Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение и экономическая сущность государственного долга




Для бюджетной политики большинства государств XX века од­ной из важнейших задач стало решение проблемы сбалансирован­ности и дефицита бюджетов различных уровней. Современные за­падные финансовые теории полагают, что бюджетный дефицит яв­ляется оправданным на определенном этапе экономического разви­тия страны, поскольку содержание антициклической фискальной политики государства заключается в допущении дефицитности бюд­жета во время спада и наличии профицита в период инфляции. Иначе говоря, достаточно чтобы бюджет был сбалансирован на протяже­нии экономического цикла. Признание возможности применения несбалансированных государственных бюджетов для целей стабили­зации экономики привело к расширению использования государ­ственного кредита и росту государственного долга.

Государственный кредит представляет собой совокупность фи­нансовых отношений, где одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками — физические и юридические лица. Существенным отличием государственного кредита от банковского является то, что средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют производительного использования, т.е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, используются для покрытия всей совокупности государ­ственных расходов. Как правило, государство является заемщиком средств, а население, предприятия, банки — кредиторами. Источ­ником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функциони­рование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

Представители западной экономической мысли дают определения государственного долга посредством анализа дефицита государ­ственного бюджета. С. Брю считает, что «государственный долг — об­щая сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального пра-

' Известно, что финансовая политика государства не сводится только к управлению государственным долгом. Однако важность и недостаточная про­работка данной проблемы побудили авторов детально рассмотреть в главе 3 именно этот вопрос.


вительства, За вычетом всех дефицитов, которые имели место в стра­не» '. Финансово-кредитный словарь дает следующее определение: «Го­сударственный долг — сумма задолженности по выпущенным и не­погашенным государственным займам (включая начисленные по ним проценты)»2. Однако, учитывая современную российскую специфи­ку, можно дать и расширенное понятие государствен ного долга — как суммы всех неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленными на них к определенному моменту време­ни. Иначе говоря, государственный долг — это вся сумма задолженнос­ти по обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики (т.е. неоплаченный государственный заказ, задолженность по заработной плате перед бюджетниками и т.д., так как практически эта задолжен­ность представляет собой некорректно оформленный государствен­ный долг, на который, вдобавок, не выплачиваются проценты). От­сюда и задачи по управлению государственным долгом можно ставить как в узком, так и в широком смысле слова.

Государственный долг может быть подразделен на капитальный и текущий. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату; текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.

Государственный долг подразделяется также на внутренний и внеш­ний. В течение длительного времени в СССР разделение госу­дарственного долга на внешний и внутренний проводилось на основе того, в какой валюте номинировано обязательство: внешним долгом считалась сумма обязательств государства, номинированная в иност­ранной валюте, а внутренним долгом — сумма обязательств государ­ства, номинированная в национальной валюте. Однако с повышением степени интегрированности национальной экономики в мировое хо­зяйство и выпуском внутренних займов, номинированных в свободно конвертируемой валюте (СКВ), разделение государственного долга на внутренний и внешний по этому принципу стало некорректным. На сегодняшний день более корректным является определение внутренне-

0 долга как совокупности обязательств федерального правительства пе­ред резидентами, а внешнего долга — как совокупности обязательств 'оерального правительства перед нерезидентами (вне зависимости от

"°го, в чьей национальной валюте номинировано обязательство).

С 3fis Ю ^"^'' Макконелл К.Р. Экономикс. — М.: Республика, 1992. Т. 1. — С 314 инансово~кРеДитпый словарь. — М.: Финансы и статистика, 1984. —


Практическим воплощением механизма государственного кре­дита, приводящим к образованию государственного долга, являются государственные займы. Наиболее распространенной формой госу­дарственных займов являются облигации.

Государственная облигация (ценная бумага, удостоверяющая дол­говое обязательство государства) дает ее держателю право получить при погашении в определенный срок основную сумму долга и про­центы. Номинальная цена государственной облигации устанавли­вается эмиттентом (т.е. государством); она выражает сумму, кото­рую эмитент получил во временное пользование. Именно эта сум­ма подлежит возврату с начисленными на нее процентами в огово­ренный срок. Реальная доходность облигаций для инвесторов мо­жет отклоняться от номинального процента, поскольку сделки с об­лигациями заключаются по курсовой цене, складывающейся на ос­нове рыночной конъюнктуры. Под курсом облигации в мировой практике понимается ее цена на рынке, сложившаяся на основе спроса и предложения.

Облигации государственного займа представляют собой особую форму фиктивного капитала. В самом деле, если источником до­хода по ценным бумагам предприятий выступает прибавочная сто­имость, то проценты по государственным бумагам выплачиваются за счет доходов бюджета, поскольку средства, полученные по го­сударственным займам, как правило, не инвестируются в произ­водство, а идут на финансирование бюджетного дефицита. Следо­вательно, государственный фиктивный капитал не связан непос­редственно с производством прибавочной стоимости; инвесторы в государственные ценные бумаги становятся собственниками ча­сти будущих налоговых и неналоговых поступлений государства. В этом и заключается специфичность государственного фиктив­ного капитала, приводящая, в конечном счете, к увеличению на­логового бремени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.