Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Единый социальный налог




Ныне действующая в России система налогообложения, в том числе и система страховых платежей по государственному социально­му страхованию, практически с момента своего возникновения под­вергалась и подвергается серьезной и массированной критике. Во-первых, за чрезмерность налогового бремени и оказание им дести-мулирующего влияния на производство. Во-вторых, за то, что налогов в России непомерно много и значительная часть их неэффективна. И в-третьих, за недостаточное использование налогообложения в ка­честве инструмента, контролирующего важнейшие фонды общегосу­дарственных финансовых структур, прежде всего деятельность вне­бюджетных социальных фондов.


В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Феде­ральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу» было отмечено, что «внебюджетные фонды остаются за рамками казначейского контроля. Многочисленные федеральные и региональные фонды с собственны­ми источниками доходов являются свидетельством неэффективности бюджетной системы, недостаточной гибкости бюджетной политики и возможным источником нецелевого расходования средств и кор­рупции».

Первым шагом в реформировании системы социального страхова­ния стало введение в налоговую практику России начиная с I января 2001 г. единого социального налога (взноса), заменяющего взносы во внебюджетные фонды — Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обя-зательногр медицинского страхования.

Правовым документом, на основе которого в настоящее время уп­лачивается единый социальный налог, является часть вторая Налого­вого кодекса Российской Федерации.

Что же представляет собой единый социальный налог (взнос)? Вероятно, статус «налога» этот платеж получил потому, что носит обя­зательный характер и устанавливается высшей государственной властью. Страховые платежи во внебюджетные фонды, объединенные теперь в едином социальном налоге (взносе), с момента своего воз­никновения рассматривались как своеобразные расходы, которые несет работодатель, привлекая необходимую рабочую силу. И это было теоретическим и практическим основанием для включения стра­ховых платежей в общий состав издержек производства, т.е. в себесто­имость. По аналогии с этим единый социальный налог включается в общую сумму себестоимости.

Таким образом, ни оплата труда (страховой взнос в Пенсионный ронд в размере 1% заработной платы отменяется), ни прибыль не яв-отся финансовым источником единого социального дохода. Иначе воря, к доходам трудящихся этот налог отношения не имеет. Госу­дарство в соответствии со своими правами регулирует методику фор­мирования издержек производства, в частности их структуру. Оно праве определять конкретные виды и величину расходов, включае­мых в себестоимость продукции и услуг.

Специфика единого социального налога состоит в том, что это

яственный налог, источником которого являются издержки про-водства. Оплата труда выполняет лишь роль своеобразного ориен-Ра в определении конкретного размера платежей.




 


Плательщиками единого социального налога признаются работо­датели, производящие выплаты наемным работникам. Среди них — организации, индивидуальные предприниматели, родовые семейные общины, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, физические лица. Следует об­ратить внимание, что родовые, семейные общины, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также физические лица могут использовать наемный труд, и это обстоятельство обязывает их по закону уплачи­вать соответствующий единый социальный налог. Кроме того, вполне реальна ситуация, когда один и тот же человек одновременно может относиться к нескольким категориям налогоплательщиков. Вполне допустимо, что один и тот же человек может быть и работодателем, и наемным работником, и членом фермерского хозяйства.

Одним из основополагающих факторов, от которых зависит вели­чина единого социального налога, является его налогооблагаемая база. Именно в прямой зависимости от величины налоговой базы находит­ся и размер платежа налога.

В налоговой базе учитываются все доходы налогоплательщика, по­лученные им как в денежной, так и в натуральной форме, а также права на распоряжение доходами, которые у него возникли. Кроме того, в налогооблагаемую базу включаются и учитываются доходы в виде материальной выгоды, определяемые в соответствии со ст. 212 Налогового кодекса РФ (НК РФ). За рамками налоговой базы единого социального налога остаются доходы, которые по законодательству не подлежат налогообложению. Среди них: государственные пособия, компенсационные выплаты, единовременная материальная помощь, полная или частичная компенсация стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения и другие специальные выплаты.

Подробный перечень сумм, не подлежащих обложению единым социальным налогом, приведен в ст. 238 НК РФ. В том случае, когда работник будет получать налогооблагаемые доходы от разных работо­дателей, ставка единого социального дохода может быть иной. Общим принципом, который служит ориентиром при определении налого­облагаемой базы, можно с известной оговоркой считать принцип структурного соответствия доходов и социальных выплат. Наиболее отчетливо он проявляется в пенсионном обеспечении и выплате де­нежных пособий по временной нетрудоспособности.

В налогооблагаемую базу должны включаться те виды доходов, ко­торые учитываются при определении размера исходной оплаты труда будущего пенсионера при назначении пенсии. Именно эти доходы и должны составлять налоговую базу единого социального налога. Перечни доходов при определении пенсии и исходной заработной


платы должны быть идентичны. В этом и состоит смысл принципа связи оплаты труда с пенсионным обеспечением. Последовательно и с абсолютной точностью этот принцип реализовать сложно, так как возникают несоответствия между денежными выплатами и расходами из внебюджетных фондов.

Существенной особенностью в определении налоговой базы еди­ного социального налога становится учет дополнительных матери­альных выгод, подлежащих налогообложению. К ним относятся ма­териальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником заемных средств на льготных условиях, а также матери­альная выгода в виде суммы взносов по договорам добровольного страхования, если они частично или полностью вносились за работ­ника работодателем.

От уплаты налога (взноса) освобождаются организации любых ор­ганизационно-правовых форм — с сумм доходов, не превышающих 100 тыс. руб., в течение налогового периода начисленных работникам, являющимся инвалидами I, II, III групп, а также общественные орга­низации инвалидов, учреждения, созданные для достижения образо­вательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных и иных целей, а также некоторые другие доходополучате-ли (подробно о льготах по единому социальному налогу см. в ст. 239 НК РФ).

Характерной особенностью единого социального налога является то обстоятельство, что в отличие от других налогов он включает зако­нодательную норму распределения мобилизованных финансовых средств, в качестве которых использованы бывшие ставки страховых взносов во внебюджетные социальные фонды. Базовое распределение собранных средств выглядит следующим образом. В случае, если на­логовая база каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года не превышает 100 тыс. руб., из общей суммы уплаченного социального налога 28% направляется в Пенсионный фонд РФ, 4% — в Фонд социального страхования РФ, а оставшиеся 3,6% — в фонды обязательного медицинского страхования.

В определении и уплате единого социального налога большое зна­чение приобретает введенная в его механизм регрессивная шкала на­лога и ставок распределения платежей между различными фондами в зависимости от размера выплаченных доходов (до 100 000 руб., от ЮО 001 до 300 000 руб., от 300 001 до 600 000 руб. и свыше 600 000 руб.). Размер ставки и соответственно сумма налогового платежа в различ­ных разрядах шкалы варьируются также от вида налогоплательщиков. ■ем не менее действует единый принцип для всех плательщиков: чем выше сумма налогового дохода — тем ниже ставка.

Ю~572




Таким образом, аккумуляция в едином платеже всех страховых взносов не повлияла на распределение средств по различным направ­лениям социальной сферы. На минимальном уровне налоговой базы величина тарифов сохранилась. Изменения произошли по мере по­вышения налоговой базы. При этом изменение тарифной ставки носит убывающий характер. Этим предполагается стимулировать пол­ное отражение в отчетности фактической суммы начисленных по всем основаниям доходов работающих по найму. Такой шаг осуществлен для того, чтобы получить возможно более полное представление о до­ходах, выплачиваемых работающим, а следовательно, и с расчетом на рост суммы налога на доходы физических лиц.

По расчетам специалистов, новую регрессивную шкалу ставок со­циального налога получат возможность применять работодатели, у ко­торых фактический размер выплат, облагаемых социальным налогом, во внебюджетные фонды и начисленных во втором полугодии 2000 г., в среднем на одного работника превысит 25 тыс. руб. При этом в орга­низациях с численностью работников до 30 человек при расчете сред­него размера указанных выплат не учитываются выплаты 30% наибо­лее высокооплачиваемых работников. Организации, не отвечающие этому критерию, будут уплачивать социальный налог по максималь­ным ставкам независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.




 


онов. Такая практика имеется, например, в Германии по НДС. Про­порции распределения общей массы его между федеральным бюдже­том и бюджетами всех земель устанавливаются на относительно дли­тельный период. Но годовое распределение в разрезе земель произво­дится по нормативу, определяемому в расчете на одного жителя в среднем по всем землям и численности населения каждой земли, т.е. дифференцированно.

В Российской Федерации разграничение видов доходов на по­стоянной основе между уровнями бюджетной системы обеспечива­ется через раздельные и совместные налоги. А межбюджетное регу­лирование осуществляется путем отчислений от регулирующих налогов (совместных налогов, «расщепляющихся» между уровнями бюджет­ной системы по временным нормативам) и перечисления средств из бюджетов одного уровня бюджетной системы в другой в разных формах.

Большие различия имеются в пропорциях распределения доходов (до их перераспределения из бюджетов одного уровня бюджетной сис­темы в другой) между центральным бюджетом государства и террито­риальными бюджетами (региональными и местными). Так, в Швей­царии около 70% всех налоговых поступлений сосредоточивается в кантонах и общинах, а в Австралии в федеральном бюджете собирает­ся 67% всех налоговых поступлений страны. В Российской Федерации уровень доходов в федеральном бюджете за 2000 г. составил 54,0%, а за 2001 г. — 59,4 %. В большинстве стран региональные и местные орга­ны власти обладают некоторыми правами в области налогообложе­ния, чтобы в той или иной степени самостоятельно решать проблему утверждения бездефицитных бюджетов, прежде чем рассчитывать на финансовую помощь в различных формах из бюджета вышестоящего территориального уровня. В России, как и в некоторых других стра­нах, например в Германии, эти права жестко ограничены. Наряду с использованием метода взаимной договоренности при распределении финансовой помощи территориальным бюджетам применяются с уче­том соответствующих критериев и распределительно-уравнительные формы на формализованной основе (Австрия, Канада и др.). В неко­торых странах широко используется программно-целевой метод ока­зания финансовой поддержки нижестоящим территориальным обра­зованиям. В США федеральные средства предоставляются штатам и даже графствам (местным территориальным образованиям) в форме целевых, блоковых и программных субсидий. Целевая финансовая помощь используется во Франции, унитарном государстве (дотации на децентрализацию, учителям, на оборудование в школах и т.д.).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.