Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм 3 страница





нежные средства, направляемые на финансовое обеспечение зада и функций государства и местного самоуправления.

В целях выяснения роли и значения расходов бюджета в соци ально-экономической жизни, а также рационализации бюджетной процесса в стране финансовой теорией и практикой выработан це лый ряд признаков классификации рассматриваемых затрат го­сударства. Одним из важнейших среди них является функциональ­ный. Функциональная классификация бюджетных расходов отражает направление средств основного централизованного денежного фон­да на выполнение конкретных функций государства.

В Российской Федерации это предполагает бюджетное финан­сирование затрат на:

• государственное управление и местное самоуправление;

• судебную власть;

• международную деятельность;

• национальную оборону;

• правоохранительную деятельность и обеспечение безопасно­
сти государства;

• фундаментальные исследования и содействие научно-техниче­
скому прогрессу;

• промышленность, энергетику и строительство;

• сельское хозяйство и рыболовство;

• охрану окружающей природной среды и природных ресурсов,
гидрометеорологию, картографию и геодезию;

 

• транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику;
■ развитие рыночной инфраструктуры;

• жилищно-коммунальное хозяйство;

 

• предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных си­
туаций и стихийных бедствий;

• образование;

• культуру, искусство и кинематографию;

• средства массовой информации;

• здравоохранение и физическую культуру;

• социальную политику;

• обслуживание государственного долга;

• пополнение государственных запасов и резервов;

• финансовую помощь бюджетам других уровней;

• утилизацию и ликвидацию вооружений, включая выполнен
международных договоров;

• мобилизационную подготовку экономики;

• формирование целевых бюджетных фондов;

• прочие расходы.


рИм некоторые из них. К расходам на государственное пение и местное самоуправление относятся затраты на содер-соответствующих органов государственной власти и местного управления — представительной (законодательной) и исполни-ной Расходы на судебную власть, правоохранительную деятель-6 и обеспечение безопасности государства охватывают средства, эбходимые для содержания органов прокуратуры, внутреннихдел нутренних войск, уголовно-процессуальной системы, таможен-х органов, органов налоговой полиции, пограничной службы и дарственной безопасности. Финансирование национальной обо-ны включает затраты на содержание Вооруженных Сил РФ, за­купку вооружения и военной техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, пенсии военнослужащим, затра­ты на поддержание мобилизационных мощностей и военную про­грамму Минатома России. Финансирование затрат в сфере между­народной деятельности охватывает международное сотрудничество, реализацию международных договоров, культурных, научных и ин­формационных связей.

За счет средств бюджета финансируются затраты на государст­венную поддержку угледобычи, воспроизводство минерально-сы­рьевой базы, конверсию оборонной промышленности, оказывается поддержка транспорту, связи, сельскому хозяйству. К расходам на образование относятся расходы по дошкольному воспитанию, на­чальному и общему среднему образованию, профессионально-тех­ническому, среднему специальному и высшему образованию, пере­подготовке и повышению квалификации кадров. Социальные рас->ды бюджета включают финансирование затрат на: оказание соци­альной помощи и содержание учреждений социального обеспечения; роведение молодежной политики; реализавдш'социальных про-эамм — «Планирование семьи», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера» и др.

Обслуживание государственного долга предполагает расходы на 'плату процентов по внутреннему и внешнему долгу, а также на гашение внутреннего и внешнего долга. Расходы целевых бюджет-фондов отражают затраты, предусматриваемые в дорожных и >гических фондах, а также расходы ведомственных фондов (Ми-терства по налогам и сборам РФ, Государственного таможенно-митета РФ), в составе прочих расходов объединяются затраты РесЬ°ЗДаНИе резеРвных фондов, расходы на проведение выборов и Рендумов, финансовая помощь бюджетам нижестоящего уров-Уовенции, дотации), государственная поддержка завоза продук-


ции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ни местности, поддержка малого предпринимательства, расходы по йи нансовому оздоровлению и перепрофилированию убыточных ппп" изводств.

По участию в общественном воспроизводстве расходы бюджета груп пируются по двум направлениям: одно связано с финансированием материального производства, другое — с использованием средств на содержание и дальнейшее развитие нематериального производства Такое разграничение позволяет более детально анализировать роль государства и значение бюджета в регулировании экономического и социального развития общества.

По экономическому содержанию, а его обусловливает целевое на­значение бюджетных ассигнований, расходы бюджета классифи­цируются на текущие и капитальные1. Текущие бюджетные расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим и фи­зическим лицам в целях покрытия их текущих потребностей. К этим затратам относятся: закупки товаров и услуг, необходимых для со­держания экономической и социальной инфраструктуры (оплата труда государственных служащих и начисления на нее, приобрете­ние предметов снабжения и расходных материалов для текущих хо­зяйственных целей, оплата транспортных и коммунальных услуг и пр.); трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии, прочие выплаты — на лечение, ссуды на обзаведение хозяйством); текущие субсидии государственным и частным предприятиям, а также ни­жестоящим органам власти; выплата процентов по государственно­му долгу и др. В своей совокупности, текущие расходы формируют обычный (текущий) бюджет, на долю которого приходится подавля­ющая часть всех бюджетных затрат. Капитальные расходы связаны с вложением бюджетных средств в основные фонды и нематериаль­ные активы, с созданием государственных запасов и резервов. Они включают затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности (ихрас­ширение, реконструкцию и техническое перевооружение) инвести­ционные субсидии, долгосрочные бюджетные кредиты и государ" ственные гарантии инвесторам, финансирующим высокоэффектш ные инвестиционные проекты. В бюджетах органов власти и ме< ного самоуправления капитальные расходы выделяются отдельнь

1 С учетом специфики экономического содержания в бюджетных ра дах могут быть выделены также государственные кредиты и финансовая мощь правительствам иностранных государств.


 

ика-

их совокупность образует бюджет развития. Классиф
блоков ___ ^илмичргкпму солеожанию является необх

асходов по экономическому содержанию является необходи-иМЯ условием осуществления финансового контроля над целевым '*ользованием бюджетных средств.

1ажным критерием классификации расходной части бюджета яется предметная направленность соответствующих денежных оков. При этом в развитых странах выделяют пять основных групп пжетных расходов: военные; вмешательство государства в эконо-у (включают затраты на научно-исследовательские и опытно-нструкторские работы, на поддержку сельского хозяйства, обеспе-ение занятости, стимулирование экспорта); содержание государ­ственного аппарата управления; социальные Цели (расходы на обра­зование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение); предоставление субсидий и кредитов другим странам. В России, с точки зрения предметной направленности, расходная часть бюджета подразделяется на следующие группы: финансирование отраслей хозяйства; финансирование социально-культурных мероприя­тий; финансирование науки; финансирование обороны; содержание пра­воохранительных органов и органов государственной власти; расходы на внешнеэкономическую деятельность; создание резервных фондов; рас­ходы но обслуживанию государственного долга; прочие расходы и вып­латы.

Организационная группировка расходов бюджета связана с рас­пределением затрат по целевым государственным программам с ука­занием конкретных задач и получателей ресурсов. В настоящее вре­мя в Российской Федерации разрабатываются программы по разви­тию иподдержке определенных отраслей, территорий, видов деятель-эсти (в том числе научно-исследовательских изысканий) и катего-ш населения, по сохранению экологического равновесия и ликви-* последствий чрезвычайных событий. Выделение средств по 'льным видам целевых программ позволяет концентрировать Четные ресурсы на приоритетных направлениях государствен-политики. Такая группировка бюджетных затрат наглядно от- Ш роль государства в решении наиболее важных проблем обще­ственной жизни.

основе отраслевой классификации расходов бюджета лежит де-

<ономики на отрасли и виды деятельности. С учетом этого в

0 РИальном производстве затраты группируются по следующим

'ям хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, транс-

ды Связь и ДР- В нематериальном производстве выделяются расхо-

чародное образование, здравоохранение, культуру, социальную


 


поддержку населения, государственное управление и т.д. Данное де­ление бюджетных расходов, характеризуя отраслевые пропорции рас­пределения бюджетных средств, позволяет осуществлять перерасп­ределение государственных ресурсов в целях структурного преобра­зования общественного производства.

Ведомственный признак дает возможность в каждой группе бюд­жетных расходов выделить непосредственных получателей бюд­жетных средств — соответствующее министерство, государственный комитет, государственное учреждение или другое юридическое лицо, которому предоставляются ассигнования из бюджета. Такая группи­ровка затрат, отражая изменения в структуре расходов бюджета, ко­торые связаны с совершенствованием системы управления государ­ством, обеспечивает возможность осуществления конкретно-адрес­ного финансового контроля за расходованием бюджетных ресурсов. По уровню управления, т.е. с учетом административно-террито­риального деления страны расходы бюджета в унитарных госу­дарствах подразделяются на расходы центрального бюджета и рас­ходы местных бюджетов, а в странах с федеративным устройством — на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов РФ и расходы местных бюджетов. Непосредственному расходованию бюджетных средств конкретными получателями предшествует этап выделения соответствующих ресурсов, или иначе, бюджетное фи­нансирование, т.е. предоставление денежных средств юридическим и физическим лицам на проведение мероприятий, предусмотренных бюд­жетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах и характеризуется специфическими формами предос- \ тавления средств, которые в условиях перехода нашей страны к новой модели хозяйствования претерпевают существенные изме- 1 нения.

Важная роль в организации рациональной системы расходования бюджетных средств отводится, прежде всего, принципам бюджетного финансирования. К ним относятся:

получение максимального эффекта от использования бюджет-них ресурсов, что подразумевает нормирование соответствую­щих расходов, а также последовательную минимизацию госу­дарственных затрат относительно получаемого результата. Эффект может выражаться, с одной стороны, в решении раз­личных задач социально-экономического развития страны, а с другой — в увеличении ресурсов бюджетного фонда за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований. ВаЖ-

. ность практической реализации данного принципа обусловила


расширенное использование программного метода управле­ния бюджетными расходами (т.е. выделение средств под кон­кретную программу), переход к контрактно-конкурсной сис­теме предоставления бюджетных ассигнований, к использо­ванию, наряду с безвозмездным финансированием, бюджет­ного кредитования предприятий и организаций. Бюджетные кредиты занимают промежуточное положение между ссудами коммерческих банков и бюджетными ассигнованиями. В от­личие от бюджетного финансирования, бюджетные кредиты выдаются юридическим лицам для реализации высокоэффек­тивных проектов на возвратной и возмездной основах, одна­ко проценты по ним устанавливаются значительно ниже, чем по банковским ссудам. Это позволяет решать важные задачи экономического развития, отвечает интересам субъектов хо­зяйствования, целям финансовой стабилизации и укрепления

бюджета;

целевой характер использования бюджетных ресурсов означает,
что предоставление бюджетных средств осуществляется строго
по целевому назначению в соответствии с утвержденным бюд­
жетом. Если в ходе составления этого основного финансового
плана страны государство устанавливает приоритетность и
объемы удовлетворения тех или иных общественных потреб­
ностей, исходя из реальной социально-экономической ситуа­
ции, то принцип целевого использования бюджетных ресур­
сов также способствует повышению эффективности бюджет­
ных расходов;

предоставление бюджетных средств в меру выполнения произ­
водственных и других показателей деятельности и с учетом ис­
пользования ранее отпущенных средств,
в свою очередь, спо­
собствует минимизации бюджетных затрат. Кроме того, увяз­
ка бюджетного финансирования с конкретными результатами
деятельности предприятий и организаций позволяет осу­
ществлять финансовый контроль над процессом производства
товаров и оказанием услуг в финансируемых из бюджета сфе­
рах материального и нематериального производства;

1 безвозвратность и бесплатность основной части бюджетных

ассигнований.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Редоставление бюджетных средств осуществляется в следующих Формах:

ассигнований на содержание бюджетных учреждений;


• средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых фй
ческими и юридическими лицами по государственным и 3l1"
ниципальным контрактам; ^

• трансфертов населению;

• ассигнований на осуществление отдельных государственн
полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

• ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, во
никающих в результате решений, принимаемых органами го
сударственной власти;

• бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе нало­
говых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и пла­
тежей и других обязательств);

• субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

• инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь соз­
даваемых юридических лиц;

• бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам дру­
гих уровней бюджетной системы РФ, государственным вне­
бюджетным фондам;

• кредитов иностранным государствам;

• средств на обслуживание и погашение долговых обязательств,
в том числе государственных и муниципальных гарантий.

На практике используются следующие разновидности предос­тавления бюджетных средств — финансирование по системе «нетто-бюджет» и финансирование по системе «брутто-бюджет». Первая характеризуется тем, что бюджетные ассигнования предусматрива­ются на довольно ограниченный круг затрат. Система «брутто-бюд­жет» используется для организаций, полностью состоящих на бюд­жетном финансировании. В этом случае бюджетные средства выде­ляются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содер­жанием, таки срасширением деятельности.

4.4.2. Дефицит бюджета, причины возникновения и источники покрытия1

Практическое использование бюджетных отношений для Реал зации возложенных на государство функций позволяет говорить трех возможных состояниях бюджетного фонда — дефинитном, пР фицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношен доходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета пр

1 При изучении этого вопроса см. также п. 3.2 «Управление внутре* долгом».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.