Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стивидорные компании




Грузовые операции в морских портах обычно выполняют специализированные компании, называемые стивидорными.

По принадлежности капитала (основного пакета акций) эти компании могут быть:

· независимыми;

· контролируемыми фрахтователем;

· контролируемыми судовладельцем;

· контролируемыми агентом.

Фрахтователю (например, крупным грузоотправителям или грузополучателям) выгодно иметь «свои» стивидорные компании в тех портах, через которые проходят его устойчивые и мощные грузопотоки. На перевозках массовых грузов договорами купли-продажи организация и оплата грузовых работ обычно закрепляется за фрахтователем. Существование «своей» стивидорной компании позволяет ему обеспечить себе наиболее благоприятные условия (реализуются известные преимущества механизма вертикальной интеграции). Так, в нашей стране крупные корпорации-экспортеры стараются приобрести или построить свои собственные терминалы в морских портах (в Санкт Петербурге, Новороссийске и др.).

Судовладельцу выгодно иметь свою собственную или контролируемую им стивидорную компанию в каком-либо порту только тогда, когда она может быть эффективно загруженной и самоокупаемой.

В некоторых случаях и агентские фирмы вкладывают свой капитал в стивидорные компании с целью расширить свой бизнес за счет диверсификации. Однако работа с такой фирмой не совсем выгодна для судовладельца, т.к. агент будет заинтересован привлечь к обработке судна свою компанию, а не ту, которая может предложить наиболее выгодные условия.

По специализации стивидорные компании можно разделить на следующие типы:

· универсальные компании – обслуживают любые грузы;

· специализированные – обслуживают только определенные грузы (насыпные, лесные, контейнерные и т. д.).

По владению перегрузочным оборудованием различают следующие компании:

· имеющие собственное оборудование;

· пользующиеся арендованным оборудованием (например, берут в долгосрочную или краткосрочную аренду у администрации порта).

По условиям найма портовых рабочих существуют компании:

· имеющие постоянный контингент докеров;

· не имеющие собственных докеров (нанимают их для выполнения конкретных работ);

· часть докеров работают на постоянной основе (мастера грузовых работ, бригадиры, высококвалифицированные специалисты), другая часть – нанимается в оперативном порядке.

Отказ от постоянного контингента докеров позволяет стивидорной компании лучше адаптироваться к изменению объемов работы.

В мировой практике при каждом морском порте обычно существует организация докеров (объединение, пул), в которой на учете стоят докеры, желающие получить работу. Представители этой организации входят в совет порта, который разрабатывает правила найма рабочих и регулирует конфликты между докерами и работодателями. Большое влияние на взаимоотношения докеров с портовыми властями и работодателями на Западе оказывают профсоюзы (запрещают работу ночью, в воскресенье и выходные, требуют за такую работу двойную оплату труда).

Таким образом, стивидорная компания в иностранном порту часто является не постоянно действующей производственной единицей, а организатором перегрузочных работ силами докеров.

Право выбора стивидорной компании обычно принадлежит стороне, оплачивающей грузовые операции. Это может быть и судовладелец, и грузовладелец (фрахтователь судна). Сторона, оплачивающая стивидорные расходы, определяется договором купли-продажи и договором морской перевозки.

В мировой практике трампового судоходства наибольшее распространение получила оплата грузовых работ фрахтователем.

В линейном судоходстве независимо от условий купли-продажи эти расходы, как правило, оплачивает судовладелец (объясняется наличием большого числа мелких партий грузов, множества грузоотправителей и грузополучателей).

Во исполнение договора на перевозку фрахтователь (судовладелец) выбирает стивидорную компанию и заключает с ней стивидорный договор. В нём наряду со стандартными условиями отражаются коммерческие условия сделки, в том числе:

· обязательства сторон;

· сроки проведения грузовых работ или нормы погрузки/выгрузки;

· тарифные ставки на стивидорные работы;

· перечень операций (основных и вспомогательных), входящих в стивидорную ставку;

· ставки за дополнительные услуги (взвешивание, сортировка, обмер груза, мелкий ремонт тары и т. д.);

· ответственность стивидора при повреждении груза.

Стивидорный договор кроме того содержит обычно пункт о страховании докеров от производственных травм, определяющий, какая сторона оплачивает страховку.

Как и в договорах на перевозку, существуют стандартные формы (проформы) стивидорных договоров. Детали уточняются в процессе заключения договора.

Фрахтователь (судовладелец) обязан оплатить стивидору стоимость произведенных работ немедленно по их окончании и предъявлении счета. Стивидор в обеспечение причитающихся ему платежей имеет право на задержку груза.

Распределение расходов по стивидорным работам определяется типовыми общепринятыми условиями, которые согласовываются между фрахтователем и судовладельцем.

Наиболее распространёнными из этих типовых условий по отношению судовладельца к стивидорным операциям являются следующие:

Free in – судно свободно от расходов по погрузке;

Free out – судно свободно от расходов по выгрузке;

Fio – судно свободно от расходов по погрузке и выгрузке;

Fiot,fios – судно свободно от расходов по погрузке, выгрузке и штивке (укладке в трюме);

Linerterms – расходы по грузовым операциям несёт судно;

Grossterms – расходы по грузовым операциям несёт судно, но определены нормы грузовых работ.

Основными обязанностями стивидора являются:

· предоставление необходимого количества докеров (крановщиков, лебедчиков, стропальщиков, водителей автопогрузчиков), а также бригадира (супервайзера) для организации перегрузочного процесса;

· предоставление необходимой перегрузочной техники (кранов, погрузчиков, тягачей и т. д.) и средств для застропки груза (стропов, цепей, поддонов, сеток и т. д.);

· проведение перегрузочных работ (погрузка груза в трюм судна или выгрузка груза на причал или в транспортные средства грузополучателя) и транспортировка груза на склады или со складов;

· подготовка документов, необходимых для оформления приемки или сдачи груза;

· организация счета груза, если нет специальных тальманов;

· организация хранения грузов на складе и выдача их получателю.

При заключении договора судовладелец (фрахтователь) стремится как можно большее число операций записать в основные, а стивидор - в дополнительные, с отдельной оплатой.

К основным обязанностям судовладельца относятся следующие:

· своевременная оплата услуг (оговариваются сроки, форма и порядок оплаты);

· предоставление судовой перегрузочной техники и электроэнергии для её работы (если на судах есть такая техника: судовые стрелы, краны, лебедки);

· обеспечение освещения на судне в местах проведения грузовых работ;

· предоставление необходимых сепарационных материалов и средств для крепления грузов в трюме (доски, щиты, проволока, тросы и т. д.), если это по договору не записано за фрахтователем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 4807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.