Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инструкция 4 страница




+0-0 Указывает на амбивалентность отношения, колеблющегося между осмотрительной сдержанностью и опасением не получить того, что ему причитается.
+0-1   Тревога и беспокойное недовольство (либо обстоятельствами, либо неудовлетворенными эмоциональными потребностями) вызвали напряжение и стресс. Его политика: спастись от этого, не позволяя себе "стать вовлеченным", создав себе тем самым хотя бы внешнее подобие покоя.
+0-2   Неудачная попытка упрочить свое положение в соответствии с собственным высоким мнением о своих достоинствах в сочетании с непрерывным усилием "показать себя", не имея к тому достаточных оснований, привели к значительному стрессу. Пытается избежать чрезмерных требований к своим ограниченным возможностям, отказываясь брать на себя ответственность или быть "вовлеченным" в какие-либо дальнейшие неприятности.
+0-3   Истощение жизненной энергии сделало невыносимым любое возбуждение, любые требования извне. Ощущение бессилия вызывает беспокойство, раздражение, причиняет острую боль, от которой он пытается избавиться, отказываясь от активного участия в событиях. Он ограничивает себя, надеясь при помощи осторожности, скрывая свою решимость, в конце концов добиться своего.
+0-4   Сильную тревогу вызывают несбывшиеся надежды, а также страх, что новые цели приведут к новым неудачам. Пытается избавиться от этой тревоги, замыкаясь в себе. Из соображений самозащиты становится осмотрительным. Угрюм и подавлен.
+0-5   Испытывает потребность как-то защитить себя от своей чрезмерной доверчивости, т.к. он находит, что другие часто неправильно ее истолковывают или же используют в своих интересах. В результате, он вырабатывает у себя критическое и высокомерное отношение. И готов к сотрудничеству лишь тогда, когда имеет возможность убедиться в искренности и надежности других.
+0-6   Неудовлетворенное желание добиться уважения, выделяться среди своих товарищей, вызывает у него некоторую тревогу. В результате снижается способность к нормальному общению.
+0-7 Боится, что если он не оградит себя от внешних воздействий, его независимость окажется под угрозой или будет сильно ограничена. Не хочет, чтобы его беспокоили.
+1-1 Указывает на амбивалентность отношения, колеблющегося между расслабленным довольством и беспокойной неудовлетворенностью.
+1-0   Испытывает необходимость достичь устойчивого и спокойного состояния, в котором он мог бы освободиться от тревоги, которая вызвана тем, что ему могут помешать достичь всего, чего он хочет.
+1-2   Стресс и ощущение неполноценности порождают напряжение, связанное с попыткой справиться с некоторыми обстоятельствами, которые являются непосильными для него. Стремится спастись от этого в какой-либо более спокойной и свободной от проблем обстановке, в которой бы ему больше не пришлось отстаивать свои права и сопротивляться такому сильному давлению.
+1-3   Истощение жизненной энергии сделало невыносимым какой-либо дальнейший подъем и какие-либо требования к его возможностям. Ощущение бессилия вызывает у него беспокойство и причиняет острую боль. Пытается найти спасение от всего этого в отказе от борьбы, в поисках спокойной и мирной обстановки, в которой он мог бы прийти в себя в атмосфере доброжелательности и безопасности.
+1-4   Сильную тревогу вызывают разочарование в несбывшихся надеждах и страх, что, если он поставит перед собой новые цели, то это приведет только к новым неудачам. Пытается найти спасение от этого в спокойных и гармоничных отношениях, которые оградили бы его от разочарований и недостатка признания.
+1-5   Испытывает потребность как-то защититься от своей склонности к чрезмерной доверчивости, т.к. находит, что другие зачастую неправильно истолковывают ее или используют в своих интересах. Поэтому он ищет каких-либо отношений, в которых бы царила спокойная и сочувственная близость, и в которых бы каждый знал позицию другого.
+1-6 Хочет, чтобы его ценили и уважали. Пытается найти это в близком и спокойном общении, основанном на взаимном уважении.
+1-7 Не хочет быть втянутым в разногласия из-за каких-либо мнений, воззрений или суждений, предпочитая, чтобы его оставили в покое.
+2-2 Указывает на амбивалентность отношения, колеблющегося между попыткой самоутверждения и желанием избавиться от того встречного давления, которое эта попытка вызовет.
+2-0 Опасается, что ему могут помешать добиться того, чего он хочет. Поэтому он требует, чтобы другие признали его права.
+2-1   Эмоциональная неудовлетворенность и недовольство сложившимися обстоятельствами могут вызвать стресс. Пытается избавиться от стресса, отрицая его существование и скрывая свою неудовлетворенность за гордым, но неадекватным утверждением своей независимости и самостоятельности.
+2-3   Истощение жизненной энергии сделало непереносимыми какой-либо дальнейший подъем активности или какие-либо требования к нему. Это ощущение бессилия вызывает у него раздражение и острую боль. Пытается избавиться от этого, упрямо отстаивая свою точку зрения. Однако общее состояние беспомощности часто определяет безуспешность этих попыток. Поэтому очень чувствителен к критике и обидчив.
+2-4   Разочарование и опасение, что определять какие-либо новые цели было бы бессмысленно, вызывают тревогу. Стремится к признанию. Любая критика вызывает протест. Попытка повлиять на него приводит к сопротивлению. Стремясь укрепить свою позицию, пытается утвердить себя, педантично используя свою власть в мелочах.
+2-5   Старается укрепить свою позицию и повысить чувство самоуважения, анализируя свои достижения (и достижения других людей) тщательно и критично. Требует, чтобы все было ясно и недвусмысленно.
+2-6   Чтобы повысить свое самоуважение и ощутить свою ценность, ему нужно, чтобы другие ценили его и уважали как исключительную личность. Протестует против посредственности, ставит себе высокие цели.
+2-7   Оказывает сильное сопротивление внешним воздействиям и каким-либо посягательствам на его свободу самостоятельно принимать решения и строить планы. Старается создать себе положение и упрочить его.
+3-3 Указывает на амбивалентность отношения, колеблющегося между желанием поступить по своему и потребностью в том, чтобы его оставили в покое.
+3-0 Опасение, что ему могут помешать добиться того, что он хочет, заставляет его действовать с лихорадочной напряженностью.
+3-1   Тревога и беспокойное недовольство, вызванные либо обстоятельствами, либо неудовлетворенными эмоциональными потребностями, привели к стрессу. Пытается избавиться от него при помощи напряженной деятельности, направленной либо на завоевание личного успеха, либо на приобретение разнообразного опыта.
+3-2   Попытка справиться с обстоятельствами, которые на самом деле выше его сил и возможностей, вызывают сильную тревогу и ощущение неполноценности, в котором он не признается. Старается избавиться от этого, отдавая все свои силы напряженной деятельности. Хочет иметь право действовать по-своему. Чрезмерный самоконтроль может привести к неуправляемым вспышкам гнева.
+3-4   Стресс и тревогу вызывают несбывшиеся надежды и опасение, что новые цели приведут к новым неудачам. Хочет близкого общения с другими людьми и возможности свободно развиваться. Но чувствует, что его взаимоотношения формальны, а его развитию препятствуют. Реагирует на это напряженной деятельностью, направленной на то, чтобы любой ценой достичь своих целей.
+3-5 Хочет действовать свободно и беспрепятственно. Однако ограничен своей потребностью все возводить на рациональной, твердой, четко определенной основе.
+3-6 Действие доставляет ему удовольствие. Хочет, чтобы за личные достижения его уважали и почитали.
+3-7 Борется с ограничениями и запретами. Требует, чтобы ему дали возможность развиваться свободно.
+4-4 Указывает на амбивалентность отношения, колеблющегося между оптимистическими желаниями и мрачным пессимизмом.
+4-0   Боязнь, что ему могут помешать достичь желаемого, приводит к беспокойным поискам ощущения удовлетворенности в фантазировании или бессмысленной деятельности.
+4-1   Тревога и беспокойное недовольство либо обстоятельствами, либо неудовлетворенными эмоциональными потребностями вызвали стресс. Чувствует себя непонятым, сбитым с толку, испытывает беспокойство. Это заставляет его искать новые условия или новые взаимоотношения в надежде, что они смогут принести ему большую удовлетворенность и душевный покой.
+4-2   Пытается справиться с обстоятельствами, которые выше его сил и возможностей, что вызывает тревогу и чувство собственной неполноценности. Чтобы повысить самоуважение реагирует на такую ситуацию поисками внешних доказательств своих способностей и своей ценности. Чтобы снять с себя вину склонен обвинять других.
+4-3   Истощение жизненной энергии сделало невыносимыми какие-либо требования к нему, какую-либо активность. Чувствует, что сложившиеся обстоятельства могут быть угрожающими, но бессилен что-то с этим сделать. Очень надеется, что какое-нибудь другое решение подскажет ему путь к спасению.
+4-5   Яростно сопротивляется сложившимся условиям, которые по его мнению, недостаточно определены или оказывают дезорганизующее воздействие. Поэтому ищет выход, который внес бы ясность в эту ситуацию и сделал бы более упорядоченной.
+4-6 Считает, что при существующем положении дел его недостаточно ценят. Ищет других условий, в которых у него было бы больше возможностей доказать, свою ценность.
+4-7 Считает, что его развитие ограничивают и стесняют. Ищет какой-нибудь выход, который бы избавил его от этих ограничений.
+5-5   Указывает на амбивалентность отношения, колеблющегося между желанием близких дружеских отношений и презрением к людям за то, что им не хватает вкуса и интеллекта.
+5-0   Опасается, что ему могут помешать достичь желаемого. Поэтому во взаимоотношениях с другими людьми активно использует личное обаяние, надеясь, что так будет легче достичь цели.
+5-1   Тревога и беспокойное недовольство, порожденные либо обстоятельствами, либо неудовлетворенными эмоциональными потребностями, вызвали значительный стресс. Он пытается искать спасение от этого в идеализированной обстановке сочувствия и понимания или в "замещающей" ее атмосфере красоты.
+5-2   Сильный стресс вызывают недовольство сложившимися обстоятельствами и эмоциональная неудовлетворенность. Считает, что можно найти выход в идеализированной обстановке сочувствия или в "замещающей" ее атмосфере красоты.
+5-3   Упадок жизненных сил сделал непереносимыми какой-либо дальнейший подъем активности или какие-либо требования к нему. Хочет спастись от этого бегством в иллюзорный искусственный мир, который устроен согласно его желаниям. Несбывшиеся надежды и опасения, что новые цели приведут к новым неудачам, вызывают тревогу. Страдает от недостатка близких и сочувственных отношений.
+5-6   Все необычное, оригинальное, в том числе люди с какими-либо выдающимися свойствами, производит на него сильное впечатление. Пытается перенимать те качества, которыми он восхищается. Стремится показать оригинальность своей собственной личности.
+5-7   Стремится избегать критики и предотвратить какие-либо ограничения свободы его собственных действий. Хочет сам определять свою судьбу. Общаясь с другими людьми, активно использует личное обаяние.
+6-6 Указывает на амбивалентность отношения, колеблющегося между потребностями в удовлетворении желания безопасности и жаждой особого признания.
+6-0   Страх, что ему могут помешать достичь желаемого, усиливает его потребность в безопасности и в свободе от конфликтов. Поэтому он ищет устойчивого окружения, в котором он мог бы расслабиться.
+6-1   Тревога и недовольство либо обстоятельствами, либо неудовлетворенными эмоциональными потребностями вызывают сильный стресс. Пытается искать спасение от этого в безопасной, свободной от конфликтов ситуации, в которой он мог бы расслабиться и прийти в норму.
+6-2   Напряжение, вызванное попыткой справиться с обстоятельствами, которые на самом деле выше его сил и возможностей, вызвало значительную тревогу и ощущение неполноценности, в котором он не признается. Пытается искать от этого спасение в обстановке устойчивости и безопасности, в которой он мог бы расслабиться и прийти в себя, и в которой бы от него больше ничего не требовалось.
+6-3   Истощение жизненной энергии сделало невыносимыми какой-либо дальнейший подъем или какие-либо требования к нему. Это ощущение бессилия в сочетании с разочарованностью тем, что он не может управлять ходом событий, вызывает раздражение и острую боль. Он пытается искать спасение от этого в обстановке устойчивости и безопасности, в которой он мог бы расслабиться и прийти в себя.
+6-4   Разочарование и страх, что определять какие-либо новые цели не имеет смысла, вызывают тревогу. Переживает от недостатка каких-либо близких и сочувственных отношений и от того, что его недопонимают и недооценивают. Он пытается найти спасение в стабильной обстановке, в которой он мог бы расслабиться и почувствовать себя более удовлетворенным.
+6-5   Старается избегать критики и конфликтов. Хочет укрепить свое устойчивое и безопасное положение. Однако сам склонен относиться к окружающим критически и ему трудно угодить.
+6-7 Ищет безопасности и такого положения, в котором бы его больше не беспокоили никакими требованиями.
+7-7 Указывает на амбивалентность отношения, колеблющегося между "нормальным" индивидуализмом и нетерпимостью ко всем остальным точкам зрения.
+7-0   Боязнь, что ему могут помешать добиться того, чего он хочет, заставляет его пользоваться всеми возможностями, которые может предложить жизнь. Но он категорично утверждает, что ни одна из них не представляет собой какую-нибудь ценность. Этот негативизм становится для него средством скрыть свою беспомощность и ощущение тщетности.
+7-1   Тревога и недовольство либо обстоятельствами, либо эмоциональными потребностями вызвали значительный стресс. Основной причиной считает отсутствие какого-либо понимания со стороны окружающих. Вырабатывает у себя презрительное и вызывающее отношение к ним.
+7-2   Напряжение, вызванное попыткой справиться с обстоятельствами, которые на самом деле выше его сил и возможностей, породило значительную тревогу и ощущение неполноценности, в котором он не признается. В своих неудачах склонен винить окружающих или не зависящие от него обстоятельства.
+7-3   Истощение жизненной энергии сделало непереносимым какой-либо дальнейший подъем активности или какие-либо требования к нему. Уверен, что из него сделали жертву. Требует, чтобы ему позволили поступать по-своему.
+7-4   Разочарованье и боязнь, что определять какие-либо новые цели не имеет смысла, вызвали тревогу, ощущение пустоты и презрения к самому себе, в котором он не признается. Его отказ признать это, вынуждает его вести себя вызывающе и своевольно.
+7-5   Его природная способность ко всему подходить с позиций критической "разборчивости" приняла утрированную форму и превратилась в отношение "резкого критиканства". Все отрицает и надо всем глумится, несмотря на факты.
+7-6 Изо всех сил старается играть какую-либо выдающуюся роль, быть в центре внимания. Отказывается от безличных или второстепенных ролей.

 

 

В последние десять лет цветовой тест М. Люшера включался в психодиагностический комплекс всех проводимых нами исследова­ний. Обобщение накопленных данных позволяет сделать ряд выво­дов о сущности и перспективности этого теста.

1. Несмотря на внешнюю неустойчивость цветовых предпочте­ний, их зависимость от большого количества трудно учитываемых фак­торов, многократное ретестирование одних и тех же испытуемых об­наруживает одни и те же среднегрупповые оценки цветовых предпоч­тений. В частности, цветовой методикой обследовались:

- «моржи» (до и после купания в проруби);

- учебные группы аутогенной тренировки (до и после сеанса
мышечного расслабления);

- военнослужащие (до и после упражнений, связанных с риском);

- спортсмены (до и после тренировки в разные периоды года);

- рабочие, служащие (утром и вечером в разные декады месяца);

Во всех случаях статистически значимые различия между резуль­татами первого и повторного обследований отсутствуют. При много­кратном обследовании одного и того же испытуемого очень быстро ста­новится заметно, что колебания цветовых предпочтений от обследова­ния к обследованию незначительны по величине (большей частью цвет перемещается в диапазоне 2-3 мест) и происходят вокруг четко обо­значенных мест, которые отражают «цветовой профиль» испытуемого.

Вывод: в привычных для испытуемых условиях жизнедеятель­ности индивидуальные и групповые оценки цветовых предпочтений устойчивы (малоизменяемы) во времени.

2. При сравнении оценок по тесту, полученных в привычных для испытуемых условиях и в непривычных, экстремальных ситуациях, как правило, регистрируются существенные, статистически значимые изменения цветовых предпочтений. Этот результат установлен на спортсменах, участвовавших в ответственных соревнованиях.

Вывод: цветовые предпочтения испытуемых могут значительно изменяться при обследовании в напряженных, неординарных условиях.

Рекомендации к оформлению:

1. Занесите результаты теста в рабочую тетрадь (с. 52-56);

2. Выполните кодировку выборов цвета по обеим сериям;

3. Заполните таблицу сравнения данных с аутогенной нормой;

4. Рассчитайте суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО) и вегетативный коэффициент (ВК), переведите полученные значения в стандартные баллы;

5. Вычислите коэффициенты Аминева - промежуточные величины А1-А7, коэффициенты: гетерономность-автономность, концентричность – эксцентричность, вегетативный баланс, личностный баланс, работоспособность, стресс;

6. Произведите интерпретацию конфликтов внутриличностного плана и функциональных пар;

7. Напишите заключение.

 

16. Методика рисуночной фрустрации (Розенцвейг)

(Rosenzweig Picture-Frustration Study, PF Study)

Обзор

Проективная методика исследования личности. Предложена С. Розенцвейгом в 1945 г. на основе разработанной им теории фрустрации (лат. frustratio — обман, тщетное ожидание, расстройство).

Стимульный материал Р. р. ф. м. состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации переходящего типа. Из них 16 ситуаций, в которых создается препятствие (останавливают, обескураживают, обижают, сбивают с толку), и 8 ситуаций, в которых субъекта обвиняют в чем-то. Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.

На рисунке персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фрустрация собственная или другого индивидуума. Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписать первый пришедший на ум ответ. Черты и мимика персонажей в рисунках отсутствуют. Изображенные на рисунках ситуации достаточно обыденны и могут быть разделены на две группы: 1) ситуации-препятствия, или, по терминологии С. Розенцвейга, «эгоблокинговые». Здесь какое-либо препятствие или действующее лицо обескураживает, сбивает с толку, фрустрирует любым прямым способом персонаж, находящийся на рисунке справа; 2) ситуации обвинения, или «суперэгоблокинговые». В этих ситуациях персонаж, нарисованный справа, обвиняется в чем-либо или его привлекают к ответственности.

Оценка полученных ответов, в соответствии с теорией С. Розенцвейга, осуществляется по направлению реакции (агрессии) и ее типу.

По направленности реакции подразделяются на:

а) экстрапунитивные (extrapunitive) — реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица;

б) интропунитивные (intropunitive) — реакция направлена на самого себя с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению;

в) импунитивные (impunitive) — фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем; обвинение окружающих или самого себя отсутствует. Для обозначения экстрапунитивной, интропунитивной и импунитивной направленности в общем, без учета типа реакции, используются буквы Е, I, M соответственно.

Кроме того, существует деление по типу реакции, а именно:

а) препятственно-доминантные (Е', I', M') — препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные;

б) самозащитные (Е, I, M) — активность в форме порицания кого-либо, отрицания или признания собственной вины, уклонения от упрека; направлена на защиту своего «я»;

в) потребностно-настойчивые (е, i, т) — постоянная потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.

Помимо количественной и качественной оценок направленности и типа реакции во фрустрирующих ситуациях на основе стандартныx ответов (ответ, который дали не мере 40% обследуемых) рассчитывается «показатель групповой конформности», позволяющий судить о степени социальной адаптации индивидуума.

Дополнительную информацию о поведении в ситуациях фрустрации дают индексы Раухфмейша (1971), позволяющие оценить специфику фрустрационных реакций по соотношению величин отдельных факторов. К ним относятся:

индекс «направленности агрессии» — Е/ I,

индекс «трансформации агрессии» — Е/е;

индекс «решения проблем» i/e.

В соответствии с теорией С. Розенцвейга фрустрация возникает в тех случаях, когда организм встречает более или менее существенные препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности. Защита организма во фрустрирующих ситуациях осуществляется на трех уровнях: клеточном (действие фагоцитов, антител и т. п.), автономном - защита организма в целом от физических «агрессий» (соответствует в психологическом плане состояниям страха, страдания, а в физиологическом - изменениям, происходящим в организме при стрессе), кортикальном, психологическом уровне, на котором и осуществляется выделение соответствующих типов и направленности реакций личности. Хотя теории С. Розенцвейга присуща расширенная трактовка фрустрации, вбирающая в себя понятие стресса, Р. р. ф. м. предназначена прежде всего для диагностики особенности поведения в ситуациях, связанных с появлением трудностей, помех, препятствующих достижению цели.

Р. ф. м., будучи достаточно структурированной, направленной на определенную область поведения и обладая относительно объективной процедурой оценки, более доступна статистическому анализу, нежели большинство проективных методик. По имеющимся в зарубежной литературе данным, коэффициент надежности ретестовой составляет 0,60-0,80. Достаточно высока валидность, например, по параметру экстрапунитивности, выявленному независимо по Р. р. ф. м., и тематической апперцепции тесту, она составляет 0,747.

Разработан вариант Р. р. ф. м. для обследования детей в возрасте от 4 до 14 лет (С. Розенцвейг с соавт., 1948). Отдельный модифицированный детский вариант предложен В.В. Добровым. Возможно групповое обследование. Имеются модификации Р. р. ф. м., предназначенные для изучения отношения к национальным меньшинствам, проблемам сохранения мира и др. В России Р. р. ф. м. использовался для дифференциальной диагностики неврозов, при прогнозировании общественно опасных действий психически больных (Н. В. Тарабрина, 1973). Имеются нормативные данные, полученные на выборке студентов вузов (К. Д. Шафранская, 1976).

Л.Н.Собчик отмечает некоторые достоинства и недостатки данной методики. Так, применение методики опытным психологом дает более широкое представление о личности обследуемого лица, так как помимо типа реагирования на фрустрацию она позволяет выявить степень эмоциональной зрелости, а также некоторые индивидуально-типологические особенности, что подтверждается данными других психодиагностических тестов.

Вместе с тем, методика в значительной мере подвержена влиянию установочных реакций. Обследуемый в эксперименте может настолько хорошо контролировать себя, что истинная реакция на стресс не проявляется. Она не дает дифференцированного подхода к разного рода фрустрациям в зависимости от степени значимости тех или иных ценностей в индивидуальной иерархии ценностей. Кроме того, не учитывается степень значимости того лица, от которого исходит фрустрирующее воздействие.

В целом, тест является весьма популярным инструментом изучения личности в настоящее время.

 

Особенности процедуры проведения:

Всего методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на каждом из которых изображены два человека или более, занятые еще не законченным разговором. Эти рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что, «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но, в отличие от группового, в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы. Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен быть получен новый ответ. Первоначальный ответ нужно зачеркнуть, а не стирать резинкой. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.