Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Валютный контроль и компетенция таможенных органов по его осуществлению




Валютный контроль представляет собой механизм административного надзора со стороны государства за соблюдением валютного законодательства. Валютное законодательство, в свою очередь, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок совершения сделок с валютными ценностями внутри страны, сделок между организациями и гражданами одной страны и организациями и гражданами другой стра­ны, а также порядок ввоза, вывоза, перевода и пересылки из-за границы национальной и иностранной валюты и иных валютных ценностей.

Понятие валютных ценностей в общем виде раскрывается в Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и более подробно – в Положении о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками и включает в себя:

– иностранную валюту: денежные знаки (в виде банкнот, казначейских билетов и монет), находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством, а также средства на счетах в российских и иностранных банках;

– ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, платежные документы (чеки, векселя и другие платежные документы), эмиссион­ные ценные бумаги (включая акции, облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение ценных бумаг, и долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;

– драгоценные металлы: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы;

– природные драгоценные камни: алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александрит и натуральный жемчуг. Исключение составляют ювелирные изделия и другие бытовые изделия из указанных металлов и кам­ней, а также лом таких изделий.

Валютный контроль используется государством в целях защиты его финансовой самостоятельности, стабильности денежной системы и укрепления курса национальной валюты.

Основные направления валютного контроля:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и проверка наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств о платежах в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже ино­странной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валют­ным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

К валютным операциям относятся:

– операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использо­ванием в качестве платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

– ввоз и пересылка в Российскую Федерацию валютных ценностей;

– вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

– осуществление международных денежных переводов;

– расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.

Юридические и физические лица, осуществляющие валютные операции в Российской Федерации, подразделяются на резидентов и нерезидентов. Такое деление субъектов валютных отношений обусловлено различием их прав и обязанностей при проведении валютных операций. К резидентам в соответствии с валютным законодательством относятся:

– физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, включая граждан России, временно находящихся за ее пределами;

– юридические лица (в том числе хозяйствующие субъекты без образования юридического лица), расположенные на территории России и образованные в соответствии с российским законодательством, а также их филиалы и представительства, находящиеся за пределами Российской Федерации;

– российские дипломатические и другие официальные представительства, находящиеся за пределами Российской Федерации. Нерезидентами в Российской Федерации считаются:

– физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, включая временно находящихся в Российской Федерации;

– юридические лица (в том числе хозяйствующие субъекты без образования юридического лица), созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации, а также их филиалы и представительства в России;

– иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представи­тельства, находящиеся в Российской Федерации.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Агенты валютного контроля – это организации, осуществляющие некоторые функции валютного контроля и подотчетные в этом органам валютного контроля.

В качестве органов валютного контроля Законом РФ «О валютном ре­гулировании и валютном контроле» определены Центральный банк РФ, федеральные органы исполнительной власти в пределах их компетенции, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти.

Практика показала, что организация действенного валютного контроля за операциями, связанными с внешнеэкономической деятельностью, без участия в этом таможенных органов невозможна. В этой связи Таможенным кодексом РФ к органам валютного контроля был отнесен Государственный таможенный комитет РФ, а к агентам валютного контроля, ему подотчетным, – иные таможенные органы. Позднее к органам валютного контроля была отнесена и Федеральная служба налоговой полиции РФ. Кроме того, косвенно в процессе валютного контроля участвует Министерство по налогам и сборам РФ и ряд других ведомств.

Основные полномочия органов и агентов валютного контроля закреп­лены в Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Органы и агенты валютного контроля призваны обеспечить проведение единой государственной политики в сфере валютного регулирования и валютного контроля. В этих целях органы валютного контроля в пределах своей компетенции вправе издавать нормативные акты, обязательные для исполнения всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, а также определять порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям. Органы и агенты валютного контро­ля вправе и обязаны осуществлять контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, за соблюдением резидентами и нерезидентами требований правовых актов органов валютного контроля. К их полномочиям относятся также предупреждение нарушений валютного законодательства и применение санкций за его нарушение.

Более детально функции органов и агентов валютного контроля регламентированы соответствующими нормативно-правовыми актами, определяющими их правовой статус и компетенцию.

Как уже упоминалось, практика показала невозможность организации эффективного валютного контроля в части операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью, без активного участия в этой работе таможенных органов. Действительно, не кто иной, как сотрудник таможни, первым получает информацию о факте перемещения товаров через границу на основании условий, заложенных во внешнеторговых контрактах.

Компетенция таможенных органов в области валютного контроля за­ключается в осуществлении валютного контроля за перемещением лицами через таможенную границу России (за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов) валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также контроля за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Конкретные полномочия таможенных органов как агентов валютного контроля определяются ГТК России в пределах компетенции таможенных органов в области валютного контроля, а полномочия самого ГТК России как органа валютного контроля определены в положении о нем.

Валютный контроль таможенных органов можно разделить на валютный контроль в торговом обороте и валютный контроль в неторговом обороте.

Валютный контроль в торговом обороте носит многоцелевой характер, но основная его цель – борьба с нелегальным вывозом капиталов за границу и предотвращение сокрытия средств от налогообложения. Валютный контроль в торговом обороте, осуществляемый таможенными органами, подразделяется, в свою очередь:

1) на таможенно-банковский валютный контроль за поступлением в Россию валютной выручки от экспорта товаров;

2) таможенно-банковский валютный контроль за обоснованностью пла­тежей в иностранной валюте за импортируемые товары в соответствии с таможенными режимами выпуска для свободного обращения и реимпорта;

3) таможенный контроль за исполнением внешнеторговых бартерных сделок;

4) таможенный контроль за исполнением внешнеторговых договоров, предусматривающих расчеты в валюте Российской Федерации;

5) таможенный контроль в отношении целевых проверок участников внешнеэкономической деятельности по вопросам соблюдения валютного законодательства и взаимодействия с другими контролирующими органами и агентами валютного контроля.

Таможенно-банковский валютный контроль как единая система, имеющая определенную структуру, технологию, информационные связи, существует с 1994 года, когда началось формирование системы организации контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров. Позже в этой системе также была предусмотрена и функция контроля обоснованности платежей в иностранной валюте за импортируемые товары. С ноября 1996 года на уже существующей технологической основе начат контроль исполнения внешнеторговых бартерных сделок.

Важнейшей особенностью действующей системы валютного контроля во внешнеторговом обороте являются многоступенчатость и параллельный характер контроля. Многоступенчатость контроля позволяет охва­тить все этапы исполнения внешнеторгового контракта вплоть до реального поступления валютной выручки, включая контроль за обоснованно­стью платежей в иностранной валюте, контроль исполнения бартерных сделок. Параллельность контроля проявляется в его одновременном осуществлении банками и таможенными органами, позволяя объединить всех участников сделок в единую цепь.

Валютный контроль за операциями неторгового характера проводится таможенными органами с целью обеспечения исполнения требований правовых норм, регулирующих перемещение через таможенную границу иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, драгоценных металлов и камней.

Ввозить, переводить и пересылать в Российскую Федерацию валютные ценности как резиденты, так и нерезиденты могут без ограничений, соблюдая при этом таможенные правила.

Вывоз валютных ценностей при соблюдении таможенных правил производится беспрепятственно в следующих случаях:

– если валютные ценности были ранее ввезены, переведены или пересланы в Россию, что подтверждено соответствующим документом;

– если иностранная валюта была приобретена в России в установленном Центральным банком РФ порядке, о чем уполномоченным банком выдан соответствующий документ (за исключением случаев вывоза наличной иностранной валюты в сумме, не превышающей в эквиваленте 3000 долларов США, когда наличие такого документа не требуется);

– в иных случаях, установленных российским законодательством (например, разрешается вывоз наличной иностранной валюты, снятой со счета юридического лица на командировочные расходы).

Порядок вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты в настоящее время регулируется нормами соответствующего совместного Положения Центрального банка РФ №105-П и ГТК России №01-100/1 от 12 января 2000 года (в ред. от 24 января 2002 года).

В настоящее время при выезде за рубеж с территории России граждане могут вывозить без разрешительных документов и заполнения декларации наличную иностранную валюту в сумме, не превышающей 3000 долларов США или эквивалентную сумму в иной валюте. Если же гражданин выезжает в дальнее зарубежье не из России, а с территории другого государства, входящего в СНГ или в Таможенный союз, ему следует помнить, что на территории каждого из этих государств действуют национальные правила вывоза наличной иностранной валюты, нередко отличные от российских. Это относится, в частности, к Белоруссии. Так, граждане России при вывозе наличной иностранной валюты через белорусские пункты пропуска на границе должны руководствоваться нормами, действующими в Белоруссии: без предъявления разрешительных документов на нее можно вывозить сумму, не превышающую в эквиваленте 500 долларов США. И кроме того, согласно белорусским таможенным правилам вся вывозимая из страны наличная иностранная валюта вне зависимости от ее суммы подлежит обязательному письменному декла­рированию. Исходя из этого, россиянину, выезжающему в дальнее зарубежье через территорию какого-либо государства - бывшую республику СССР, целесообразно было бы декларировать на российской таможне и на таможне при въезде в это государство всю сумму имеющейся у него наличной иностранной валюты.

Юридические лица имеют право перемещать валютные ценности че­рез таможенную границу Российской Федерации только через уполномоченные банки, имеющие генеральную лицензию на это от Центрального банка РФ.

Особый порядок перемещения валюты установлен для военнослужащих российских войск, дислоцированных за пределами России, для граждан государств ближнего зарубежья, прибывающих в Россию на постоянное местожительство, и в ряде иных случаев.

При осуществлении валютного контроля должностные лица таможен­ных органов наделяются правом в пределах своей компетенции: прове­рять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля; получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках; изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства; не производить выпуск товаров в случае выявления нарушений установленных требований по его оформлению; а также другими правами, преду­смотренными российским законодательством.

Таможенные органы осуществляют также деятельность по борьбе с нарушениями валютного законодательства, являющимися одновременно нарушениями таможенных правил. А в случае обнаружения нарушений валютного законодательства, не входящих в компетенцию таможенных органов, информация о таких нарушениях передается таможенными органами в иные специализированные подразделения иных органов валютного контроля в соответствии с их компетенцией.

 

 

Рекомендуемая литература:

1. Вагин В.Д. Организация таможенного валютного контроля // ФОРУМ. Метод, сборник. Вып. 4. М.: РИО РТА, 1998. С. 40 - 81.

2. Валютное регулирование в России: Сборник основных нормативных актов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля / Под ред. Т.П. Базарова. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.

3. Валюта и таможня. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.

4. Валютный контроль внешнеэкономической деятельности. СПб., 2000.

5. Габричидзе Б.Н. Практика применения Таможенного кодекса Российской Федерации. М.: Книжный мир, 1998.

6. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М.: Спарк, 1996.

7. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.А. Максимцева и Б.Н. Габричидзе. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997.

8. Наумов В.В., Минаева А.В., Сковородке П.В. Валютные операции и меж­дународные расчеты: Уч. пособие. М.: РИО РТА, 1998.

9. Основы таможенного дела: Учебник / Под общ. ред. В.Г. Драганова; Рос. тамож. акад. ГТК России. М.: Экономика, 1998.

10. Основы таможенного дела: Уч. пособие в 7 вып. Вып. II: Организация и технология таможенного контроля. М.: РИО РТА, 1995.

11. Таможенный контроль товаров, подлежащих нетарифным мерам регу­лирования внешнеэкономической деятельности: Практ. пособие. М.: ПРИОР", 1999.

12. Таможенное право: Курс лекций. В 2 т. Т. 2. Особенная часть / Под ред. В.Г. Драганова, науч. рук. М.М. Рассолов. М.: Экономика, 1999.

13. Тимошенко И.В. Таможенное регулирование ВЭД. М.: Бератор-Пресс, 2003.

14. Тимошенко И.В. Таможенное право России. 100 экзаменационных отве­тов: Экспресс-справочник для студентов вузов. М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов м/Д: Изд. центр "МарТ", 2003.

15. Халипов С.В. Таможенное право (Таможенное регулирование внешне­экономической деятельности). М.: Зерцало-М, 2001.

 

Нормативно-правовые акты:

1. Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 года №5221-1 (в ред. от 30 июня 2002 года) // Российская газета, 1993, 21 июля.

2. Закон РФ от 9 октября 1992 года №3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. от 27 февраля 2003 года) // Российская газета, 1992, 4 ноября.

3. Инструкция о порядке проведения личного досмотра физических лиц, следующих через таможенную границу Российской Федерации, либо находя­щихся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения. Утверждена приказом ГТК России от 22 сентября 1997 года №569 (в ред. от 2 февраля 1998 года) // Российские вести, 1998, №31.

4. Приказ ГТК России от 31 августа 2000 года №787 «О порядке учета участников внешнеэкономической деятельности в таможенных органах Российской федерацииФ» (в ред. от 5 августа 2002 года) // Таможенный вестник, 2000, №21, 22.

5. Положение о применении Инструкции Центрального банка РФ и ГТК России от 13 октября 1999 года №86-И и № 01-23/26541 (соответственно) «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров» (в ред. от 24 июня 2002 года) // Российская газета, 2000, 3 февраля.

6. Приказ ГТК России от 20 ноября 2000 года №1053 «Об осуществлении валютного контроля за валютными операциями, связанными с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации» // Таможенный вестник, 2001, №3.

7. Временное положение «О распределении компетенции по валютному контролю между таможенными органами различных уровней». Приложение 2 к приказу ГТК России от 29 декабря 1995 года №796 (в ред. от 23 июля 2002 года).

8. Приказ ГТК России от 19 мая 1993 года №197 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками» (в ред. от 24 октября 2000 года) // Финансовая газета, 1993, №30.

9. Приказ ГТК России от 27 октября 1993 года №437 «Об организации таможенного контроля за перемещением через границу Российской Федерации валюты Российской Федерации» (в ред. от 4 октября 1996 года) // Таможен­ный вестник, 1996, №21.

10. Положение ЦБ РФ и ГТК России от 12 января 2000 года №105-П и №01-100/1 «О порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты» (в ред. от 24 января 2002 года) // Российская газета, 2000, 15 февраля.

11. Распоряжение ГТК России от 1 ноября 2001 года №1025-p «Об утверждении методических рекомендаций по проведению таможенного контроля (в том числе проверок финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД)» (в ред. от 5 августа 2002 года) // Таможенные ведомости, 2002, №3.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что является основной целью таможенного контроля?

2. В каких формах, предусмотренных законодательством, может осуществляться таможенный контроль?

3. Назовите виды таможенного контроля и в чем их отличие от форм таможенного контроля?

4. Как часто таможенные органы могут проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности одного и того же лица – субъекта таможенно-правовых отношений?

5. Какие товары подлежат обязательному таможенному досмотру?

6. Что такое «таможенный осмотр» и в чем его отличие от таможенного досмотра?

7. Что означает понятие выборочности таможенного контроля?

8. Могут ли таможенные органы привлекать иных лиц, не являющихся сотрудниками таможенных органов, для проведения таможенного контроля?

9. В связи с чем, на ваш взгляд, происходит деление субъектов валютного контроля на резидентов и нерезидентов?

10. Что такое клиринговая валюта?

11. Что понимается под термином «валютные условия контракта»?

12. Какую сумму иностранной валюты можно вывозить из России без предъявления каких-либо документов, дающих право на ее вывоз?

13. Каковы условия вывоза из нашей страны памятных монет. Являющихся валютой Российской Федерации?

14. Что такое таможенная справка формы ТС-28?

15. Какая часть валютной выручки от экспорта товаров и услуг обязательно должна продаваться на внутреннем валютном рынке России?

16. Что такое паспорт сделки и в скольких экземплярах он оформляется?

17. Какие подразделения таможни осуществляют функции валютного кон­троля?

18. Могут ли лицо либо перемещаемые им через таможенную границу товары быть освобождены от определенных форм таможенного контроля или от таможенного контроля полностью? Если да, то кто вправе дать распоряжение на такое освобождение?


 

Тема 5. Таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей

Вопросы:

1. Правовые основы таможенно-тарифного регулирования. Понятие, основные цели и элементы таможенного тарифа.

2. Таможенная стоимость товара и методы ее определения.

3. Понятие, виды и порядок уплаты таможенных платежей. Обеспечение уплаты таможенных платежей.

4. Меры нетарифного регулирования и особенности их применения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 3208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.