КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм 3 страницанежные средства, направляемые на финансовое обеспечение зада и функций государства и местного самоуправления. В целях выяснения роли и значения расходов бюджета в соци ально-экономической жизни, а также рационализации бюджетной процесса в стране финансовой теорией и практикой выработан це лый ряд признаков классификации рассматриваемых затрат государства. Одним из важнейших среди них является функциональный. Функциональная классификация бюджетных расходов отражает направление средств основного централизованного денежного фонда на выполнение конкретных функций государства. В Российской Федерации это предполагает бюджетное финансирование затрат на: • государственное управление и местное самоуправление; • судебную власть; • международную деятельность; • национальную оборону; • правоохранительную деятельность и обеспечение безопасно • фундаментальные исследования и содействие научно-техниче • промышленность, энергетику и строительство; • сельское хозяйство и рыболовство; • охрану окружающей природной среды и природных ресурсов,
• транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику; • жилищно-коммунальное хозяйство;
• предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных си • образование; • культуру, искусство и кинематографию; • средства массовой информации; • здравоохранение и физическую культуру; • социальную политику; • обслуживание государственного долга; • пополнение государственных запасов и резервов; • финансовую помощь бюджетам других уровней; • утилизацию и ликвидацию вооружений, включая выполнен • мобилизационную подготовку экономики; • формирование целевых бюджетных фондов; • прочие расходы. 0ТрИм некоторые из них. К расходам на государственное пение и местное самоуправление относятся затраты на содер-соответствующих органов государственной власти и местного управления — представительной (законодательной) и исполни-ной Расходы на судебную власть, правоохранительную деятель-6 и обеспечение безопасности государства охватывают средства, эбходимые для содержания органов прокуратуры, внутреннихдел нутренних войск, уголовно-процессуальной системы, таможен-х органов, органов налоговой полиции, пограничной службы и дарственной безопасности. Финансирование национальной обо-ны включает затраты на содержание Вооруженных Сил РФ, закупку вооружения и военной техники, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, пенсии военнослужащим, затраты на поддержание мобилизационных мощностей и военную программу Минатома России. Финансирование затрат в сфере международной деятельности охватывает международное сотрудничество, реализацию международных договоров, культурных, научных и информационных связей. За счет средств бюджета финансируются затраты на государственную поддержку угледобычи, воспроизводство минерально-сырьевой базы, конверсию оборонной промышленности, оказывается поддержка транспорту, связи, сельскому хозяйству. К расходам на образование относятся расходы по дошкольному воспитанию, начальному и общему среднему образованию, профессионально-техническому, среднему специальному и высшему образованию, переподготовке и повышению квалификации кадров. Социальные рас->ды бюджета включают финансирование затрат на: оказание социальной помощи и содержание учреждений социального обеспечения; роведение молодежной политики; реализавдш'социальных про-эамм — «Планирование семьи», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера» и др. Обслуживание государственного долга предполагает расходы на 'плату процентов по внутреннему и внешнему долгу, а также на гашение внутреннего и внешнего долга. Расходы целевых бюджет-фондов отражают затраты, предусматриваемые в дорожных и >гических фондах, а также расходы ведомственных фондов (Ми-терства по налогам и сборам РФ, Государственного таможенно-митета РФ), в составе прочих расходов объединяются затраты РесЬ°ЗДаНИе резеРвных фондов, расходы на проведение выборов и Рендумов, финансовая помощь бюджетам нижестоящего уров-Уовенции, дотации), государственная поддержка завоза продук- ции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ни местности, поддержка малого предпринимательства, расходы по йи нансовому оздоровлению и перепрофилированию убыточных ппп" изводств. По участию в общественном воспроизводстве расходы бюджета груп пируются по двум направлениям: одно связано с финансированием материального производства, другое — с использованием средств на содержание и дальнейшее развитие нематериального производства Такое разграничение позволяет более детально анализировать роль государства и значение бюджета в регулировании экономического и социального развития общества. По экономическому содержанию, а его обусловливает целевое назначение бюджетных ассигнований, расходы бюджета классифицируются на текущие и капитальные1. Текущие бюджетные расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим и физическим лицам в целях покрытия их текущих потребностей. К этим затратам относятся: закупки товаров и услуг, необходимых для содержания экономической и социальной инфраструктуры (оплата труда государственных служащих и начисления на нее, приобретение предметов снабжения и расходных материалов для текущих хозяйственных целей, оплата транспортных и коммунальных услуг и пр.); трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии, прочие выплаты — на лечение, ссуды на обзаведение хозяйством); текущие субсидии государственным и частным предприятиям, а также нижестоящим органам власти; выплата процентов по государственному долгу и др. В своей совокупности, текущие расходы формируют обычный (текущий) бюджет, на долю которого приходится подавляющая часть всех бюджетных затрат. Капитальные расходы связаны с вложением бюджетных средств в основные фонды и нематериальные активы, с созданием государственных запасов и резервов. Они включают затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности (ихрасширение, реконструкцию и техническое перевооружение) инвестиционные субсидии, долгосрочные бюджетные кредиты и государ" ственные гарантии инвесторам, финансирующим высокоэффектш ные инвестиционные проекты. В бюджетах органов власти и ме< ного самоуправления капитальные расходы выделяются отдельнь 1 С учетом специфики экономического содержания в бюджетных ра дах могут быть выделены также государственные кредиты и финансовая мощь правительствам иностранных государств.
их совокупность образует бюджет развития. Классиф асходов по экономическому содержанию является необходи-иМЯ условием осуществления финансового контроля над целевым '*ользованием бюджетных средств. 1ажным критерием классификации расходной части бюджета яется предметная направленность соответствующих денежных оков. При этом в развитых странах выделяют пять основных групп пжетных расходов: военные; вмешательство государства в эконо-[Ку (включают затраты на научно-исследовательские и опытно-нструкторские работы, на поддержку сельского хозяйства, обеспе-ение занятости, стимулирование экспорта); содержание государственного аппарата управления; социальные Цели (расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение); предоставление субсидий и кредитов другим странам. В России, с точки зрения предметной направленности, расходная часть бюджета подразделяется на следующие группы: финансирование отраслей хозяйства; финансирование социально-культурных мероприятий; финансирование науки; финансирование обороны; содержание правоохранительных органов и органов государственной власти; расходы на внешнеэкономическую деятельность; создание резервных фондов; расходы но обслуживанию государственного долга; прочие расходы и выплаты. Организационная группировка расходов бюджета связана с распределением затрат по целевым государственным программам с указанием конкретных задач и получателей ресурсов. В настоящее время в Российской Федерации разрабатываются программы по развитию иподдержке определенных отраслей, территорий, видов деятель-эсти (в том числе научно-исследовательских изысканий) и катего-ш населения, по сохранению экологического равновесия и ликви-* последствий чрезвычайных событий. Выделение средств по 'льным видам целевых программ позволяет концентрировать Четные ресурсы на приоритетных направлениях государствен-политики. Такая группировка бюджетных затрат наглядно от- Ш роль государства в решении наиболее важных проблем общественной жизни. основе отраслевой классификации расходов бюджета лежит де- <ономики на отрасли и виды деятельности. С учетом этого в 0 РИальном производстве затраты группируются по следующим 'ям хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, транс- ды Связь и ДР- В нематериальном производстве выделяются расхо- чародное образование, здравоохранение, культуру, социальную
поддержку населения, государственное управление и т.д. Данное деление бюджетных расходов, характеризуя отраслевые пропорции распределения бюджетных средств, позволяет осуществлять перераспределение государственных ресурсов в целях структурного преобразования общественного производства. Ведомственный признак дает возможность в каждой группе бюджетных расходов выделить непосредственных получателей бюджетных средств — соответствующее министерство, государственный комитет, государственное учреждение или другое юридическое лицо, которому предоставляются ассигнования из бюджета. Такая группировка затрат, отражая изменения в структуре расходов бюджета, которые связаны с совершенствованием системы управления государством, обеспечивает возможность осуществления конкретно-адресного финансового контроля за расходованием бюджетных ресурсов. По уровню управления, т.е. с учетом административно-территориального деления страны расходы бюджета в унитарных государствах подразделяются на расходы центрального бюджета и расходы местных бюджетов, а в странах с федеративным устройством — на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов РФ и расходы местных бюджетов. Непосредственному расходованию бюджетных средств конкретными получателями предшествует этап выделения соответствующих ресурсов, или иначе, бюджетное финансирование, т.е. предоставление денежных средств юридическим и физическим лицам на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах и характеризуется специфическими формами предос- \ тавления средств, которые в условиях перехода нашей страны к новой модели хозяйствования претерпевают существенные изме- 1 нения. Важная роль в организации рациональной системы расходования бюджетных средств отводится, прежде всего, принципам бюджетного финансирования. К ним относятся: • получение максимального эффекта от использования бюджет-них ресурсов, что подразумевает нормирование соответствующих расходов, а также последовательную минимизацию государственных затрат относительно получаемого результата. Эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой — в увеличении ресурсов бюджетного фонда за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований. ВаЖ- . ность практической реализации данного принципа обусловила расширенное использование программного метода управления бюджетными расходами (т.е. выделение средств под конкретную программу), переход к контрактно-конкурсной системе предоставления бюджетных ассигнований, к использованию, наряду с безвозмездным финансированием, бюджетного кредитования предприятий и организаций. Бюджетные кредиты занимают промежуточное положение между ссудами коммерческих банков и бюджетными ассигнованиями. В отличие от бюджетного финансирования, бюджетные кредиты выдаются юридическим лицам для реализации высокоэффективных проектов на возвратной и возмездной основах, однако проценты по ним устанавливаются значительно ниже, чем по банковским ссудам. Это позволяет решать важные задачи экономического развития, отвечает интересам субъектов хозяйствования, целям финансовой стабилизации и укрепления бюджета; • целевой характер использования бюджетных ресурсов означает, • предоставление бюджетных средств в меру выполнения произ 1 безвозвратность и бесплатность основной части бюджетных ассигнований. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Редоставление бюджетных средств осуществляется в следующих Формах: ассигнований на содержание бюджетных учреждений; • средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых фй • трансфертов населению; • ассигнований на осуществление отдельных государственн • ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, во • бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе нало • субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам; • инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь соз • бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам дру • кредитов иностранным государствам; • средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, На практике используются следующие разновидности предоставления бюджетных средств — финансирование по системе «нетто-бюджет» и финансирование по системе «брутто-бюджет». Первая характеризуется тем, что бюджетные ассигнования предусматриваются на довольно ограниченный круг затрат. Система «брутто-бюджет» используется для организаций, полностью состоящих на бюджетном финансировании. В этом случае бюджетные средства выделяются на все виды расходов, которые связаны как с текущим содержанием, таки срасширением деятельности. 4.4.2. Дефицит бюджета, причины возникновения и источники покрытия1 Практическое использование бюджетных отношений для Реал зации возложенных на государство функций позволяет говорить трех возможных состояниях бюджетного фонда — дефинитном, пР фицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношен доходной и расходной частей бюджета. Когда расходы бюджета пр 1 При изучении этого вопроса см. также п. 3.2 «Управление внутре* долгом».
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |