Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Fh ^^г' ~ М. : I оспланиздат, 1узу. — с ы. Финансы СССР за XXx лет. - М. : госфиниздат, 1947. - с. 180. 2 страница




Целенаправленное функционирование бюджета как экономиче­ской категории организует государство на базе разработки и проведе­ния соответствующих мероприятий, являющихся частью его финан­совой политики. Последнюю можно рассматривать в качестве орга­низующего начала общественного развития. Содержанием ее бюд­жетной компоненты является выработка основных направлений ис­пользования бюджетных отношений, исходя из необходимости ре­шения задач, стоящих перед обществом на данном этапе его разви­тия. Сущность государственной политики в области бюджета рас­крывает анализ взаимодействия экономического базиса и надстрой­ки, который позволяет характеризовать ее как результат сознатель­ной (субъективной) деятельности людей по использованию объек-вно существующих бюджетных отношений. Причем, в этой поли-ке, с учетом значимости основного общегосударственного фонда ежных средств, отражаются практически все формы регулирую-& деятельности государства — социальная, хозяйственная, нацио­нальная, региональная, внешнеполитическая, военная идр.

_аким образом, политика в области бюджета относится к числу олее важных инструментов государственного регулирования ально-экономическими процессами, а бюджет является важней-элементом системы финансового регулирования экономики и Циальной сферы. Его устойчивость служит главным и опреде-вит ^"ъ среди критериев равновесного и пропорционального раз-Размеры и порядок образования основного централ и зован-.; ^ нда в совокупности с направлениями и методами использо-1 Этих средств обеспечивают материальную базу существования


государства, создают условия для выполнения органами власти уп равленческих функций и самым непосредственным образом влияют на достижение целей системы государственного регулирования.

Накопление средств в любых фондах и их расходование должно регулироваться как по объему, так и по времени. Именно в ходе регу­лирования бюджетного фонда, который также не образуется и не ис­пользуется автоматически, создаются условия для решения наиболее важных задач государственного воздействия на экономику, выбира­ются конкретные способы регулирования. Кроме того, сложная внут­ренняя структура бюджетных отношений, объективно необходимое разнообразие конкретных форм их проявления, воздействие на мно­гочисленные интересы субъектов воспроизводства, несовпадение меж-ду.желаемыми и реальными результатами действия бюджетных регу­ляторов, в свою очередь, предопределяют обязательное наличие регу­лирующего воздействия на рассматриваемую совокулностьденежных отношений. Необходимость обеспечения согласованного функциони­рования всех элементов системы бюджетного воздействия и важность своевременного решения имеющихся общественных проблем приво­дят к тому, что количественные и качественные параметры бюджет­ного фонда нуждаются в управлении, а сам бюджет выступает в качест­ве объекта государственного воздействия.

В условиях повышения регулирующей роли бюджета требуются серьезные преобразования всего процесса управления общегосу­дарственным фондом денежных средств. Основные направления кар­динальной его перестройки должны базироваться, прежде всего, на исследовании системы противоречий и действии экономических за­конов на данном этапе, отражать новые возможности реализации функций бюджетных отношений. При их разработке необходимо учитывать реальные перемены, происходящие в России, в ее госу­дарственном устройстве. Кроме того, совершенствование процедур по управлению бюджетом невозможно без осознания сути социаль­но-экономических тенденций развития зарубежных стран, без учета высокой динамики межхозяйственных связей и изменений в усло­виях производственной деятельности людей, способах и формах ее общественной организации.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте сущность бюджета как экономической категории.

2. Перечислите функции бюджета.

3. Дайте определение бюджета.

4. Каким образом через бюджет может оказываться регулирующее воздеИ
ствие на экономику и социальную сферу?

158:


4.2. Развитие бюджетной системы в 1930—1990 годы

Изучив материалы параграфа, Вы сможете:

- дать характеристику структуры и принципов построения бюджетной системы СССР;

. назвать основные этапы развития бюджетной системы СССР;

. обосновать изменения структуры доходов и расходов госу­дарственного бюджета СССР;

. указать причины проведения хозяйственной реформы ]965года, последующих мер по совершенствованию хозяйственного меха­низма в 70—80-х годах XX века.

Бюджетная система СССР просуществовала более шестидесяти лет. За это время она прошла несколько этапов развития. После ус­тановления Советской власти в России первые полугодовые, а затем и годовые бюджеты составлялись как единые, без выделения в их составе союзного бюджета, бюджетов автономных республик, вхо­дивших в РСФСР, и местных бюджетов. Такая централизация бюд­жетной системы была вызвана крайне тяжелой экономической и политической ситуацией в стране. Порядок составления единого бюджета сохранился и после объединения советских республик. Об­разование в 1922 году Союза Советских Социалистических Респуб­лик послужило основанием для создания новой бюджетной системы государства. В нее вошла широко разветвленная сеть бюджетов мес­тных Советов, которая была наделена собственными источниками доходов, получала надбавки, дотации на покрытие разницы в дохо­дах и расходах, а также субвенции при долевом участии собственных эедств. Организация различных видов бюджетов и порядок их со-явления регулировались законодательными актами государства. Бюджетное устройство, состоящее из союзного бюджета, финан-^Рующего общегосударственные потребности, бюджетов союзных ;спублик и местных бюджетов, зафиксированное в первой Кон-титуЦИи СССР 1924 года, было коренным образом изменено только п году. Особое значение в этот период имели взаимоотношения ^У союзным бюджетом и бюджетами союзных республик. Не все °зные республики располагали достаточными для сбалансирова-я их бюджетов источниками доходов, поэтому бюджетное законо-Гельство было пересмотрено с целью устойчивого закрепления за °зными республиками доходных источников, достаточных для г°. чтобы обеспечить необходимыми средствами все расходы, ус-

Генные по бюджетам союзных республик.


Положением о бюджетных правах Союза ССР и союзных рео публик, утвержденным Центральным исполнительным комитетов (ЦИК) и Советом народных комиссаров (СНК) СССР 25 мая 1927 года, для придания устойчивости бюджетам союзных республик за ними закреплялось 99% доходов от сельскохозяйственного, промыс­лового и подоходного налогов, поступивших на территорию дан­ной республики. За союзными республиками были также закреп­лены:

• доходы от недр, 50% доходов от прибылей предприятий об­
щесоюзного значения, состоящих в ведении республиканских
органов;

■ 50% доходов от концессий общесоюзного значения;

• доходы от реализации всех государственных фондов, как об­
щесоюзных, так и республиканских (кроме государственных
фондов местного значения, доходы от которых принадлежали
местным бюджетам);

• доходы от возврата всех ссуд, в том числе выданных предприя­
тиям и организациям республиканского значения из обще­
союзных источников.

Такое распределение доходных источников повысило заинтере­сованность республик в поступлении общесоюзных доходов и спо- ■ собствовало росту их собственных доходов. Союзные республики имели право устанавливать минимальный перечень доходов и рас­ходов, включаемых в местные бюджеты, а также порядок их состав­ления, рассмотрения и утверждения. Основными доходными источ­никами государственного бюджета этого периода были поступления от обобществленного хозяйства и привлеченные средства населения, которые поступали через систему налогообложения и покупку зай­мов. По итогам выполнения первого пятилетнего плана развития народного хозяйства Союза ССР 74,9% всех доходов единого финан­сового плана составили средства обобществленного хозяйства, при­влеченные средства населения — 17,9% и прочие доходы — 7,2% ■ Понятие «единый финансовый план», в отличие от государственно­го бюджета, охватывало все денежные накопления общественного хозяйства (прибыль, налог с оборота, начисления на зарплату, амор­тизация), привлеченные средства населения (налоги, займы, паи, вклады в сберкассы и т.д.) и все расходы на капитальные вложенй прирост оборотных средств в производстве и обращении, все расхс ды на культуру и управление.

~ Итоги выполнения первого пятилетнего плана развития народного хо­зяйства СССР. - М.: Госплан СССР, 1933. — С. 205


новными статьями расходов бюджета становятся расходы на °ное хозяйство и социально-культурные мероприятия. Эта тен­ия в развитии расходов бюджета сохранилась и в дальнейшем, за первую пятилетку через бюджетную систему СССР было билизовано и перераспределено 82,8 млрд руб., или 69% всех ре-•ов единого финансового плана1. Остальная часть ресурсов час-чно перераспределена через кредитную систему, но в основной е непосредственно распределялась отдельными отраслями народ­ного хозяйства.

Крупным мероприятием в перестройке финансовой работы яви­сь налоговая реформа 1930 года, которая привела к изменению сис­темы платежей предприятий в бюджет и введению двухканальной системы изъятия: отчислений от прибыли и налога с оборота, в ко­тором были объединены множество налогов и сборов. Но некоторые прежние платежи сохранились. Платежи, объединенные в налог с оборота, давали бюджету к 1930 году 61,6% всех доходов, в том числе акцизы — 29,0% и промысловый налог — 21,5%. Поступления от налога с оборота стали самым крупным доходным источником го­сударственного бюджета. Одновременно с налоговой проводились кредитная реформа и перестройка управления промышленностью, которые сопровождались максимальной концентрацией прибыли в бюджете. В 1930 году норма отчислений прибыли в бюджет была определена в 81%.

В связи с обострением проблемы устойчивости доходов государ-гвенного бюджета, в 1931 году было принято положение о ежеме-чном перечислении в бюджет установленной доли плановой при­были вместо практиковавшегося до тех пор ежеквартального пере­селения доли от реально полученной (а не плановой) прибыли. Эта «тема перечислений в бюджет сохранилась в основном до конца -х годов. В1932 году общие нормы распределения прибыли были >бще устранены: вся плановая прибыль могла быть изъята в бюд-'за предприятием закреплялась лишь часть сверхплановой при-Материальное поощрение работников стало возможным за счет омии расходов и не могло превышать 1% фонда заработной пла-Фибыль в «основной своей массе перестала быть источником эиального стимулирования, социального и технического разви-^Редприятия. Для характеристики структуры доходов госбюд-Ja пеРИод с 1933 по 1937 год приведем следующие данные (см. таол. 4.2.1)

3чйсткя'о!^Ь1П0Лнения первого пятилетнего плана развития народного хо-d ссср- - М: Госплан СССР, 1933. - С. 207.


 



б Б-<



Таблица42 Доходы государственного бюджета за 1933—1937 годы1

 

Наименованиедохода Всего за 1933-1937 годы, к общей
  млн руб. сумме
Всего доходов 383 536,1 100,0
в том числе:    
Налогс оборота 258418,1 67,4
Отчисления от прибыли 24 260,9  
Подоходный налог и другие налоги    
с предприятий и организаций 7 185,9 1 9
Налоги и сборы с населения 18 274,3 А Я
Государственные займы 24349,0 4-f О £ d
Средства госсоцстраха 32446,1 Я S
Прочие доходы 18603,8 4,7

В годы третьей пятилетки в действующую систему взимания на­лога с оборота был внесен ряд упрощений и изменений: сокращено количество ставок налога с оборота, отменены бюджетные наценки и бюджетные разницы по некоторым промышленным товарам. Но, несмотря на это, поступления от налога с оборота на долгие годы оставались основным доходным источником государственного бюд­жета. Значительная доля государственных расходов этого периода приходилась на союзный бюджет, второе место занимали расходы местного бюджета, третье — расходы республиканских бюджетов. Была произведена перегруппировка доходов между государственным и местными бюджетами с целью обеспечения более равномерного распределения поступающих доходов местных бюджетов, полностью передан в местные бюджеты культжилсбор наееле, до 50% повыше­ны отчисления в местные бюджеты от государственных займов, реа­лизуемых среди колхозных и единоличных хозяйств. Постановле­ние СНК от 04.01.36 г. «О расширении доходных источников сельс­ких бюджетов» полностью закрепило за сельскими бюджетами ряя доходных источников, установило минимальные обязательные про­центы отчислений в сельские бюджеты от государственных дохода и налогов, а также ввело ряд новых источников доходов, связанны?

Финансы СССРзаХХХлет. - М.: Госфиниздат, 1947.


ой экономикой. Это позволило увеличить расходы местных бликанских бюджетов на народное хозяйство, однако боль-сть средств на финансирование крупной промышленности в ' х республиках направлялась из союзного бюджета.

ирование бюджетной системы Союза ССР завершилось в

году когда местные бюджеты и бюджет социального страхова-

были официально включены в состав единого государственного

м,ртя Расширение функций местных Советов и их бюджетных

б1ОДЖ-С1а- г

в сопровождалось неуклонным ростом расходов. Государственные

сходы, т.е. расходы по союзному, республиканским и местным

бюджетам на просвещение, здравоохранение, физкультуру и соци-

льное обеспечение, а также расходы по государственному социаль-

ому страхованию увеличились за вторую пятилетку в 3,7 раза с 8,3

млрд РУб- в 1932 г. до 30,8 млрд руб. в 1937 г.1.

Основная доля расходной части государственного бюджета на­правлялась на финансирование народного хозяйства, главным об­разом на капитальные вложения в новые основные фонды, финан­совую помощь колхозам, социально-культурные мероприятия, обо­рону. Доля расходов на управление несколько сократилась, а рас­ходы на военные нужды устойчиво росли и составили в 1940 году 56,8 млрд руб., или 32,6% всех расходов госбюджета СССР2. Через государственный бюджет перераспределялось свыше 60% всех фи­нансовых ресурсов государства. Правительство последовательно проводило политику централизованного управления и планирова­ния народного хозяйства, что отрицательно сказалось на формиро­вании хозяйственного механизма и развитии товарно-денежных от­ношений. Ряд негативных черт финансовой системы, сложившей-я в 1930-х годах, сохранились до начала 1990-х годов, мешая раз-итию самостоятельности и инициативы предприятий, несмотря неоднократные попытки усовершенствовать хозяйственный ме­ханизм.

В годы Великой Отечественной войны в финансовой системе и фи-

'совых органах принципиальных изменений не было. Но отдельные

'нения в финансовую политику были внесены, что было неиз-

0 в связи со стоящими перед финансовой системой СССР за­дачами:

максимальной мобилизации финансовых ресурсов страны для полного и бесперебойного финансирования потребностей

3«ЙстцТ(г^и ВЬ1П°лнения второго пятилетнего плана развития народного хо-21ва СССР. - М: Госпланиздат, 1939. - С. 62.


фронта в вооружении, боеприпасах, снаряжении, продоволь ствии и в денежном довольствии личного состава;

• обеспечения бесперебойного финансирования нужд тыла, свя
занных с расширением производства военной продукции;

• одновременного обеспечения потребностей социально-куль-
турного характера;

• осуществления строгого, жесткого контроля над производст­
вом, распределением и использованием материальных, тру,
довых и финансовых ресурсов.

Решение вышеперечисленных задач вызвало усиление централи­зации финансовых ресурсов государства. Через финансово-кредит­ную систему производилось перераспределение национального дохода в пользу военных расходов. На нужды войны были мобилизованы свободные финансовые ресурсы промышленности, торговли, банков, долгосрочные вложения. В результате временной потери ряда важ­нейших промышленных районов сократилась или полностью при­остановилась хозяйственная деятельность на больших территориях, что неизбежно отразилось на структуре государственных доходов. Резко понизились доходы от налога с оборота и отчислений от при­были. Поступления от налога с оборота уменьшились с 105,9 млрд руб. в 1940 году до 66,4 млрд руб. в 1942 году; отчисления от прибы­ли—с 21,7 млрд руб. в 1940 году до 15,3 млрд руб. в 1942 году1. В дальнейшем по мере восстановления и развития производствадохо-'; ды бюджета от народного хозяйства стали постепенно возрастать, и в 1945 году поступления налога с оборота и отчислений от прибыли составили почти половину всех доходов государственного бюджета. Часть средств для ведения войны была получена в виде налогов, добровольных взносов населения, государственных внутренних зай­мов, доходов от денежно-вещевых лотерей. За годы войны эти по­ступления составили около одной четвертой всех бюджетных ре­сурсов. Во время войны были введены новые налоги, пересмотрены и изменены существующие. Если до войны налоги с населения со­ставляли в доходах бюджета примерно 5%, то в военные годы они возросли до 13%. Рост налоговых поступлений вначале войны был обеспечен за счет введенной в 1941 году 100%-ной надбавки к сель­скохозяйственному и подоходному налогам. С введением в 1942 году военного налога эта надбавка была отменена. В основу построения военного налога был положен принцип подушного обложения. Это позволило увеличить контингент плательщиков за счет лнц, ранее

! Плотников K.FI. Очерки истории бюджета Советского государства. — №■' Госфиниздат, 1954. - С. 293.


шихся плательщиками налогов. За 1942—1945 годы поступ-

иеЯВЛ!военного налога в бюджет составили свыше 72 млрд руб.1,

леНИЯ гоало важную роль в финансировании военных расходов и в

и денежной массы из обращения. В этот период был также

налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.

i4xannr введенный в конце 1941 года, был предназначен для

ЭТОТ HaJ'wl '

1ытия государственных расходов на оказание помощи одино-и многодетным матерям, а также на содержание и воспитание з еИ родители которых погибли во время войны. С 1944 года этот 'стали удерживать с граждан, имевших одного или двух детей. Были внесены серьезные изменения в действующие налоги: пе­ресмотрены ставки сельскохозяйственного налога; усилена диф­ференциация ставок подоходного налога, изменен порядок его взи­мания; отменен культжилсбор.

Для увеличения доходов местных бюджетов в качестве обязатель­ных платежей были введены: налог со строений, земельная рента, разовый сбор на колхозных рынках. Местным советам на своей тер­ритории в городах разрешалось вводить сбор с владельцев скота.

С первых дней войны создается Фонд обороны страны, в котором концентрировались добровольные денежные и материальные взно­сы населения для нужд фронта. За полгода войны граждане страны внесли в Фонд обороны из своих личных сбережений и своего зара­ботка более 142 млн руб. наличными деньгами, на которые можно было приобрести 1400 самолетов или 750 танков2.

На 1 мая 1945 года в Фонд обороны СССР поступило от населе­ния: платины — 13,03 кг; золота — 130,7 кг; серебра — 9519,1 кг; Драгоценных вещей — на сумму 1776,5 млн руб.; иностранной валю-- на 15,85 млн руб.; вкладов в сберегательные кассы — 522,2 i руб.; облигаций — на 4547,7 млн руб.3. Существенным доход-i источником государственного бюджета были поступления от -УДарственных займов и денежно-вещевых лотерей. В течение ны состоялось 123 тиража выигрышей по государственным зай~ н проведено четыре денежно-вещевых лотереи. Только на сред-| полученные от реализации государственных займов и денеж-Щевых лотерей, страна могла вести войну примерно в течение

нанг.., а^х.ин ГЛ- Очерки истории налогов с населения в СССР, — М.: Фи-

адсы, 1964.-С. 207.

*-■ 132"поВД А'^' всенародная помощь фронту. — М.: Воениздат, 1975. — /т

^z<\\u^mnuKoe КН- Очерки истории бюджета Советского государства, — М.: ч'иниздат, 1954.— С. 314.


222 дней'. Благодаря всем этим поступлениям удалось обеспечи своевременное и бесперебойное финансирование военных рас* Ь дов, затрат, связанных с перестройкой работы отраслей народцОг" хозяйства в условиях войны, перебазированием значительной час ти экономического потенциала страны на Восток, а впоследствии -[ восстановление разрушенных предприятий на освобожденной теп ритории.

Таблица4?т

Расходы государственного бюджета СССР за 1940-1950 годы* (млрд руб.)

 

Видрасхода 1940г. 1945 г. 1946 г. 1950 г.
Всего расходов 174,4 298,6 307,5 413,2
в том числе:        
народное хозяйство 58,3 74,4 106,2 157,6
социально-культурные        
мероприятия 40,9 62,7 80,0 116,7
оборона 56,8 128,2 73,6 82,8
содержание органов        
государственного управления 6,8 9,2 И,8 13,9
другие расходы 11,6 24,1 35,9 42,2

В послевоенные годы государственный бюджет был подчинен реше­нию важнейшей задачиликвидации последствий войны и восстанов­лению разрушенного хозяйства страны. Наибольшая доля государ­ственных расходов направлялась на капитальные вложения в про­мышленность, жилой фонд и увеличение оборотных средств пред­приятий. Кроме того, средства шли на дальнейшее укрепление обо­ронной мощи страны, увеличение государственных резервов и запа­сов, социально-культурные мероприятия.

Расходы государственного бюджета за 1950 год увеличились в 2,4 раза по сравнению с 1940 годом, в том числе на народное хозяйство — боле» чем в два раза. Почти в три раза возросли в 1950 году по сравнению с 1940 годом расходы на социально-культурные мероприятия, но оН; в полной мере не могли удовлетворить потребности в восстановлени




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.