Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое ERP




I

Инжиниринг и реинжиниринг

Тел. 951-12-03, 517-81-29, 951-90-36, 951-72-02

Г. Москва, м. Павелецкая, ул. Садовническая д.77, стр.1, кабинет № 412-514

www: ieay.ru; e-mail: [email protected]

 

 


[1] К. В. Щиборщ «Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России», М.:»Дело и Сервис», 2004

[2] К. В. Щиборщ «Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России», М.:»Дело и Сервис», 2004

[3] Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России» М 2004, стр.592

Об инженерном подходе к менеджменту впервые заговорил Фредерик Тейлор в книге «Принципы научного менеджмента»: «Администрация должна взять на себя заботу по сбору всей совокупности традиционных знаний и навыков, которыми обладают ее рабочие, и решить задачу классификации, табличной обработки и сведения всех этих знаний в правила, законы и формулы...» Он называл свой подход научным, противопоставляя его интуитивному, осно­ванному на изустной передаче опыта и отсутствии обобщений.

Термин «бизнес-инжиниринг» впервые применили Хаммер и Чампи в известном манифесте «Реинжиниринг корпорации»: «Реинжиниринг бизнес-процессов ставит перед собой революционную цель — превратить искусство проектирования и управления компанией в инженерную дисциплину». Несмотря на поставленную задачу, они отождествляли «бизнес-инжиниринг» с «реинжинирингом» — «фундаментальным переосмыслением и радикаль­ным перепроектированием бизнес-процессов компании для достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях ее деятельности». Причем это «радикальное изменение процессов» опиралось (и опирается по настоящее время) на возможности информационных технологий.

Инженерный подход к управлению бизнесом можно и не связывать с этой частной задачей, а вообще положить в основу конструирования бизнес-систем, т. е. организации деятельности компаний. Суть инженерного под­хода состоит в следующем:

■ работа по чертежам, схемам, моделям;

■ применение стандартов;

■ проект как основной способ ведения работ;

■ опора на инновации;

■ оптимизация решений.

Точно так же как инженер, опираясь на законы и теории естественных наук, изобретает, конструирует, проектирует машины, механизмы и сооружения, бизнес-инженер возводит корпоративное здание бизнес-системы, создавая условия для деятельности управленцев-практиков. Это «здание» называют корпоративной архитектурой и «строят» его применительно к конкретным условиям и в рамках имеющихся ограничений. Из всего арсенала техник управления используется только не­обходимое — как из теории, так и из лучшей практики, и каждый раз созда­ется достаточно уникальный объект.

Бизнес-инжиниринговый подход основан на теории управления измене­нием бизнес-системы как физическим объектом. Чтобы перевести компа­нию из одного состояния в другое, нужно задать систему координат, в ко­торой описываются ее начальное и конечное состояния, а также траектория перемещения между этими состояниями. Хотя эти идеи давно известны, долгое время не удавалось реализовать этот подход: не могли при­думать систему координат для описания бизнеса. Лишь в 1990-е гг. появились стандарты, с помощью которых менеджеры смогли описывать структуру компании и решать задачу ее реструктуризации.

Появление этих стандартов имело такие же последствия для менеджмента, как и введение Ньютоном трех координат для материальной точки. Теперь стало возможным описать состояние компании «как есть» и «как надо», разбить интервал вре­мени между ними на такты и смоделировать состояние компании в каждый из этих моментов. Тогда программа изменений формируется примерно в следующих терминах: добавить новую и убрать старую функцию, добавить новое и убрать старое организационное звено, перераспределить функции между организационными звеньями. Программная реализация такого под­хода породила первые инструментальные средства для поддержки бизнес-инжиниринга — так называемые системы класса Orgware, с помощью кото­рых можно выполнять организационное моделирование.

Организационное моделирование — это описание бизнес-системы, ее структур, функций и процессов, реализующих цели компании. Подчеркнем, что это не техническое моделирование, а моделирование социально-эконо­мическихсистем. Поэтому «объектами» моделирования будут такие сущности, как стратегии, ценности, ожидания, планы, концепции, что свойственно только социально ориентированным целевым системам. Моделирование бизнес-систем призвано помогать менеджеру быстро менять структуру биз­неса, сделать технологически возможным контроль процесса изменений, сравнивая плановые параметры с достигнутыми. А для этого нужно, чтобы сами параметры были измеряемыми.

Все просто, когда речь идет о количе­ственных параметрах. Но о состоянии бизнес-системы значительно больше говорят неколичественные параметры. Как же их увидеть?

В управлении бизнес-системой следует различать две сферы, которые требуют разных подходов и техник, — это управление организацией деятель­ности и управление ресурсами. Предметные области этих сфер (иногда их называют контурами управления) представлены на рисунке.

Для современного управления важна системность описания дея­тельности. Компания наиболее точно представлена на процессном уровне. Любая деятельность будет прозрачной, если ее разложить на операции или процессы. Это высшая степень точности описания деятельности компании. Система бизнес-моделирования должна охватить всю деятельность в целом (или элемен­ты этой деятельности), причем не на уровне отдельного процесса, а по всей цепочке создания потребительской ценности, всей системы про­цессов предприятия. С помощью бизнес-модели и современных программ­ных средств класса Orgware это становится возможным. При этом изменение модели деятельности автоматически ведет к обновлению управленческих регламентов. Теперь скорость проведения изменений ограничена не техно­логическими факторами, как ранее, а только социально-психологическими — способностью менеджеров найти новые идеи и возможностью персонала эти идеи воспринять.

Подавляющее большинство систем управления, внедряемых на российских предприятиях, автоматизируют только управление ресурсами, прежде всего материальными и финансовыми. До недавнего времени компьютерная ин­дустрия была ориентирована на поддержку управления ресурсами, вершиной развития которых стали мощные системы класса ERP.

ERP — информационная система масштаба предприятия. Каждое предприятие хотело бы приобрести информационную систему, которая позволит усовершенствовать многие внутренние процессы, снизить себестоимость продукции, производить ее быстрее и более высокого качества, чем раньше, а кроме того, вскрыть новые резервы, качественно улучшить бизнес предприятия и обеспечить ему устойчивую позицию в рыночной конкуренции. Однако сама по себе система такого рода не может служить панацеей абсолютно от всех бед и проблем, она лишь должна обеспечивать выполнение совершенно определенных функций. Такие системы есть. Пример таких систем — корпоративные информационные системы, использующие методологию ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия). Системы класса ERP помогают организовать маркетинг, наладить продажи и поддержать все необходимые предприятию функции логистики.

Главная задача ERP-системы — помогать менеджерам управлять предприятием как системой. Системы класса ERP условно можно разбить на две группы.

Группа "Управление производством" обеспечивает одновременное планирование — распределение материалов и загрузку мощностей, позволяет гибко отслеживать перерасчет планов и вносить оперативные изменения в них, учитывать взаимосвязи технологических цепочек производства различных видов продукции.

Вполне естественно, что для решения таких сложных задач необходима четкая координация действий различных подразделений, не только производственных, но и транспортных, финансовых, маркетинговых и прочих служб. Система, с одной стороны, должна обеспечить четкую координацию, а с другой — оптимальность соотношения между себестоимостью и качеством продукции.

Группа "Управление бизнесом". Для эффективной работы предприятия необходимо не только грамотно поставить процесс производства, но и управлять всеми вспомогательными процессами. Важно не просто произвести качественный товар, но произвести именно то, что удовлетворяет потребительский спрос. Кроме того, товар необходимо грамотно продать, обеспечить доставку потребителю и оказать качественные услуги по технической поддержке. Иными словами, недостаточно наладить работу какого-то одного бизнес-процесса.

Ни один менеджер компании не отказался бы от системы, которая позволяет контролировать деятельность различных подразделений и состояние дел в различных бизнес-процессах, вовремя оповещать ответственных лиц о возможных и произошедших сбоях внутри производственных цепочек. Системы класса ERP, имея широкий набор возможностей по настройке, позволяют достаточно гибко реагировать на изменения, происходящие внутри компании — изменения бизнес-процессов и изменения во внешней среде, которые непосредственно и являются причинами внутренних изменений.

ERP-система позволяет принимать заказ и направлять его выполнение в производство и финансовые подразделения, координировать действия структурных подразделений от момента приема заказа до момента его отгрузки покупателю, оптимизировать механизмы работы со складами и транспортными службами, а также организацию приема заказов и производства с учетом наличия полуфабрикатов и готовой продукции на складах. Все эти задачи явно выходят за рамки чисто учетных.

В финансовых вопросах возможности ERP-систем не менее широки. С их помощью можно осуществить:

· учет, анализ, прогнозирование и планирование;

· реализацию продукции в кредит;

· закупку материалов, полуфабрикатов и комплектующих в кредит.

Наличие широких средств анализа позволяет выяснить, какие направления бизнеса идут хорошо и приносят прибыль, какой товар реализуется хорошо, а какой приносит только убытки. Анализ работы структурных подразделений помогает выявить слабые звенья бизнес-процессов и либо устранить их, либо переработать их структуру.

Задачи, которые предприятия ставят перед системами класса ERP, требуют их надежности и устойчивости. Наличие механизмов интеграции с различными специализированными приложениями делает эти системы масштабируемыми и достаточно гибкими.

Системы ERP предназначены для управления финансовой и хозяйственной деятельностью предприятия. Это "верхний уровень" в иерархии систем управления предприятием, затрагивающий ключевые аспекты его производственной и коммерческой деятельности (производство, планирование, финансы и бухгалтерия, материально-техническое снабжение и управление кадрами, сбыт, управление запасами, поставка продукции и услуг). Представляемая такими системами информация позволяет руководству принимать управленческие решения. Кроме того, входит в практику электронный обмен данными предприятия с поставщиками и потребителями.

Прогресс в разработке программных решений для задач ERP позволяет помимо специфических выделять задачи, общие для предприятий самых разных отраслей и видов деятельности. К ним можно отнести управление материальными и финансовыми ресурсами, закупками, сбытом, заказами потребителей и поставками, управление кадрами, основными фондами, складами, бизнес-планирование и учет, бухгалтерию, расчеты с покупателями и поставщиками, ведение банковских счетов и пр.

Масштаб задач, решаемых системами класса ERP, делает их достаточно тяжеловесными и сложными по своей внутренней архитектуре и внедрению на предприятиях. В качестве упрощения систем и снижения затрат на внедрение разработчики ERP предлагают отраслевые типовые решения, которые получаются из системы путем вырезания ненужных модулей для конкретной отрасли и наличия типовых отраслевых настроек. Для уменьшения сроков и снижения стоимости внедрения часто применяют урезанный функционал ERP в совокупности с другими приложениями, уже используемыми на предприятиях.

Как отмечают специалисты, несмотря на сильные стороны, системы ERP не в состоянии подготовить компанию к работе в быстро меняющихся условиях. Современ­ный организационно-технологический уклад хозяйствования означает уме­ние управлять нематериальными активами бизнес-системы, опираясь на качественные, а не только на количественные оценки. Информатизация управления ресурсами (ERP-системы) не затрагивает второй контур управ­ления — менеджмент организации деятельности, необходимый бизнес-системе. Orgware — средства поддержки именно «организационного менед­жмента», или организации деятельности, и этим они радикально отличают­ся от других программных компонентов корпоративных информационных систем, нацеленных на управление ресурсами предприятия. Для традицион­ной парадигмы менеджмента детальная информация об организации про­цессов и деятельности в целом не была такой уж значимой. Она часто каза­лась ненужной, ибо было неясно, как такая информация помогает компании создавать и поддерживать конкурентное преимущество. Иногда ощущалась ее нехватка, как «мечта о порядке», но эта «мечта» носила скорее этический, чем экономический смысл. Иными словами, до недавнего времени связь «организации» деятельности с «успехом» однозначно не была установлена.

Современным решением при документировании деятель­ности стали не системы документов, а системы информационных моделей предприятия, которые порождают требуемые документы! Благодаря тому что все документы получены из единой модели, они не будут противоречить друг другу. Моделирование деятельности предприятия рассматривается не как разовый вспомогательный процесс, предшествовавший проекту внедре­ния ЕPR-систем, а как нормальная управленческая практика. Для этого и нужны принципиально новые системы электронного моделирования, по­зволяющие менеджерам не только оперативно и наглядно представлять ор­ганизацию деятельности предприятия, но и, что более важно, оперативно и без сторонней помощи вносить изменения в модель.

Бизнес-моделирование — это современный способ управления произво­дящей деятельностью. Ранее использовали другой способ — люди управляли людьми (такая фраза встречается у каждого человека, который занимается организационным проектированием).

Взгляните на рисунок. Классическая иерархия — верхняя часть рисунка — отвечает линейно-функциональной структуре организации; нижняя часть — отражает новый способ управления: длинные сквозные процессы, взаимодействие с партнерами как на входе, так и на выходе. До­стоинства и недостатки этих структур давно известны и описаны во всех учебниках по менеджменту, эффективность их ограничена так называемой нормой управляемости. Свойства человеческого мозга и сознания таковы, что человек не может держать в кратковременной памяти больше 7 (плюс-минус два) предметов, и это важно помнить при структурировании информации. Список в 20 позиций воспринять невозможно, поэтому следует выделить главные позиции, причем не больше семи. Эффективность управления уве­личивается при «сжатии по вертикали». Сегодня мир заговорил о плоских структурах управления, в которых число уровней иерархии в архитектуре максимально сокращено.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.