Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прочие налоги




Субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощен­ную систему налогообложения, уплачивают единый налог вместо всей совокупности действующих в России налогов. Однако сохраняется обязанность вносить в бюджет таможенные платежи, государствен­ное пошлины, налог на приобретение автотранспортных средств, лицензионные сборы, а также отчисления в государственные соци­альные внебюджетные фонды. Объектом обложения единым нало­гом в соответствии с Федеральным законом может быть валовая вы­ручка или совокупный доход. Закон оставляет выбор объекта нало­гообложения органам власти субъекта Российской Федерации. Еди­ный налог с валовой выручки исчисляется в размере 3,33% в феде­ральный бюджет и в размере 6,67% — в бюджет субъекта РФ и мест­ный бюджет. Если объектом является доход, то налог определяется в размере 10% от него и поступает в федеральный бюджет, а по ставке 20% налог направляется в бюджет субъекта РФ и местный бюджет. Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы на­логообложения, учета и отчетности, является патент. Он выдается сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на

налоговый учет.

В июле 1998 года Государственной Думой принят Федеральный закон от 31.07.98 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный до­ход для определенных видов деятельности». Плательщиками этого налога являются юридические лица (организации) и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Определен круг видов деятельности, при осуществлении которых взимается при­нятый налог. Это прежде всего услуги: ремонтно-строительные, бы­товые, парикмахерские, медицинские, транспортные; различного рода консультации, общественное питание, розничная торговля. Од­новременно Федеральным законом от 31.07.98 г. № 142-ФЗ «О на­логе на игорный бизнес» введен налог на игорный бизнес. Платель­щиками налога на игорный бизнес являются организации и физи­ческие лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области игорного бизнеса. В качестве объекта обложения установ­лены игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов, кас­сы букмейкерских контор. Ставки налога дифференцированы по объектам обложения и основаны на кратности по отношению к ми­нимальному размеру оплаты труда.

Налог на имущество юридических лиц пришел на смену плате за фонды, действующей с 1965 по 1992 год. Значительно расширен


                           
   
   
     
         
   
 
 
 
 
 
 
   
 

Таблица 6.2.1

Расчет среднегодовой стоимости имущества

объект налогообложения, что обусловлено рыночными условиями хозяйствования. Цель введения налога на имущество осталась пре^, ней — стимулировать производительное использование имущества предприятия, сокращение запасов сырья и материалов. Налог на имущество предприятий, являясь важнейшим налогом в системе имущественного налогообложения в Российской Федерации, до на­стоящего времени не играет сколько-нибудь заметной роли в фор­мировании доходной базы соответствующих бюджетов. Согласно дей­ствующему законодательству, налог на имущество зачисляется рав­ными долями в бюджеты субъектов РФ, а также местные бюджеты. Однако доля данного налога в системе бюджетных доходов занимает не более 3,5%. В перспективе имущественным налогам уготована более активная роль как в налоговой, так и в бюджетной системе. Преимущество имущественных налогов заключается в высокой сте­пени стабильности налогооблагаемой базы: такие налоги менее все­го подвержены колебаниям в течение налогооблагаемого периода и не зависят от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, что позволяет рассматривать их в качестве стабиль­ных доходных источников бюджетов соответствующих уровней. Наи­более перспективным является переход от традиционного имуще­ственного налогообложения, во многом базирующегося на принци­пах взимания платы за фонды, к налогообложению недвижимости, имеющему в качестве объекта обложения кроме запасов и затрат так­же стоимость земельных участков.

В настоящее время плательщиками налога являются: предприя­тия, организации и учреждения, включая предприятия с иностран­ными инвестициями, считающиеся юридическими лицами по зако­нодательству Российской Федерации; иностранные юридические лица, международные объединения и их обособленные подразделе­ния, владеющие имуществом на территории Российской Федерации. Объектом налогообложения являются основные средства, немате­риальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе нало­гоплательщика. Основные средства, нематериальные активы, мало­ценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП) учитываются по остаточной стоимости. Для целей налогообложения определяют­ся: налогооблагаемый период, среднегодовая стоимость имущества, налогооблагаемая база.

Среднегодовая стоимость рассчитывается на основе данных о сто­имости имущества, включаемого в налогооблагаемую базу на 1 -е чис­ло первого месяца каждого квартала года за соответствующий налого­облагаемый период. Формулы расчета приведены в табл. 6,2.1.


При исчислении налога на имущество учитывается стоимость имущества, освобождаемая от налога в соответствии с действующим

законодател ьством.

Льготы по налогу на имущество можно разделить на две группы. К первой группе относятся льготы, направленные на полное осво­бождение от данного налога таких организаций, как: бюджетные; органы законодательной (представительной) и исполнительной вла­сти; органы местного самоуправления; обязательные внебюджетные фонды; коллегии адвокатов; религиозные объединения и организа­ции; национально-культурные общества; жилищно-строительные, дач но-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие това­рищества. Этот перечень является неполным, но дает представление о большом количестве организаций, освобожденных от уплаты это­го налога.

Вторая группа льгот связана с освобождением от налога отдель­ных видов имущества, принадлежащего предприятию. Для целей налогообложения стоимость имущества уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа по соответствующим объектам): объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщи­ков; объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны; имущества, ис­пользуемого для производства, переработки и хранения сельскохо­зяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы;


ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судОв атомно-технологического обслуживания; магистральных трубопро­водов, железнодорожных путей сообщения, в том числе подъездных путей, принадлежащих железной дороге, автомобильных дорог об­щего пользования, линии связи и энергопередачи, а также сооруже­ний, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состо­янии указанных объектов; спутников связи; земли; специализиро­ванных судов, механизмов и оборудования, необходимых для исполь­зования не более трех месяцев в году для обеспечения нормального функционирования различных видов транспорта, а также автомо­бильных дорогобщего пользования; эталонного и стендового обору­дования территориальных органов Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации; мобилизационно­го резерва и мобилизационных мощностей. В целях правильного применения льгот предприятия обязаны обеспечить раздельный учет имущества.

Законодательные (представительные) органы субъектов Россий­ской Федерации, органы местного самоуправления могут устанав­ливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льго­ты по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. Расчет налога осуществляется на основе сред­негодовой стоимости имущества за соответствующий налогооблага­емый период и ставки налога, установленной на текущий календар­ный год органами законодательной (представительной) власти субъ­ектов Российской Федерации. Предельный размер ставки устанав­ливается Законом Российской Федерации. В настоящее время пре­дельный размер ставки налога на имущество в целом по России со­ставляет 2%, Сумма налога исчисляется предприятиями ежеквар­тально нарастающим итогом с начала года с учетом стоимости иму­щества, освобождаемого от налога в соответствии с предоставленны­ми льготами.

Платежи за природные ресурсы установлены с целью экономичес­кого регулирования природопользования, стимулирования рацио­нального и комплексного использования различных видов природ­ных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования фондов денежных средств для охраны и воспроизводства природных ресур­сов в условиях рыночной экономики. Эти налоги должны оказы­вать стимулирующее влияние на повышение эффективности исполь­зования и охраны земель, лесов, водных объектов и недр, добычи и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и продуктов их переработки. В соответствии с концепцией государ­ственной экологической политики, изложенной в Законе РСФСР


19 12.91 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», °лата за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес и иную расти­тельность, животный мир, рекреационные и другие природные ре­сурсы) должна взиматься:

. за право пользования и использование природных ресурсов в

пределах установленных лимитов;

. за сверхлимитное и нерациональное использование природ­ных ресурсов;

• за воспроизводство и охрану природных ресурсов. В настоящее время в России сложилась система платежей за при­родные ресурсы в бюджет и внебюджетные фонды. Она включает платежи в виде: платы за пользование водными объектами, платы за лесопользование (лесной доход), платы за землю, платы за недра.

Плата за пользование водными объектами введена в целях рацио­нального использования природных ресурсов. Плательщиками это­го платежа являются юридические лица, которые непосредственно осуществляют пользование водными объектами с применением со­оружен ий, технических средств или устройств, подлежащих лицен­зированию. Плата взимается: при заборе воды из поверхностных вод­ных объектов, территориального моря и внутренних морских вод; при сбросе сточных вод, попадающих в водные объекты; при пользо­вании водными объектами без изъятия воды и сброса сточных вод. Лесной доход представляет собой совокупность платежей за пользо­вание лесными ресурсами, включающую в себя лесные подати и аренд­ную плату за участок лесного фонда, сданный в аренду. Следователь­но, пользование лесным фондом в Российской Федерации является платным. Лесной доход носит рентный характер, что объясняется естественным различием лесорастительных и транспортных условий в лесном хозяйстве. Являясь доходным источником бюджета, лес­ной доход призван покрыть расходы государства на воспроизводство древесины. Основное место в составе лесного дохода занимают лес­ные подати, являющиеся платой, взимаемой за древесину, отпуска­емую на корню.

Плата за землю взимается на всей территории Российской Феде­рации. Цель ее введения — стимулирование рационального исполь­зования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях различного качества, обеспечение развития инфрастукту-ры в населенных пунктах путем формирования специальных фон­дов финансирования этих мероприятий. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.


Плательщиками ежегодного земельного налога являются: соб­ственники земли, землевладельцы и землепользователи. За земли переданные в аренду, взимается арендная плата. Для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при пере­даче земли в собственность,- установления коллективно-долевой соб­ственности на землю, передаче по наследству, дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка вводится нор­мативная цена земли. Этот показатель характеризует стоимость уча­стка определенного качества и местоположения исходя из потен­циального дохода за расчетный срок окупаемости. Размер земель­ного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и ус­танавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Плательщиками земельного налога и арендной платы выступают организации, включая международные, неправительственные, иностранные юридические лица, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым пре­доставлена земля в собственность, владение, пользование или в аренду на территории России. Земельный налог исчисляется исхо­дя из площади земельного участка и утвержденных ставок. Объек­том обложения являются земельные участки независимо от направ­лений их использования (промышленность, транспорт, лесной фонд, водный фонд, личное подсобное хозяйство, жилищное, дачное, га­ражное строительство, садоводство, огородничество, животновод­ство и т.п.). В 1992 году принят Закон РФ от 21.02.92 г. № 2396-1 «О недрах», который содержит правовые и экономические основы, регламентирующие комплексное и рациональное использование и охрану недр. На его основе отношения природопользования регу­лируются государством. Одним из методов этого регулирования является введение платежей в бюджет за пользование недрами. Та­ким образом, пользование недрами в Российской Федерации ста­новится платным. Пользователями недр могут быть субъекты пред­принимательской деятельности независимо от форм собственнос­ти, в том числе юридические лица и граждане других государств.

Система платежей при пользовании недрами включает в себя: сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии; плату за право пользования недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы на отдельные виды минерального сырья. Кроме того, с пользователей недр могут взиматься: плата за землю или акваторию и участок территориального моря; за геологическую информацию о недрах; другие налоги и сборы, связанные с осуще­ствлением предпринимательской деятельности.


Существенное место в налоговой системе РФ занимают налоги с дизических лиц. Отношения физического лица с бюджетом по упла­те нал°гов можно представить в виде схемы (рис. 6.2.9).

Рис. 6.2.9. Классификация налогов с физических лиц

Центральное место в системе налогообложения физических лиц занимает подоходный налог. Удельный вес подоходного налога в до­ходах консолидированного бюджета за 1998 год (в оценке ожидаемо­го исполнения) составил 10,2%. Как и любой другой, подоходный налог является одним из экономических рычагов в руках государ­ства, с помощью которого оно должно решать зачастую трудно со­вместимые задачи:

• обеспечивать достаточные поступления в бюджеты всех уров­
ней для финансирования расходов государственного и соци­
ального значения;

• регулировать уровень доходов населения и, соответственно,
структуру личного потребления и сбережения граждан;

• стимулировать наиболее рациональное использование получа­
емых доходов, помогать наименее защищенным категориям
граждан.

Подоходное налогообложение обладает большими возможностя­ми воздействия на уровень реальных доходов населения. Это дости­гается системой льгот, выбором объекта и ставками налогообложе­ния. Благодаря налогу происходит перераспределение части высо­ких доходов в пользу нуждающихся категорий населения и в интере­сах общества в целом для того, чтобы более или менее сгладить сте­пень неравенства в доходах.

Плательщиками подоходного налога являются физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без


гражданства, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожи­тельства в Российской Федерации. Постоянно проживающими счи­таются граждане, находящиеся в Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Объектом налогообложения у физических лиц, имеющих посто­янное местожительство в Российской Федерации, является совокуп­ный доход, полученный в календарном году как на территории стра­ны, так и за ее пределами как в денежной, так и в натуральной фор­ме, в том числе в виде материальной выгоды. При этом у граждан, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации (т.е. проживающих менее 183 дней в календарном году на террито­рии России), подоходным налогом облагаются только доходы, полу­ченные из источников в Российской Федерации. Датой получения доходов в календарном году является дата выплаты дохода физичес­кому лицу.

Налог исчисляется и удерживается предприятиями, учреждения­ми и организациями по истечении каждого месяца с суммы сово­купного дохода граждан с начала календарного года. Подоходный налог исчисляется бухгалтерией предприятия и удерживается при выплате работникам заработной платы и иных, подлежащих нало­гообложению сумм. При этом в совокупный доход включаются все полученные от данной организации доходы, включая заработную плату, премии и иные вознаграждения, связанные с выполнением трудовых обязанностей работником, в том числе по совместитель­ству, от выполнения работ по договорам гражданско-правового ха­рактера, суммы, полученные в виде дивидендов по акциям, и другие доходы, получаемые в результате распределения прибыли предприя­тия, включая доходы, образующиеся за счет предоставления работ­никам материальных и социальных благ. В совокупный доход ра­ботников предприятия входит также стоимость акций, дополнитель­но эмиттируемых предприятием в процессе увеличения уставного капитала в результате распределения прибыли и безвозмездно пере­даваемых работникам предприятия. Если же увеличение уставного капитала предприятия связано с переоценкой основных фондов, то стоимость дополнительно выпущенных и бесплатно переданных ра­ботникам акций налогом не облагается. В совокупный доход входит также стоимость квартир (жилыхдомов), если они приобретены пред­приятием и переданы в собственность работникам. Подоходный на­лог в этом случае взимается с момента оформления собственности работника на жилье.

В J 997 году в законодательство по подоходному налогообложению впервые введено понятие «материальная выгода по заемным сред-314


твам» подлежащая включению в совокупный годовой Д«шфиз£

дворам займа, материальная выгода определяется ^иср^£,! ^нежной или натуральной форме были ™*m"™Z™wZ- виях после 21 января 1997 года независимо от даты составления до

ются в совокупный доход, облагаемый налогом: пособия по безрабо «це; беременности и родам; суммы материальной помощи оказы- ваёмые в связи с чрезвычайными обстоятельствами aja««связи

ков, земельных участков, принадлежащих Физическим и праве собственности в пределах 5000-кратного МРОТ, а.при прода­же иного имущества - в пределах 1000-кратного МРОТ. И другие суммы.

Помимо перечисленных изъятий, являющихся правомерными дая всех неплательщиков, законодательством «W«^«лый ряд льгот социально направленного»•*»"»**£?*!££

лица, принимавшие участие в ликвидации этих аварии и непосред ственно участвующие в HcnbiTaHH5LX ядерного оружия^

Некоторые категории граждан имеют право "»*J*^g£ купногадоходавналогооблагаемомпериодезак^^^

ре: 5-кратного МРОТ (Герои СССР, I*. ffJ^SS ВОВ I и И группы и др.); 3-кратного МРОТ (инвалиды Ш iW™, имеющие престарелых родителей, «афганцы» и другие лица, выпол

1размерсовокупног0дохода,облагаемогопоминимальнойсгавке(в 1999г.

эта сумма равна 30 000 руб.).


няюшие интернациональный долг и др.); 2-кратного МРОТ (физи­ческие лица, чей доход в течение года не превышает 10 000 руб.); 1-кратного М РОТ (физические лица, чей доход в течение года составил от 10 000 руб. I коп. до 30 000 руб.).

Подобная льгота в размере 2-кратного и I -кратного МРОТ предо­ставляется на содержание детей и инвалидов. Старки подоходного на­лога дифференцированы в зависимости от размера облагаемого сово­купного дохода, получаемого в календарном году. На 1999 год уста­новлена минимальная ставка налога в размере 12% при облагаемом годовом доходе до 30 000 и максимальная — 35% с суммы, превышаю­щей 150 000 руб. Расчет подоходного налога по месту работы осуще­ствляется в последователь!{ости, представленной на рис. 6.2.10.

Рис. 6.2.10. Расчет подоходного налога

Граждане, получившие доход не по одному месту работы, размер которого превышает сумму, облагаемую по минимальной ставке на­лога, не позднее! апреля, следующего за отчетным годом, должны представить в налоговые органы по месту своего жительства налого­вую декларацию о совокупном годовом доходе. Кроме подоходного налога, физические лица могут быть плательщиками налогов иного характера.

Налог на имущество физических лиц является общеобязательным местным налогом. Его уплачивают собственники имущества, как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Объект налогообложения состоит из двух групп. В первую группу включаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Во вторую группу входят транспортные средства, не облагаемые налогом с владельцев транс­портных средств: моторные лодки, вертолеты, самолеты, теплоходы, яхты и другие водно-воздушные транспортные средства.

Налог на транспортные средства взимается в зависимости от мощ­ности двигателя в процентах от минимального размера оплаты тру­да, действующего на дату начисления налога.


Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, уплачивается в случае, когда физические лица принимают в порядке наследования или дарения жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики, автомобили, мотоциклы, моторныелодки, катера, яхты и другие транспортные средства, предметы антиквариата и ис­кусства, ювелирные изделия, вклады в учреждения банка и т.п. Пла­тельщиками налога с имущества, переходящего в порядке наследо­вания или дарения, являются граждане Российской Федерации, ино­странные граждане и лица без гражданства, которые становятся соб­ственниками имущества, переходящего к ним на территории Рос­сийской Федерации по наследству или в виде дарения. Налогообла­гаемой базой является стоимость имущества, получаемого в порядке наследования или дарения (более 850-кратного МРОТ для наследо­вания и более 80-кратного МРОТ для дарения. Ставки налога зави­сят от размера стоимости наследства или дарения и степени родства.

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные принципы построения налоговой системы Российс­
кой Федерации.

2. Дайте краткую характеристику компетенции органов власти в примене­
нии налогового законодательства.

3. Назовите основные недостатки действующей налоговой системы Россий­
ской Федерации.

4. Какова сущность НДС?

5. Как исчисляется НДС, подлежащий уплате в бюджет?

' 6. Как реализуется регулирующая роль налога на прибыль?

7. Определите сущность налога на имущество предприятий и порядок его
исчисления.

8. Определите роль платежей за природ! 1ые ресурсы и их состав.

9. Какова структура действующей в России системы налогов с физических
лиц?

10. Каков порядок исчисления подоходного налога с физических лиц?

6.3. Налоговое планирование

Изучив данный параграф, Вы сможете:

дать определение налогового планирования;

охарактеризовать государственное налоговое планирование;

дать определение налогового дефицита и выяснить причины
его возникновения;

определить цели и задачи налогового планирования на уровне
хозяйствующих субъектов.


6.3.1. Основы организации налогового планирования в Российской Федерации

Система налогового планирования рассматривается, как единство двух подсистем: государственного налогового планирования, имеюще­го целью формирование доходной базы федерального и территорц. альных бюджетов и налогового планирования на уровне хозяйствующих субъектов как элемента финансового менеджмента. Очевидно, что эти подсистемы имеют разнонаправленные цели: в первом случае налоговое планирование ориентировано на максимальный уровень изъятия налогов в бюджет, а во втором — на минимизацию налогов с целью сокращения реальных издержек предприятий.

Реализация государством хозяйственных, управленческих, соци­альных и иных функций невозможна без создания адекватной эко­номической базы. Материальным воплощением такой базы являет­ся бюджетный фонд. В значительной своей части он формируется за счет налоговых поступлений. Так, Федеральным законом от 22.02.99 г. № 36-ФЗ «О Федеральном бюджете на 1999 год» доля налоговых поступлений в составе доходов федерального бюджета определена в размере 84,34%, доля налоговых поступлений в структуре доходов федерального бюджета в предшествующие годы составила соответ­ственно 83,5% в 1998 году, 86,3% в 1997 году, 81,4% в 1996 году. Та­ким образом, планирование доходной части бюджета (бюджетного фонда) в наибольшей степени представляет собой планирование на­логовых платежей. Процесс государственного налогового планиро­вания включает два основных направления: прогнозирование мобилиза­ции сумм контингентное налоговых платежей на основе макроэкономи­ческих показателей (объем ВВП, индекс инфляции, объем товаро­оборота и др.) и распределение регулирующих доходов по уровням бюд­жетной системы с целью формирования доходной базы бюджетов территорий.

Прогнозирование поступлений налогов на базе макроэкономи­ческих показателей определяет стратегию формирования налоговых доходов на очередной год и среднесрочную перспективу, но не реша­ет всех проблем налогового планирования. Поэтому необходимым компонентом налогового планирования является обработка и ана­лиз статистических данных об аккумуляции налогов в бюджет за ис­текший период, а также информация о возможных изменениях в налоговом законодательстве.

Так, при планировании поступлений налога на прибыль на 1999 год за основу были приняты данные Государственной налоговой службы РФ (ныне Министерство по налогам и сборам РФ) по от-


ётности предприятий за 1998 год с учетом изменений в налоговом аконодательстве, повлиявшие на размер налогооблагаемой прибы-лИ в истекшем году.

Организацию планирования налоговых поступлений можно пред­ставить в виде схемы (рис. 6.3.1).

Рис. 6.3.1. Процесс планирования налоговых поступлений

Налоговое планирование основано на оценке эффективности на­логовой системы в целом с позиций выполнения ею фискальных за­дач и воздействия на экономику, а также на анализе причин возник­новения налогового дефицита — расхождений между планируемым и фактическим поступлением налогов.

Важной составляющей налогового планирования является анализ факторов, влияющих на формирование налогооблагаемой базы по от­дельным видам налогов. Однако следует иметь в виду, что при госу­дарственном налоговом планировании сложно учесть все особеннос­ти формирования налогооблагаемой базы. Это приводит к погрешно­стям в определении реальных сумм налоговых поступлений в бюджет и более доступно при налоговом планировании на уровне хозяйству­ющих субъектов. Например, реальность поступления в бюджет налога на прибыль зависит не только от объема производства, ценовой поли­тики, уровня инфляции, определяющих величину прибыли от реали-


зации произведенной продукции, но и влияния на конечный финан­совый результат операционных внереализационных доходов и расхо­дов, в частности, курсовых разниц, налогов, относимых на финансо­вые результаты и др., способных привести к потере или значительно­му сокращению объекта налогообложения и, соответственно, к поте­рям бюджетных доходов. Очевидно, решение этих задач невозможно без широкого использования прогрессивных компьютерных техноло­гий при обработке информации, которой располагают налоговые и другие государственные органы. Главным шагом в этом направлении является создание единого реестра налогоплательщиков и общей ин­формационной системы налоговых, финансовых и иных органов, от­вечающих за исполнение доходной базы бюджета.

Второй этап налогового планирования —разграничение налоговых доходов между бюджетами различных уровней представляется не менее важным поскольку значительная часть доходов региональных бюджетов формируется за счет отчислений от регулирующих нало­гов (НДС, налога на прибыль, подоходного налога с физических лиц и др.). Например, в доходах бюджета Санкт-Петербурга на 1999 год удельный вес всех налоговых доходов составил 90,2%, в том числе регулирующих налогов — 49,1 %. Распределение регулирующих на­логов по уровням бюджетной системы осуществляется в соответствии с законом о федеральном бюджете на очередной год. Так, на 1999 год доля НДС для территориальных бюджетов определена в размере 25% (начиная со второго квартала она снизится до 15%), доля акцизов на этиловый спирт из пищевого сырья и ликероводочные изделия на весь 1999 год установлена в размере 50%, акцизов на остальные това­ры, производимые на территории России (кроме акцизов на нефть) — 100%. Кроме того, субъекты РФ должны получать 40% налога на покупку иностранных денежных знаков, а также отчисления от дру­гих налогов. В частности, отчисления от налога на прибыль и подо­ходного налога с физических лиц в доходы территориальных бюдже­тов производятся по установленным ставкам в соответствии с нало­говым законодательством.

Конкретное наполнение региональных бюджетов зависит не только от установленных пропорций распределения федеральных налогов, но и от реальных поступлений контингентов этих нало­гов на соответствующей территории. Прогнозирование континген­тов налоговых доходов на территории субъектов РФ осуществляет­ся территориальными финансовыми управлениями совместно с на­логовыми органами на основании данных, характеризующих эко­номический потенциал региона, включая показатели, определяю­щие объем платежей по соответствующим налогам. В то же время


цеНка реальности поступлений налогов на любом уровне плани­рования невозможна без учета специфики налогового планирова­ния хозяйствующих субъектов, которое, преследуя прямо противо­положные цели, может внести существенные коррективы в феде­ральные и региональные прогнозы. Тем самым, несмотря на раз­нонаправленные задачи, обеспечивается единство подсистем нало­гового планирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.