КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимосвязь финансов и других важнейших экономических категорий
На современной стадии развития общества, когда товарно-денежные отношения носят всеобщий характер, основные экономические категории приобрели всеобщий доступный характер. Понятия «заработная плата» и «налог» воспринимаются всеми однозначно. При этом никто не задумывается об их взаимосвязи и зависимости. Например, в современной России зависимость между этими понятиями очень тесная: чем выше налоги, тем меньше заработная плата (во внебюджетной сфере), чем выше заработная плата, тем больше налог. Налоговая система в России построена таким образом, что величина налогов зависит не столько от эффективности работы и при- быльности предприятия, сколько от общей суммы оплаты труда и объема продаж. Но если все же предприятие добьется прибыли, то налог на прибыль достигает 30%. На заре перестройки, когда слух советского человека неприятно резал термин «кооператоры», ограничение выплат заработной платы через систему налогов воспринималось обществом достаточно равнодушно. Но когда остальные предприятия также стали отчислять налоги и другие платежи в размере 50% от фактического фонда оплаты труда, все стали понимать взаимозависимость налогов и заработной платы. А когда государственный сектор сократился и размер заработной платы упал ниже прожиточного минимума, людям пришлось думать о приработке— второй работе. Именно к этому времени относится введение налоговых деклараций и уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, за сокрытие доходов. Следует отметить, что налог — это важнейший финансовый инструмент. Государство вводит те или иные налоги с целью увеличения своих доходов. Языковые различия и национальные традиции приводят иногда к терминологической путанице в экономической науке. В англоязычной литературе биржевого маклера называют финансистом. В России финансистами называют банкиров. Вероятно, это не носит принципиального характера. Однако в науке подобная путаница может вызвать различные коллизии. Так, двое ученых, рассуждая о финансах, могут на самом деле подразумевать совсем разные экономические понятия.
Финансы и кредит как экономические категории тесно взаимосвязаны. Кредит, в чистом виде понимаемый как банковский кредит, не зависит от государства. Его роль в воспроизводственном процессе достаточно определена— это способ покрытия временного разрыва между доходами и расходами, способ покрытия потребностей на модернизацию производства и т.д. Но в то же время кредит—это важнейшая форма покрытия дефицита бюджета и бюджетного кассового разрыва (когда необходимы услуги банков для покрытия расходов бюджета до поступления очередных доходов). В свою очередь, если бюджетные средства хранятся на счетах коммерческих банков, то это важнейший ссудный источник для банков. Кредит отличается от финансирования своей возвратностью и платностью. В то же время в обоих случаях это движение денежных средств. И кредит, и финансы не выходят за рамки денежных отношений. (Даже товарный кредит имеет денежную основу и форму.) В отдельных государствах кредитное регулирование со стороны государства приобретает форму, делающую взаимозависимость финансов и кредита еще более тесной. Так, в России при расчете налога с прибыли расходы на пользование кредитом включаются в необлагаемую часть на основе утверж- даемой Центральным банком Российской Федерации ставки рефинансирования. Чем выше ставка рефинансирования, тем меньше и налог на прибыль. Цена как экономическая категория становится важнейшим инструментом формирования доходов государства при планово-регу-лируемой экономике. В рыночной экономике цены служат определяющим показателем при расчете пенсий, пособий и даже минимальной оплаты труда. Если государство не прибегнет к регулированию цен, оно вынуждено будет корректировать социальные выплаты и увеличивать минимальную оплату труда. В большинстве стран государство прибегает к регулированию цен на важнейшие товары, имеющие социальное значение. Цены используются государством при таможенном регулировании и изъятии таможенных доходов. Так, в России по многим товарным группам таможенные пошлины взимаются не по цене покупки, а по нормативным ценам, значительно превышающим фактические. Следовательно, возрастают доходы бюджета (и цены на внутреннем российском рынке).
Все перечисленные категории имеют денежный характер, денежную природу и подчас отвечают признакам двух и более категорий. Так, заработная плата вполне обоснованно может быть названа денежной выплатой, т.е. деньгами. Но мы понимаем, что это не просто деньги, а деньги, полученные в обмен за труд. Налог— это тоже деньги, которые мы безвозмездно отдаем государству по действующим законам. Неисполнение закона влечет за собой санкции. Но, кроме того, налог— это еще часть наших доходов и зарплаты. В свою очередь, и операции по выпуску (эмиссии) денегявляются доходным источником государства. Все перечисленные категории объединяет их денежная природа. Отличаются они друг от друга своими функциями, назначением. При этом различить категории возможно, только если рассматривать всю совокупность признаков. В частности, государственными финансами мы считаем денежные отношения в обществе, возникающие в связи с фактом наличия государства и носящие неэквивалентный характер. Вне сферы распределения финансов нет. Как только финансы прошли сферу перераспределения, они приобретают признаки других экономических категорий. Контрольные вопросы: 1. Назовите стадии процесса воспроизводства. 2. Какова роль финансов в процессе распределения? 3. Приведите отличия следующих экономическихкатегорий: финансы, день
1.3. Система финансов, ее звенья Система финансов в целом — это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды. Понятие 'система финансов» является развитием более общего пощггмя «финансы» в широком смысле. Необходимость выделения отдельных звеньев системы финансов вызвана различием в участии субъектов экономических отношений в образовании, распределении п перераспределении ВВП, формировании и использовании до.ч< ди и. Каждому звену системы финансов присущи свои специфические 'форйы и методы образования и использования денежных фондов и доходов. Например, сфера финансов предприятий обслуживает материальное производство, создание ВВП, его распределение внутри предприятий и перераспределение части ВВП в бюджет й внебюджетные фонды. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный фонд государства с дальнейшем перераспределением междуэкономическими регионами, отраслями, социальными группами населения. В учебниках советского периода в c;i руктуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы; финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и обще осударственные финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему, государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики объективно обусловили выделение ног-:.i,\ звеньев финансовых отношений. Следует иметь в виду, что первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое положение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном балансе финансовых ресурсов России. В целом, вся система финансов состоит из двух укрупненных подсистем: 1) государственных и муниципальных финансов;
2) финансов хозяйствующих субъектов. Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные поддон здмы (звенья), представленные на рис. 1.3.1.
Рис. 1.3.1. Подсист-.. _■<,.' и звенья системы финансов. Государственные и мун -л1,' шальные финансы: • бюджетная система, к-л оран,;; мю очередь, состоит из: феде • целевые внебюджетные фонды;
• государственный кредит, • коммерческие предприлм и организации;
• финансовые посредники (кредитные организации, частные • некоммерческие органа.;j;ii. Рассмотрим сферы финаы1 ^ .-^к отношений отдельных звеньев системы финансов России. Бю& fc i ШШ система Российской Федера- ции претерпела коренные изменения в 1991 году. До этого государственный бюджет РСФСР, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР. В него наряду с республиканским бюджетом входили бюджеты административно территориальных образований на территории республики. Государственный бюджет СССР состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюджете концентрировалось до 48—50% всего объема ресурсов государственного бюджета. Соответственно, на бюджеты союзных республик приходилось 52-50%, в том числе около 35% сосредоточивалось в республиканских бюджетах республик и около 15% — в местных бюджетах. В настоящее время государственная бюджетная система России существенно изменена и включает в себя три автономных звена: • республиканский (федеральный) бюджет Российской Федерации; • бюджеты национально-государственных и административно-тер • бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты). приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство. Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система России все еще достаточно противоречива и требует серьезной доработки. В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем: 1) снижение дефицита бюджетов за счет укрепления их доходной 2) реструктуризация расходов по приоритетам; 3) создание условий для развития бюджетного федерализма; 4) совершенствование механизма бюджетного регулирования; 5) усиление контроля за эффективностью использования бюджет Внебюджетные фонды создаются в различных государствах на определенный срок или действуют постоянно. Их появление в западных странах было связано с необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственного бюджета целевые источники средств. В первую очередь это касалось удовлетворения таких важнейших «общественных потребностей», как социальное
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |