КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепция и методология исследования
Применение системного подхода к исследованию систем управления организаций С помощью системного анализа можно описать любую систему управления организацией. С позиции свойства целостности вначале необходимо рассмотреть её отношение с окружающей средой (отграничить систему от среды) по плану: 1. Выявить общие тенденции развития и место организации в современной рыночной экономике; 2. Установить особенности работы организации; 3. Выявить условия, способствующие и препятствующие успешному функционированию организации; 4. Собрать необходимые данные для разработки мероприятий по совершенствованию работы системы управления. 5. Проанализировать передовой опыт других организаций. 6. Дать прогноз адаптации новой системы в рыночных условиях. Затем необходимо сделать внутренний анализ системы управления. Выносливость системы в целом определяется по наиболее слабому звену, поэтому каждый из элементов системы управления организацией должен быть оценен. В процессе системного анализа находятся следующие характеристики: 1) роль и место данной организации в отрасли; 2) состояние производственно-хозяйственной деятельности организации; 3) производственная структура организации; 4) система управления и ее организационная структура; 5) особенности взаимодействия организации с поставщиками, потребителями и вышестоящими организациями; 6) инновационные потребности (возможные связи данного организации с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями); 7) формы и методы стимулирования и оплаты труда сотрудников Таким образом, системный анализ начинается с уточнения или формулирования целей конкретной системы управления (организации или компании) и поиска критерия эффективности, который должен быть выражен в виде конкретного показателя.
Раздел 2 Разработка гипотезы и концепции исследования систем управления
Лекция 3 «Методология исследования систем управления»
Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в успехе исследований деятельности методология играет большую роль. Методология — это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат (рисунок 3.6 []).
Рисунок 3.6 – Элементы методологии исследования
Методология любого исследования начинается с выбора и постановки цели. В исследовании цели разделяют на: текущие и перспективные; цели-установки и цели-программы; структурированные и неструктурированные; постоянные и эпизодические; общие и локальные. Как говорилось выше, объект исследования управления – это система управления, а предмет любого исследования – это проблема. Цель исследования является основой распознавания и выбора проблем в исследовании. Она заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития, выраженных в конкретных показателях. На основе поставленной проблемы и сформулированной цели осуществляется выбор наиболее подходящего подхода к исследованию. Подход — это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка, с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели. Как говорилось выше, подходы можно классифицировать с точки зрения объяснения системных зависимостей: механистический, метафизический, организмический, диалектический. Также подходы можно подразделять по масштабу исследования: аспектный, многоаспектный, комплексный, системный, концептуальный. Они различаются полнотой учета факторов и связей, а также оценками целостности, функциональности, научной значимости. Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или экономии ресурсов. Системный подход (рассмотренный в лекции 2 части 3) отражает более высокий уровень методологии исследования. Концептуальный подход — предполагает предварительную разработку концепции исследования. Каждое исследование может быть построено на определенном логическом основании. По этому критерию подходы делятся на преимущественно формально-логические и подходы, построенные на неформальной логике. Выбор ориентиров и ограничений на исследования зависят: от степени их предсказуемости; от степени их жесткости; от характера самой системы. Ориентиры могут быть мягкими и жесткими, а ограничения — явными или неявными. Исследования разных видов предполагают различные схемы их проведения. Более крупные проблемы требуют более широкого подхода к их разрешению. Разработка концепций исследования для таких проблем являются обязательными. Анализ мелких проблем работы организации может быть более узким, основанным на разработке рабочей гипотезы и частных задач. Под концепцией исследования можно понимать его общую идею, направление. Более строгое определение концепции исследования – комплекс ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования. Концепция исследования будет складываться из нескольких последовательных элементов: 1. Всестороннее обследование большой проблемы или комплекса проблем. 2. Выработка набора рабочих гипотез. 3. Пояснение взаимосвязи между гипотезами и построением блок-схемы. 4. Разработка результатов каждой конкретной гипотезы. 5. Комплексный анализ результатов, из непротиворечивости с точки зрения логики. 6. Разработка общего результата исследований. Гипотеза – это вариант объяснения проблемы при недостаточной информации. Существуют требования к гипотезам: 1. Вероятностность объяснения – гипотеза должна быть построена по принципу научного объяснения и содержать причины, факторы и зависимости разбираемой проблемы. 2. Гипотеза должна учитывать известные законы, но не подгоняться под них. 3. Гипотеза должна быть пригодна для объяснения всех факторов характеризующих проблему. 4. Гипотеза должна быть проверяемо и следствия, которые их неё выводятся должны иметь определённые практические эффекты. 5. Гипотеза должна быть простой и понятной. 6. Гипотеза должна быть логически не противоречивой, т.е. её внутренние элементы не должны опровергать друг друга. Если проблема является сложной и не может быть сведена к единственной гипотезе, то проблему следует разбить на частные вопросы и работать с каждым из них. Завершающий элемент методологии – основной метод исследования. Методы исследования можно разделить на три группы: - общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа; - частные методы распространяются на несколько смежных областей науки (методы исследования биологических систем); - специфические – это методы, которые рождаются спецификой систем управления организациями и отражают особенность управленческой деятельности.
Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 4148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |