.

Специальное выделение раздела о закономерностях, принципах и факторах размещения производительных сил не является совершено случайным. Рациональное размещение произво­дительных сил в регионах позволяет обеспечить большую эффектив­ность производства, обеспечить рациональную занятость населения, получать максимальную прибыль при рациональном использовании природно-ресурсного потенциала, сохранении и улучшении экологических условий жизни населения. Особенно большое значение имеют ком­плексное использование природных ресурсов, внедрение безот­ходных или ресурсосберегающих технологий при переработке сырья. При размещении производства в условиях отсутствия диктата с чьей-либо стороны (имеется ввиду система государственного или местного управления) особое значение имеют структурная перестройка всей системы экономических и социальных отношений, большая ориентация экономики не только на экономический, но социальный эффект, вы­равнивание уровней экономического развития отдельных ре­гионов РФ. Совершенствование территориальной структуры хозяйства, обеспечение рационального сочетания экономиче­ского и социального развития каждого субъекта федерации, региона, национальных образований (республик и автономных округов) должны быть направлены на улучшение их взаимодей­ствия в хозяйственном комплексе России, комплексность их развития, формирование территориально-производственных комплексов и промышленных узлов, рациональное освоение их природных и экономических ресурсов.

К важнейшим закономерностям размещения производства могут быть отнесены следующие:

• рациональное размещение произ­водственной базы;

• комплексное развитие экономических районов;

• территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий:

• выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.

Рациональное размещение производства означает в конечном счете экономию совокупных затрат на производство и реализацию продук­ции.

На рациональное размещение производства оказывает влияние огромное число факторов. Назовем наиболее важные на наш взгляд: характеристики материалоемкости и энергоемкости продукции; трудоемкость производства; габаритно-весовые характеристики продукции; особые требования к безопасности и экологичности; особые требования к квалификации трудовых ресурсов в процессе производства; экономическая безопасность региона.

Высокая удельная материалоемкость продукции предполагает приближение производства к источникам сырья и сырьевым базам. При этом, кроме того, необходимо учитывать стоимость единицы сырья или материального ресурса. При большой стоимости единицы обычно этот фактор может не учитываться из-за низкой стоимости транспортной составляющей. Однако из этого правила существуют исключения. Например- нефтехимические производства, как правило, отнесены от источников добычи нефти и газа достаточно далеко, но это стало возможно за счет существования системы трубопроводного транспорта.

Высокая энергоемкость производства продукции требует в свою очередь их приближения к источникам дешевой электроэнергии. Однако и в этом случае существуют исключения из правил за счет существования атомной энергетики.

Одним из важнейших условий рационального размещения производства являются создание системы кооперации, причем как производства, так и труда.

Очень важным в системе рационального размещения производства является внедрение ресурсосберегающих технологий.

Комплексное развитие экономических районов требует сочетания различных отраслей производства и сферы услуг.

Кроме того, комплексность предполагает использование различных форм собственности на предприятиях, выпускающих продукцию и оказывающих услуги. Это позволит создать конкурентную среду, а, следовательно, в конечном счете понизить цены на товары и услуги.

Комплексное развитие требует развития специализации экономических районов как предметной, так и технологической. Это позволит максимально концентрировать технологические переделы по переработке материалов и сырья и снизить затраты на единицу продукции и услуги.

Комплексность экономики регионов, предполагает укрепление экономических связей как между отраслями производства товаров и услуг, так и между предприятиями различных отраслей, а, следовательно - систему отраслевой, межотраслевой, региональной и межрегиональной кооперации.

Все экономические районы имеют свойственные только им ресурсно-производственный потенциал, экономические и социальные условия, которые в конечном счете определяют его экономический профиль и специализацию. Экономический район представляет собой хозяйст­венный комплекс, целостную территориально- хозяйственную и социальную системы.

В России сложилась система территориально-производственных комплексов различных рангов и типов. В настоящее время идут процессы создания и развития единого хозяйственного ком­плекса на основе межотраслевых комплексов (топливно-энергетического, машиностроительного, химического, строительного, лесного, агропромышленного и других), а также республиканских и региональных комплексов.

Территориально-производственный комплекс — это сочетание производств и пред­приятий экономически и технологически связанных и взаимодополняющих отраслей.

Территориальное разделение труда между регио­нами и в пределах их территорий является необходимым услови­ем рационального размещения производства в условиях социальной экономики. Для России с ее огромной территорией, богатейшим и разнообразным ресурсно-производственным потенциалом эта закономерность играет существенную роль.

Все регионы России имеют различ­ные экономические, ресурсно-производственные и исторические усло­вия и особенности и уровни социально-экономического развития. Поэтому каждый регион формирует свою, присущую толькоему специализацию экономики и на основе экономических и производственных связей обменивается результатами труда с другими регионами.

Исторически сложившиеся общероссийские металлургиче­ские базы в Центральном, Уральском и Западно-Сибирском районах в ближайшей перспективе сохранят специализацию и будут поставлять свою продукцию на рынок других регионов. Создание новых производственных баз требует огромного количества финансовых и материальных ресурсов, что в настоящее время невозможно.

Другой пример исторической и производственно-ресурсной специализации может быть определен на примере создания и развития нефтегазового комплекса. К концу 20 века в России сформировались производственные базы в Западной Сибири, на Урале, Поволжье, Северном районе. В то же время они являются, на сегодняшний, день одними из крупнейших потребителей, как производственных, так и личных. Как правило, предприятия нефтегазового комплекса являются одними из градообразующих и приносят основную долю налоговых и неналоговых поступлений в бюджеты регионов. Следовательно, работники этих предприятий являются в тоже время покупателями различных товаров и услуг. В свою очередь, расширение производства на предприятиях этого комплекса требует расширения объемов производства товаров, необходимых для производственного потребления. В некоторых случаях они являются единственными источниками развития предприятий машиностроительного комплекса и других смежных отраслей.

На современном этапе экономического развития, особенно важно дальнейшее со­вершенствование системы разделения труда между регионами путем их производственной кооперации и согласования их трудовых усилий, рационального сочетания интересов государства с интересами каждого региона или республики. Вопросы создания новых крупных хозяйст­венных объектов требуют рассмотрения в масштабе всех субъ­ектов РФ, утверждения специальных экономических и социальных программ.

Территориальное разделение труда и рациональная специализация регионов и комплексов внутри них будет спо­собствовать повышению уровня социально-экономического развития, не­обходимому расширению производства, созданию новых рабочих мест, повышению налогооблагаемой базы региональных бюджетов и ликвидации социальной напряженности.

Выравнивание уровней экономического и социального развития регионов. Эффективное развитие экономики не может осуществляться без вы­равнивания уровней социально-экономического развития регионов страны. Личное потребление и рост личных доходов граждан является основным источником развития любой экономики, поэтому эта закономерность размещения производительных сил может быть отнесена к одной из определяющих в современных условиях.

В начале 90-х годов отдельные террито­рии России, республики, автономные округа, регионы находились на разных уровнях социально- экономического развития. Выравнивание уровней социально-экономического развития регионов является одной из важнейших закономерностей размещения производства, важным фактором ускорения темпов развития не только наиболее отсталых территорий, но и страны в целом. Различия в уровнях социально- экономического развития ведут к значительным миграциям трудовых ресурсов и наиболее активной части населения. Миграция трудовых ресурсов в другие регионы ведет к тому, что регионы- иммигранты развивают свое производство, а, следовательно, и личное потребление. Производство в экономически слабо развитых или кризисных регионах не имеет экономических стимулов к развитию, следовательно, это ведет к еще большему сокращению доходной части бюджета региона. Кроме того, это ведет к еще большим диспропорциям и, в конечном счете, к повышению социальной и национальной напряженности.

В настоящее время при общем падении уровня, жизни по всей территории страны выделяются регионы, которым в первую очередь должно быть уделено, внимание правительства России. В этих регионах постоянно возникают очаги напряжен­ности, способные дестабилизировать ситуацию во всей России. Это требует выделения дополнительных средств из бюджета страны для выравнивания уровней социально-эконо­мического развития этих регионов, формирования и реализации комплексных целевых про­грамм.

Решение проблем некоторых народов возможно на основе проведения специальной государ­ственной политики, главной целью которой является выравни­вание уровней, преодоление социально-экономического и культурного отставания, достижение принципиально нового качественного улучшения условийих среды обитания.

Закономерности размещения производитель­ных сил, являясь отражением объективных законов развития эко­номики, действуют не изолировано друг от друга, а только во взаимосвязи и в комплексе.

Как известно, кроме общих законов развития сложных социально-экономических систем действуют и конкретные. Наряду с закономерностями размещения производительных сил большое значение имеют и принципы размещения - кон­кретные принципы пространственного размещения произ­водства в различные периоды социально-экономического развития страны.

Принципы могут рассматриваться как методы хозяйст­вования.

Принципы размещения производства экономики представляют собой основные, исходные научные по­ложения, которыми руководствуется государство в своей социальной и эконо­мической политике.

Принципы размещения производительных сил формируются и уточняются на базе изучения и использования опыта и моде­лей развития экономики в отдельных странах. В настоящее время могут быть выделены следующие принципы:

• приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления;

• первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов природных ресурсов;

• оздоровление экологической обстановки, принятие эф­фективных мер по охране среды обитания и рациональному природопользованию;

• использование экономических и социальных выгод международного разделения труда.

Приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления решает про­блема сокращения нерациональных транспортных потоков, снижения совокупных затрат труда в целом и по всем стадиям и переделам производства, повышения экономической и социальной эффективности.

Особенно важным является приближение энергоемких производств к источникам топлива и энергии, например цветной металлургии (производств алюминия, магния) или отраслей химической промышленности.

К источникам сырья обычно приближают материалоемкие производства, например, черная металлургия, тя­желое машиностроение.

Производство продукции отраслей легкой и пищевой промышленности размещают в районах потребления.

Наукоемкие отрасли – обычно размещают в районах, обеспечен­ных квалифицированными трудовыми ресурсами и развитой научно- испытательной базой.

При размещении отдельных отраслей в зависимости от ресурсных факторов следует выделять отрасли, тяготеющие к источникам сырья. К такой группе отраслей могут быть отнесены все от­расли добывающей промышленности: нефтяная, угольная, га­зовая, добыча железных руд и руд цветных металлов, отрасли лесной промышленности. Вместе с тем к источникам сырья могут тяготеть и отрасли обрабатывающей промышленности: черная металлургия (особенно ее первичные стадии передела), произ­водство минеральных удобрений и др.

Но эта классификация может быть использована лишь на самом начальном этапе формирования программы размещения производительных сил. На последующих этапах следует учитывать всю слож­ность системы размещения любой отрасли хозяйства и предусматривать совокупность целого ряда взаимосвязан­ных принципов.

Научно обоснованный учет принципов с расчетами сравнительной стоимости и эффективности каждого фактора позволит рационально разместить отдельные производства, отрасли илиже группу отраслей. Для этого необходимо формирование нескольких вариантов и моделей размещения повсем отраслям с учетом совокупности принци­пов размещения и сравнительной экономической эффективно­сти для последующего выбора наиболее оптимального из них.

Рассмотрим влияние различных принципов на развитие и размещение отдельных отраслей.

Сырьевой принцип является, как уже отмечалось выше, важнейшим при размещении отраслей добывающей промышлен­ности и ряда отраслей обрабатывающей промышленности.

Среди отраслей обрабатывающей промышленности высокой материалоемкостью выделяются: черная металлургия с полным металлургическим цик­лом (производство чугуна, стали, проката); производство минеральных удобрений; гидролизная про­мышленность; целлюлозно-бумажная; производство строительных материалов и др. В этих отраслях на 1 физическую единицу производимой продукции обычно расходуется от 2 до 5 единиц сырья и материа­лов. Кроме того, необходимо отметить разнообразие исходных материалов и сырья для производства, что достаточно редко встречается в одном месте это, в свою очередь, предполагает осуществление большого количества и объема перемещения грузов между различными пунктами. Кроме того, следует также учитывать большой объем производства, что ведет к очень большим издержкам на их транспортировку к потребителю. Отрасли с большим удельным рас­ходом сырья на единицу продукции называют материалоемкими. В некоторых случаях транспортный фактор играет ведущую роль. Так например, в Нижегородской области в г. Бор расположен крупнейший в России завод по производству технического стекла, который обеспечивает все российские автозаводы автомобильными стеклами. Хотя в ближайшей местности отсутствует сырье для производства стекла. В этом случае решающую роль сыграла близость дешевых транспортных путей- водных (Волга) и железнодорожных.

Топливно-энергетический принцип является одним из важ­нейших при размещении таких производств как: производство ферросплавов; алюминия; магния; меди; никеля; свинца; синтетического аммиака; синте­тических волокон и каучука и т. д. Например, для производства первичного алюминия и магния расход электроэнергии на про­изводство 1т продукции составляет 14—18 тыс. кВт-ч. Природный фактор в размещении сырья для их производства потребовал создания в местах их добычи мощной энергетической базы.

В условиях ограничения как финансовых, так и материальных ресурсов особенно важен принцип первоочередного освоения и комплексного использования наиболее эффективных видов природных ресурсов.

С учетом этого принципа в настоящее время создаются территориально-производст­венные комплексы (ТПК). Например, Западно-Сибирский ТПК на базе добычи нефти и газа, Оренбургский газопромышлен­ный комплекс, на базе добычи железных руд формируется ТПК Курской магнитной аномалии, на основе уникальных угольных ресурсов — Канско-Ачинский и Южно-Якутский ТПК. В последнее время стали чаще применяться технологии утилизации промышленных газов (кок­совых, доменных) и газов, выделяющихся от переработки бытового мусора. Безотходные технологии все больше применяются в лесопромышленных комплексах, в цветной метал­лургии и других отраслях.

Учет этого принципа позволяет экономить совокупные ресурсы при размещении производства из-за использования общей инфраструктуры для смежных и дополняющих производств.

В условиях расширения действующих и создания новых производств, а следовательно, развития про­изводительных сил в регионах наиболее остро встают вопросы совершен­ствования управления природопользованием. Отечест­венный и зарубежный опыт показывает необходимость ком­плексной системы решения экологических и ресурсных проблем регионального развития.

Как показывает мировой опыт частный капитал в недостаточной мере заинтересован в решении экологических проблем из-за их сложности, затратности и отдаленности последствий. Так, например, в США ликвидированы многие производства из-за их вредности. Причем инициатором этих изменений выступило именно государство. В современных условиях необходимо преодоление экономической безответственности за ущерб, на­носимый среде обитания, за практически бесплатное (для продавцов ресурсов) использование невосполнимого минерального сырья.

Для решения этих проблем необходимо государственное вмешательство в систему регулирования и вмешательство в среду обитания через различные экономические регуляторы и нормативы. Для этого необходимо, на наш взгляд, в первую очередь:

- создание законодательной и нормативной базы систе­мы экологических ограничений по регионам и экосисте­мам, в рамках которых должны осуществляться размеще­ние и развитие производительных сил;

- введение системы экологического налогообложения и рентных платежей за природопользование, стимулирующей эко­логическое оздоровление, воспроизводство и рациональ­ное использование природных ресурсов;

- разработка и создание системы контроля за лимитами потребления природных ресурсов, лимитов вы­бросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения от­ходов.

В условиях огромных пространств и различия уровней социально- экономического положения регионов в России особое значение имеет принцип использования экономических выгод при международном разделении труда.

Размещение производительных сил должно осуществляться с учетом международногоразделениятруда. Это может проводиться несколькими путями- либо кооперация живого труда, либо кооперация овеществленного труда. В этом случае происходит обмен товарами, услугами или нематериальными активами (патентами, лицензиями, технологиями). При этом взаимоотношения между странами должны строиться на принципах экономической целесообразности, полного равноправия, дове­рия, взаимной выгоды. Сотрудни­чество с зарубежными странами обеспечит возможность пол­нее, рациональнее и эффективнее развивать производительные силы и использовать производственно-ресурсный потенциал. Международное разделение труда оказывает большое влияние на отраслевую и территори­альную структуру хозяйства, на рациональное размеще­ние производительных сил на базе межправительственных соглашений или прямых соглашениях между субъектами хозяйствования различных стран. Особую роль для развития прямых связей между предприятиями играет федеральный закон о разделе продукции, который позволяет фиксировать пропорции между инвесторами при реализации продукции и стабилизировать инвестиционный климат на период освоения месторождений минерального или углеводородного сырья.

Кроме того, с целью реализации особых партнерских отношений, могут быть предоставлены значительные льготы для предприятий каких либо стран.

Восстановление эффективных хозяйственных связей, существовавших до распада СССР и СЭВ дает возможность быстрее и с меньшими потерями выйти из кризиса.

Кроме перечисленных выше принципов размещения производительных сил на различных этапах социально-экономического развития региона могут учитываться и другие принципы. Например, принцип ограничения роста больших городов и развития малых и средних городов и т. д.

Наряду с закономерностями и принципами размещения производительных сил используют понятия фак­торы, влияющие на конкретное размещение отдельных отраслей хозяйства, на формирование территориальных комплексов различного ранга — экономических районов, республик, областей, внутрирайон­ных ТПК.

Факторами размещения принято считать совокупность ус­ловий для наиболее рационального выбора места размещения хозяй­ственного объекта, группы объектов, отрасли или же конкретной территориальной организации структуры хозяйства республики, экономического района и ТПК.

Все многообразие факторов, влияющих на размещение производства, можно объединить в родст­венные группы: природные факторы, включающие экономиче­скую оценку отдельных природных условий и ресурсов для раз­вития отдельных отраслей и районов; социально-экономические факторы; факторы рациональ­ного природопользования; демографические факторы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.