Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI группа. Полномочия Президента в области прав и свобод человека и гражданина




1. Решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища (п. 17 ст. 84 Конституции).

В главе 6 Закона Республики Беларусь от 1 августа 2002г. «О гражданстве Республики Беларусь» (с изм. и доп.) закреплено, что Президент Республики Беларусь: определяет порядок приобретения гражданства республики Беларусь и его прекращения; издает указы о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь; издает распоряжения в случае отклонения заявлений о приеме в гражданство и выходе из гражданства Республики Беларусь.

Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 1994г. № 209 (с изм. и доп.) утверждено положение «О порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь», в котором определен порядок подачи, оформления заявлений и иных документов по вопросам гражданства Республики Беларусь; особенности приема в гражданство Республики Беларусь лиц, постоянно проживающих в Республике Беларусь и постоянно проживающих за границей; закреплены задачи и функции Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Республики Беларусь.

В ст. 12 Конституции закреплено, что Республика Беларусь может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность.

Указом Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2006г. № 204 (с изм. и доп.) утверждено положение «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища в Республике Беларусь, его утрате и лишении», в котором определяется порядок предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища, его утраты и лишения.

Иностранец, желающий получить убежище в Республике Беларусь, обязан лично обратиться в органы внутренних дел по месту временного пребывания или временного проживания с письменным заявлением на имя Президента Республики Беларусь о предоставлении убежища, к которому прилагаются документы или сведения, подтверждающие наличие у него оснований для предоставления убежища.

При наличии оснований для предоставления иностранцу или лицу без гражданства убежища Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Республики Беларусь вносит на рассмотрение Президента проект указа, а при отсутствии оснований – информирует об этом Президента.

Министерство внутренних дел в 10дневный срок со дня получения соответствующего указа Президента либо информации Комиссии уведомляет иностранца или лицо без гражданства о результатах рассмотрения его заявления.

2. Устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания (п. 18 ст. 84 Конституции).

Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998г. № 157 (с изм. и доп.) «О государственных праздниках и праздничных днях в Республике Беларусь» установлены государственные праздники и праздничные дни.

Конституция Республики Беларусь закрепляет право Национальному собранию издавать законы об установлении государственных наград (ст.ст. 97,98). Президент наделен правом награждать государственными наградами. Таким образом, здесь четко прослеживается концепция разделения властей, когда один орган издает закон, а второй его исполняет.

Президент своими указами присваивает классные чины (государственным служащим), присваивает почетные звания (например, Заслуженный юрист Республики Беларусь).

3. Осуществляет помилование осужденных (п. 19 ст. 84 Конституции).

Порядок осуществления помилования осужденных закреплен в Положении «О порядке осуществления в Республике Беларусь помилования осужденных, освобождения от уголовной ответственности лиц, способствовавших раскрытию и устранению последствий преступления», утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 3 декабря 1994г. (с изм. и доп.). В соответствии с этим положением помилование осужденных осуществляется в виде:

- замены смертной казни пожизненным заключением;

- освобождения полностью или частично от отбывания как основного, так и дополнительного наказания;

- освобождения от наказания условно;

- снятия судимости.

Президент кроме ходатайств о помиловании рассматривает:

- материалы в отношении лиц, осужденных к смертной казни, не ходатайствующих о помиловании;

- представления Председателя Верховного Суда либо Генерального прокурора о применении помиловании к лицам, осуждены к смертной казни.

Помилование осуществляется по личным ходатайствам осужденных.

Ходатайства о помиловании осужденных и материалы до внесения на рассмотрение Президента предварительно рассматриваются в Комиссии по вопросам помилования при Президенте Республики Беларусь.

Решения о помиловании или об отклонении ходатайств о помиловании осужденных к смертной казни, а также помиловании осужденных к пожизненному заключению, лишения свободы или другому более мягкому наказанию принимаются в форме указов Президента Республики Беларусь.

 

VII группа. Иные полномочия Президента закрепленные в ст. 84 Конституции Республики Беларусь и не отнесенные ни к одной из вышеперечисленных групп.

1. Назначение республиканских референдумов (п.1 ст.84 Конституции).

Республиканские референдумы – народное голосование, назначается Президентом Республики Беларусь по собственной инициативе. По предложению Палаты представителей и Совета Республики, принимаемых на их раздельных заседаниях большинством голосов от их полного состава, либо по предложению не менее 450 тыс.граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс.граждан от каждой области и г.Минска указом Президента. Дата проведения референдума устанавливается не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента о назначении республиканского референдума (ст. 74 Конституции).

Избирательный кодекс Республики Беларусь закрепляет, что Президент Республики Беларусь назначает республиканский референдум в течение двух месяцев после внесения на его рассмотрение предложения палат Национального собрания либо граждан (ст. 117 Конституции).

2. Назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля (п.12 ст. 84 Конституции).

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 9 февраля 2000г. № 369-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» (с изм. и доп.). Комитет государственного контроля образуется Президентом Республики Беларусь (ст. 1). Первый заместитель и заместитель Председателя Комитета государственного контроля назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по представлению Председателя Комитета государственного контроля (ст. 8). Структура и штатная численность Комитета государственного контроля утверждается Президентом (ст. 7). Председатели территориальных органов государственного контроля (областных и г.Минска) назначаются на должность и освобождаются от нее Председателем Комитета государственного контроля по согласованию с Президентом (ст. 9). Численность и персональный состав коллегии Комитета государственного контроля утверждается Президентом по представлению Председателя Комитета государственного контроля (ст. 10).

3. Назначает 6 членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (п. 4 ст. 84 Конституции).

4. С согласия Совета Республики назначает на должность и с уведомлением Совета Республики освобождает от должности Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов и Генерального прокурора (п.п. 9, 11 ст. 84 Конституции).

Порядок образования, полномочия и организационно-правовые формы деятельности Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов определяется Избирательным кодексом Республики Беларусь.

Центральная комиссия – постоянно действующий орган и срок ее полномочий 5 лет. На постоянной основе работают Председатель и секретарь Центральной комиссии. Кандидатура заместителя Председателя Центральной комиссии предварительно согласовывается с Президентом и избирается из членов комиссии на ее первом заседании.

Президент не только участвует в назначении Генерального прокурора, но и в соответствии с Законом Республики Беларусь от 8 мая 2007г. «О прокуратуре Республики Беларусь», по согласованию с ним Генеральный прокурор назначает своих заместителей, прокуроров областей и г. Минска и приравненных к ним прокуроров, руководителей и их заместителей государственных организаций, созданных в системе органов прокуратуры по решению Президента. Положение о коллегии Генеральной прокуратуры утверждается Президентом, он же утверждает и персональный состав коллегии Генеральной прокуратуры по представлению Генерального прокурора. По представлению Генерального прокурора Президент осуществляет создание, реорганизацию и ликвидацию органов прокуратуры.

5.Обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики (п. 13 ст. 84 Конституции).

Насколько часто может обращаться Президент к народу – это его прерогатива. Однако такие обращения имеют важное значение, т.к. в них Президент разъясняет свою позицию о положении дел в стране, о своих целях, взглядах на будущее Республики Беларусь и т.д.

Таким образом, полномочия Президента Республики Беларусь многогранны, охватывают все структуры государственной власти, особенно широки его полномочия в области исполнительной власти.

Данные Конституцией полномочия Президенту позволяют ему успешно руководить государством, осуществлять свои права и обязанности в полном объеме.

 

 

§5.Акты Президента Республики Беларусь (декреты, указы, распоряжения)

 

Реализуя свои полномочия Президент Республики Беларусь, издает нормативные правовые акты.

Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000г. (с изм. и доп.) «О нормативных правовых актах Республики Беларусь».

В силу ст. 85 Конституции Республики Беларусь Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов. Таким образом, Конституция четко определила вид нормативных правовых актов, издаваемых Президентом Республики Беларусь. Однако, начиная с 2004г. Президент стал издавать Директивы – указы программного характера, издаваемые Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение (ст. 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»).

Этим же Законом дано определение Указа Президента как нормативного правового акта Главы государства, издаваемого в целях реализации его полномочий и устанавливающего (изменяющего, отменяющего) определенные правовые нормы.

Анализируя нормы Конституции Республики Беларусь (ст.ст. 84, 85, 116, 137, 142) и Закона «О Президенте Республики Беларусь» можно сделать вывод, что Глава государства может издавать три вида указов:

- указы не носящие нормативного характера (о назначении, освобождении от должности, о присвоении званий, о награждении наградами и т.д.);

- указы носящие нормативно-правовой характер и основывающиеся на конституционной норме, т.е. издаваемые во исполнение Конституции;

- указы носящие нормативно-правовой характер и основывающиеся на законе, т.е. издаваемые во исполнение законов.

Принципиально новым явлением в законодательстве Беларуси явилось наделение Президента с 24 ноября 1996г. правом издания декретов, имеющих силу закона. В соответствии с ч.1 ст. 101 Конституции Республики Беларусь Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять пределы регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

При этом Основной Закон не устанавливает каких-либо принципиальных особенностей издания декретов по сравнению с аналогичными процедурами в других странах, применяющих институт делегированного законодательства. Характерными чертами данного института являются инициатива органа или должностного лица, которому делегируются законодательные полномочия (в данном случае — Главы государства), ограниченный период действия делегированных полномочий, четко очерченный предмет правового регулирования актов, издаваемых на основании делегированных полномочий, установление круга общественных отношений, выведенного за пределы сферы регулирования делегированного законодательства, парламентский и судебный контроль за осуществлением делегированных полномочий.

Поскольку решение о делегировании Президенту законодательных полномочий принимается палатами Национального собрания в форме закона, нет никаких правовых препятствий для принятия закона об отмене закона о делегировании еще до истечения срока его действия. Аналогичным образом закон о делегировании может быть изменен. Конституция устанавливает приоритет закона перед декретом, если полномочия на издание декрета были предоставлены законом. Таким образом, Парламент вправе найти иное законодательное решение вопроса, урегулированного декретом.

В соответствии с абзацем вторым части четвертой статьи 116 Конституции декреты Президента могут быть рассмотрены Конституционным Судом на предмет их соответствия Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь. На наш взгляд, в указанной норме усматривается одно упущение: декреты, издаваемые в соответствии с частью первой статьи 101 Конституции, должны оцениваться Конституционным Судом и на предмет их соответствия законам. Это положение прямо вытекает из части третьей статьи 137 Конституции.

Надо, однако, признать, что все вышеперечисленные проблемы носят абстрактно-теоретический характер. Со дня принятия новой редакции Конституции, Президент Республики Беларусь ни разу не обращался в Национальное собрание с предложением о делегировании ему законодательных полномочий, а поэтому практика делегирования на сегодняшний момент не сложилась. Причина этого, видимо, кроется в самой Конституции. У Президента нет никакой необходимости прибегать к достаточно сложной процедуре получения делегированных полномочий, к тому же во многом ограниченных, поскольку он обладает другим очень эффективным инструментом регулирования общественных отношений, каким является издание так называемых временных декретов.

В соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции временные декреты издаются Президентом по своей инициативе либо по предложению Правительства. B последнем случае они должны скрепляться подписью Премьер-министра. Хотя практика издания временных декретов получила достаточно широкое распространение, случаев их издания по предложению Правительства пока не было.

Временные декреты должны быть в трехдневный срок предоставлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее 2/3 голосов от полного состава каждой из палат. Палаты могут регулировать законом отношения, возникающие на основе декретов, которые отменены (ч.3 ст. 101 Конституции).

Конституция предусматривает, что временные декреты издаются в силу особой необходимости. Особая необходимость оценочная категория, которую очень сложно наполнить строгим юридическим содержанием. Практика показала, что среди политиков и юристов имеются различные трактовки этого понятия. Наверное, есть необходимость официального толкования рассматриваемой конституционной нормы. Именно поэтому палаты Парламента, рассматривая временный декрет, также должны оценивать, действительно ли ситуация вынуждала Президента прибегнуть к такой форме правотворчества.

На данный момент ни один временный декрет палатами Национального собрания отменен не был. 18 декабря 2002 года Палата представителей впервые в практике белорусского Парламента приняла решение об отмене декрета, однако это решение не было поддержано Советом Республики, который принял данный Декрет к сведению.

Издание временных декретов должно носить все же исключительный характер. Как верно заметил Г.А. Василевич, «следует щадяще относиться к праву Президента принимать такого рода акты». Он особо подчеркнул, что «внесение предложений Президенту об издании декрета должно быть глубоко продуманным и обоснованным, когда другие варианты решения вопроса исключены»[16].

Особенно осторожно следует относиться к изданию временных декретов во время сессий палат Парламента и незадолго до их открытия. При необходимости решения неотложных проблем законодательного регулирования Президент в соответствии с частью третьей статьи 99 Конституции имеет право объявить рассмотрение законопроекта срочным, и в этом случае палаты Национального собрания должны рассмотреть его в течение десяти дней со дня внесения.

Существует проблема определения пределов правового регулирования рассматриваемых правовых актов. В отличие от декретов, издаваемых на основании делегированных полномочий, Конституция прямо не ограничивает сферу общественных отношений, в которой возможно регулирование временными декретами.

Издание Президентом Республики Беларусь временных декретов потребовало выработки процедур рассмотрения их палатами Парламента. В настоящее время соответствующие положения включены в регламенты Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания. Результатом рассмотрения временного декрета в палатах Парламента является принятие постановления. Причем возможность повторного рассмотрения декрета после принятия его к сведению прямо предусмотрена статьей 192 Регламента Палаты представителей (О Регламенте Палаты представителей Национального собрания от 9 октября 2008г.). Смотри также Главу 22 О Регламенте Совета Республики Национального собрания от 19 декабря 2008г.

Частью третьей статьи 101 Конституции предусмотрено, что палаты Парламента могут регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены. В отношении временных декретов Президента Республики Беларусь установлен усложненный порядок их отмены (квалифицированным большинством) по сравнению с принятием обычных законов.

Действующее законодательство не дает ответа на вопрос, вправе ли Глава государства в случае отмены временного декрета Парламентом издать новый декрет аналогичного содержания. Во всяком случае, правовых препятствий для этого не усматривается.

Сроки действия временных декретов не установлены, хотя сам термин «временный декрет» предполагает непостоянный характер правового регулирования этими актами, но в законодательстве нигде не закреплен данный аспект. Ясно только, что рано или поздно декреты должны быть трансформированы в законы.

Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих:

- изменение и дополнение Конституции;

- толкование Конституции;

- изменение и дополнение программных законов;

- утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;

- изменение порядка выборов Президента и Парламента;

- ограничение конституционных прав и свобод граждан.

Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешить ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу (ч. 2 ст. 101 Конституции).

Данная норма Конституции в соответствии со ст. 30 Закона «О Президенте Республики Беларусь» распространяется и на временные декреты.

Президент наделен правом издавать распоряжения. Однако действующее законодательство не закрепляет даже примерного перечня случаев возможного издания распоряжений Президента. Также возникают проблемы с нормативностью данных актов. Так, согласно части четвертой статьи 116 Конституции распоряжения не отнесены к числу нормативных правовых актов, конституционность которых может быть проверена Конституционным Судом.

Однако стала складываться практика включения в отдельные распоряжения нормативных предписаний. Впоследствии такая практика получила и законодательную основу. Сначала Гражданский кодекс Республики Беларусь отнес распоряжения к числу нормативных актов, составляющих гражданское законодательство (ст. 3 Гражданского кодекса Республики Беларусь). После этого данное положение было закреплено и в ст. 3 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», определившей, что распоряжения Президента к правовым актам, не являющимся нормативными но лишь при условии, что «иное не определено Президентом».

Подобная практика вряд ли является оптимальной. Разумеется, и указы, и распоряжения исходят от одного субъекта - Президента. И тот, и другой акты являются правовым выражением воли Главы государства. Однако в Конституции не случайно выделен такой вид актов, как распоряжение. Решения, принимаемые Президентом, должны дифференцироваться в силу их различной правовой природы и общественной значимости. Из этого следует, что подмена нормативных указов распоряжениями как актами более низкого уровня, представляется нежелательной.

На сегодняшний момент именно распоряжениями, как правило, оформляются конкретные поручения Главы государства по тем или иным вопросам, проводятся назначения на некоторые должности, объявляется благодарность Президента и т.д. Представляется целесообразным перечень вопросов, решаемых посредством издания распоряжений, закрепить законодательно. Отсутствие этого приводит к необъяснимым случаям издания по аналогичным вопросам актов различного вида. Было бы оправданным изменение подходов в законодательстве и к проблеме нормативности распоряжений.

Декреты Президента подлежат немедленному и обязательному официальному опубликованию и вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в них не установлен иной срок. Указы Президента нормативного характера подлежат обязательному официальному опубликованию и вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок (ст.ст. 63, 65 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»). Указы Президента, не имеющие нормативного характера, и распоряжения Президента вступают в силу со дня их опубликования, если иное не установлено ими.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1119; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.