Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г.) Правовое государство и его основные признаки




Сама идея правового государства имеет многовековую историю. Она уходит корнями в античное общество. Философская основа теории правового государства была сформулирована И. Кантом.

Идея создания правового государства в СССР впервые была высказана в тезисах ЦК КПСС к XIX Всесоюзной партийной Конференции, опубликованных в мае 1988г., причем там было записано, что нам «необходимо завершить создание социалистического правового государства».[7]

Идея создания правового государства в Беларуси официально провозглашена в Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь 27 июля 1990 г. Так в Преамбуле Декларации заявляется «о создании правового государства». А в ст.7 Декларации закреплено, что «разграничение законодательной, исполнительной и судебной власти является важнейшим принципом существования Республики Беларусь как правового государства». И далее, в этой же статье заложен один из признаков правового государства – верховенство права, выражающийся в том, что «Все граждане и лица без гражданства, государственные органы, предприятия, учреждения и организации, находящиеся или действующие на территории Республики Беларусь, обязаны исполнять законодательство Республики Беларусь».

На высшем законодательном (конституционном) уровне идея правового государства закреплена в Конституции Республики Беларусь, принятой 15 марта 1994г.

Правовое государство явление многомерное. Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных обязанностей и институтов разделения властей, верховенство права, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью, взаимную правовую ответственность государства и личности, незыблемость гражданских прав и свобод, их охрану и гарантированность. Главное в идее правового государства – связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность его действий, подчинение государства праву, защита граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов.

Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим признаком является верховенство права, что означает, прежде всего, верховенство закона.

Оно выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие общественные отношения во всех сферах общественной жизни регулируются законами.

Верховенство закона означает его всеобщность, не оставляющую неурегулированных законом наиболее существенных областей жизни общества, куда могли бы «прорваться» другие акты, оттесняя законы. Должна быть обеспечена законодательная беспробельность.

Должно быть наличие целостной системы законодательства, охватывающего все сферы жизни общества. Формирование правового государства требует динамичного правового регулирования общественных отношений посредством научно-обоснованных правовых норм, отвечающих объективным потребностям всестороннего прогресса общества.

Закон должен тождествовать, господствовать в государстве. Это означает такое его положение, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения должны подчиняться его нормам. «Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства» (ч.2 ст.7 Конституции).

Наконец, верховенство закона означает и то, что законы должны быть правовыми. Они не могут быть отменены, изменены или приостановлены подзаконными актами. При расхождении этих актов с законом действует закон. «В случае расхождения закона, декрета или указа действует Конституция» (ч.2 ст. 137 Конституции).

Серьезным препятствием на пути утверждения верховенства закона являются издержки ведомственного и местного нормотворчества, зачастую противоречащего закону и нередко лишающего граждан тех прав, которые им представляются законодательными актами. Практика перекраивания и извращения на любом уровне законов не только не допустима с правовой точки зрения, но и крайне вредна практически, ибо она порождает бюрократизм и безответственность, а порой и коррупцию, существенно тормозит общественно полезные начинания.

Одним из признаков правового государства является взаимная ответственность государства и его граждан.

В нашей стране при характеристике взаимоотношений государства с гражданами многие годы было принято подчеркивать их ответственность перед государством, рассматривать права и свободы граждан как своеобразный дар государства гражданам, за который они ему должны быть благодарны. Однако в правовом государстве ответственность не может носить односторонний характер.

Для правового государства характерны такие регулируемые законом взаимоотношения с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу, а не какой-либо его части, ответственны перед человеком и гражданином, рассматривают человека, его жизнь и здоровье, личную неприкосновенность и безопасность, другие права и свободы, честь и достоинства в качестве высшей ценности, обеспечивают их защиту от любого произвола, считают признание, соблюдение и защиту прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина обязанностью государственной власти, а граждане, в свою очередь, несут ответственность перед государством и обеспечивают защиту его интересов.

Правовое государство мыслится как инструмент для эффективной реализации интересов личности. Цель правовой государственности – служение потребностям личности и общества. Отсюда – приоритет личности в отношениях между личностью и государством.

Однако, говоря об ответственности государства перед гражданами, необходимо подчеркнуть, что для правового государства не менее важна и ответственность граждан перед государством и обществом. Осознание такой ответственности приобретает особое значение в условиях, когда длительные беззакония и произвол времен тоталитаризма породили безразличие граждан к делам государства, их отчуждение от государственных и общественных дел. Речь идет, прежде всего, о возрождении доверия граждан к государству, их заинтересованности в его делах, от которых во многом зависит судьба государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.