Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исполнение бюджета. Экономический анализ бюджетных показателей 2 страница




2 Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 27 августа
1993 г, № 864 «Положение о Федеральном казначействе».


Органы Федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному прин­ципу и входящую в состав Министерства финансов Российской Фе­дерации. Структура территориальных органов казначейства являет­ся трехуровневой:

I уровеньГлавное управление Федерального казначейства (ГУФК)
возглавляется начальником в ранге заместителя Министра финан­
сов. Осуществляет сводный систематический, полный и стандарти­
зированный учет операций и управление движением средств на сче­
тах казначейства; информирует высшие исполнительные и законо­
дательные органы власти о результатах исполнения федерального
бюджета по доходам и расходам. Руководит работой нижестоящих
органов казначейства, получает от них оперативную информацию и
отчетные данные о доходах и средствах федерального бюджета и обес­
печивает исполнение ими бюджета в соответствии с действующим
законодательством.

II уровеньуправления Федерального казначейства (УФК) по рес­
публикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям,
городам Москве и Санкт-Петербургу (руководитель назначается на
должность и освобождается от нее начальником ГУФК) обеспечива­
ют через нижестоящие органы казначейства исполнение всех реше­
ний о формировании доходной части и расходовании средств феде­
рального бюджета.

III уровеньотделения Федерального казначейства (ОФК) по го­
родам, районам и районам в городах, кроме городов районного под­
чинения, (руководитель назначается и освобождается от должности
начальником УФК) осуществляют формирование доходной части
федерального бюджета на территории и обеспечивают целевое фи­
нансирование расходов по бюджетополучателям. Выполняют учет
операций по движению средств на счетах казначейства в банках и
лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в органах казначей­
ства, и представляют вышестоящим органам казначейства инфор­
мацию об исполнении доходов и расходов федерального бюджета на
территории.

Все органы Федерального казначейства являются юридическими лицами, относятся к органам исполнительной власти и руковод­ствуются в своей деятельности законодательными и нормативными документами, утвержденными Президентом РФ, Правительством РФ, Министерством финансов РФ (или по согласованию с ним). Документы других министерств и ведомств по вопросам исполне­ния федерального бюджета руководящими для органов Федерального казначейства не являются.


               
   
     
 
     
 
 
 


Исполнение федерального бюджета осуществляется органами каз­начейства на счетах, открытых в Центральном банке РФ и его уч-реждениях (главных управлениях или расчетно-кассовых центрах) или в уполномоченных коммерческих банках по согласованию с Министерством финансов РФ.

Территориальным органам Федерального казначейства открываются лицевые счета в банках на балансовых счетах второго порядка: ■ № 40101 «Налоги, распределяемые органами Федерального каз­начейства»;

• № 40102 «Доходы федерального бюджета»;

• № 40103 «Доходы федерального бюджета, перечисляемые на фи­
нансирование расходов»;

• № 40105 «Средства федерального бюджета».

Если орган Федерального казначейства по соглашению с органами исполнительной власти на территории осуществляют функции по ис­полнению бюджетов других уровней, кроме федерального, им откры-. ваются лицевые счета для каждого уровня бюджета по доходам и рас­ходам на других балансовых счетах.

Исполнение бюджетов органами Федерального казначейства про­исходит на основании закона о федеральном (или иного уровня) бюджете на соответствующий год и представляет собой два па­раллельно осуществляемых процесса: исполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам.

Доходная часть бюджета любого уровня исполняется на основе поступления налоговых и неналоговых платежей, уплачиваемых юридическими и физическими лицами в соответствии с действую­щим налоговым законодательством, а также пеней, штрафов и без­возмездных поступлений. В процессе формирования доходов бюд­жета задействованы три группы участников: налогоплательщики, банки, органы Федерального казначейства. Порядок их взаимодей­ствия представлен карие. 4.6.1.

Налогоплательщики в установленном порядке оформляюти пред­ставляют в банк платежные документы на перечисление налогов и платежей. Коммерческие банки, где открыты счета налогоплатель­щиков, и учреждения Центрального банка РФ, где открыты коррес­пондентские счета коммерческих банков, осуществляют безналич­ные расчеты между плательщиком и получателем налогов и плате­жей. Органы Федерального казначейства на территории выступают получателем доходов.


------ -> поступление налогов и платежей в доход федерального бюджета

h----- =► поступление налогов и платежей в доход бюджетов других уров­
ней после распределения органами казначейства

— —> возврат налогов и платежей налогоплательщикам

Рис. 4.6.1. Организация казначейского исполнения федерального бюджета по доходам

ОФК осуществляют учет поступивших по каждому платежному документу сумм налогов и платежей по кодам согласно Бюджетной классификации РФ, а затем формируют и представляют в УФК ежед­невный отчет о суммах поступивших доходов в федеральный бюд­жет. Законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на­логовым законодательством РФ определен перечень налогов, кото­рые должны быть распределены между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Если органы казначейства исполняют кроме федерального еще бюджет субъекта РФ или местный бюджет,


 




               
     
 
       
 
 
 


то перечень распределяемых налогов определяется их бюджетами. Все поступившие в казначейство налоги должны быть распределены со­гласно утвержденным нормативам.

Итогом распределения за каждый день являются суммы, предна­значенные к перечислению в бюджеты различных уровней. ОФК го­товит платежные поручения, в которых плательщиком средств вы­ступает казначейство, а получателем средств является финансовый орган от лица исполняемого бюджета. Органы казначейства обяза­ны представить платежные поручения на перечисление доходов по уровням бюджетов не позднее дня, следующего заднем получения выписки на зачисление распределяемых налогов и платежей. ОФК при исполнении федерального бюджета по доходам ежедневно.пере­дают территориальной налоговой инспекции сводный реестр и ко­пии платежных документов по поступившим налогам и платежам. Государственная налоговая инспекция (ГНИ) учитывает пра­вильность и своевременность уплаты по видам налогов по каждому налогоплательщику. В случае переплаты налога налогоплательщик обращается в ГНИ с письмом о возврате платежа. ГНИ уполномочена принять решение о зачете в уплату недоперечисленных или возврате сумм налогов, для чего оформляется Заключение (форма 21) и пере­дается для исполнения органу Федерального казначейства1. Казна­чейство обязано исполнить заключение и оформить в установлен­ном порядке чек или платежное поручение на возврат или зачет на­лога. Операции по возврату и зачету налогов с юридическими лица­ми осуществляются в порядке безналичных расчетов. Возврат нало­га физическому лицу ОФК осуществляет путем оформления денеж­ного чека на имя физического лица, которое и получает наличные денежные средства в банке с лицевого счета доходов органа Феде­рального казначейства.

Все операции по возврату и зачету осуществляются банком в пре­делах остатка средств на счете казначейства и отражаются в выписке по счету.

Доходы, собранные на территориях, с лицевых счетов ОФК, ко­торые являются транзитными, поступают на лицевой счет УФК и далее в ГУФК. Таким образом, учет исполнения федерального бюд­жета по доходам осуществляется ежедневно в течение всего финан­сового года. Приказом Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ устанавливается дата завершения финансового года, это, как правило, 4—5 января. В порядке заключительных оборотов все

1 Налоговый кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 ию­ля 1998 г. № 146-ФЗ.


лицевые счета доходов органов Федерального казначейства «обнуля­ются», а все доходы аккумулируются на едином счете ГУФК и будут использованы для операций в следующем финансовом году.

Исполнение федерального бюджета по расходам также осуществ­ляется на основе закона о федеральном бюджете и полностью зависит от объемов доходов. Процесс исполнения федерального бюджета по расходам представлен на рис. 4.6.2.



Если доходы собираются в запланированном федеральным бюд­жетом объеме, то расходы федерального бюджета можно осуществлять в утвержденных бюджетом суммах, если доходная часть ниже утверж­денной в бюджете, необходимо принимать решения 0 секвестре, т.е. сокращении расходов. После принятия соответствующих решений Министерство финансов РФ и ГУФК осуществляют роспись феде­рального бюджета по главным распорядителям.

Главным распорядителем средств федерального бюджета выступает орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распоряди­телям и получателям в соответствии с ведомственной классифика­цией расходов. Распорядителем бюджетных средств является орган государственной власти или местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным по­лучателям бюджетных средств. Бюджетополучатель — это бюджет­ное учреждение или иная организация, имеющая право на получе­ние бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на текущий финансовый год. Бюджетное учреждение — это организа­ция, созданная органами государственной власти РФ, субъекта РФ или органами местного самоуправления для осуществления функ­ций некоммерческого характера, деятельность которой финансиру­ется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов].

Получив информацию от главных распорядителей, ГУФК фор­мирует реестры лимитов финансирования по распорядителям и бюд­жетополучателям и направляет их в УФК по территориям субъектов Российской Федерации. УФК ведут списки распорядителей на своей территории и информируют их о поступившем финансировании. Распорядители обязаны представить в УФК распределение лимитов финансирования по подведомственной сети своих учреждений и организаций, расположенных как на данной территории, так и на территориях других субъектов Российской Федерации. УФК форми­руют реестры финансирования по бюджетополучателям и направ­ляют их для исполнения в ОФК на своей территории и в УФК на территории других субъектов РФ. Все средства федерального бюдже­та по реестрам ГУФК должны быть распределены по бюджетополу­чателям на территориях УФК и ОФК и подтверждены соответству­ющими реестрами.

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 199S г, № 145-ФЗ. (Для лучшего усвоения материала отдельные по­нятия, положения, термины в учебнике повторяются в смысловом контексте определенной главы.)


Полученный органами казначейства реестр еще не означает фак­та финансирования. Лимиты, указанные в реестрах, необходимо обес-пеЧить денежными средствами, зачисленными на лицевые счета рас­ходов органов Федерального казначейства. Достичь этого можно дву­мя путями. Во-первых, за счет доходов на территории, во-вторых, с единого счета ГУФК, УФКна территориях субъектов РФ разрешено собранные доходы направлять на отдельный лицевой счет балансо­вого счета № 40103 «Доходы федерального бюджета, предназначен­ные для финансирования расходов», откуда они перечисляются на лицевой счет балансового счета№ 40105 «Средства федерального бюд­жета» в суммах, необходимых для финансирования бюджетополуча­телей по поступившим реестрам. Сумма превышения собранных до­ходов над расходами перечисляется на счет ГУФК в ОПЕРУ-1 Цент­рального банка РФ г. Москвы. Кроме того, все доходы на террито­рии субъектов РФ, собранные с 25 по 1 число каждого месяца, пол­ностью перечисляются на указанный счет. Поэтому если доходов на территории недостаточно, то ГУФК платежным поручением пере­числяет на лицевой счет УФК необходимую сумму финансирования. УФК направляют в нижестоящие территориальные казначейства реестры с одновременным перечислением средств на лицевые счета

ОФК в банке.

Все перечисленные средства предназначены для конкретных бюд­жетополучателей и должны быть зачислены на их лицевые счета. Органы федерального казначейства выступают для бюджетных уч­реждений и получателей в роли банков1. В установленном порядке бюджетополучатели открывают в органах казначейства лицевые счета, на которые зачисляются выделенные им средства федерального бюд­жета. Все расходы федерального бюджета по каждому бюджетополу­чателю имеют строго целевое назначение, определенное кодами Бюд­жетной классификации: глава, раздел и подраздел, целевая статья, вид расходов. Исходя из этих признаков, одному бюджетополучате-I лю может быть открыто несколько лицевых счетов. Кроме того, по каждому лицевому счету средства зачисляются по статьям экономи­ческой классификации. Право осуществлять расходование средств федерального бюджета и ответственность за эффективное и целевое их использование принадлежит бюджетополучателю.

Для осуществления расходов бюджетополучатель оформляет рас-четно-платежные документы, где реквизиты плательщика запол-

1 Временная инструкция «О порядке ведения лицевых счетов распоряди­телей ассигнований, финансируемых из федерального бюджета террито­риальными органами федерального казначейства». Утверждена приказом Ми­нистра финансов от 9 октября 1997 г. № 3-Е1-6/50.


няются от имени казначейства: идентификационный номер (ИНН) банк плательщика, номер лицевого счета, реквизиты получателя' сумму и назначение платежа с обязательным указанием статьи рас­ходов по экономической классификации, определяет бюджетное уц, реждение и указывает их в установленном порядке в платежном документе. Все оформленные документы представляются в ОФК.

ОФК осуществляет текущий контроль за целевым расходовани­ем средств федерального бюджета бюджетополучателями. В этом со­стоит особенность казначейской системы исполнения бюджета: банки осуществляют операции порасчетно-денежным документам клиента в пределах остатка средств на лицевом счете и не контролируют на­значение платежа, а органы Федерального казначейства —- в пределах остатка средств по статье экономической классификации с контро­лем назначения платежа. Все принятые к исполнению в ОФК пла­тежные документы бюджетополучателей представляются в банк от имени ОФК и списываются с его лицевого счета расходов.

Особый порядок предусмотрен для получения бюджетными уч­реждениями наличных денежных средств, выдачей которых казна­чейства не занимаются. Орган казначейства в установленном порядке оформляет денежный чек на доверенное лицо бюджетного учрежде­ния, которое получает денежную наличность в банке с лицевого сче­та органа казначейства. Операции прихода и расхода по лицевому счету органа Федерального казначейства отражаются в выписке, ко­торую банк ежедневно выдает ОФК. В свою очередь, органы казна­чейства оформляют по каждому лицевому счету бюджетополучателя выписку с приложением копий платежных документов, подтверж­дающих факт списания и зачисления средств по их счету. По опи­санной схеме осуществляется исполнение расходной части федераль­ного бюджета в течение всего финансового года. Дата и процедура завершения финансового года по расходам ежегодно определяется приказом Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ. Например, 1998 финансовый год был завершен по расходам в марте J999 года. Органы Федерального казначейства представляют в вы­шестоящие органы отчеты по исполнению федерального бюджета по доходам и расходам по утвержденным формам и в установленные сроки.

Неотъемлемой частью работы органов казначейства является кон­трольная деятельность. Проверкам со стороны казначейства подвер­гаются все банки, осуществляющие операции с доходами и средства­ми федерального бюджета, которые должны соблюдать сроки списа­ния, перечисления и зачисления платежей. В случае нарушений бан-


м начисляются штрафные санкции и могут быть внесены пред-авЛения в ЦБ России о лишении банка лицензии на право осуще­ствления банковских операций. Крометого, казначейство осуществ­ляет контроль над целевым расходованием средств федерального бюджета у всех бюджетополучателей. С этой целью проверяются все бухгалтерские, финансовые и иные документы, подтверждающие право и законность произведенных расходов. В случае выявления нарушений оформляется акт, и суммы нецелевого использования изымаются путем уменьшения текущего финансирования бюджет­ных организаций или списания сумм в безакцептном порядке с их расчетных счетов с одновременным начислением и взиманием в до­ход федерального бюджета штрафных санкций. Кроме того, специа­листы органов Федерального казначейства могут быть привлечены к проверкам совместно с Прокуратурой, Государственной налого­вой инспекцией, Контрольно-ревизионным управлением Министер­ства финансов РФ и другими органами исполнительной власти.

В 1998 году завершен процесс формирования территориальных органов Федерального казначейства. На начало 1999 года функцио­нирует 87 управлений Федерального казначейства по субъектам Рос­сийской Федерации. 2218 отделений Федерального казначейства ис­полняют федеральный бюджет по доходам и расходам. Лицевые сче­та органов Федерального казначейства на 63% обслуживаются уч­реждениями Центрального банка Российской Федерации, 34,5% Сбе­регательным банком Российской Федерации и только около 2,5% — коммерческими банками. Правительство РФ считает приоритетной задачу полного перехода на казначейскую систему исполнения феде­рального бюджета, бюджетов субъектов РФ, атакже внебюджетных фондов. С целью обеспечения эффективного проведения бюджетной политики Правительством РФ разработан проект Федеральной це­левой программы развития органов Федерального казначейства на 2000—2004 годы, реализация которой позволит успешнее решать стоя­щие перед казначейством задачи.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите основные этапы исполнения доходной части федерального
бюджета по доходам.

2. Укажите основные этапы организации исполнения федерального бюдже­
та по расходам.

3. Сравните исполнение федерального бюджета органами казначейства и бан­
ковской системой.

Назовите основные функции органов казначейства по контрольной дея­тельности.


Законы и нормативные акты

1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07,98 № 145-ФЗ.

2. Бюджетная классификация Российской Федерации. Приказ Министра
финансов РФ от 6 января 1998 г. № 1Н.

3. Временная инструкция «О порядке ведения лицевых счетов распорядите­
лей ассигнований, финансируемых из федерального бюджета через тер­
риториальные органы Федерального казначейства. Утверждена приказом
Министерства финансов РФ от 9 октября 1997 г. № 3-Е1-6/50.

4. Федеральный закон от 09.07.99 г. № 159-ФЗ «О введении в действие Бюд­
жетного кодекса Российской Федерации».

5. Закон РСФСР от 10.10.91 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устрой-
. ства и бюджетного процесса в РСФСР».

6. Закон РФ от 15.04.93 г. № 4607 «Об основах бюджетных прав и прав по
формированию и использованию внебюджетных фондов представитель­
ных и исполнительных органов государственной власти республик в со­
ставе Российской Федерации, автономной области, автономных округов,
краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного
самоуправления».

7. Федеральный закон от 28.07.95 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах орга­
низации местного самоуправления в Российской Федерации».

8. Федеральный закон от 15.08.96 г. № П5-ФЗ «О бюджетной классифика­
ции Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 25.09.97 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах мест­
ного самоуправления в Российской Федерации».

10. Федеральный закон от 22.02.99 г. № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на
1999 год».

11. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 г.

12. Налоговый кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля
1998 г. № 146-ФЗ.

13. Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 27 августа 1993 г.
№ 864 «Положение о Федеральном казначействе».

14. Послание Президента РФ Б.Н. Ельцина Правительству РФ «О бюджет­
ной политике на 2000 год» от 13 апреля 1999 г.

15. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27.05.98 г.
№ 197-СФ «О реформировании межбюджетных отношений в Российс­
кой Федерации».

16. Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О Федеральном казна­
чействе».

17. Федеральный закон от 26.12.98 г. № 181-ФЗ «О бюджете развития Рос­
сийской Федерации».


т Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. — М.: Финансы

и статистика, 1985.

4 Государственные финансы/Под ред. В.М. Федосова, — Киев: Лыбидъ, 1991.
с Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система Российской Федерации:

' Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997.

5 Игнатьева М.Д., Шарома В.В. Проблемы государственного регулирова­
ния переходной экономики. — М.: Изд-во МГУК, 1995. Гл. 1, § 2, 3.

7. Козырев В.М, Основы современной экономики: Учебник. — М.: Финан­сы и статистика, 1998. 8 Общая теория финансов: Учебник/ Под ред. Л.А. Дробозиной.—М.: Банки

ибиржи,ЮНИТИ, 1995.

9. Родионова В.М. Государственный бюджет и его роль в сбалансированном
развитии экономики. — М.: Финансы и статистика, 1985.

10. Сабанти Б.М. Финансы современной России: Учеб. пособие, — СПб.: Изд-
во СПбУЭФ, 1993.

11. Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник для вузов / Под ред.
Г.П. Журавлевой, Н.Н. Мильчаковой.- М., 1997. - С. 316-320.

 

12. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. — М.: Финансы и статистика, 1995.

13. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. — М.: Финан­
сы, 1999.


Литература

1. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учеб. пособие / Врублевс-
каяО.В. и др. — М.: Перспектива, 1998.

2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред.
М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт, 1999.


ГЛАВА 5

ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Изучив материалы главы, Вы сможете:

определить понятие, состав, назначение, источники образова­
ния и направления использования средств целевых бюджетных
фондов;

провести анализ структуры их доходов и расходов;

рассказать о социально-экономическом значении государст­
венных внебюджетных фондов, их месте в системе финансов
РФ;

назвать источники формирования и направления расходова­
ния средств Пенсионного фонда РФ, Фонда социального стра­
хования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования
РФ, Государственного фонда занятости населения РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.