Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный финансовый контроль




Виды финансового контроля

В современной России, как и в других странах, финансовый кон­троль осуществляется в виде государственного финансового контроля и аудиторской деятельности.

В соответствии с особенностями федеративного устройства страны государственный финансовый контроль организуется в масштабе и на уровне всей Федерации и в каждом субъекте Федерации. Для этого создаются органы государственного финансового контроля или от­дельные органы власти наделяются функциями финансового контро­ля. Финансовый контроль организуют и органы местного самоуправ­ления. Контрольные органы в сфере финансов представляют собой часть механизма реализации финансовой политики государства.


Одновременно они являются обязательной составляющей общей структуры контрольных органов государства.

Любой собственник имеет право в своих интересах и обязан в силу финансовых, налоговых, кредитных отношений с государством кон­тролировать финансовую деятельность в пределах своей компетенции. Для этого он, как правило, пользуется услугами аудиторских органи­заций и индивидуальных аудиторов, а также создает собственные ор­ганы финансового контроля, например ревизионные комиссии в ак­ционерных обществах.

Государственный финансовый контроль помогает обеспечить про­ведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной полити­ки, защиту финансовых интересов государства и его граждан. Он представляет собой контроль за:

• образованием и использованием всех государственных средств,
независимо от того, в какой форме они существуют — бюджетной или
иной;

• деятельностью органов власти, на которые возложено практи­
ческое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной,
налоговой и валютной политики;

• законностью привлечения и использования средств юридичес­
ких и физических лиц кредитными и иными организациями, которым
государством предоставлено такое право.

В этих целях проверяются своевременность и полнота образования государственных средств, их сохранность, эффективность и целевое использование, финансовые результаты использования государствен­ного имущества, правильность и эффективность использования кре­дитных ресурсов, предоставленных государством или под гарантии го­сударства.

Контроль осуществляется также за организацией денежного об­ращения и рынка ценных бумаг, прохождением государственных средств в этой сфере, законностью предоставления от имени госу­дарства финансовых льгот и преимуществ и их использованием, обоснованностью и правомерностью действий кредитных организа­ций по привлечению и использованию средств юридических и фи­зических лиц. Сюда же относятся проверка исполнения междуна­родных финансовых обязательств и состояния государственного внутреннего и внешнего долга, проведение финансовых экспертиз проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, влияющих на формирование и использование государственных




 


средств или предусматривающих расходы, покрываемые за счет таких средств.

По результатам государственного финансового контроля прини­маются меры к обеспечению возврата незаконно использованных средств и поступлению доходов от их использования в соответствую­щие бюджеты.

Объектами государственного финансового контроля выступают юридические и физические лица, которые получают, перечисляют, используют государственные средства или управляют ими, имеют предоставленные законодательством или органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества. В число таких объектов входят органы государственной власти (в том числе их аппараты), другие государственные органы, внебюджетные фонды, предприятия, учреждения и организации, а также предпри­ятия, учреждения и организации с государственным участием.

При наличии указанных условий контролируются органы государ­ственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, страховые компании, банки и иные кредитные организации, их союзы, ассо­циации и объединения вне зависимости от видов и форм собст­венности, органы военного управления и воинские формирования, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций дей­ствие государственного финансового контроля распространяется в части, связанной с получением, перечислением либо использованием государственных средств или управлением ими, а также в части предо­ставленных им законодательством или органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

Государственный финансовый контроль реализуется в форме предварительного, текущего и последующего контроля.

Предварительный контроль —- это проверки на стадии составления и рассмотрения проектов формирования и использования государст­венных средств учреждениями и организациями, содержащимися за счет государственных средств или претендующими на получение фи­нансовой помощи, бюджетных кредитов, финансирования инвести­ций, целевых и иных программ, а также получение государственных гарантий. Этот вид контроля важен прежде всего своей профилакти­ческой направленностью.

Такую же направленность имеет и текущий контроль. Он осущест­вляется непосредственно в процессе формирования и использования


государственных средств с целью предупреждения и оперативного устранения имеющихся нарушений.

Последующий контроль представляет собой контроль по итогам формирования и использования государственных средств с установ­ленной периодичностью или в разовом порядке с целью проверки правильности и эффективности расходования выделенных средств, утверждения отчетов об их использовании, оценки деятельности объ­ектов контроля и состояния защиты финансовых интересов граждан. В нашей стране последующий контроль — наиболее распространен­ная форма деятельности органов финансового контроля. Путем реви­зий и проверок фактически и документально с высокой степенью до­стоверности выясняют законность, целевой характер и эффектив­ность использования выделенных и израсходованных средств.

Но последующий контроль не лишен и объективных недостатков. Он не имеет профилактического характера, не может предупреждать нарушения и злоупотребления. Он лишь выявляет и фиксирует их, способствует привлечению виновных к ответственности.

Поэтому важным условием успешности финансового контроля яв­ляется умелое использование и сочетание всех его форм.

Федеральные органы исполнительной власти отвечают за правиль­ность использования выделенных им государственных средств. Поэ­тому они и организуют контроль за их использованием подведомст­венными организациями. Эта разновидность государственного фи­нансового контроля именуется ведомственным контролем.

Субъекты Российской Федерации (республики, края, области, автономные образования, города Москва и Санкт-Петербург) органи­зуют государственный контроль за формированием и использованием принадлежащих им финансовых средств.

Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют муниципальный финансовый контроль. Если муниципалитеты получают средства из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, то эти средства подлежат государственному контролю.

Таковы задачи государственного финансового контроля и общая схема его организации. В реальной действительности по различным причинам возможны отклонения от общей схемы.

Поскольку к настоящему времени процесс формирования системы государственного финансового контроля в России еще не завершен, финансово-кредитная сфера как на федеральном, так и на региональ­ном уровне охвачена контролем еще далеко не полностью. Малодо­ступна для государственных контролеров банковская система страны.

ктически закрытой зоной остаются военные расходы. Слабо прове­ются затраты на охрану правопорядка, безопасность, осуществление




 


внешней политики. Только частично и нерегулярно ревизуется вы­полнение смет органов власти. По существу, вне государственного контроля остаются бюджеты государственных внебюджетных фондов, средства, поступающие в распоряжение органов власти помимо бюд­жетов, финансовые результаты деятельности государственных унитар­ных предприятий, акционерных обществ.

Низок уровень организации ведомственного финансового контро­ля. Существует немало министерств, государственных комитетов и федеральных служб, в которых контрольные подразделения до сих пор не организованы или крайне слабы.

Периодичность ревизий и проверок, обеспечивающая полный охват ими государственных средств, не соблюдается.

Такое положение вызвано тем, что правовая база государственного финансового контроля еще не соответствует экономической реаль­ности формирующихся рыночных отношений и федеративному уст­ройству страны. Не принят федеральный закон о государственном финансовом контроле, не установлена уголовная и административная ответственность за нецелевое использование государственных и муни­ципальных средств. Затянулось формирование некоторых органов финансового контроля, полномочия отдельных действующих органов недостаточны.

Несовершенство финансового контроля мешает эффективному использованию государственных средств, затрудняет предотвращение их расходования не по назначению и прямых потерь. Об этом свиде­тельствуют результаты проводимых контрольными органами ревизий и проверок. За первые пять лет своей деятельности (1995—2000 гг.) Счетная палата Российской Федерации установила, что из государст­венных финансовых ресурсов в результате различных финансовых на­рушений была незаконно изъята сумма, превышающая федеральный бюджет России 1999 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.