Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 11. Философия Аристотеля




Аристотель (384-322 до Р.Х.) в течение двадцати лет был учеником Платона, членом платоновской Академии. Он основал в Афинах Ликей – философскую школу перипатетиков (прогуливающихся). Сохранившиеся труды Аристотеля представляют собой в основном записи лекций, читавшихся в Ликее (так называемые эзотерические сочинения). Они составляют «корпус аристотеликум» - свод его сочинений, которые по традиции разделяются на четыре группы: 1) книги по логике, позднее названные «органоном» (орудием); 2) этические сочинения; 3) естественнонаучные работы (физика); 4) метафизика. Всего, согласно одному из дошедших до нашего времени александрийских списков, Аристотель написал 146 сочинений. Не все они дошли до нас, а некоторые из дошедших работ отсутствуют в этом списке.

Аристотелевскую классификацию знаний и наук мы уже рассматривали во втором вопросе первой темы (структура философии). Аристотель был крупнейшим философом и учёным античности, он первым построил философию как энциклопедическую научную систему. Он внёс выдающийся вклад в создание и развитие ряда конкретных наук (астрономии, минералогии, ботаники, зоологии, риторики, психологии и т.д.), а также впервые чётко отделил собственно философское знание (первую философию, названную позднее метафизикой) от конкретно-научного знания. Метафизика Аристотеля, которую он сам называл также познанием божественного, послужила в Средние века теоретической основой христианской естественной теологии. Сочинения Аристотеля резко контрастируют по стилю с высокохудожественными диалогами Платона, да и всеми сочинениями его предшественников. Можно сказать, что Аристотель – создатель собственно учёности вообще, как типа духовной деятельности, первый учёный-профессор, систематик, который совершенно не интересуется красотами стиля и слога и сразу берётся за суть дела, опираясь прежде всего на самое тщательное, всестороннее, скрупулёзное изучение фактов, их систематизацию, обобщение, анализ понятий, длинные и сухие рассуждения, логику и доказательство – как это и имеет место в работах современных физиков, химиков, биологов и т.д. В этом отношении он заметно отличается от предшествовавших ему мудрецов, философов, мыслителей, учителей мудрости, просветителей.

Правда, учение Аристотеля в целом невозможно понять без учёта влияния предшествующих философов и в особенности Платона. Можно даже сказать, что Аристотель, при всей его самобытности, - первый великий платоник, но он подверг философию Платона глубокой критике и существенной трансформации, стремясь сделать учение об идеях плодотворным для систематического эмпирического познания мира. Вместе с тем строгую научность Аристотеля следует отличать от современного понимания «научности». В основе учения Аристотеля в целом лежат два понятия, которые были отброшены новой наукой XVII-XX вв.: формы, как сущности (метафизика субстанции) и цели как причины движения и развития вещей (телеология). Арабские учёные средневековья и христианские схоласты канонизировали Аристотеля, называя его Князем философов или просто Философом с большой буквы. Его учение было использовано для фундаментального обоснования и систематизации христианского богословия. Поэтому борьба со схоластикой и церковным авторитетом в начале Нового времени со стороны «новой философии» и «новой науки» была борьбой и против авторитета Аристотеля, учение которого стало точкой отталкивания и систематической критики со стороны Бэкона, Декарта, Галилея и т.д. Новая экспериментально-математическая физика была антиперипатетической. С другой стороны, Кант видел в Аристотеле родоначальника всей мноковековой традиции догматической метафизики, которой он положил конец своей сокрушительной критикой чистого разума. Однако, судя по всему, в современной философии произошла своеобразная реабилитация Аристотеля, и его учение стало предметом многочисленных исследований и нового истолкования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.