Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспертные методы в исследовании систем управления




Состав и выбор методов исследования систем управления

Классификация частных и специальных методов исследования систем управления включает 4 группы (рисунок 3.7):

1. Неформализованные методы – структуризация, сценарии и др.;

2. Формализованные методы: методы анализа, теория множеств, математическая логика, лингвистика, теория графов, имитационное моделирование;

3. Комплексные методы: комбинаторика, ситуационные модели, топология, теория информации;

4. Специальные методы: тестирование, рефлексия, социологическое исследование, социально-экономическое экспериментирование.

Выбор метода исследования обусловлен качествами проблемы в системе управления и цели исследования. Например, для слабо структурированных, качественных проблем применимы неформализованные методы. Для проблем, имеющих четкие целевые показатели можно использовать формализованные методы. Комплексные методы необходимы для исследования поведения сложных проблем управления. Специальные методы используются для исследования проблем, обусловленных преимущественно человеческим фактором.

Более подробно отдельные методы рассмотрим далее.

 

 

Лекция 4 «Неформализованные и специальные методы исследования»

Неформализованные методы называются также качественными или экспертными. Они основаны на выявлении и обобщении мнений специалистов. Экспертные методы всегда содержат субъективные компоненты, поэтому на их основе трудно строить модели и принципы решения.

Основная идея столпа структуризацииморфологического подхода связана с нахождением наибольшего числа вариантов решения поставленной проблемы.


 

Рисунок 3.7 – Методы исследования систем управления

 


Термин морфология означает внутреннюю структуру системы.

Поэтому первый шаг морфологического анализа – структуризация проблемы.

Вторым этапом анализа является нахождение вариантов решений по каждому элементу проблемы

Третий этап – определение множества комбинаций вариантов по элементам.

Четвёртый этап – выбор наиболее выгодных вариантов.

Пятый этап – проверка полученного плана решения на совместимость.

Для облегчения работы составляются морфологические карты или морфологические ящики.

Аналоги модели морфологического ящика:

1. Модели описания и конструирования – внешне они похожи на морфологический ящик, но принципом отвода в них, служит метод исключения.

2. Модель сопоставления – современного и дефектного варианта.

3. Модель экстремальных ситуаций – здесь для отбора испытывают крайние значения показателя.

4. Модель обобщения.

Морфологические принципы находятся в основании функционально-стоимостного анализа (ФСА).

Кроме морфологических методов к структуризации можно отнести метод «дерева целей», который рассмотрен в части 2 конспекта лекций части 2.

Методы экспертных оценок и сценариев также подробно рассмотрены нами в части 2.

Остановимся подробнее на методах конференций. Суть конференции – в высказывании специалистами своих мнений (устно или письменно, открыто или тайно) с последующим обсуждением и вынесением общего решения вопроса. Среди этих методов можно выделить методы типа мозгового штурма, конференций идей, коллективной генерации идей (КГИ).

Обычно при проведении мозговой атаки, или сессий КГИ, стараются выполнить определенные правила, суть которых сводится к тому, чтобы обеспечить как можно большую свободу мышления участников КГИ и высказывания ими новых идей; для этого рекомендуется приветствовать любые идеи, даже если они вначале кажутся сомнительными или абсурдными (обсуждение и оценка идей проводится позднее), не допускается критика, не объявляется ложной идея и не прекращается обсуждение ни одной идеи. Требуется высказывать как можно больше идей (желательно нетривиальных), стараться создавать как бы цепные реакции идей.

В зависимости от принятых правил и жесткости их выполнения различают прямую мозговую атаку, метод обмена мнениями, методы типа комиссий, судов (когда одна группа вносит как можно больше предложений, а вторая — старается их максимально критиковать) и т.п.

Метод «Дельфи», или метод «дельфийского оракула», первоначально был предложен О. Хелмером и его коллегами как итеративная процедура при проведении мозговой атаки.

Основные средства повышения объективности результатов при применении «Дельфи»-метода — использование обратной связи, ознакомление экспертов с результатами предшествующего тура опроса и учет этих результатов при оценке значимости мнений экспертов. В наиболее развитых методиках экспертам присваивают весовые коэффициенты значимости их мнений, вычисляемые на основе предшествующих опросов, уточняемые от тура к туру и учитываемые при получении обобщенных результатов оценок. В силу трудоемкости обработки результатов и значительных временных затрат первоначально предусматриваемые методики «Дельфи» не всегда удается реализовать на практике.

На практике подобием этих методов являются разного рода совещания — конструктораты, заседания ученых и научных советов, специально создаваемых временных комиссий.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.