Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Устав муниципального образования




Основным документом, определяющим статус местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании, является его устав. Устав занимает исходное положение в системе нормативных правовых актов муниципального образования, регламентирующих местное самоуправление. Следует отметить, что ни Конституция РФ, ни законодательство не смогут учесть все традиции, обычаи и особенности организации управления отдельных территорий: городских, сельских и иных поселений.

При характеристике устава муниципального образования необходимо выделить ряд присущих ему признаков:

1) наличие устава в любом муниципальном образовании является обязательным. Только в уставе муниципального образования должны содержаться вопросы, без регулирования которых муниципальное образование не будет являться полноценным;

2) высшая юридическая сила устава на территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты, принимаемые в муниципальном образовании, не должны противоречить уставу муниципального образования;

3) устав применяется только на территории конкретного муниципального образования;

4) прямое действие устава. Нормы устава действуют непосредственно. Например, при защите в суде своих прав на осуществление местного самоуправления гражданину достаточно сослаться на соответствующую норму устава муниципального образования, несмотря на то, что иные муниципальные правовые акты в развитие указанной нормы еще не приняты;

5) особый субъект принятия устава. Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования. Это общее правило. Исключение составляют муниципальные образования с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек. В подобных ситуациях принятие устава является исключительным полномочием схода граждан.

Поскольку устав муниципального образования принимается представительным органом, законодатель установил гарантии соблюдения прав граждан в сфере местного самоуправления при принятии устава. Проект устава, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав подлежат официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 30 дней до дня рас­смотрения вопроса о принятии устава, внесении в него изменений и дополнений. Закон требует, чтобы одновременно был опубликован установленный представительным органом муниципального образования порядок учета предложений по проекту устава, проекту акта о внесении в устав изменений и дополне­ний. Устанавливается также и порядок участия граждан в обсуждении опубликованного проекта. Следует также учитывать, что ст. 28 Закона о МСУ 2003 г. предусматривает вынесение на публичные слу­шания проекта устава муниципального образования, а также проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Уставы муниципальных образований, акты о внесении в них изменений, дополнений подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. В настоящее время этот порядок определяется ФЗ от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»[25].

Устав муниципального образования, акт о внесении в устав изменений и дополнений подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Таким образом, уставом муниципального образования является муниципальный правовой акт высшей юридической силы в системе остальных муниципальных правовых актов, принятый представительным органом муниципального образования либо населением муниципального образования, имеющий прямое действие и применяющийся на всей территории конкретного муниципального образования.

Содержание устава. Уставом муниципального образования должны определяться:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.

В то же время законодательство устанавливает, что уставом муниципального образования регулируются и иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Имея всеобъемлющий характер, устав, тем не менее, не может и не должен детально регулировать все общественные отношения, складывающиеся на территории муниципального образования. Более детальная регламентация осуществляется посредством принятия других муниципальных правовых актов, необходимых для реализации устава. Устав выступает в качестве основы такого рода нормотворчества.

Характерной особенностью уставов является также и то, что они представляют собой правовые акты, посредством которых фиксируется правовой статус муниципальных образований (предметы ведения, права, обязанности органов местного самоуправления и т.д.).

Все эти особенности делают уставы муниципальных образований носителями наиболее значимых ценностей муниципальной демократии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.