Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г^ная части равны'




И сбалансированным является бюджет, в котором расходная

И собой обратное соотношение, то есть превышение доходов над

Его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или

Bbiiuai°.-^д^ета. Профицит — положительное сальдо бюджета — пред-

стояние бюджета определяется тремя основными факторами: долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственнБГХ расходов;

. стадией воспроизводственного цикла, в которой находится эко­номика в рассматриваемый период;

. текущей политикой правительства в области бюджетных рас­ходов и доходов, которая может игнорировать, либо в недос­таточной степени учитывать долгосрочные цели социально-экономического развития.

Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в про­цессе воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Дефицит бюджета — категория денежного хозяйства, которая выражает объек­тивные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денеж­ных средств сверх имеющихся бюджетных доходов. Из этого следует, что основная причина возникновения бюджетного дефицита кроет­ся в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Конкретные причины такого от­ставания могут быть различными, в частности: • кризисные явления в экономике;

■ неспособность правительства держать под контролем финан­совую ситуацию в стране;

чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бед­ствия);

милитаризация экономики в мирное время; осуществление крупных централизованных вложений в раз­витие производства и изменение его структуры; чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта. нический дефицит (долгосрочная несбалансированность бюд--вязан с наличием разрыва между бюджетными расходами и минапротяжениирядалет. Несбалансированность имеет крат-• *ный характер, если несоответствие расходов и доходов огра-вается рамками одного года.

э

ТИчески г1'Омическ°й литературе встречается также мнение о том, что теоре-ФицИти ^алансиРованным является бюджет, в котором дефицит или про-превышает 1% совокупного объема расходов.


По поводу влияния бюджетного дефицита на развитие эконо ки существуют противоречивые мнения. Сторонники концепциям фицитного финансирования бюджетных расходов считают, что:

• бюджетный дефицит не является деструктивным фактором-

• для состояния национальной экономики он не представля
опасности, так как все расходы, в том числе превышают
доходы, совершаются на территории данного государства I
способствуют росту благосостояния страны;

• дефицит бюджета означает увеличение доходов хозяйствующих
субъектов и населения (получателей бюджетных средств), Что
стимулирует рост покупательной способности, производитель-
ности труда и расширение национального производства, Это
в свою очередь, приводит к росту налоговых поступлений.

Экономисты, придерживающиеся противоположной позиции (неоклассического направления), высказывают следующие опасения по поводу бюджетного дефицита:

• хронические дефициты неизбежно потребуют более высоких
налогов в будущем, что равнозначно переложению текущего
экономического бремени на будущие поколения;

• для покрытия дефицита должны привлекаться экстраорди­
нарные доходы—эмиссия денег, расширение заимствований, I
что ведет к расстройству денежно-кредитной системы, деваль­
вации национальной валюты, к росту внутреннего и внешне­
го долга государства;

• повышение процентных ставок по государственным ценным
бумагам, неизбежное при росте дефицита бюджета, вызывает
эффект вытеснения частных инвестиций, нарушает естествен­
ный ход рыночного саморегулирования экономики.

До недавнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался одной из главных целей финансовой политики государства. Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что такое состояние бюджета в основном исключает или уменьшает в значи­тельной степени эффективность государственных мероприятии, имеющих антициклическую, стабилизационную направленность, i* условиях спада производства и высокой застойной безработицы Д0' ходы хозяйствующих субъектов падают, что ведет к автоматическому сокращению налоговых поступлений. Стремясь сбалансировать бюА жет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо с< кратить государственные расходы, либо использовать комбинирова ное сочетание указанных мер. Однако следствием всех этих меР° риятий, как правило, становится еще большее сокращение совоКУ11 ного спроса.


пиия сбалансированности бюджета в ходе экономического едполагает возможность одновременно достичь соответствия цИК доходами и расходами бюджета (на протяжении эко-ского цикла) и осуществлять антициклическое воздействие 'Точные процессы. Логическое обоснование этой концепции На ^ ится к следующему. Для того, чтобы противостоять спаду, пра-тьство должно снижать налоги и увеличивать государственные оды т.е. сознательно вызывать дефицит бюджета. В ходе после-,его экономического подъема ему следует повышать налоги и ижать правительственные расходы. Возникающее положительное тьдо бюджета может использоваться на покрытие государствен но -о долга, возникшего в период спада. Основная проблема, возника­ющая в ходе практической реализации данной концепции, заключа­ется в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности.

Еще одна концепция связана с так называемой идеей функцио­нальных финансов. В соответствии с этим подходом целью финан­совой политики государства должна выступать сбалансированность экономики, а не бюджета. При этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положитель­ным сальдо, так и растущим бюджетным дефицитом. Сбалансиро­ванность бюджета, согласно данной концепции, становится второ­степенной проблемой в связи с тем, что:

1 налоговые поступления в бюджет автоматически возрастают по мере ускорения экономического роста. Макроэкономичес­кая сбалансированность стимулирует этот рост, следовательно, дефицит бюджета будет автоматически самоликвидироваться; ' государственная власть обладает монопольным правом уста­навливать налоги и создавать деньги, следовательно, его спо­собность финансировать дефицит практически безгранична; проблемы, порождаемые значительным государственным дол­гом, не являются столь уж обременительными для экономики, особенно экономики высокоразвитой.

стота рекомендаций по преодолению бюджетного дефицита с 'Шью увеличения налогов и сокращения расходов иллюзорна, лан Тре1^ет'как показывает опыт многих стран, очень тонкого, сба- к И|?ОВанного сочетания мер по повышению доходной базы и со-£нию государственных расходов. Государство, будучи гарантом Кры! ° зательств перед хозяйством и населением, вынуждено по­ре ать Разницу между бюджетными доходами и расходами расши-и,1,л м своихзаимствований и эмиссией необеспеченныхтоварны-и РесурСами денег. ■


Теория дефицитного финансирования требует сосредоточения дефицита в бюджете развития. В этом случае рост дефицитного фи­нансирования способен привести к инвестиционному и инноваци­онному росту. Данная теоретическая посылка учтена при разработке Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым установлено, что текущие расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующего бюджета. При этом размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5% объема доходов его бюджета (без учета финансовой помощи из федерального бюджета). Размер дефицита местного бюджета не мо­жет превышать 3% объема доходов местного бюджета (также без уче­та финансовой помощи из вышестоящих бюджетов). Размер дефи­цита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государствен­ного долга Российской Федерации.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета Российской Федерации являются:

внутренние источники следующих видов: кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; бюджетные ссуды, полу­ченные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

внешние источники следующих видов: государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бу­маг от имени Российской Федерации; кредиты правительств ино­странных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть:

внутренние источники в следующих формах: государственные зай­мы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъек­та Российской Федерации; бюджетные ссуды, полученные от бюд­жетов других уровней бюджетной системы РФ; кредиты, полученные от кредитных организаций;

внешние источники, определяемые в соответствии с законода­тельством РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета мо­гут быть внутренние источники в следующих формах: муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бу­маг от имени муниципального образования; кредиты, полученные от кредитных организаций.

В целом бюджетный кризис в нашей стране обусловлен значи­тельным снижением доходов бюджета, сохранением неэффективной


структуры расходов, их частым нецелевым использованием, промед­лением с давно назревшими реформами в сфере бюджетного финан­сирования. Оздоровление бюджета предполагается осуществлять по трем основным направлениям:

• за счет увеличения его доходной базы;

• на базе реструктуризации расходной части бюджета;

• путем совершенствования бюджетных процедур.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите источники образования бюджетного фонда.

2. По каким признакам можно классифицировать бюджетные расходы?

3. Дайте определение бюджетного финансирования и сформулируйте его
принципы.

4. Что такое дефицит (профицит) бюджета?

5. Назовите источники финансирования бюджетного дефицита.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.