Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отвечать на вопрос сразу




Ошибка № 51.

Находчивость — это то, что доходит только через два­дцать четыре часа.

Марк Твен

Я выходила на защиту диссертации в 25 лет и, конечно, была точно уверена, что в моей теме лучше меня никто не разбирается. Тем бо­лее в позитивный потенциал конфликта на тот момент в российской педагогике верили четверо: кандидат педагогических наук Татьяна Витальевна Ковшечникова — мой научный руководитель, ее науч­ный руководитель Борис Иосифович Хасан — доктор психологических наук, профессор, директор Института психологии и педагогики разви­тия СО РАО, можно сказать, основоположник школы использования конфликта в российской педагогике; Елена Николаевна Дмитриева — доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики Ни­жегородского Лингвистического университета, подсказавшая нам эту тему, и я1. Масса литературы была изучена, чистовой вариант диссер­тации составлял треть от чернового, круче были только звезды, готов­ность проинформировать диссертационный совет о том, что в педа­гогике взошла новая звезда, била из ноздрей, ушей и откуда она еще могла бить.

Татьяна Витальевна посматривала на меня с опасением. Тема ле­жала на стыке нескольких наук, и предстояла сложная защита. Ее не­много смущали мой энтузиазм и боевое настроение.

— Лена, главное, не торопись отвечать на вопросы, — не уставала
повторять она.

Я недоумевала. Как же так, ведь чем быстрее ответишь, значит, тем лучше знаешь!

— Понимаешь, — повторяла Татьяна Витальевна, — то, что тебе за­
дает вопрос доктор наук, профессор, — это большая честь, нужно обя­
зательно поблагодарить. Кроме того, вопрос дает тебе возможность
раскрыться, показать, что ты действительно все это знаешь, заинте­
ресовать аудиторию, заработать в итоге белые шары. И вообще, если
спешить, отвечая на вопросы, люди могут обидеться.

1 Может показаться странным, что я называю три фамилии, хотя на эту тему на­писано огромное количество книг и научных статей. Просто психология, конфлик­тология, социология и политология, где этот феномен хорошо изучен, и педагогика, с установкой на недопущение конфликта, совершенно разные науки. Тем более что было мне все-таки всего 25 лет...




 


Уже далеко потом я поняла, что, если вообще слушают, не обязатель­но доктора наук, это очень большая честь. Что, если вопросы не задают, значит, либо не слушают, либо не понимают, либо неинтересно. А если задают, значит, слушают, поддерживают, проявляют интерес и уважение. Что, если спешить, отвечая на вопрос, человек может напрячься, что он не знает таких тривиальных вещей, или обидеться, что его вопросу (а зна­чит, и ему лично) не уделяют должного внимания. Что человеку, задавше­му вопрос, нужна небольшая пауза, чтобы настроиться на ответ. Что, если поторопиться, можно перебить человека и ответить на, по сути, другой вопрос. Или вообще дать неправильный ответ1.

А тренеру еще важно понимать, какого ответа ждет тот, кто вопрос задал. И если это вопрос из его профессиональной сферы, лучше будет, если он его получит не от нас: «Спасибо за вопрос, отличный вопрос! Кто что думает по этому поводу? А Вы что думаете? Довольны ли Вы ответом своих коллег?»


Когда знаешь ответ или думаешь, что знаешь, очень слож­но удержать язык за зубами и передать право на ответ дру­гому человеку или группе. Подумайте, какая методика, тех­нология, средство, прием могли бы Вам помочь в подобной ситуации и напомнить, что стоит переадресовать вопрос группе.



Подумайте, какая реакция будет для Вас наиболее есте­ственной в данной ситуации. Какие формулировки подой­дут для переадресации вопроса группе?


1 Все-таки мне уже не 25 лет, пора допустить и такую вероятность.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.