Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы активизации учебно-познавательной деятельности




Глав­ная цель подготовки кадров экономического профиля - формирование экономического образа мышления и управленческой точки зрения у будущих специалистов, подготовка их к работе в постоянно меняющихся условиях рыночных отношений. Исходя из этой цели, при выборе тех или иных методов обучения необходимо стремиться к про­дуктивному результату. Это значит, что от обучаемого тре­буется не только понять, запомнить и уметь воспроизвести полученную информацию (репродуктивный результат), но и научиться оперировать знаниями, применять их в практической деятельности, развивать и дополнять. Важное отличие слушателя в системе экономического образования заключается в том, что он параллельно с восприятием учебной информации должен ее анализировать, сопо­ставлять с уже известной, подвергать сомнению и ис­пытанию. Вновь получаемые знания следует пробовать тут же мысленно применить, по возможности прикладывая к практике и формируя таким образом навыки профессиональной деятельности. И чем активней протекает этот мыслительный и практичес­кий учебно-познавательный процесс, тем продуктив­ней его результат.

Разумеется, прин­ципы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса в экономическом образовании. А они, в свою очередь обусловлены специфично­стью цели, задач, объекта и субъекта обучения.

Прежде всего, в качестве основополагающего сле­дует рассматривать принцип проблемности. Путем предложения по­следовательно усложняющихся задач или вопросов необходимо создать в мышлении обучаемого такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имею­щихся знаний, и он вынужден сам активно формиро­вать новые знания с помощью преподавателя, основываясь на логике и здравом смысле, опираясь на активную мыслительную деятельность. Таким образом, новые знания студент получает не в готовых формулировках лекто­ра, а в результате собственной активной познаватель­ной деятельности. Они являются как бы его личным открытием, продуктом его собственных обобщений и выводов.

Особенности применения принципа проблемного обучения в экономическом образовании требуют и специфических форм про­ведения занятий, своих педагогических приемов и методов. И естественно, содержание проблемного материала должно подбираться с учетом становления профессиональных мотивов и ин­тересов студентов, которые пока не имеют собственного опыта практической работы. Важное значение с этой точки зрения имеет применение метода практических ситуаций, деловых игр и т.д.

Исходя из того, что одной из основных задач экономического образования является формирование профессиональных навы­ков, в том числе умения применять новые знания, вторым принципом следует считать обеспечение максимально возможной адекватности учебно-познаватель­ной деятельности характеру практических задач и функций обучаемого.

Если слушатель не только представляет себе, как он будет использовать новые знания (например, для выработки и обоснования своих решений в области организации трудового процесса), но и имеет возможность тут же на занятиях в дискуссии опери­ровать этими знаниями для аргументации своих вы­водов, то такой процесс обучения наряду с формированием практических навыков дает возможность самостоятельного перехода от теоретических к прикладным знаниям.

Данному принципу всецело отвечает задача формирования у студента управленческой точки зрения, которая отличается пониманием конкретных условий, умением определять границы проблемы и находить взаимосвязи, ориентацией на действия и принятие личной ответственности.

Не менее важным при организации учебно-позна­вательной деятельности слушателей является принцип взаимообучения. Ведь для руководителя или специалиста при решении практических вопросов умение не просто услышать мнение коллеги, но и извлечь из него полезную информацию является одним из важнейших качеств. Мобилизовать знания учебной аудитории для развития этого свойства - это одна из дидактических за­дач преподавателя в экономическом образовании. Поэтому стержневым моментом ряда форм проведения занятий с применением методов активного обучения является дискуссия.

В дискуссии роль студента заведомо активна. Здесь главное действующее лицо — слушатель, а преподаватель уходит от позиции интеллектуального превосходства над студентом и становится особым членом группы, стимулирующим процесс совместного исследования. Од­нако значение этого процесса не только в активиза­ции обмена мнениями. Здесь важ­но еще и то, что необходимость отстоять свое мнение в дискуссии, оспорить точку зрения оппонента требу­ет от слушателя поиска убедительных аргументов, обоснования высказываемых суждений, а это, в свою очередь, побуждает к ак­тивной мыслительной деятельности, актуализации знаний и формированию профессиональных навыков, столь необходимых руководителям и специалистам, принимаю­щим участие в коллективных формах управле­ния производством.

Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуаль­ных способностей и возможностей обучаемых. Для экономического образования этот принцип имеет также серьезное зна­чение с учетом специфики будущей работы. Поэтому целесообразно увеличение удельного веса раз­личных форм индивидуально-самостоятельной работы с учебным материалом. Способствует реали­зации принципа индивидуализации и использование в учебном процессе механизма обратной связи. Для этого применимы все дидак­тические и технические средства программированно­го обучения и контроля знаний.

Однако еще более важным для экономического образования с учетом его специфических задач и особенностей является механизм самоконтроля и са­морегулирования, т. е. реализация принципа само­обучения. Этот принцип и позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого отдель­ного студента на основе оперативной регулярной са­мооценки и активного стремления к пополнению и со­вершенствованию знаний и умений. При этом саморегулирование выражается в том, что на ос­нове самооценки обучающийся пытается восполнить пробелы в базовой под­готовке или отсутствие информации о современных достижениях, изучая дополнительную литературу, по­лучая индивидуальные консультации, а также само­стоятельно отрабатывая методы и технику работы на тренажере (в первую очередь, персональном компьютере). Но принцип само­обучения должен непременно соблюдаться и при коллек­тивных формах проведения занятий, в том числе и в деловых играх. Для этого необходимо, чтобы сам механизм проведения занятия побуждал к регулярной самооценке и активному саморегулированию, коррек­тировке своих поисково-познавательных действий.

Разумеется, активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности обучаемых возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принци­пов активизации особое значение для экономического образования приобре­тает мотивация учебно-познавательной деятельности. В некоторых работах по применению методов активного обучения можно встретить указание на то, что одной из их осо­бенностей является принудительная активизация мышления и поведения студентов. Суть этой особенности в том, что каждый студент непрерывно побуждается к активной деятельности, не может не быть активным, независи­мо от его желания. Трудно предположить, что принудительная учебная деятельность представляет собой действительно активную мыслительную деятельность и может быть продуктивной. Действительным побудительным началом активной мыслительной деятельности должно быть желание обучаемого решить проблему, познать истину, доказать и т. п. Только в этом случае активность будет мотивированной и про­дуктивной.

В числе основных факторов, побуждающих слушателей к активности, можно назвать следующие:

1) профессиональный интерес;

2) творческий характер учебно-познавательной деятельности;

3) состяза­тельность;

4) игровой характер проведения занятий;

5) эмоциональное воздействие вышеназванных фак­торов.

Профессиональный интерес является главным мотивом активизации слушателей в экономическом образовании. Его, как уже было отмечено, необхо­димо учитывать при формировании содержания учебного материала, выно­симого на занятия в активной форме. Слушатель не станет изучать конкретную ситуацию, если она наду­манна и не отражает реальной действительности в области его профессиональной деятельности. Именно поэтому кейсы, деловые игры, основанные на примерах из экономики развитых стран, не всегда вызывают заинтересованность у студентов. И напротив, интерес их резко возрастает, если материал содержит характерные про­блемы, которые им придется встречать в повседневной деятельности. Тут позна­вательная активность слушателя будет обусловлена личной заин­тересованностью в исследовании этой проблемы, изу­чении опыта ее решения.

В выборе методов обучения профессиональный ин­терес должен учитываться посредством реализации принципа адекватности учебно-познавательной и про­фессиональной деятельности обучаемых, о котором говорилось выше. Имеется в виду применение форм проведения занятий, имитирующих будущую профессиональную деятельность обучаемых.

Творческий характер деятельности сам по себе яв­ляется мощным стимулом к познанию не только в учебном процессе, но и в любой профессиональной области. Реализация принципов проблемного обучения и ис­следовательского характера учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у студентов твор­ческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному по­иску новых знаний. В области экономического образования очень важным в этой связи является также развитие способностей воображения, создания результата, которые являются профессионально-значимыми для управленцев.

Состязательность мощный побудительный фак­тор активизации познавательной деятельности. Одна­ко в учебном процессе экономического образования она не сводится к соревнованию за лучшие оценки. Здесь действуют другие мотивы про­фессионально-престижного свойства. Никому не хо­чется “ударить в грязь лицом” перед коллега­ми, каждый стремится показать свою состоятельность в профессиональном смысле: продемонстрировать глубину аналитического мышле­ния, знание проблем, умение прогнозировать и т. д.

Состязательность как сти­мулирующий фактор в неявном виде проявляет себя даже при проведении лекционных занятий в активной форме (лекции-беседы, лекции-дискуссии). Но в наи­большей степени она присутствует на занятиях, про­водимых в игровой форме. Здесь для усиления фактора состязательности применимы и оценки в баллах. Однако они ничего общего не имеют с обычными оценками, так как критериями для изме­рения в баллах являются не традиционные показате­ли усвоения знаний, а результаты их при­менения, выражающиеся в достижениях профессиональной деятельности, воспроизводимой в игре. Баллы здесь по сути своей являются профессиональным рей­тингом. В этом случае для будущего руководителя, специалис­та они будут иметь действительно сти­мулирующее значение, и побуждать к состязательно­сти.

Игровой характер учебно-познавательной деятель­ности включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, однако наряду с этим и сам по себе представляет эффективный мотивационный механизм мыслительной активности обу­чаемого. Хорошо организованное игровое занятие содержит в себе стимул для саморазвития. Каж­дый очередной шаг в учебно-познавательной деятель­ности должен быть производным предыдущего шага и побудительной причиной для последующего. Игра имеет внутренний конфликт, свою драматургию, что само по себе и побуждает ее участника к действию.

Эмоциональное воздействие на слушателя оказы­вает и игра, и состязательность, порой доводящая до азарта, и творческий характер деятельности, и про­фессиональный интерес. Существует множест­во дидактических средств, использующих эмоциональное воздействие на студента как самостоятельный фактор активизации его мыслительной деятельности. Однако следует иметь в виду, что чрезмерная эмоциональность иногда может мешать познанию и вылиться в нежела­тельные формы. Поэтому необходимо всегда чувство­вать меру эмоционального воздействия, чутко улавливать настрое­ние аудитории и умело управлять основным процессом обмена знаниями и опытом

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 3173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.